Влияние процесса оценки на выбор и использование клинических инструментов

Как и в процессе повседневного общения, когда мы пытаемся оценить и понять другого человека, в кли­нической оценке важную роль играют два аспекта: задача и отношения, или содержание и процесс. Пер­вый предполагает получение необходимой факти­ческой информации; второй же касается таких форм .взаимоотношений, как эмпатия, чувства, доверие, дружелюбие и желание сотрудничать. При этом оба компонента в равной степени важны. Однако если использованию первого компонента легче научить и научиться, то второй, хотя он и поддается описанию, нужно испытать на собственном опыте или прочув­ствовать в процессе развития индивидуального мастерства. Необходимость соблюдения этого порой хрупкого равновесия между задачей и отношениями является одной из причин, по которой клиническая подготовка всегда требует от специалиста практи­ческой работы с клиентами и пациентами под руко­водством супервизора — помимо получения теоре­тического образования и прохождения тренинга (АРА, 1993).

Главной задачей клинициста традиционно явля­лась индивидуализированная оценка, сфокусирован­ная на отдельном человеке или группе людей. Разу­меется, при сборе информации (содержания) клини­цист всегда может воспользоваться стандартной батареей тестов, однако результат их выполнения все­гда оказывается индивидуализированным — для кли­нициста им становится решение, отчет или какое-либо иное действие, направленное на отдельного человека или ситуацию. Иногда индивидуализированная оцен­ка включает отбор и классификацию: например, если задача состоит в том, чтобы отобрать клиента в новую терапевтическую группу или отнести нового пациен­та к той или иной диагностической категории. Но в большинстве случаев оценка представляет собой не­что большее, чем лишь отбор и классификация; она позволяет решить, каким образом преодолеть пробле­мы, стоящие перед клиентом, как предотвратить или затормозить развитие новых проблем или как изме­нить его жизненную ситуацию. Такая оценка пред­ставляет собой рабочий образ, учитывающий уни­кальную биографию человека, его привычки, страхи, сильные и слабые стороны, тем самым способствуя оптимизации психотерапии или управления процес­сом вмешательства. Она позволяет очертить контуры уникальной жизненной ситуации пациента, а также определить имеющиеся в наличии семейные и обще­ственные ресурсы.

Помимо содержательного компонента или ориен­тации на задачу существенное значение для обсле­дования имеет социоэмоциональный, или процессу­альный компонент. Какого типа взаимоотношения установились между нами? Насколько откровенно высказывает клиент свои сокровенные мысли и чув­ства? Как воспринимается им роль клиента или па­циента в конкретном учреждении или кабинете пси­хотерапевта? В какой мере влияет на процесс оценки этническая принадлежность клиента и клинициста? Имеют ли значение возрастные, половые и гендерные различия между обеими участниками ситуации? Какое влияние оказывают все эти факторы на процесс обследования? Как мы уже говорили выше, про­цесс обследования сам по себе может оказывать те­рапевтический либо, напротив, антитерапевтиче­ский эффект. Все перечисленные факторы могут влиять на установление раппорта между оцениваю­щим лицом и клиентом, а следовательно, на качество и практическую полезность собранной информации. Кроме того, все эти факторы могут влиять на формирующиеся у обеих сторон образы, на тестируемые гипотезы и на решения, основанные на данных об­следования. Иногда гармоничные отношения в психотерапии описываются французским термином раппорт (en rapport).

В большинстве случаев клиенты сами заинтересо­ваны в обследовании и относятся к его проведению благожелательно, особенно когда они обращаются за помощью добровольно и придерживаются реалис­тичных ожиданий в отношении психологических услуг, которые могут быть им оказаны. Клиницисту всегда следует иметь в виду, что любые слова кли­ента естественным образом фильтруются через вос­приятие им ситуации и характер предполагаемой ему роли. Таким образом, одной из составляющих первичной оценки, подготавливающей почву для последующих интерпретаций, является определение установок клиента и его отношения к задачам, ста­вящимся перед ним в ходе обследования, а также зачастую объяснение целей и планов проведения обследования.

Наши рекомендации