Модуль 3.5 основные этические принципы

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Компетентность: Стремиться к совершенствованию своих знаний и признавать их ограниченность.

Профессиональная и научная ответственность: Поддерживать нормы этичного поведения; нести ответственность за себя и других профессионалов; консультировать клиентов, консультироваться с коллегами и в случае необходимости направлять клиентов к другим специалистам; не причинять ущерб профессиональной репутации неэтичными поступками как на работе, так и в личной жизни. Забота о благополучии других людей: Стараться улучшить условия жизни людей, не нанося при этом вреда; избегать эксплуатации.

Порядочность; Честность, уважение к другим, четкое выполнение своих обязанностей, соблюдение про­фессиональных и личных моральных принципов. Уважение к правам и достоинству людей: Уважать достоинство человека и его право на частную жизнь, соблюдать конфиденциальность, с одинаковым ува­жением относиться к людям всех культур, возрастов, рас, любого пола, любой религии и т. д. Социальная ответственность: Применять свои знания так, чтобы это принесло пользу обществу, и делать свои знания достоянием общества; не допускать ис­пользования своей работы в неблаговидных целях; соблюдать законы и уважать Этический кодекс.

Что должен делать психолог, если другой специа­лист, не состоящий в штате того учреждения, в ко­тором клиент получает психотерапевтические услу­ги, просит дать информацию о клиенте? Этот вопрос связан с конфиденциальностью и привилегиями. Мы рассмотрим каждое из двух понятий в отдельности. Привилегии (privilege) — это законное право клиента и клинициста не раскрывать конфиденциальную ин­формацию, связанную с проведением обследова­ния или терапии. Законы большинства штатов подтверждают это право. В 1996 г. Верховный Суд Соединенных Штатов, приняв решение по делу Джефф против Рэймонда (Jaffe v. Raimond), обязал федеральные суды сохранять данную привилегию. На этом судебном процессе рассматривался случай, в котором офицер полиции, привлеченная к суду за применение огнестрельного оружия, повлекшее смерть, отказалась предоставлять информацию о содержании психотерапии, пройденной ею до инци­дента. Иными словами, Верховный Суд постановил, что ни офицер полиции, ни его терапевт не обязаны раскрывать содержание терапевтических сеансов, которые не имели непосредственного отношения к следствию. (Однако данная привилегия не сохраня­ется, если по желанию самого клиента предметом судебного разбирательства становится его психичес­кое состояние или факт лечения у психотерапевта.) Таким образом, в большинстве случаев клиенты имеют законное право пользоваться данной приви­легией.

В отличие от привилегий, которые имеют юриди­ческое обоснование, конфиденциальность — это этическое понятие, подразумевающее определенные профессиональные обязательства. Психологи должны подчиняться этическим требованиям и сохранять конфиденциальность, в противном случае они могут быть обвинены в непрофессионализме. Важно отме­тить, что во многих штатах и провинциях Северной Америки действуют официальные законы и поста­новления, согласно которым психологи, имеющие лицензии этих штатов, должны следовать нормам профессионального этического кодекса, иначе они могут потерять лицензию или же против них могут быть возбуждены гражданские или даже уголовные судебные процессы. Поэтому прежде чем давать ин­формацию третьей стороне, клиницист должен по­лучить письменное согласие клиента (или законных представителей клиента в случае его недееспособно­сти). Конфиденциальная информация о клиентах может обсуждаться только в профессиональных це­лях, и отчет должен содержать только те данные, которые имеют отношение к этим целям. Однако можно указать на некоторые исключения, оговари­ваемые законом. Привилегии и конфиденциальность не сохраняются в случаях жестокого обращения с детьми и взрослыми, случаях, когда имеется риск нанесения клиентом ущерба себе или окружающим, при проведении клиникопсихологического обсле­дования по решению суда, а также в тех случаях, когда по желанию клиента предметом судебного разбирательства становится его психическое состо­яние. В модуле 3.6 дано краткое описание судебно­го разбирательства, в ходе которого клиенту было отказано в праве на конфиденциальность.

Как должен планировать свою деятельность пси­холог, если у него отсутствует необходимый опыт работы, например, с людьми пожилого возраста или лицами, имеющими низкий доход? Этот вопрос затра­гивает проблему компетентности. В этическом ко­дексе четко говорится о том, что психологи должны повышать свой образовательный уровень, развивать практические навыки и проходить практику под наблюдением более опытных специалистов в случае отсутствия необходимой подготовки.

