Отдельные и специализированные шкалы и опросники
Тенденции последних десятилетий нашли отражение не только в пересмотре сложных опросников, содержащих множество шкал, но и в разработке специализированных шкал, предназначенных для измерения единичных конструктов и концептов. Одним из наиболее заметных в клинической практике среди подобных тестов является «Опросник Бека для депрессии» (Beck Depression Inventory, BDI), основанный на когнитивной психотерапевтической теории Бека (Beck & Steer, 1993). После первой публикации опросника в 1961 г., который классифицировался тогда как структурированное психиатрическое интервью, Аарон Бек, Роберт Стир и другие ученые провели многочисленные исследования, постоянно модернизируя и улучшая этот короткий тест-самоотчет (Beck & Steer, 1987; Beck. Steer & Garbin, 1988). Тест состоит из 21 вопроса, отвечая на которые субъект сообщает о том, в какой мере он испытывает такие симптомы, как грусть, вина, несостоятельность, социальная отчужденность и озабоченность соматическими проблемами. Тест прост по форме проведения и подсчету результатов, представленных в форме цифр, характеризующих состояния от нормального до глубоко депрессивного. Получаемые результаты оказываются достаточно надежными, высоко коррелируя с другими индикаторами депрессии. Опросник Бека широко используется » качестве процедуры клинического скрининга, а также в качестве критерия депрессии, используемого в исследованиях.
Еще одним важным для клинической работы конструктом является тревожность. Для измерения тревожности часто используется широко известная процедура «Опросник тревожности как состояния и черты личности» (State-Trait Anxiety Inventory. STAI), разработанный Чарльзом Спилбергером и его коллегами (Spielberger, 1989). STAI состоит из двух отдельных наборов по 20 высказываний в каждом. Для определения тревожности как черты личности респондентов просят выразить свое отношение к таким утверждениям, как: «Я часто волнуюсь» или «Я спокойный и раскрепощенный человек». Для определения тревоги как состояния испытуемым предлагается выразить степень своего согласия с утверждениями, подобными следующим: «Я расстроен и обеспокоен». Внутренняя надежность обеих анкет достаточно высока, а тестово-ретестовая надежность анкеты тревоги как состояния ниже, чем для анкеты тревожности как черты личности, особенно, если человек находится в различных состояниях при заполнении обеих анкет. Спилбергер разработал также шкалу гнева (Spielberger et al, 1985; Spielberger & Sydeman, 1994) и отдельную шкалу, предназначенную для тестирования детей: «Опросник тревожности как состояния и как черты личности для детей» (State-Trait Anxiety Inventory for Children, STAIC. Spielberger, 1989). "
Существует много конструктов и концептов, могущих пригодиться как в клинической практике, так и в теоретических целях, и лица, проводящие тесты, не должны забывать о них. За последние десятилетия были разработаны многочисленные простые шкалы и короткие опросники для таких характеристик, как. общая психиатрическая симптоматика (SCL-90-R, Derogatis, 1977), уверенность в себе (Hall, 1977), установки, предрасполагающие к развитию психиатрических симптомов (DAS, Beck. Brown, Steeer & Weissman, 1991), скука (Farmer 4 Sundberg, 1986), страхи (Marks & Matthews, 1979. Wolpe & Lang. 1964), стиль межличностного общения (Lorr, 1990), одиночество (Peplau & Perlman. 1982), приятные и неприятные события (Levinsohr. & Amenson, 1978) и перфекционизм (Hewitt, Flett. Turnbull-Donovan & Mikail, 1991), а также для других показателей.
Проективные техники
Теперь мы переходим к совершенно иному методу осмысления личности и социоэмоционального функционирования — проективному тестированию Проективные техники требуют более развитых навыков проведения, регистрации и измерения результатов, чем объективные опросники. Использующиеся в этих тестах стимулы не являются ни распечатанными высказываниями, ни тестовыми вопросами, и предъявляются в виде неструктурированного и неоднозначного материала, а цели тестирования его непонятны субъекту. Здесь уместно привести остроумное замечание Джорджа Келли (Kelly, 332), которое хорошо иллюстрирует разницу проективным и объективным методом исследования личности: «Когда субъекта просят отгадать о чем думает исследователь, мы называем это объективным тестированием; когда исследователь пытается отгадать, о чем думает субъект, мы называем это проективной техникой». Линдсей описывает стиль проективного обследования следующим образом:
Проективная техника представляет собой инструмент, который считается особенно чутким к скрытым или неосознанным аспектам поведения; она позволяет проявлягь и стимулирует широкий спектр реакций, кроме она весьма многомерна и способствует получению з1чно богатых и обильных данных о реакциях испытуемого при минимальном понимании испытуемым i теста (Lindzey, 1961, р. 45).
