Модуль 3,1 основные диагностические категории
ОПРЕДЕЛЕННЫЕ В DSM-IV
Ось 1: Клинические расстройства
Расстройства, которые обычно впервые диагностируются в младенчестве, детстве и подростковом возрасте:.
расстройства научения;
расстройства моторных навыков;
расстройства коммуникативных навыков;
первазивные (хронические) нарушения развития; расстройства, связанные с дефицитом внимания и деструктивным поведением;
расстройства приема пищи, проявляющиеся в младенчестве и раннем детстве;
тиковые расстройства; расстройства процессов выделения.
Другие расстройства, наблюдаемые в детстве, младенчестве или подростковом возрасте. Делирий,
деменция,
расстройства памяти и другие когнитивные расстройства; делирий; деменция;
амнестические расстройства.
Психические расстройства, связанные с общесоматическими медицинскими проблемами (не перечисляемые в других источниках или не имеющие других характерных отличительных признаков, Not otherwise specified);
расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ;
расстройства, связанные с употреблением алкоголя;
расстройства, связанные с употреблением амефетаминов (или амфетаминоподобных препаратов);
расстройства, связанные с употреблением кофеина;
расстройства, связанные с употреблением марихуаны;
расстройства, связанные с употреблением кокаина;
расстройства, связанные с употреблением галлюциногенов;
расстройства, связанные с вдыханием токсичных веществ;
расстройства, связанные с употреблением никотина;
расстройства, связанные с употреблением опиатов;
расстройства, связанные с употреблением фен-циклидина[или фенциклидиноподобных препаратов);
расстройства, связанные с употреблением седа-тивных, снотворных или анксиолитических препаратов;
расстройства, связанные с употреблением многих различных психоактивных веществ; расстройства, связанные с употреблением других (или неизвестных) веществ.
Источник: DSM-IV (American Psychiatric Association, 1994).
Шизофрения и другие психотические расстройства.
Расстройства настроения;
депрессивные расстройства;
биполярные расстройства. Расстройства тревожности. Соматоформные расстройства. Мнимые расстройства. Диссоциативные расстройства.
Сексуальные расстройства и расстройства тендерной идентичности;
сексуальные дисфункции;
парафилии;
расстройства тендерной идентичности. Расстройства питания. Расстройства сна:
первичные расстройства сна;
расстройства сна, связанные с другими психическими расстройствами;
другие расстройства сна.
Расстройства контроля импульсов (не перечисляемые в других источниках или не имеющие других характерных отличительных признаков, Not otherwise specified].
Расстройства адаптации:
Другие состояния, могущие привлечь внимание клиницистов:
психологические факторы, воздействующие на соматическое состояние;
расстройства движения, вызванные лекарственными препаратами;
другие расстройства, вызванные воздействием
лекарственных препаратов;
проблемы в сфере межличностных отношений;
проблемы, связанные с жестоким обращением или отсутствием ухода;
дополнительные состояния, которые могут привлечь внимание клинических психологов. Ось II
Личностные расстройства (например шизотипичное, пограничное, нарциссическое, зависимое).
Умственная отсталость
Ось III
Общесоматические состояния (например новообразования, инфекционные заболевания).
Ось IV
Психосоциальные проблемы и проблемы, связанные с условиями среды (например наличие или отсутствие групп поддержки, жилищные условия, доступность медицинского обслуживания).
Ось V
Общая оценка функционирования (для любого отдельно взятого периода времени может использоваться шкала от 1 до 100).
________________________________________________________
Эта многомерная система позволяет делать выводы, основываясь на каждом из измерений, таким образом, поставленный диагноз является полным, когда он состоит из всех 5 частей.
Многомерная структура DSM предназначена не только для определения типа расстройства, которым страдает пациент, но также и для оценки влияния среды и характеристики функционирования, которые не могли бы быть учтены в случае диагностики по единственному параметру. Представьте, например, что вы — врач, который только что поставил диагноз депрессии пришедшему к вам на прием новому клиенту. Вы пришли к выводу о том, что его состояние соответствует диагностическим критериям депрессивного расстройства. Учитывая серьезность диагноза, вы решаете направить клиента на консультацию к психиатру для назначения курса лечения. Многомерный диагностический процесс, обязательный в системе DSM, дает вам возможность сообщить консультирующему психиатру большое количество дополнительной информации. По оси I вы указываете на то, что состояние пациента соответствует диагностическим критериям депрессивного расстройства, и сообщаете о тяжести симптомов и длительности периода, в течение которого они проявляются. По оси II вы предоставляете информацию о наличии сопутствующих расстройств, которые могут вызывать обострение депрессивного расстройства. Ось III позволяет вам сообщить о том, проходил ли пациент курс лечения от каких-либо соматических заболеваний или расстройств или курс медикаментозной терапии, которые могли повлиять на течение депрессивного расстройства. Оси IV и V дают вам возможность кратко описать, в какой степени депрессивное состояние клиента могло вызвать v него те или иные жизненные трудности. Таким образом, многомерная структура DSM позволяет. упорядочить и лаконично изложить обширные данные, имеющие отношение к клинической картине. На практике многие клиницисты не используют все пять осей, — система DSM требует как минимум заполнения разделов по осям I и II, но большинство клиницистов обычно используют оси 1, II и III.