Таблица 3.2. ЭТИЧЕСКИЕ СТАНДАРТЫ

Общие нормы

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Применимость этического кодекса

Согласованность профессиональной этики с законом

Профессионализм и научность

Установление границы своей компетенции

Поддержание профессиональной квалификации

Наличие базиса для научных и профессиональных суждений

Оглашение характера/результатов предоставляемых услуг

Признание факта различий между людьми

Уважение к другим людям

Отсутствие дискриминации

Избегание причинения вреда

Разрешение личных проблем и конфликтов

Избегание злоупотребления служебным положением пси­холога

Избегание злоупотребления личным влиянием психолога Взаимообмен [с пациентами или клиентами] Поддержание различных типов взаимоотношений

Консультации клиентов и направление к другим специа­листам

Избегание отношений эксплуатации

Наделение подчиненных полномочиями и супервизия над ними

Предоставление услуг по просьбе третьих лиц

Ведение записей и регистрация данных

Наличие профессиональной и научной документации

Точность отчетов о проделанной работе перед плетельщи­ками и финансирующими органами

Финансовая подотчетность

Направление клиента к другим специалистам и расценки

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Обследование, тестирование и вмешательство

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Проведение обследований, диагностики и вмешательства Неквалифицированные лица

Компетентность/адекватность тестирования/вмеша­тельства

Разработка тестов

Применение тестирования при работе с широкими/спе­цифическими категориями населения

Интерпретация результатов тестирования

Исключение устаревших тестов и результатов тестирова­ния с вышедшим сроком давности

Количественная обработка тестов, интерпретация их ре­зультатов

Обьяснение результатов тестирования Конфиденциальность тестирования

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Реклама и другие публичные заявления

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Определение публичных заявлений

Утверждения других людей. Недопустимость ложных или обманчивых презентаций

Представление в средствах массовой информации Дача свидетельских показаний Личные ходатайства

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Терапия

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Структурирование отношений

Получение информированного согласия на проведение терапии

Терапия супружеских и семейных отношений

Предоставление услуг клиентам, уже пользующимися или пользовавшимися услугами других специалистов

Сексуальные контакты с нынешними клиентами или паци­ентами

Сексуальные контакты с бывшими клиентами или пациен­тами

Условия временного прерывания терапии

Прекращение профессиональных взаимоотношений с кли­ентами или пациентами

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Приватность и конфиденциальность

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Обсуждение пределов конфиденциальности

Соблюдение конфиденциальности

Минимизация вторжения в частную жизнь

Ведение записей

Раскрытие конфиденциальной информации

Консультирование

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru
Конфиденциальная информация, хранящаяся в информа­ционной базе данных

Использование конфиденциальной информации в других целях

Сохранение и защита записей и данных Право собственности на записи и данные

Преподавание, тренинг, супервизирование, научные исследования и публикации

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Разработка образовательных/тренинговых программ

Описание образовательных/тренинговых программ

Точность и обьективность в преподавании

Ограничения на преподавательскую деятельность

Оценка деятельности студентов/лиц, подлежащих супервизии

Планирование научных исследований

Ответственность

Соответствие законам и профессиональным нормам

Институциональное одобрение

Обязанности при проведении научных исследований

Информированное согласие участников исследования

Исследования, проводящиеся без получения информи­рованного согласия

Информированное согласие на проведение киносъемки или видеозаписи в ходе исследования

Предложение вознаграждения за участие в исследовании

Обман при проведении исследований

Оглашение и использование данных

Минимизация вторжения в частную жизнь

Предоставление участникам информации об исследовании

Соблюдение взятых на себя обязательств

Использование животных и бережное отношение к ним

Отчеты о результатах

Плагиат

Право публикации

Повторная публикация материалов исследований

Предоставление данных другим специалистам

Профессиональные рецензенты

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Судебная деятельность

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Профессионализм Судебная экспертиза Прояснение собственной роли

Правдивость и беспристрастность Предшествующие отношения Соблюдение законов/правил

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Разрешение этических проблем

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru Знакомство с этическим кодексом Конфронтация с этическими требованиями Противоречия в построении этического кодекса

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru
Информированное разрешение проблем, связанных с нарушениями этических норм