Проективная гипотеза гласит, что реакции чело-i относительно неструктурированную ситуацию позволяют проникнуть в его внутренний мир скрытых предрасположенностей, конфликтов и психодинамических сил. Проективную технику с энтузиазмом поддерживают психиатры и психологи психоаналитической ориентации, поскольку эта техника акцентирует внимание на бессознательном, а на конфликтах между примитивными импульсами и стремлением удовлетворять требованиям реального мира, в котором эти импульсы не могут быть выражены напрямую.
Наиболее значительный личностный тест такого рода был разработан швейцарским психиатром Германом Роршахом и опубликован в 1921 г. Тест Роршаха состоит из 10 чернильных пятен, рассматривая которые, тестируемый должен сказать, что, по его мнению, напоминает каждое пятно. Затем оценивающий снова возвращается к каждому из пятен и просит субъекта сказать, какие именно детали пятна делают его похожими на указанный отвечающим перцепт. Тестирующий оценивает полученные ответы с точки зрения локализации (касается ли перцепт всего пятна или только его части), детерминант (какие особенности пятна повлияли на формирование перцепта — форма, цвет, штриховка и т. д.) — и содержания перцепта (человек, животное, анатомия, ландшафт и т. д.). Используются также и другие показатели, как, например, число сообщаемых ответов и количество названных «популярных» перцептов (т. е. часто узнаваемых образов). Было разработано много различных систем оценки и подсчета результатов теста Роршаха, но наиболее исчерпывающая и наиболее распространенная в настоящее время среди психологов система была создана Джоном Экснером (Ехпег, 1974, 1986, 1999). Несмотря на свою популярность, «Общая система Экснера» не устранила разногласий в кодировании ответов, субъективизма в их интерпретации или склонности клиницистов полагаться в основном на свои субъективные впечатления, основанные на опыте их личного знакомства с инструментом (Cohen, Swerdlik & Smith, 1992; Fowler, 1985; Wood, Nezworski & Stejskal, 1996). На рис. 4.2 воспроизведена карточка из теста Роршаха с изображением чернильного пятна.
Летающий человек— вампир
Разъяснение: Видно злое лицо (в середине). Человек раскинул свой плащ. У него тоненькие ножки.
Эльф (карточка рассматривалась сбоку)
Разъяснение: Вот эта часть (указывая на профиль) выглядит совсем как голова. Похоже на гномика,
игравшего с Белоснежкой, может быть, на Соню. Вот нос и ресницы.
Рис. 4.2. Карточка Роршаха с ответами
Источник: Sundberg, 1977, с. 207. Copyright © 1 977 by Prentice-Hall, воспроизводится с разрешения.
Другой наиболее широко распространенной проективной техникой является «Тест тематической апперцепции» (Thematic Apperception Test, TAT). В 1938 году Генри Мюррей (Henry Murray) и его коллеги в процессе обширных исследований личности, проводившихся в Гарвардском университете, разработали тест тематической апперцепции и лежащую в его основе теорию. Тест состоит из 30 рисунков, из которых клиницист обычно отбирает 5-10. Тестирующий показывает карточки по одной и просит испытуемого составить рассказ, спрашивая его, какое событие изображено па рисунке, что происходило до этого события и что случится дальше. После создания рассказа клиницист просит испытуемого представить, что думают и чувствуют люди, изображенные на картинке (см. рис. 4.3).
