Человеческое Я, возможности и выбор
Что такое Я? Несомненно, наличие хотя бы общего представления об этом основополагающем понятии современной психологии крайне важно для каждого, кто хотел бы работать с людьми, принадлежащими к самым различным возрастным группам.
Это понятие также играет важную роль в психопатологии развития (Lewis & Granic, 1999). По мере своего развития младенцы начинают осознавать, что их собственные руки и ноги отличаются особым качеством, не принадлежа к объектам окружающего мира. Они начинают различать лица других людей и узнают свое отражение в зеркале. Дети более старшего возраста уже осознают отделенность своего Я от остального мира. В «Психологическом словаре» Корзини (Corsini, 1999, р. 875) Я определяется следующим образом: «совокупность всех характеристик, сознательных и бессознательных, психических и физических черт индивида» и приводится список, включающий около 150 психологических терминов, содержащих слово «я» или «само», начиная с «самоуничижения» и заканчивая «самоуважением».
Философы и психологи вели бесконечные споры по поводу истинного значения этого понятия, выражающего непреодолимое ощущение уникальности собственного существования. Больше всего дискуссий вызывает различие между Я и «меня» (I and «me»), т. е. между смыслом, которым наделяется понятие Я, когда оно выступает в качестве объекта опыта (те), и тем смыслом, который приписывается понятию Я, выступающему в качестве субъекта опыта .*( *В английском языке личное местоимение «те» является формой родительного и винительного падежа местоимения «I» (аналогично паре «меня» и «я» в русском языке). Однако в некоторых случаях, особенно в разговорной речи, «те» может выступать в роли личного местоимения в именительном падеже: It's me (это я); That's me on photograph (это я на снимке). — Прим. Ред)*
Философский анализ понятия Я представляет собой очень сложную задачу, но для клинической работы важно не забывать, что все мы имеем определенные представления о том, кем мы являемся, а также о том, на что мы способны, а на что не способны. Клиническая работа в значительной степени связана с присущим каждому человеку интуитивным чувством собственной самооценки и самоэффективности. По большей части целью оценки личности пациента и психотерапевтического вмешательства является формулировка и прояснение пациентами своих проблем и достижение более ясного понимания ими самих себя в прошлом, настоящем и возможном будущем. Следующий эпизод из клинической практики наглядно демонстрирует те проблемы, с которыми сталкивается практикующий психолог:
Марлен уже давно пребывала в состоянии депрессии. Она считала, что психолог из университетского консультационного центра не в состоянии ей помочь, но, тем не менее, по рекомендации подруги обратилась к нему за советом. Марлен училась на предпоследнем курсе биологического факультета университета. На протяжении последних двух лет она жила с Трентом, студентом медицинского факультета, с которым была знакома еще со школы. Они оба не хотели вступать в официальный брак и договорились, что каждый из них имеет право разорвать существующие отношения в любой момент. Поскольку же их отношения продолжались довольно долго, Марлен казалось, что они будут оставаться близкими всегда. Когда однажды Трент сказал ей, что уходит к другой женщине, Марлен была повергнута в состояние шока. Она не стала устраивать ему скандалов или умолять остаться, но, когда он ушел, почувствовала, что весь ее привычный мир рушится. Оставшись одна в квартире, которая была слишком большой и дорогой для нее, она сидела и мучительно перебирала в уме события последних двух лет жизни. Была ли она виновата в том, что произошло? Сможет ли она привыкнуть к жизни без Трента? Теперь она подолгу спала и стала часто пропускать утренние занятия в университете. Марлен было трудно сосредоточиться на учебе, и, по мере того как она все больше и больше отставала от своей группы, ей стало казаться, что наверстать упущенное уже невозможно. Она чувствовала себя совершенно несчастной.
После беседы с Марлен и размышлений о том, как ей помочь, психолог-консультант пришел к выводу, что ей необходимо обрести более широкий взгляд на характер ее взаимоотношений с окружающим миром. Постепенно консультанту удалось убедить Марлен в необходимости больше думать о будущем, на которое она может повлиять, а не о прошлом, которое она уже не в силах изменить. Совместными усилиями они выработали несколько альтернативных вариантов развития ее дальнейшей жизни. Марлен могла вернуться к своим родителям, которые проживали в просторном доме неподалеку от университета и были бы рады ее возвращению. Она могла попытаться найти другую студентку, с которой могла бы делить арендуемую ею квартиру. Марлен могла бы присоединиться к одной из студенческих общин, нескольких членов которых она хорошо знала и к которым испытывала симпатию. Можно было бы снять комнату в студенческом общежитии на следующий семестр. Продолжение учебы в университете также оставалось под вопросом, так что нужно было рассмотреть альтернативные варианты и с этой точки зрения. Полностью прекратить учебу до конца текущего семестра и поступить на тот же курс на следующий год? Оставить изучение некоторых дисциплин и продолжать изучать другие? Выработать для себя самостоятельную учебную программу и твердо придерживаться ее в дальнейшем? Каждая из альтернативных возможностей могла оказать серьезное влияние на дальнейшую судьбу Марлен, и обсуждение этих возможностей предполагало тщательный анализ ее жизненных ценностей. В этом процессе творческого исследования альтернативных вариантов психолог выступал в качестве помощника (фасилитатора).