DSM-IV, несмотря на то что его новая редакция была улучшена по многим параметрам, не лишено недостатков. У пациентов нередко могут наблюдаться симптомы, соответствующие сразу нескольким .расстройствам, что усложняет задачу точной классификации. В течение многих десятилетий клиницисты придавали большое значение постановке дифференциального диагноза (differential diagnosis), т. е. выбору наиболее точной характеристики среди нескольких возможных. Как уже упоминалось, определеиные симптомы (например дефицит внимания) встречаются в разных диагностических категориях.
Перед клиницистом стоит довольно сложная задача точно определить диагностическую категорию (если такая имеется), к которой относятся наблюдаемые симптомы; кроме того, необходимо выделить диагностические критерии (если, конечно, это возможно), которые адекватно описывают трудности, испытываемые пациентом или клиентом. Отметим, что многие клинические проблемы могут сочетаться друг с другом, когда у пациента проявляются сопутствующие патологические состояния. В главе 4, посвященной проведению клинико-психологического обследования, мы расскажем о создании эффективной рабочей гипотезы или «рабочего образа» клиента, включающего его наиболее существенные характеристики, формирование которого в значительной степени оптимизирует процесс постановки диагноза.
Как мы уже говорили, в использовании стандартизированной диагностической системы и единого терминологического языка есть свои преимущества. Стандартная классификация упрощает нахождение дифференциальных диагностических характеристик и позволяет сравнивать особенности проявления тех или иных расстройств у различных пациентов. Использование классификационной системы DSM позволило по отношению к ряду проблем уменьшить количество диагностических ошибок и вероятность появления негативных последствий, возникающих при постановке неправильного диагноза (Adamson, 1989). Кроме того, DSM позволяет оптимизировать научные исследования психических расстройств, сравнение результатов различных работ и их обзор в научной литературе. Наконец, в DSM-IV указывается на то, что некоторые виды нетипичного поведения встречаются только в определенных культурах и на определенных территориях. На эти характерные особенности следует обращать внимание; каждая форма поведения или симптом должны рассматриваться в соответствующем культурном контексте (Rogler, 1996). В модуле 3.2 описан интересный пример культурной обусловленности некоторых форм поведения, которые по неведению могут рассматриваться клиницистами как симптомы психического заболевания.
При всех своих достоинствах DSM имеет также и существенные недостатки, которые заставляют многих специалистов задумываться о создании более совершенной классификации. Один из наиболее серьезных недостатков связан с многочисленными разногласиями, возникающими между специалистами в момент принятия решения. Во многих исследованиях, посвященных надежности DSM (это понятие мы будем рассматривать в главе 4), сообщается о том, что в некоторых случаях ставятся разные диагнозы, когда двух или более психиатров или психологов просят обследовать одного и того же пациента. В целом между специалистами существует относительное единодушие, касающееся определения самых общих категорий, но по поводу более узких категорий и клинических деталей по-прежнему ведется полемика. Критики указывают также на такие упущения, как недостаток информации о причинах и течении расстройств и влиянии окружающей среды (toilette &
МОДУЛЬ 3.2 МОДУЛЬ КОГДА СИМПТОМ- ДЕЙСТВИТЕЛЬНО СИМТПОМ
В начале 1990-х гг. политические волнения на Кубе и на Гаити привели к тому, что Соединенным Штатам пришлось создать на военно-морской базе в заливе Гуантонамо лагерь для тысяч гаитянских и кубинских беженцев. В то время американский коллега одного из авторов этой книги работал в качестве психолога в этом лагере для беженцев. Как-то раз к нему обратились чиновники из международных служб с просьбой остановить «эпидемию» психотических симптомов, охватившую лагерь. Исследуя эту так называемую эпидемию, психолог обнаружил, что формы поведения беженцев, рассматриваемые как предполагаемые психотические симптомы, состояли в произнесении заклинаний, общении с духами и культовых действах, которые гаитяне называют вуду. На Гаити никто не стал бы рассматривать такое поведе ние как симптом психического расстройства. Работники лагеря беженцев, однако, воспринимали действия гаитян как «эпидемию» серьезной психопатологии. Превратились ли данные формы поведения в симптомы, когда беженцы попали на военную базу США? Возможно, что да, но только в представлении американцев. Психологи должны знать культурный и экологический контекст поведения своих клиентов и стараться, насколько возможно, рассматривать его с точки зрения культурных и социальных норм того общества, в котором эти формы поведения возникают. Поэтому обращенный к психологам вопрос разумно сформулировать следующим образом: являются ли данные формы поведения деструктивными для более крупной системы, и если да, то как добиться их аккомодации или приспособления к новым условиям?
