Модуль 3.5 основные этические принципы
Компетентность: Стремиться к совершенствованию своих знаний и признавать их ограниченность.
Профессиональная и научная ответственность: Поддерживать нормы этичного поведения; нести ответственность за себя и других профессионалов; консультировать клиентов, консультироваться с коллегами и в случае необходимости направлять клиентов к другим специалистам; не причинять ущерб профессиональной репутации неэтичными поступками как на работе, так и в личной жизни. Забота о благополучии других людей: Стараться улучшить условия жизни людей, не нанося при этом вреда; избегать эксплуатации.
Порядочность; Честность, уважение к другим, четкое выполнение своих обязанностей, соблюдение профессиональных и личных моральных принципов. Уважение к правам и достоинству людей: Уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, соблюдать конфиденциальность, с одинаковым уважением относиться к людям всех культур, возрастов, рас, любого пола, любой религии и т. д. Социальная ответственность: Применять свои знания так, чтобы это принесло пользу обществу, и делать свои знания достоянием общества; не допускать использования своей работы в неблаговидных целях; соблюдать законы и уважать Этический кодекс.
Что должен делать психолог, если другой специалист, не состоящий в штате того учреждения, в котором клиент получает психотерапевтические услуги, просит дать информацию о клиенте? Этот вопрос связан с конфиденциальностью и привилегиями. Мы рассмотрим каждое из двух понятий в отдельности. Привилегии (privilege) — это законное право клиента и клинициста не раскрывать конфиденциальную информацию, связанную с проведением обследования или терапии. Законы большинства штатов подтверждают это право. В 1996 г. Верховный Суд Соединенных Штатов, приняв решение по делу Джефф против Рэймонда (Jaffe v. Raimond), обязал федеральные суды сохранять данную привилегию. На этом судебном процессе рассматривался случай, в котором офицер полиции, привлеченная к суду за применение огнестрельного оружия, повлекшее смерть, отказалась предоставлять информацию о содержании психотерапии, пройденной ею до инцидента. Иными словами, Верховный Суд постановил, что ни офицер полиции, ни его терапевт не обязаны раскрывать содержание терапевтических сеансов, которые не имели непосредственного отношения к следствию. (Однако данная привилегия не сохраняется, если по желанию самого клиента предметом судебного разбирательства становится его психическое состояние или факт лечения у психотерапевта.) Таким образом, в большинстве случаев клиенты имеют законное право пользоваться данной привилегией.
В отличие от привилегий, которые имеют юридическое обоснование, конфиденциальность — это этическое понятие, подразумевающее определенные профессиональные обязательства. Психологи должны подчиняться этическим требованиям и сохранять конфиденциальность, в противном случае они могут быть обвинены в непрофессионализме. Важно отметить, что во многих штатах и провинциях Северной Америки действуют официальные законы и постановления, согласно которым психологи, имеющие лицензии этих штатов, должны следовать нормам профессионального этического кодекса, иначе они могут потерять лицензию или же против них могут быть возбуждены гражданские или даже уголовные судебные процессы. Поэтому прежде чем давать информацию третьей стороне, клиницист должен получить письменное согласие клиента (или законных представителей клиента в случае его недееспособности). Конфиденциальная информация о клиентах может обсуждаться только в профессиональных целях, и отчет должен содержать только те данные, которые имеют отношение к этим целям. Однако можно указать на некоторые исключения, оговариваемые законом. Привилегии и конфиденциальность не сохраняются в случаях жестокого обращения с детьми и взрослыми, случаях, когда имеется риск нанесения клиентом ущерба себе или окружающим, при проведении клиникопсихологического обследования по решению суда, а также в тех случаях, когда по желанию клиента предметом судебного разбирательства становится его психическое состояние. В модуле 3.6 дано краткое описание судебного разбирательства, в ходе которого клиенту было отказано в праве на конфиденциальность.
Как должен планировать свою деятельность психолог, если у него отсутствует необходимый опыт работы, например, с людьми пожилого возраста или лицами, имеющими низкий доход? Этот вопрос затрагивает проблему компетентности. В этическом кодексе четко говорится о том, что психологи должны повышать свой образовательный уровень, развивать практические навыки и проходить практику под наблюдением более опытных специалистов в случае отсутствия необходимой подготовки.