Пытаясь разобраться с ситуациями, подобными той, в которой оказалась Марлен, мы могли бы использовать два понятия, используемые в общей теории систем — это наличие «решателя», подсистемы, ответственной за принятие решений и характерной для любой системы, а также наличие у каждой системы собственных, субъективно воспринимаемых ею самой границ. Наличие границ приводит к тому, что лишь небольшая часть доступной информации обычно используется для принятия решений. Один из способов улучшения функционирования системы — сделать так, чтобы внутрь системы поступало больше информации, чем в нее поступает обычно. Увеличение объема поступающей информации и творческое размышление об имеющихся возможностях с наибольшей вероятностью могут привести к изменениям в системе.
Движение от мешающей развитию социальной системы к системе, способствующей раскрытию заложенных в человеке возможностей, требует, чтобы человек создал мысленный образ цели, которой он хочет достичь. Будущее каждого человека включает в себя различные возможности, многие из которых мы способны осознать.
Реальность, переживаемая нами в актуальном жизненном опыте, и видимая нами реальность, проживаемая окружающими нас людьми, составляют лишь незначительную часть тех возможностей, которыми мы сами или окружающие нас люди некогда располагали. Пожалуй, никому не удалось передать это осознание более наглядно, чем великому американскому психологу и философу начала XX в. Уильяму Джеймсу: «Мышление можно сравнить с театральным действом, в каждой сцене которого одновременно присутствует множество возможностей выбора. Деятельность сознания заключается в сравнении между собой этих возможностей, отборе некоторых из них и вытеснении всех остальных за счет усиления или ослабления концентрации внимания... Иными словами, работа сознания над данными, которые оно получает, напоминает работу скульптора над глыбой мрамора. В каком-то смысле статуя, которую скульптор высекает из глыбы мрамора, находилась внутри нее всегда. Но в этой же глыбе мрамора одновременно находились и тысячи других статуй, и только скульптора мы должны благодарить за то, что из тысяч разнообразных статуй он выбрал именно эту. Мир, который мы воспринимаем и в котором живем, будет представлять собой то, что наши предки и мы сами путем суммирования единичных предпочтений извлекли из мира, существующего изначально, подобно скульпторам, отсекающим от глыбы мрамора определенные куски. Другие скульпторы творят другие статуи из той же самой глыбы мрамора. Другие люди создают иные миры из того же самого однообразного и невыразительного хаоса (James, 1890, р. 288-289).»
В серии своих публикаций Леона Тайлер разработала концепцию, которая может быть названа теорией возможностей или «моделью креативных возможностей» (Leona Tyler 1961, 1978, Tyler et al., 1968,1991). Краткое изложение сущности структур, управляющих выбором возможностей, предложенное Тайлер, представлено в модуле 2.1. Другие психологи, такие как Хейзел Маркус (Hazel Markus; Cross & Markus, 1991; Markus & Nurius, 1986; Wurf & Markus, 1991), писали в своих работах о возможных Я. В проведенных Маркусом совместно со своими коллегами экспериментах испытуемых просили представить свое будущее и постараться увидеть себя такими, какими они хотели бы быть, либо напротив, не хотели бы стать, а также представить себя в ситуациях, в которых они хотели бы, либо напротив, не хотели бы оказаться. Некоторые психологи (см., например, Sundberg, Poole & Tyler, 1983) использовали процедуру размышлений о будущем, пытаясь вызвать у своих испытуемых мысли о возможных событиях, которые могут произойти в их личной жизни. Другие психологи, такие как Теодор Сарбен (Theodore Sarbin, 1986) и Дэн Макадаме (Dan Mc-Adams, 1994), анализируют жизни отдельных людей, подобно тому как изучается процесс создания художественных произведений или повествований. Пол Педерсен (Paul Pedersen, 2000) говорит о скрытых посланиях, которыми обмениваются стороны в процессе психологического консультирования и терапии. В сознании как пациента, так и психотерапевта не прекращается внутренний диалог в то самое время, когда они оба беседуют между собой. Педерсен утверждает, что чем более велики культурные и этнические различия между пациентом и терапевтом, тем большим количеством скрытых посланий они обмениваются во время беседы. В этой книге мы высказываем мысль о том, что одной из целей психологической оценки личности является создание рабочего образа (working image) или ряда рабочих гипотез, касающихся личности пациента, которые включают в себя представления клиентов о самих себе. Все рассматриваемые нами подходы базируются на общей идее о том, что любые психологические состояния и нарушения людей могут интерпретироваться различными способами.
Для любого индивида, как и для любой группы, общественной организации или нации, существует большое, однако не безграничное число возможностей. Наиболее неумолимым из стоящих перед людьми ограничений является время. Индивид может посвящать себя лишь немногим областям деятельности одновременно, а срок отпущенной ему жизни ограничен. Мы поставлены перед необходимостью выбора возможностей, которые могут быть реализованы в нашей жизни. Выбор одних возможностей и отказ от других осуществляется самыми различными способами, как на сознательном, так и на бессознательном уровне. Особенности унаследованных человеком генов также ограничивают количество предоставленных ему возможностей. К примеру, лишь немногие дети обладают от рождения необходимыми физическими и психическими характеристиками для того, чтобы стать выдающимися спортсменами. Точно так же лишь немногие молодые люди обладают физической красотой, соответствующей голливудским стандартам. Возможность стать выдающимся скрипачом может быть реализована только при условии, если генетическая программа индивида предусматривает развитие исключительного музыкального таланта. Другие ограничения, которые накладываются на возможности, предоставляемые нам жизнью, берут свое начало в ранних детских переживаниях. Большая часть читателей этой книги никогда не сможет свободно владеть ни русским, ни китайским, ни языком суахили, поскольку они овладели речью, живя в семьях, для всех членов которых родным языком был английский. Случайные происшествия тоже накладывают, ограничения на наши возможности.
__________________________________________________________________