Сотрудничество с Комитетом по этике Необоснованные жалобы

Это способствует повышению качества психологических услуг. Сегодня недостаточно владеть какой-то одной терапевтической техникой, поскольку зачастую про­ведение терапии предполагает выбор наиболее эффективного метода из нескольких возможных. В на­стоя щее время существуют официально признанные программы переквалификации, адресованные специ­алистам, желающим сменить сферу деятельности, например перейти из школьной психологии в кли­ническую. Кроме того, такие программы позволяют освоить новые методы проведения обследований и вмешательств. Розен (Rosen, 1987) подверг профессиональной оценке компетентность авторов попу­лярных книг, посвященных развитию навыков само­стоятельного решения психологических проблем. Он отмечает, что зачастую перед читателями таких книг ставятся нереальные цели, когда, например, им предлагают избавиться от приступов страха в уединенной атмосфере собственного дома, кроме того, предлагаемые читателям программы не подвергаются тестовой проверке, а те немногочисленные фак­тические данные, которые приводятся авторами, нельзя считать убедительными. Однако знакомство клиентов с некоторыми профессионально написан-

ными книгами, посвященными развитию навыков самостоятельного решения психологических про­блем (например руководство Бернса «Как достичь хорошего самочувствия»: The Feeling Good Handbook, Burns, 1999), может оказать существенную помощь при планировании вмешательства.

Подобает ли психологу, соблюдающему этические стандарты, вступать в сексуальные контакты со своими клиентами и позволять себе сексуальные до­могательства по отношению к клиентам, студентам или подчиненным? Безусловно, нет. Подобное пове­дение строго запрещено законодательством, и, ко­нечно же, любое нарушение закона со стороны кли­нициста, как правило, ведет к потере лицензии или сертификата либо к лишению его членства в профес­сиональных организациях. Кроме того, в некоторых штатах такие нарушения являются основанием для уголовного преследования. Наконец, неэтичное по­ведение клинициста значительно повышает риск нанесения клиенту ущерба. Психологи не имеют права наносить вред тому, кто обращается к ним за помощью, а потому сексуальные контакты с клиен­тами не могут иметь никаких оправданий.

Что должен делать психолог, если результаты исследований могут касаться вопросов социальной политики либо негативно характеризовать предста­вителей того или иного пола, социальных или этни­ческих меньшинств?

МОДУЛЬ 3.6 ДЕЛО ТАРАСОВОЙ

В 1966 г. в Калифорнийском университете в Берк­ли произошло убийство студентки Татьяны Тарасо­вой, после которого родители убитой привлекли к суду университетских психотерапевтов и сотрудни­ков полиции, обвинив их в том, что те не предупре­дили их дочь, Татьяну Тарасову, об опасности, угро­жавшей ее жизни. Во время психотерапевтических сеансов, проводившихся в учебной клинике универ­ситета, клиент по имени Просенджит Поддар гово­рил о намерении убить свою близкую подругу. Хотя он и не называл ее имени, психолог, работавший с Поддаром, установил личность предполагаемой жертвы. Терапевт немедленно информировал со­трудников полиции студенческого городка, и первое время они держали Поддара под арестом. В конце концов полиция отпустила его, решив, что он ведет себя вполне разумно и выполнит данное им обещание оставить девушку в покое. Поддар прекратил по­сещать терапевтические сеансы и примерно 3 ме­сяца спустя убил Тарасову. Верховный суд Калифор­нии решил дело не в пользу университета не потому, что психологи не смогли предсказать жестокий по­ступок Поддара, а потому что они не предупредили предполагаемую жертву или ее родителей (Everstien et al., 1995). Суд постановил, что терапевты обяза­ны принимать меры для защиты потенциальных жертв от тех клиентов, которых они считают опасны­ми. После решения суда по делу Тарасовой многие штаты обязали психологов предупреждать в подоб­ных случаях людей о том, что те являются потенци­альными жертвами насилия. Приведенный нами пример указывает на то, что профессиональный клиницист должен изучать и хорошо знать законы, применяемые в его штате.

модуль 3.5 основные этические принципы - student2.ru

Психолог должен с особой тща­тельностью указать на любые ограничения, касаю­щиеся сферы распространения полученных в ходе исследований данных, свести к минимуму возмож­ности их неправомерного использования, а также указать на то, что могут существовать и другие объясняющие их альтернативные гипотезы.

Что должен делать психолог, когда государствен­ные постановления или ведомственные нормы всту­пают в противоречие, с профессиональными этически­ми принципами? Психолог должен заявить о привер­женности профессиональным этическим принципам, постараться разрешить конфликт, используя проце­дуры, которые не нарушали бы общественных инте­ресов. В модуле 3.7 описывается случай из практи­ки одного из авторов этой книги, показывающий, насколько сложно иногда бывает соблюдать профес­сиональные этические нормы.

Наши рекомендации