Таблица 3.2. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ
Общие нормы
Применимость этического кодекса
Согласованность профессиональной этики с законом
Профессионализм и научность
Установление границы своей компетенции
Поддержание профессиональной квалификации
Наличие базиса для научных и профессиональных суждений
Оглашение характера/результатов предоставляемых услуг
Признание факта различий между людьми
Уважение к другим людям
Отсутствие дискриминации
Избегание причинения вреда
Разрешение личных проблем и конфликтов
Избегание злоупотребления служебным положением психолога
Избегание злоупотребления личным влиянием психолога Взаимообмен [с пациентами или клиентами] Поддержание различных типов взаимоотношений
Консультации клиентов и направление к другим специалистам
Избегание отношений эксплуатации
Наделение подчиненных полномочиями и супервизия над ними
Предоставление услуг по просьбе третьих лиц
Ведение записей и регистрация данных
Наличие профессиональной и научной документации
Точность отчетов о проделанной работе перед плетельщиками и финансирующими органами
Финансовая подотчетность
Направление клиента к другим специалистам и расценки
Обследование, тестирование и вмешательство
Проведение обследований, диагностики и вмешательства Неквалифицированные лица
Компетентность/адекватность тестирования/вмешательства
Разработка тестов
Применение тестирования при работе с широкими/специфическими категориями населения
Интерпретация результатов тестирования
Исключение устаревших тестов и результатов тестирования с вышедшим сроком давности
Количественная обработка тестов, интерпретация их результатов
Обьяснение результатов тестирования Конфиденциальность тестирования
Реклама и другие публичные заявления
Определение публичных заявлений
Утверждения других людей. Недопустимость ложных или обманчивых презентаций
Представление в средствах массовой информации Дача свидетельских показаний Личные ходатайства
Терапия
Структурирование отношений
Получение информированного согласия на проведение терапии
Терапия супружеских и семейных отношений
Предоставление услуг клиентам, уже пользующимися или пользовавшимися услугами других специалистов
Сексуальные контакты с нынешними клиентами или пациентами
Сексуальные контакты с бывшими клиентами или пациентами
Условия временного прерывания терапии
Прекращение профессиональных взаимоотношений с клиентами или пациентами
Приватность и конфиденциальность
Обсуждение пределов конфиденциальности
Соблюдение конфиденциальности
Минимизация вторжения в частную жизнь
Ведение записей
Раскрытие конфиденциальной информации
Консультирование
Конфиденциальная информация, хранящаяся в информационной базе данных
Использование конфиденциальной информации в других целях
Сохранение и защита записей и данных Право собственности на записи и данные
Преподавание, тренинг, супервизирование, научные исследования и публикации
Разработка образовательных/тренинговых программ
Описание образовательных/тренинговых программ
Точность и обьективность в преподавании
Ограничения на преподавательскую деятельность
Оценка деятельности студентов/лиц, подлежащих супервизии
Планирование научных исследований
Ответственность
Соответствие законам и профессиональным нормам
Институциональное одобрение
Обязанности при проведении научных исследований
Информированное согласие участников исследования
Исследования, проводящиеся без получения информированного согласия
Информированное согласие на проведение киносъемки или видеозаписи в ходе исследования
Предложение вознаграждения за участие в исследовании
Обман при проведении исследований
Оглашение и использование данных
Минимизация вторжения в частную жизнь
Предоставление участникам информации об исследовании
Соблюдение взятых на себя обязательств
Использование животных и бережное отношение к ним
Отчеты о результатах
Плагиат
Право публикации
Повторная публикация материалов исследований
Предоставление данных другим специалистам
Профессиональные рецензенты
Судебная деятельность
Профессионализм Судебная экспертиза Прояснение собственной роли
Правдивость и беспристрастность Предшествующие отношения Соблюдение законов/правил
Разрешение этических проблем
Знакомство с этическим кодексом Конфронтация с этическими требованиями Противоречия в построении этического кодекса
Информированное разрешение проблем, связанных с нарушениями этических норм
Сотрудничество с Комитетом по этике Необоснованные жалобы
Это способствует повышению качества психологических услуг. Сегодня недостаточно владеть какой-то одной терапевтической техникой, поскольку зачастую проведение терапии предполагает выбор наиболее эффективного метода из нескольких возможных. В настоя щее время существуют официально признанные программы переквалификации, адресованные специалистам, желающим сменить сферу деятельности, например перейти из школьной психологии в клиническую. Кроме того, такие программы позволяют освоить новые методы проведения обследований и вмешательств. Розен (Rosen, 1987) подверг профессиональной оценке компетентность авторов популярных книг, посвященных развитию навыков самостоятельного решения психологических проблем. Он отмечает, что зачастую перед читателями таких книг ставятся нереальные цели, когда, например, им предлагают избавиться от приступов страха в уединенной атмосфере собственного дома, кроме того, предлагаемые читателям программы не подвергаются тестовой проверке, а те немногочисленные фактические данные, которые приводятся авторами, нельзя считать убедительными. Однако знакомство клиентов с некоторыми профессионально написан-
ными книгами, посвященными развитию навыков самостоятельного решения психологических проблем (например руководство Бернса «Как достичь хорошего самочувствия»: The Feeling Good Handbook, Burns, 1999), может оказать существенную помощь при планировании вмешательства.
