Человеческое Я, возможности и выбор

Что такое Я? Несомненно, наличие хотя бы общего представления об этом основополагающем понятии современной психологии крайне важно для каждо­го, кто хотел бы работать с людьми, принадлежащими к самым различным возрастным группам.

Человеческое Я, возможности и выбор - student2.ru

Это понятие также играет важную роль в психопатоло­гии развития (Lewis & Granic, 1999). По мере своего развития младенцы начинают осознавать, что их соб­ственные руки и ноги отличаются особым качеством, не принадлежа к объектам окружающего мира. Они начинают различать лица других людей и узнают свое отражение в зеркале. Дети более старшего воз­раста уже осознают отделенность своего Я от осталь­ного мира. В «Психологическом словаре» Корзини (Corsini, 1999, р. 875) Я определяется следующим об­разом: «совокупность всех характеристик, сознатель­ных и бессознательных, психических и физических черт индивида» и приводится список, включающий около 150 психологических терминов, содержащих слово «я» или «само», начиная с «самоуничижения» и заканчивая «самоуважением».

Человеческое Я, возможности и выбор - student2.ru Философы и психологи вели бесконечные споры по поводу истинного значения этого понятия, выражающего непреодолимое ощущение уникальности собственного существования. Больше всего дискуссий вызывает различие между Я и «меня» (I and «me»), т. е. между смыслом, которым наделяется по­нятие Я, когда оно выступает в качестве объекта опыта (те), и тем смыслом, который приписывает­ся понятию Я, выступающему в качестве субъекта опыта .*( *В английском языке личное местоимение «те» являет­ся формой родительного и винительного падежа место­имения «I» (аналогично паре «меня» и «я» в русском языке). Однако в некоторых случаях, особенно в разго­ворной речи, «те» может выступать в роли личного ме­стоимения в именительном падеже: It's me (это я); That's me on photograph (это я на снимке). — Прим. Ред)*

Философский анализ понятия Я представляет собой очень сложную задачу, но для клинической работы важно не забывать, что все мы имеем опре­деленные представления о том, кем мы являемся, а также о том, на что мы способны, а на что не способ­ны. Клиническая работа в значительной степени свя­зана с присущим каждому человеку интуитивным чувством собственной самооценки и самоэффектив­ности. По большей части целью оценки личности пациента и психотерапевтического вмешательства является формулировка и прояснение пациентами своих проблем и достижение более ясного понима­ния ими самих себя в прошлом, настоящем и воз­можном будущем. Следующий эпизод из клиниче­ской практики наглядно демонстрирует те проблемы, с которыми сталкивается практикующий психолог:

Марлен уже давно пребывала в состоянии депрессии. Она считала, что психолог из университетского кон­сультационного центра не в состоянии ей помочь, но, тем не менее, по рекомендации подруги обратилась к нему за советом. Марлен училась на предпоследнем курсе биологического факультета университета. На протяжении последних двух лет она жила с Трентом, студентом медицинского факультета, с которым была знакома еще со школы. Они оба не хотели вступать в официальный брак и договорились, что каждый из них имеет право разорвать существующие отношения в любой момент. Поскольку же их отношения продолжа­лись довольно долго, Марлен казалось, что они будут оставаться близкими всегда. Когда однажды Трент ска­зал ей, что уходит к другой женщине, Марлен была по­вергнута в состояние шока. Она не стала устраивать ему скандалов или умолять остаться, но, когда он ушел, почувствовала, что весь ее привычный мир рушится. Оставшись одна в квартире, которая была слишком большой и дорогой для нее, она сидела и мучительно перебирала в уме события последних двух лет жизни. Была ли она виновата в том, что произошло? Сможет ли она привыкнуть к жизни без Трента? Теперь она подолгу спала и стала часто пропускать утренние заня­тия в университете. Марлен было трудно сосредото­читься на учебе, и, по мере того как она все больше и больше отставала от своей группы, ей стало казаться, что наверстать упущенное уже невозможно. Она чув­ствовала себя совершенно несчастной.

