Тесты способностей и когнитивного функционирования
Еще на ранних этапах развития психологии как науки психологи разделили психическое функционирование на три сферы: когницию (мышление), аффектацию (аффекты, чувства, эмоции) и конацию (психические процессы, связанные с целенаправленными действиями, включая влечения, желания, мотивы и волеизъявление). Последние две сферы преимущественно охватываются широким понятием личности. Когнитивная деятельность, или мышление, включает такие процессы, как запоминание-ощущение, внимание, восприятие, различение, абстрагирование, представление, воображение, концептуализация, вынесение суждений, принятие решений, планирование и рассуждение. Практическое клиническое обследование, как правило, включает задания, задействующие многие из этих функции одновременно, а не требующие использования отдельных функций, как, например, воображения или быстрой реакции.
На протяжении всей истории оценки когнитивной деятельности психологи уделяли основное внимание развитию методов тестирования общих способностей (интеллекта). Другими сферами, к развитию которых прилагались значительные усилия являлась оценка специальных (частных) способностей (таких, как технические или секретарские навыки), склонностей (или потенциала к развитию способностей или высокой производительности), а также достижений (знаний или опыта, полученных в прошлом) (Sundberg, 1981). Такие когнитивные тесты направлены на выявление того, что Кронбах (Cronbach, 1970) назвал максимальными показателями, в отличие от определения типичных или характерных показателей. В тестах на максимальные показатели от испытуемых требуется приложение всех своих усилий, и в них учитываются «правильные» и «неправильные» ответы. В тестах, направленных на выявление характерных показателей, напротив, не существует «правильных» или «неправильных» ответов; в них оцениваются личностные характеристики, установки, система ценностей, стили взаимоотношений и жизненные стили, иными словами, социоэмоциональное функционирование индивида. Эти тесты позволяют судить о манере, в которой индивид проявляет свои способности. Иначе говоря, тесты первого типа отвечают на вопрос; «Что человек умеет делать?», тогда как тесты второго типа — на вопрос; «Как он это делает или каким способом ему нравится это делать?» Мы поговорим о тестах характерных показателей после того, как рассмотрим тесты максимальных показателей. Кроме того, психологи проявили значительный интерес к измерению нейропсихологических дефектов (нарушений, deficits). Эта тема будет затронута в следующих главах.
Тестирование интеллекта
Интеллект представляет собой теоретический конструкт, который понимался и определялся среди: ученых самыми различными способами. Существует несколько наиболее значительных теорий интеллекта. Еще на заре развития методов измерения интеллекта психологи разделились на два лагеря; на тех, кто подчеркивал значение одной-единственной важнейшей характеристики, и тех, кто утверждал, что интеллект представляет собой совокупность нескольких более или менее независимых факторов. Первую точку зрения представлял Спирман (Spearman, 1927), создавший Теорию общего фактора интеллекта (General Factor Theory), название которой иногда сокращенно обозначается как «G». Спирман высказал предположение о существовании единой общей структуры, лежащей в основе всех проявлений интеллекта. Напротив, сторонники много аспектной теории утверждали, что интеллект определяется совокупностью многочисленных параметров или измерений, каждый из которых может быть выражен сильнее или слабее (Cattell & Horn, 1971; Guilford, 1985; Thorndike, 1938). Другой подход сформировался на базе различных теорий переработки информации; основное внимание уделяется в нем тем методам, посредством которых индивид перерабатывает информацию, преобразуя сенсорные стимулы в двигательные реакции (Stern-berg, 1984). Важную роль в развитии представлений об интеллекте сыграли также идеи Дэвида Векслера, создателя нескольких наиболее часто используемых тестов для оценки интеллекта взрослых людей. Он определял интеллект как «совокупность способностей индивида к целенаправленному действию, рациональному мышлению и эффективному взаимодействию с окружающей средой» (Wechsler, 1958, р. 7).