Подобает ли психологу, соблюдающему этические стандарты, вступать в сексуальные контакты со своими клиентами и позволять себе сексуальные домогательства по отношению к клиентам, студентам или подчиненным? Безусловно, нет. Подобное поведение строго запрещено законодательством, и, конечно же, любое нарушение закона со стороны клинициста, как правило, ведет к потере лицензии или сертификата либо к лишению его членства в профессиональных организациях. Кроме того, в некоторых штатах такие нарушения являются основанием для уголовного преследования. Наконец, неэтичное поведение клинициста значительно повышает риск нанесения клиенту ущерба. Психологи не имеют права наносить вред тому, кто обращается к ним за помощью, а потому сексуальные контакты с клиентами не могут иметь никаких оправданий.
Что должен делать психолог, если результаты исследований могут касаться вопросов социальной политики либо негативно характеризовать представителей того или иного пола, социальных или этнических меньшинств?
МОДУЛЬ 3.6 ДЕЛО ТАРАСОВОЙ
В 1966 г. в Калифорнийском университете в Беркли произошло убийство студентки Татьяны Тарасовой, после которого родители убитой привлекли к суду университетских психотерапевтов и сотрудников полиции, обвинив их в том, что те не предупредили их дочь, Татьяну Тарасову, об опасности, угрожавшей ее жизни. Во время психотерапевтических сеансов, проводившихся в учебной клинике университета, клиент по имени Просенджит Поддар говорил о намерении убить свою близкую подругу. Хотя он и не называл ее имени, психолог, работавший с Поддаром, установил личность предполагаемой жертвы. Терапевт немедленно информировал сотрудников полиции студенческого городка, и первое время они держали Поддара под арестом. В конце концов полиция отпустила его, решив, что он ведет себя вполне разумно и выполнит данное им обещание оставить девушку в покое. Поддар прекратил посещать терапевтические сеансы и примерно 3 месяца спустя убил Тарасову. Верховный суд Калифорнии решил дело не в пользу университета не потому, что психологи не смогли предсказать жестокий поступок Поддара, а потому что они не предупредили предполагаемую жертву или ее родителей (Everstien et al., 1995). Суд постановил, что терапевты обязаны принимать меры для защиты потенциальных жертв от тех клиентов, которых они считают опасными. После решения суда по делу Тарасовой многие штаты обязали психологов предупреждать в подобных случаях людей о том, что те являются потенциальными жертвами насилия. Приведенный нами пример указывает на то, что профессиональный клиницист должен изучать и хорошо знать законы, применяемые в его штате.
Психолог должен с особой тщательностью указать на любые ограничения, касающиеся сферы распространения полученных в ходе исследований данных, свести к минимуму возможности их неправомерного использования, а также указать на то, что могут существовать и другие объясняющие их альтернативные гипотезы.
Что должен делать психолог, когда государственные постановления или ведомственные нормы вступают в противоречие, с профессиональными этическими принципами? Психолог должен заявить о приверженности профессиональным этическим принципам, постараться разрешить конфликт, используя процедуры, которые не нарушали бы общественных интересов. В модуле 3.7 описывается случай из практики одного из авторов этой книги, показывающий, насколько сложно иногда бывает соблюдать профессиональные этические нормы.