После беседы с Марлен и размышлений о том, как ей помочь, психолог-консультант пришел к выводу, что ей необходимо обрести более широкий взгляд на характер ее взаимоотношений с окружающим ми­ром. Постепенно консультанту удалось убедить Марлен в необходимости больше думать о будущем, на которое она может повлиять, а не о прошлом, ко­торое она уже не в силах изменить. Совместными усилиями они выработали несколько альтернатив­ных вариантов развития ее дальнейшей жизни. Мар­лен могла вернуться к своим родителям, которые проживали в просторном доме неподалеку от уни­верситета и были бы рады ее возвращению. Она мог­ла попытаться найти другую студентку, с которой могла бы делить арендуемую ею квартиру. Марлен могла бы присоединиться к одной из студенческих общин, нескольких членов которых она хорошо зна­ла и к которым испытывала симпатию. Можно было бы снять комнату в студенческом общежитии на сле­дующий семестр. Продолжение учебы в университе­те также оставалось под вопросом, так что нужно было рассмотреть альтернативные варианты и с этой точки зрения. Полностью прекратить учебу до кон­ца текущего семестра и поступить на тот же курс на следующий год? Оставить изучение некоторых дис­циплин и продолжать изучать другие? Выработать для себя самостоятельную учебную программу и твердо придерживаться ее в дальнейшем? Каждая из альтернативных возможностей могла оказать серь­езное влияние на дальнейшую судьбу Марлен, и об­суждение этих возможностей предполагало тщатель­ный анализ ее жизненных ценностей. В этом про­цессе творческого исследования альтернативных вариантов психолог выступал в качестве помощни­ка (фасилитатора).

Пытаясь разобраться с ситуациями, подобными той, в которой оказалась Марлен, мы могли бы ис­пользовать два понятия, используемые в общей тео­рии систем — это наличие «решателя», подсистемы, ответственной за принятие решений и характерной для любой системы, а также наличие у каждой сис­темы собственных, субъективно воспринимаемых ею самой границ. Наличие границ приводит к тому, что лишь небольшая часть доступной информации обычно используется для принятия решений. Один из способов улучшения функционирования системы — сделать так, чтобы внутрь системы поступало боль­ше информации, чем в нее поступает обычно. Уве­личение объема поступающей информации и твор­ческое размышление об имеющихся возможностях с наибольшей вероятностью могут привести к из­менениям в системе.

Движение от мешающей развитию социальной системы к системе, способствующей раскрытию заложенных в человеке возможностей, требует, чтобы человек создал мысленный образ цели, которой он хочет достичь. Будущее каждого человека включает в себя различные возможности, многие из которых мы способны осознать.

Реальность, переживаемая нами в актуальном жизненном опыте, и видимая нами реальность, проживаемая окружающими нас людьми, составляют лишь незначительную часть тех возможностей, ко­торыми мы сами или окружающие нас люди неког­да располагали. Пожалуй, никому не удалось пере­дать это осознание более наглядно, чем великому американскому психологу и философу начала XX в. Уильяму Джеймсу: «Мышление можно сравнить с театральным действом, в каждой сцене которого одновременно присутствует множество возможностей выбора. Деятельность созна­ния заключается в сравнении между собой этих воз­можностей, отборе некоторых из них и вытеснении всех остальных за счет усиления или ослабления концент­рации внимания... Иными словами, работа сознания над данными, которые оно получает, напоминает работу скульптора над глыбой мрамора. В каком-то смысле статуя, которую скульптор высекает из глыбы мрамо­ра, находилась внутри нее всегда. Но в этой же глыбе мрамора одновременно находились и тысячи других статуй, и только скульптора мы должны благодарить за то, что из тысяч разнообразных статуй он выбрал имен­но эту. Мир, который мы воспринимаем и в котором живем, будет представлять собой то, что наши предки и мы сами путем суммирования единичных предпочте­ний извлекли из мира, существующего изначально, по­добно скульпторам, отсекающим от глыбы мрамора оп­ределенные куски. Другие скульпторы творят другие статуи из той же самой глыбы мрамора. Другие люди создают иные миры из того же самого однообразного и невыразительного хаоса (James, 1890, р. 288-289).»