____________________________________________________________
Houts, 1996; Wulfert, Greenway & Dougher, 1996). Результаты исследований, включающих показ специалистам видеозаписей поведения одного и того же пациента, проведенные в Соединенных Штатах и в Европе, свидетельствуют о том, что американские психиатры чаще, чем их европейские коллеги, склонны использовать термин шизофрения, а представители европейской школы чаще применяют термин маниакально-депрессивное расстройство (Kendall, Pichot & Von Cranach, 1974). Кроме того, во многих случаях пациентам ставится другой диагноз, когда они повторно направляются в больницу, хотя наблюдаемые симптомы при этом остаются теми же самыми. Розенхэн (Rosenhan, 1973) в своей провокационной статье, озаглавленной «Как быть нормальным в ненормальном месте» (On Being Sane in Insane Places), указал на случаи, когда здоровым испытуемым, намеренно сообщавшим всего лишь о начальных симптомах тревоги и единичных случаях галлюцинаций, ничего не подозревавшие клиницисты с готовностью ставили диагноз психоза и предписывали прием медикаментов. Некоторые структурированные процедуры проведения интервью в совокупности с четкими стандартами и критериями классификации значительно повышают степень надежности диагностических процедур по сравнению с менее структурированными подходами (Kaufman et al., 1997).
Несмотря на многие недостатки, Руководство DSM в том виде, в каком оно существует на сегодняшний день, продолжает приносить пользу. Более того, клиницисты должны хорошо знать данную классификационную систему, чтобы использовать стандартные термины и вести клинические записи в соответствии с требованиями, предъявляемым официальными службами и страховыми компаниями. Будущие исследования, несомненно, приведут к дальнейшему пересмотру DSM. Наука, в рамках которой изучаются принципы построения классификаций, называется таксономией. Она включает статистические методы, позволяющие определить, в какой мере таксономические единицы соответствуют характеру взаимоотношений между наблюдаемыми объектами и проявлениями (физическими и поведенческими). (Более подробную информацию о применении таксономии в психопатологии можно найти, ознакомившись с работами известного клинического психолога Пола Мила: МееЫ, 1999; Walter & Meehl, 1998.)
ЦЕЛИ ВМЕШАТЕЛЬСТВА: ПЛАНЫ И КОНТРАКТЫ
Любое клинико-психологическое обследование и точная постановка диагноза необходимы прежде всего для выбора эффективных методов предполагаемого вмешательства. (Процедурам и инструментам клинико-психологического обследования посвящены главы 4 и 5, а методам вмешательства — 7 и последующие главы.) После принятия решения о проведении вмешательства клиницисты составляют план терапевтических процедур, а затем реализуют этот план на практике.
Разработка плана
Разработка плана проведения вмешательства в любой конкретной ситуации — это, по существу, вопрос разработки проекта. Используя самые различные источники информации, клиницист, подобно проектировщику, принимает серию решений, которые в совокупности составляют проект, соотносимый с нуждами и потребностями клиента. В этом процессе проектирования мы можем выделить несколько стадий:
1. Характеристика текущей ситуации: определение главных действующих лиц и основных факторов влияния, требующих учета.
2. Определение желательных результатов с нескольких точек зрения, чаще всего с точки зрения клиента, семьи и социума.
3. Исследование ресурсов и возможностей проведения терапии; здесь подразумеваются ответы на вопросы о том, кто сможет работать с клиентом или программой, и что в состоянии предпринять лица, осуществляющие вмешательство.
1. Формулировка плана для данного конкретного случая или конкретной программы перехода от текущей ситуации к желаемой.
