Создание рабочего образа или рабочей модели
Создание рабочего образа или модели клиента — вторая главная задача, стоящая в процессе обследования. Решение этой задачи также начинается в ходе первой встречи с клиентом и должно осуществляться на протяжении всех клинических мероприятий. Создание рабочей модели индивида неизбежно требует составления точного и практически применимого описания, картины или образа, которые можно использовать с целью дальнейшей ориентации клиента, т. е. принять решение о том, назначить ли клиенту психотерапию или направить его в стационар. Центральную роль в этом процессе приобретает характер, или стиль, рабочего образа клиента, сформированного клиницистом, характер того образа, который передается клиницистом окружающим и который воспринимается другими людьми — иными словами, центральная роль принадлежит процесс) коммуникации. Как правило, рабочий образ передается другим лицам на основании документов, составляемых клиницистом в письменном виде, хотя иногда составленный клиницистом образ используется только им самим. В течение последних 40 лет было опубликовано большое количество научных работ, посвященных изучению процесса формирования клинических образов. В частности, классическое исследование Мила (МееЫ, 1960) показало, что впечатления о другом человеке формируются достаточно быстро. Мил изучал, как терапевты оценивают своих клиентов после каждого проведенного интервью. Он обнаружил что оценка, сформированная уже после трех интервью, в значительной степени коррелирует с окончательной оценкой после 30 интервью. Параллельно с процессом формирования впечатления о другом человеке разворачивается и другой процесс, который психологи называют управлением впечатлением (Paulhouse & Reid, 1991). Каждый из обследуемых хочет произвести определенное впечатление на клинициста, особенно если последнему предстоит принять крайне важное решение, определяющее судьбу клиента, например, решение, связанное с вынесением обвинительного приговора или получением ответственной должности в престижном правительственном учреждении. Еще один значимый с клинической точки зрения процесс «субъективного восприятия индивида» предполагает формирование впечатлений о причинах индивидуального поведения — этот процесс получил название каузальной атрибуции. Социальные психологи продемонстрировали, что свое собственное проблемное поведение люди склонны объяснять внешними причинами, связанными с окружающей средой, тогда как проблемное поведение других людей — внутренними причинами, связанными с особенностями их личности. Так, например, ударив своего сверстника, ребенок может сказать: «Я вынужден был это сделать, он хотел стащить мой грузовик», тогда как наблюдавшая эту сцену воспитательница, вероятно, подумает: «Это агрессивный и злой ребенок, поэтому он и ударил своего товарища». Данный феномен (о котором мы говорили в главе 2) носит название фундаментальной ошибки атрибуции (Ross & Nisbett, 1991). Подобная тенденция характерна и для крупных социальных групп, например, участников межнациональных конфликтов, когда одна нация объясняет свою агрессию не ситуативными причинами, а негативными характеристиками другой нации (Tetlock, McGuire & Mitchell, 1991). Зная о существовании этого феномена, клинический психолог должен избегать допущения собственных ошибок атрибуции, учитывать возможные ошибки атрибуции со стороны клиента и помнить об опасности навешивания ярлыков и использования стереотипов. Клиницист также должен стремиться сохранять рабочий образ клиента открытым для внесения в него изменений по мере поступления новой информации.
Проверка гипотез
Процесс проверки гипотез касается как исследовательской, так и клинической деятельности. Как подробно рассказывается в главе 6, в случаях, когда клинические гипотезы касаются исследовательской деятельности клиницистов, четко сформулированные предположения, сопровождающиеся строгими определениями используемых понятий, помогают составить схему исследования с использованием таких инструментов оценки, которые позволили бы подтвердить или опровергнуть первоначальную теорию, модель или исследовательскую концепцию. В менее формальных ситуациях проверка гипотез имеет место, когда клиницист формирует обоснованные предположения или диагнозы, а затем пытается либо подтвердить, либо опровергнуть их. Кроме того, такая проверка способствует достижению двух других целей обследования и препятствует принятию поспешных решений и формированию искаженных образов.