Для каждого конкретного теста его разработчик должен выбрать специфические задания, отражающие наиболее значимые аспекты мышления, в соответствии с его гипотезами и теоретическими воззрениями на интеллект. Тестирование общих способностей или интеллекта является одним из наиболее распространенных видов деятельности клинического психолога, который должен хорошо знать основные теории интеллекта и наиболее распространенные интеллектуальные тесты. Тестирование интеллекта часто проводят с детьми с целью определения степени умственной отсталости или оценки рано проявляющихся необычных способностей, особенно на том этапе развития, когда ребенок сталкивается с требованиями школьного обучения. Тестирование интеллекта взрослых может проводиться в целях щенки их общих способностей в связи с полученной черепно-мозговой травмой, для оценки образовательных и профессиональных способностей, а также для определения уровня умственной отсталости :) позднем подростковом или зрелом возрасте.
Шкала интеллекта Стэнфорда—Бине. Первый многопрофильный тест интеллекта был разработан Альфредом Бине, французским ученым, работавшим в конце XIX—начале XX в. Он получил юридическое образование, но, испытывая значительный интерес к психологии человека, стал, по го собственным словам, «библиотечным психологом». В течение нескольких лет Бине читал все книги. имеющие отношение к психологии и человеческому развитию, какие только мог найти. После стремительного начала своей психологической карьеры Бине в конце концов стал директором Лаборатории физиологической психологии. На этом поту он оставался до самой смерти, наступившей в 1911 г. Интерес к наиболее сложным теоретическим проблемам, включая исследования интеллекта, заставил Бине обратиться к министру образования Франции с предложением разработать и провести специальные программы для категорий населения, испытывающих особые потребности. Свойственный Бине всесторонний подход нашел отражение в разработке многочисленных субтестов, призванных охватить родственные, но отличные друг от друга теоретические конструкты, связанные с общим понятием интеллекта и его оценкой.
Позднее, в 1916 г., Льюис Терман, работавший в Стэндфордском университете, а также другие авторы пересмотрели идеи Бине и перешли от введенного им понятия «умственного возраста», отражающего этапы индивидуального развития, к представлению о не связанном с конкретным возрастом коэффициенте интеллекта, или IQ. IQ вычислялся путем деления умственного возраста индивида на его хронологический возраст. Действующая в настоящее время 4-я редакция шкалы Стэнфорд-Бине (SB-IV, Delaney & Hopkins, 1987; Thorndike, Hagen & Sattler, 1986) определяет показатели когнитивных способностей как статистические отклонения, не прибегая к вычислению традиционного IQ. При использовании шкалы SB-IV достигается 4 цели: а) диагностика умственной отсталости в противовес постановке диагноза неспособности к обучению; б) определение причин когнитивных затруднений в процессе обучения; в) выявление одаренных учащихся; г) исследование развития когнитивных навыков, начиная с двухлетнего возраста (Thorndike et al., 1986).
Шкалы интеллекта Векслера. Наверное, наиболее широко используемыми интеллектуальными тестами в США являются тесты интеллекта, предложенные Векслером. Первый тест интеллекта, специально предназначенный для клинического обследования взрослых людей и названный «Шкала интеллекта Векслера—Бельвью» (Wechsler Bellevue Intelligence Scale), был опубликован Дэвидом Векслером в 1939 г. С тех пор появилось несколько модификаций этой шкалы, предназначенных для оценки интеллекта взрослых людей («Шкала интеллекта Векслера для взрослых», 3-е издание - WAIS-III, Wechsler, 1998), т. е. для индивидов в возрасте 16 лет и старше; «Шкала интеллекта Векслера для детей», 3-е издание — для работы с детьми и подростками в возрасте от 6 до 17 лет и 11 месяцев (WISC-III, Wechsler, 1991), и «Шкала интеллекта Векслера для дошкольников и младших школьников», адресованная детям в возрасте от 3 лет и 7 месяцев до 7 лет и 3 месяцев (WPPS1-R, Wechsler, 1989). Последняя модификация шкалы Векслера — «Сокращенная шкала интеллекта Векслера» (Wechsler Abbreviated Scale of Intelligence, WASI) — очень часто используется в клинической практике при работе как со взрослыми, так и с детьми, поскольку позволяет легко и быстро провести процедуру тестирования.