5. Оценка изменений, происходящих в ходе реализации программы-, и пересмотр терапевтических планов в случае необходимости.
6. Повторное обследование после реализации плана или программы с целью дальнейшего совершенствования проекта и применения его в будущем.
Участие клиента или пациента в планировании вмешательства повышает его эффективность. Совместная работа клиента и терапевта необходима для принятия личных обязательств при составлении контракта.
Для проведения вмешательства необходимо установление контрактных отношений — заключение . устного договора или подписание письменного контракта. Контракт — это соглашение между людьми об оказании взаимных услуг, подразумевающих обмен, — вы делаете нечто для меня; взамен я делаю нечто для вас. Разные люди исполняют различные роли, вписывающиеся в общую структуру системы, в состав которой они входят. Контракт предполагает наличие определенных ожиданий относительно друг друга, а также определение условий прекращения или возобновления его действия.
В договоре или контракте определяется цель вмешательства, характер взаимодействия между клиентом и клиницистом, мера взаимной ответственности, роки действия и условия расторжения или продления. Процесс достижения договоренности требует от клинициста умения общаться. При подписании контакта часто происходит корректировка взаимных /киданий. Обновление плана вмешательства осуществляется совместными усилиями. Составление контракта предшествует вмешательству и готовит почву его проведения. Для подписания контракта необходимо установить
взаимопонимание и принять взаимные обязательства, для его выполнения — добиться желательных изменений.
Многие терапевты советуют заключать с клиентом четко оговоренный, а в ряде случаев и письменный контракт (Blackburn, 1998; Magraf, 1998). Это нужно для того, чтобы четко определить цели вмешательства, обеспечить соблюдение взаимных интересов, определить меру взаимной ответственности и получить официальное согласие клиента на проведение терапии. Цели терапии должны быть хорошо понятны обеим сторонам, а взаимные ожидания сторон четко высказаны. Кроме того, при наличии письменного контракта обе стороны могут в любой момент оценить степень достигнутого успеха.
Неопределенность целей
Составление плана чрезвычайно усложняется, если у сторон нет ясности относительно целей предполагаемого вмешательства. Пациент может сам формулировать цели вмешательства, если он хорошо информирован и знает, какую помощь может оказать ему психотерапевт. Однако в большинстве случаев в выборе целей кроме пациента участвуют и другие люди. Кто же ставит цели перед теми людьми, которые выбирают цели? Как в древней римской загадке: «Кто будет сторожить сторожей?» Кроме клиента и терапевта свои цели могут преследовать семья, непосредственное окружение и социум. Нередко цели, преследуемые различными группами, значительно отличаются друг от друга, вследствие чего возникает конфликт. Например, если Сюзи убегает из дома, ее мать может стремиться к тому, чтобы девочка прошла курс психотерапии, под влиянием которого она стала бы спокойно жить в семье и слушаться своего отчима. При этом сама Сюзи, возможно, хочет жить со своим родным отцом и считает, что ее мать и отчим сами нуждаются в оказании психотерапевтической помощи, которая позволила бы им осознать, насколько они осложняют ее жизнь. Соседка — мать подруги Сюзи — хочет приютить девочку у себя и согласна приходить с ней на консультации. Другие соседи, возможно, надеются на то, что Сюзи отправят в интернат, поскольку они считают, что она оказывает негативное влияние на их собственных детей. Городской же суд по делам несовершеннолетних получает от штата поощрительные субсидии за то, что не отправляет малолетних правонарушителей в специальные учреждения и таким образом оказывает давление на местные социальные службы, которые проводят семейные вмешательства.
Выбор достижимых целей в ситуации Сюзи, которая является довольно типичной, требует тщательного сопоставления и интеграции всех относящихся к делу фактов. Например, рассмотрим следующие факты, имеющие отношение к этой истории:
Кто является клиентом? Сюзи
Кто является официальным Мать
опекуном (а потому обладает законной властью)?
Должны ли в данном случае Да, если имеет место жесткое
соблюдаться особые требования обращение с ребенком об этом следует закона? сообщить в суд; для назначения другого
опекуна потребуются судебные
слушания
Какие возможные варианты Девочка может жить с матерью, либо с
решения проблемы? соседкой либо с родным отцом
Какие меры на данный Институционализацня
момент должны быть исключены?
