Роль этики в развитии профессионального самосознания

В процессе обучения клиницисты усваивают про­фессиональные этические нормы, что оказывает позитивное влияние на развитие их профессионально­го самосознания. Докторские программы, одобрен­ные Американской психологической ассоциацией, включают тренинг разрешения этических проблем, возникающих в клинической практике. Психологи, проходящие такие программы, обучаются тому, что­бы постоянно помнить об интересах клиентов и избе­гать причинения им ущерба, что становится неотъем­лемой частью профессионального самосознания. Это позволяет клиницистам находить оптимальные ре­шения в сложных и запутанных ситуациях, которые

нередко возникают в процессе их практической дея­тельности (Pettifor, 1996). Клиницисты, не усвоив­шие этических профессиональных норм за период своего обучения, впоследствии сталкиваются с многочисленными проблемами (Bernard & Jara, 1995). Соблюдению этических принципов способствует ряд дополнительных условий. К ним можно отнести: а) постоянную оценку клиницистом собственных действий; б) доступ к основным библиотечным фон­дам; в) взаимодействие и консультации с коллегами;

г) участие в профессиональных семинарах, посвя­щенных проблемам этики; д) работу на доброволь­ных началах в рецензионных комиссиях и советах (Pettifor, 1996). Важно отметить, что во многих шта­тах законы лицензирования обязывают клиницистов постоянно совершенствовать свои знания, касающи­еся профессиональной этики.

Резюме

В этой главе мы обсудили основные принципы при­нятия решений в процессе клинической практики. Эти решения могут касаться того, необходимо ли вообще прибегать к вмешательству и быть связанны­ми с определением диагностической категории, с вы­бором системного уровня, на который необходимо оказывать воздействие, с выбором одной из пяти ориентации, использующихся в клинической прак­тике (к ним относятся ориентация на оказание есте­ственной помощи, лечебная ориентация или ориента­ция на обнаружение патологии, научающая ориента­ция, ориентация на личностный рост и экологическая ориентация). Мы обсуждали также решения, касаю­щиеся постановки целей вмешательства и проблемы подписания и выполнения контрактов.

Число клиентов, обращающихся за помощью в клиники и психологические центры, постоянно рас­тет. Принимая решение о проведении вмешатель­ства, клиницисты принимают в расчет установки клиентов и их ожидания, используя одну из указан­ных ориентации. При наличии патологии использу­ется медицинская модель, предполагающая поста­новку диагноза. При этом диагностические критерии определяются в соответствии с Руководством по ди­агностике и статистике психических расстройств. Оказание психотерапевтической помощи людям, испытывающим дистресс, требует тщательного ана­лиза ситуации; в противном случае терапия может вызвать негативные последствия. Существенное зна­чение имеет правильный выбор наиболее эффектив­ного для каждого конкретного случая вида терапии. Клиницисты должны принимать в расчет кратко­срочные и долгосрочные последствия терапии, а так­же возможные предпочтения и предубеждения кли­ентов. При заключении контракта с клиентом огова­ривается цель вмешательства. В сложных случаях нередко допускаются ошибки при выборе главных целей. После подписания контракта может происхо­дить корректировка целей, вызванная изменением ситуации. Ошибки и предубеждения самих клини­цистов могут быть обусловлены различными причи­нами. О возможности их совершения необходимо постоянно помнить, чтобы избежать необъективных суждений. В клинической практике проблемы эти­ки приобретают все большее значение, и клиницис­ты в полной мере должны осознавать ту ответствен­ность, которую они несут перед клиентом. Суще­ствует много проблем, связанных с проведением вмешательства. Для достижения положительных результатов необходимо проводить оценку эффек­тивности терапии в процессе лечения и строго со­блюдать профессиональные этические стандарты.

Подавляющее большинство клинических психо­логов и других специалистов по оказанию терапевтической помощи предоставляет качественные и эффективные услуги своим клиентам, соблюдая при этом нормы профессиональной этики. Они заботят­ся об улучшении условий жизни не только отдельного индивида, но и общества в целом. Однако ряд этических проблем более общего характера до сих пор остается неразрешенным. Правильно для специ­алистов — пытаться улучшить функционирование отдельного человека в условиях неблагоприятной среды (на работе, в школе, в семье), или же их уси­лия должны быть направлены на изменение самих этих условий? Оправданы ли действия психологов, психиатров и социальных работников, ставящие сво­ей задачей лишь помочь людям адаптироваться к не­благоприятным условиям? Является ли адаптация к несовершенным ситуациям неизбежным уделом че­ловека? Каким образом клиницисты могут способ­ствовать формированию общества людей, принося­щих друг другу пользу, но не причиняя при этом вреда? К счастью, многие люди готовы бескорыстно работать на благо общества, отдавая этой работе много времени и сил.

Как мы можем проникнуться эмпатией и заботой о людях, столь не похожих на нас, и оказать им наиболее эффективную помощь? Решение этого вопро­са требует все более внимательного отношения к культурным и социально-экономическим различи-

ям, существующим между отдельными группами населения. «Культурная слепота», имевшая место в прошлом, привела к тому, что многие этнические меньшинства, существующие на территории США и Европы, до сих пор не получают необходимой помо­щи. Отчасти это происходит из-за того, что они не в состоянии платить за услуги специалистов, однако такая ситуация обусловлена также различиями в установках, способах общения, культурных ценно­стях и ожиданиях. Чтобы помогать, не причиняя вреда, требуется постоянно учиться, совершенствуя знания о самих себе и других людях.

Рекомендуемая литература и источники

Много полезной информации можно найти на вебсайте Американской психологической ассоциации [www.apa.org] в разделе Ethics (Этика). В частности, вы сможете ознако­миться с этическими проблемами, возникающими при проведении научных исследований, с феминистской этикой и т. д. Более подробно с этическими принципа­ми и кодексом поведения психологов можно познако­миться в следующих двух изданиях American Psycho­logical Association (1992). «Ethical principles of psy­chologists and code of conduct»; и American Psychologist, 47, 1597-1611.

Этическим конфликтам в психологии посвящена рабо­та Берсоффа: Bersoff, D. Н. (1999). Ethical conflicts in psychology (2"d ed.). Washington, DC: АРА. Проблемам негативных последствий терапии посвяще­на работа Дишиона и его коллег, называющаяся «Ког­да вмешательство приносит вред»: Dishion, McCord & Paulin (1999). When Intervention Harm. Критический обзор клинических методов содержится в книге Доуса (Dawes, 1994). Значение психологических служб и де­ятельности психологов в жизни людей рассматривает­ся в работе Кендлера (Kendler, The Role of Value in the World of Psychology, 1999).

ГЛАВА 4

Наши рекомендации