В системе тестов Векслера количественные результаты серий субтестов объединяются для выведения следующих итоговых показателей: вербального IQ, оперативного IQ (performance 1О_) и обобщенного IQ (Full-Scale-IQ). В тест Векслера для оценки интеллекта взрослых (WAIS-II1) включены следующие 6 вербальных субтестов: (общий объем) информации, (называние) цифрового ряда, словарный запас, счет, понимание (услышанного материала) и установление сходства. Пять оперативных субтестов включают: завершение рисунка, упорядочивание рисунков, сложение кубиков, сборку предмета и (изображение) цифровых символов. На фотографии (помещенной ниже) изображены различные материалы, которые используются при проведении теста интеллекта по Векслеру. В целях сокращения времени и разработки ненавязчивой процедуры тестирования был опробован ряд сокращенных вариантов теста Векслера. Исследования показали, что результаты этих сокращенных вариантов имеют коэффициент корреляции более 0.90 с показателями обобщенного IQ, полученными при работе с полными версиями шкал Векслера (Anastasi & Urbina, 1997; Lezak, 1995).
В целом можно сказать, что система Векслера получила широкое признание со стороны профессионалов, занимающихся тестированием. Во всех прилагающихся к тестам Векслера руководствах приводятся психометрические данные. Надежность тестов Векслера весьма высока (Lczak. 1995). а исследования валидности показали, что результаты тестирования имеют высокий коэффициент корреляции с оценками школьной успеваемости (см. например. Lezak, 1995; Matarazzo. 1972: Wechsler, 1998). Кроме того, о широком применении тестов Векслера в области психологии, психиатрии и образования свидетельствует факт их использования при постановке психиатрического диагноза, в нейропсихологических обследованиях и при решении различных школьных проблем. Однако тесты Векслера подвергаются критике по причине невозможности напря- мую связать результаты тестирования с конкретными стратегиями вмешательства, а также в связи с отсутствием прочного теоретического обоснования (Anastasi & Urbina, 1997, p. 222).
Заключительные замечания, касающиеся когнитивной оценки. Проведение и интерпретация результатов интеллектуальных тестов может оказаться весьма сложной процедурой, требующей специальной подготовки и прохождения супервизии. Так шкалы Векслера предполагают анализ результатов на нескольких уровнях: а) глобальный анализ, при котором производится сравнение общих показателей IQ с факторными показателями (показатели обобщенного 1Q сравниваются с показателями вербального IQ и оперативного IQ); б) анализ паттернов -делаются выводы относительно сильных и слабых сторон индивида на основании различных субтестов в) предметный анализ — анализ паттернов пропущенных и получивших неправильные ответы пунктов в пределах каждого субтеста (Kaufman, 1994 Lezak, 1995). Неподготовленность к проведению анализа на всех этих трех уровнях может привести к неправильной интерпретации результатов и недостижению конечных целей тестирования интеллекта что чревато причинением ущерба клиенту вследствие выдачи ему неточных или неадекватных рекомендаций.
Рассматривая тестирование интеллекта, мы ограничились двумя наиболее распространенными интеллектуальными тестами. С целью более оперативного проведения обследования можно использовать такие сокращенные процедуры, как «Shipley Institute of Living Scale» (Zachary, 1986) и «Peabod;. Picture Vocabulary Test» (Dunn & Dunn, 1981). С другими тестами читатель может ознакомиться, в частности, в работах Анастази и Урбина (Anastasi & Urbina, 1997) и Лезака (Lezak, 1995).
Тестовые материалы, используемые при проведении wais-III(Greg Sundberg)