Выбор целей должен осуществляться с участием всех заинтересованных сторон. Часто этот процесс занимает длительное время. С течением времени цели могут меняться. Первые психотерапевтические сессии с участием Сюзи, ее матери и отчима могут вызвать у сторон взаимную враждебность и в результате привести к обоюдному решению как можно скорее расстаться друг с другом. Это решение, возможно, позволит сосредоточить внимание на отношениях девочки с ее отчимом; вероятно, она надеялась на более близкие отношения и считает, что он не любит ее и не заботится о ней. Следующей целью может стать более глубокое взаимопонимание сторон. Возможно, отчим высказывал пугающие девочку предложения или требования. В качестве следующей цели может служить установление барьеров, ограничивающих поведение сторон, или передача дочери на воспитание отцу или соседке.
Роль терапевта — всего лишь помочь клиентам самим выбрать цели. Терапевт — это, как правило, координатор и связующее звено; сам он не выбирает цели вмешательства. Следует сказать, что психотерапия не всегда дает положительные результаты. Иногда, когда обсуждение не приводит к принятию определенного решения, терапевт, понимая потенциальную опасность предлагаемых сторонами путей разрешения ситуации, бывает вынужден сказать своим клиентам: «Извините, но я не могу согласиться ни с одной из предложенных целей». К счастью, такое завершение процесса терапии случается нечасто.
Осуществление плана — управление процессом вмешательства (case management)
После согласования плана клиницист приступает к его реализации. Если план предполагает какую-либо единичную форму работы, ответ на вопрос о том, на ком лежит ответственность, как правило, бывает очевидным. Так, например, при проведении индивидуальной психотерапии ответственность за ее результаты несет прежде всего клиницист. При отсутствии положительных результатов производится корректировка плана. Однако зачастую вмешательство может состоять из целого ряда компонентов и включать нескольких участников. Координация их деятельности называется управлением процессом вмешательства (case management), однако данный термин предполагает, что деятельность клинициста будет более обезличенной и директивной, чем это имеет обычно место на практике.
Термин управление процессом вмешательства в настоящее время имеет несколько значений, что может явиться причиной недоразумений. Одно из них отражает чисто клиническую концепцию психотерапии. В начале 1980-х гг. клиницисты осознали, что длительная госпитализация пациентов, страдающих серьезными психическими расстройствами, малоэффективна. Поэтому вместо госпитализации такие пациенты стали получать помощь на дому от работников социальных служб, которые должны были навещать их, проверять состояние их здоровья, следить за тем, чтобы они получали необходимые медикаменты и были окружены заботой и вниманием. Таким образом, специалисты, управляющие процессом лечения, начали выполнять функции посредников и адвокатов при взаимодействии с представителями различных органов власти. Такая форма управления процессом вмешательства оптимизировала проведение нестационарной психотерапии и позволила людям, страдающим серьезными психическими расстройствами, получать необходимую помощь вне больничных стен.
Управление процессом вмешательства требует от клиницистов специальных навыков работы за пределами врачебной приемной, в обычных условиях жизни сообщества. После прохождения специального курса обучения успешно осуществлять такое управление могут люди с самыми разными уровнями начальной подготовки, включая парапрофессионалов и бывших пациентов. Роль клинициста, осуществляющего управление процессом вмешательства, была детально описана в работе Бланша (Surles & Blanch, 1989), подготовившего ряд высокооплачиваемых клиницистов, добившихся существенного терапевтического эффекта и работающих исключительно в условиях обычной жизни сообщества. Работники, управляющие процессом терапии, встречаются со своими клиентами в реальных жизненных ситуациях (в ресторанах, в квартирах, в прачечных), обеспечивают необходимую социальную поддержку и возможность пользоваться другими общественными службами, что позволяет людям, страдающим серьезными психическими расстройствами, вести относительно самостоятельный образ жизни.
В то же время существует и другое значение данного термина, которое связано исключительно с администрированием и финансированием терапевтических мероприятий. Это второе значение относится к профессиональной деятельности работников центральных офисов социальных служб и страховых компаний, которые следят за ходом терапии, оценивают ее эффективность, собирая информацию по телефону или получая ее из письменных отчетов клиницистов. Такие управляющие принимают решение о финансировании и проведении тех или иных процедур. Примером эффективного управления процессом вмешательства, позволяющего избежать госпитализации, может служить работа Центра социального научения в Юджине, штат Орегон, проводящего общественные программы, направленные на работу с трудными подростками и их семьями (Chamberlain & Reid, 1998). Чтобы составить четкое представление, о чем идет речь, нужно всякий раз уточнять, в каком именно значении используется термин управление процессом вмешательства.