В серии своих публикаций Леона Тайлер разра­ботала концепцию, которая может быть названа те­орией возможностей или «моделью креативных воз­можностей» (Leona Tyler 1961, 1978, Tyler et al., 1968,1991). Краткое изложение сущности структур, управляющих выбором возможностей, предложенное Тайлер, представлено в модуле 2.1. Другие психоло­ги, такие как Хейзел Маркус (Hazel Markus; Cross & Markus, 1991; Markus & Nurius, 1986; Wurf & Markus, 1991), писали в своих работах о возможных Я. В про­веденных Маркусом совместно со своими коллега­ми экспериментах испытуемых просили представить свое будущее и постараться увидеть себя такими, какими они хотели бы быть, либо напротив, не хо­тели бы стать, а также представить себя в ситуациях, в которых они хотели бы, либо напротив, не хо­тели бы оказаться. Некоторые психологи (см., на­пример, Sundberg, Poole & Tyler, 1983) использова­ли процедуру размышлений о будущем, пытаясь вызвать у своих испытуемых мысли о возможных событиях, которые могут произойти в их личной жизни. Другие психологи, такие как Теодор Сарбен (Theodore Sarbin, 1986) и Дэн Макадаме (Dan Mc-Adams, 1994), анализируют жизни отдельных людей, подобно тому как изучается процесс создания худо­жественных произведений или повествований. Пол Педерсен (Paul Pedersen, 2000) говорит о скрытых посланиях, которыми обмениваются стороны в про­цессе психологического консультирования и тера­пии. В сознании как пациента, так и психотерапевта не прекращается внутренний диалог в то самое вре­мя, когда они оба беседуют между собой. Педерсен утверждает, что чем более велики культурные и эт­нические различия между пациентом и терапевтом, тем большим количеством скрытых посланий они обмениваются во время беседы. В этой книге мы высказываем мысль о том, что одной из целей пси­хологической оценки личности является создание рабочего образа (working image) или ряда рабочих гипотез, касающихся личности пациента, которые включают в себя представления клиентов о самих себе. Все рассматриваемые нами подходы базируют­ся на общей идее о том, что любые психологические состояния и нарушения людей могут интерпретиро­ваться различными способами.

Человеческое Я, возможности и выбор - student2.ru Для любого индивида, как и для любой группы, общественной организации или нации, существует большое, однако не безграничное число возможнос­тей. Наиболее неумолимым из стоящих перед людь­ми ограничений является время. Индивид может посвящать себя лишь немногим областям деятельно­сти одновременно, а срок отпущенной ему жизни ограничен. Мы поставлены перед необходимостью выбора возможностей, которые могут быть реализо­ваны в нашей жизни. Выбор одних возможностей и отказ от других осуществляется самыми различны­ми способами, как на сознательном, так и на бессо­знательном уровне. Особенности унаследованных че­ловеком генов также ограничивают количество пре­доставленных ему возможностей. К примеру, лишь немногие дети обладают от рождения необходимы­ми физическими и психическими характеристиками для того, чтобы стать выдающимися спортсменами. Точно так же лишь немногие молодые люди облада­ют физической красотой, соответствующей голли­вудским стандартам. Возможность стать выдающим­ся скрипачом может быть реализована только при условии, если генетическая программа индивида предусматривает развитие исключительного музы­кального таланта. Другие ограничения, которые на­кладываются на возможности, предоставляемые нам жизнью, берут свое начало в ранних детских пере­живаниях. Большая часть читателей этой книги ни­когда не сможет свободно владеть ни русским, ни китайским, ни языком суахили, поскольку они овла­дели речью, живя в семьях, для всех членов которых родным языком был английский. Случайные происшествия тоже накладывают, ограничения на наши возможности.

__________________________________________________________________

Наши рекомендации