«Тест тематической апперцепции» используется, скорее, в целях познания личности, чем для диагностики расстройств. Упоминания испытуемыми родительских фигур и проблем во взаимоотношениях с родителями при проведении ТТА часто оказываются важными темами обсуждения в ходе психотерапии. Согласно теории Мюррея (Murray, 1943), основные темы, использующиеся при интерпретации результатов ТТА, касаются личных потребностей, восприятия влияний окружающей среды, а также тем, связанных с главным героем рассказа. Мюррей разработал кодировочную форму для этих характеристик, а другие авторы опубликовали системы подсчета баллов, однако ни одна из этих систем не смогла приобрести того влияния, какое приобрели системы Роршаха. Как правило, уровень квалификации лиц, проводящих клиническое обследование с использованием ТТА. зависит от опыта работы с ТТА, что позволяет им обращать внимание на такие показатели, как следование испытуемых указания сходство сообщаемых ими рассказов с ожидаемы темами и часто повторяющиеся пли обычно выделяемые конфликты и проблемы (Dana.
Рис. 4.3, Девочка, рассказывающая историю по картинке из «Теста тематической апперцепции». (Carmine L. Galasso] |
1985). Несмотря на это, психологам, ориентированным на исследовательскую деятельность, удалось разработать;: своих целей универсальную систему оценки резу, татов, получившую широкое признание. При помощи ТТА- подобных рисунков и точных схем кодирования Дэвид Макклелланд и его коллеги npовели широкомасштабное исследование таких потребителей. как потребность в достижениях, принадлежности, власти и интимности — главным образом, . неклинических групп (McAdams, 1988; McClelb 1961). Другие авторы создали системы оценки, сочетающие субъективный и количественный подходы, стараясь стандартизировать подсчет балле интерпретацию результатов (Bellak, 1986).
Заслуживает упоминания и ряд других проектных техник. Часто используются рисуночные тесты например «Нарисуй человека», «Нарисуй дом, дерево и человека» и гештальт-тест Бендера, Размер детали, манера рисования и в некоторых случаях возникающие у клиента ассоциации позволяют клиницисту сформулировать диагностические гипотезы. Кроме того, используется такая процедура, как завершение незаконченных предложений. Как явствует из названия этого теста, клиента просят заканчивать незавершенные предложения, при клиницисты исходят из того, что ответы или позволяют обнаружить глубинные и значимые постные характеристики. Данная проективная техника в настоящий момент является наиболее распространенной (Watkins, Campbell, Nieberd Hallmark. 1995); при этом чаще всего используется «Список незаконченных предложений Pиаpa» (Rotter Incomplete Sentence Blank) (Rot Rafferty, 1950).
Существует много других оригинальных мет побуждающих людей раскрывать перед психологами свои сокровенные мысли. Лиидсей (Lin 1961) предложил классификацию проективных техник, разбив их на пять основных групп на о форм поведения, которые они призваны вызывать) ассоциации (например, тест Роршаха, тест словесных ассоциаций); б) конструирование, (состав историй в ТТА); в) завершение (завершение предложений); г) выбор или упорядочивание (размещение предметов по категориям или в соответствии с личными предпочтениями); д) самовыражение (piсование карандашом, красками или пальцем, игра с деленными предметами). За свои психометрические свойства проективные техники подверглись кой критике. Так, если проективный тест имеет количественную систему измерения результатов валидность и надежность могут вызывать сом Многие опытные психологи, проводя тест Роршаха вообще не используют систему измерения результатов тестирования, хотя она является одной и более разработанных среди всех проективных техник; вместо этого они проводят качественный анализ личностных характеристик. Было предпринято несколько заслуживающих внимания попыток применения психометрических процедур к проективным техникам, наиболее удачной из которых можно считать «Технику чернильных пятен» Хольцмана (HIT) (Holtzman" 1975. 1986. 1988). Измерение результатов можно проводить простыми методами и с достаточной степенью надежности, а валидность теста можно продемонстрировать путем сопоставления с такими критериями, как рейтинги и диагнозы. Применение многих проективных техник, например теста Роршаха и ТТА. занимает много времени по сравнению с личностными опросниками. Развитие бихевиоральных методов оценки также способствовало снижению интереса к проективным техникам. Однако несмотря на растущее разочарование, усилившееся с 1960-х гг., многие психологи упорно выступают в их защиту проективных тестов, а большинство программ подготовки клиницистов предусматривает хотя бы минимальное овладение навыками применения проективных техник (Watkins, 1991).