Системы — биологическая, психологическая, социополитическая
За миллионы лет у наших человеческих и дочеловеческих предков сформировалось тело, сознание и система отношений социального сотрудничества, позволившие им выживать в самых различных условиях. Поначалу, еще до появления земледелия и оседлого образа жизни, наши далекие предки, объединенные в небольшие группы, кочевали в поисках пищи и крова. Только в последние 10 000 лет люди начали заниматься сельским хозяйством и сумели приручить диких животных, сделав их домашними. Бурное развитие промышленности в течение последних нескольких сотен лет позволило обеспечивать всем необходимым многомиллионное население больших городов, существование которых зиждется на сложной системе производства продукции, транспортировки и хозяйственного обмена. И лишь в последние несколько десятилетий появилась возможность быстрой передачи информации с помощью компьютеров и других средств массовой коммуникации, что позволило поддерживать стабильный уровень жизни населения. Разумно предположить, что основные телесные функции организма, лежащие в основе определенных эмоциональных состояний и стилей мышления, которые обеспечивали выживание наших предков на протяжении многих тысяч лет, были закреплены в генетической системе, унаследованной современными жителями нашей планеты.
Одним из теоретических подходов, дающих возможность широкого охвата многих элементов биопсихосоциополитической комплексной человеческой природы, является общая теория систем. Эта теория, впервые предложенная Берталанффи (Bertalanffy)
В 1940 г., была усовершенствована самим ее основателем в 1968 г. (Bertalanffy, 1968) и Ласло в 1972 г. (Laszlo, 1972). Наиболее полно теория систем была сформулирована Миллером (J- G. Miller, 1978). Бронфенбреннер (Bronfenbrenner, 1979) также высказывает сходную социополитическую точку зрения в своем исследовании микро- и макросистем, формируемых в процессе человеческого развития. Сущность системного мышления заключается в том, что изучению подвергается совокупность взаимодействующих элементов, а не отдельные объекты или причинно-следственные отношения. Ключевым сло-»о.м является взаимосвязь (relationship). Каждый элемент любой системы связан со всеми остальными ее элементами, и характер этих взаимосвязей отличается от характера взаимосвязей, которые устанавливаются между системой и внешним миром. Изменения, затрагивающие отдельную часть системы, изменяют всю структуру этих взаимосвязей. Например, когда женщина, страдающая неврозом, проходит tvpc психотерапии, ее семья, рассматриваемая как система, может претерпеть изменения как в худшую, так и в лучшую сторону. Все системы имеют свои границы (boundaries), определяющие область, внутри которой осуществляются внутрисистемные взаимосвязи. Любая клетка является живой системой. Соответственно, живой системой является любой человек, любая семья или любая нация.
Системы организованы в иерархии (hierarchies), или уровни, как показано на рис. 2.1. Отдельные клетки образуют внутренние органы, органы — целые организмы (например человек, животное и т. д.), индивидуальные организмы образуют семьи или группы. Такие теоретики, как Джеймс Миллер, полагают, что организующие принципы любых систем - одинаковы для всех уровней. Является ли это утверждение верным во всех отношениях? Вероятнее всего нет, но, несомненно, существуют некоторые характеристики, являющиеся общими для всех систем, начиная с мельчайших одноклеточных организмов и оканчивая самыми крупными организациями. Системы высшего уровня производят отбор среди продуктов, которые они получают от своих подсистем, интегрируя их в свою собственную организацию и отвергая остальные как ненужные. Адаптация к условиям окружающей среды, главная движущая сила эволюции, осуществляется именно благодаря этому процессу. Саймону (Simon, 1981) удалось объяснить, каким образом иерархическая организация систем сделала процесс эволюции возможным. Промежуточные устойчивые формы выступают в роли подсистем, которые затем интегрируются в более сложные организационные формы.
Теория систем внесла значительный вклад в мышление клинических психологов, позволив им осознать, что изменение каких-либо составляющих системы или взаимоотношений между ними приводит к изменениям характера функционирования всей системы в целом. Это положение справедливо как для каждой отдельной подсистемы, изображенной на рис. 2.1, так и для более крупной системы, по отношению к которой данная подсистема является составной частью Изменения, происходящие на более высоких уровнях, оказывают влияние на функционирование всех подсистем, а изменения на более низких уровнях вызывают изменения в функционировании систем более высокого порядка. К примеру, если в результате болезни один ребенок в семье становится инвалидом, то это событие приводит к изменениям в структуре и функционировании всей семьи в целом. Болезнетворные бактерии и вирусы изменяли ход развития целых наций, унося жизни огромного количества людей, составляющих эти национальные системы. Экологические катастрофы оказали существенное влияние на человеческую историю.
Миллер (1978) подробно анализирует отличительные признаки живых систем. Во-первых, все живые существа являются открытыми системами, через которые протекает постоянный поток материи, энергии и информации. Живые системы осуществляют ввод (input) (всего, что проникает внутрь системы) и вывод (output) (всего, что выходит из системы после ввода). Концепция ввода-вывода напоминает знакомую психологам концепцию стимула-реакции, однако она охватывает значительно более широкий круг феноменов. Системы также являются саморегулирующимися образованиями и имеют тенденцию сохранять устойчивое состояние, или динамическое равновесие. Концепция гомеостаза (homeostasis). которую психологи изучали на протяжении многих лет, является примером этого свойства систем (сюда же можно отнести сложные согласованные реакции желез внутренней секреции и нервной системы). Системы, входящие в состав человеческого организма, поддерживают постоянную температуру тела даже при очень жаркой или холодной температуре внешней среды, что может рассматриваться как пример гомеостаза. Концепция устойчивого состояния имеет еще более широкую сферу применения и охватывает даже те процессы, посредством которых скорость роста организма, запрограммированная в индивидуальном генетическом коде, сохраняется постоянной при меняющихся внешних условиях на протяжении всех стадий его развития.
Каким образом гомеостаз обеспечивает устойчивое состояние организма, в то же время делая возможным его изменение? Одной из наиболее всеобъемлющих концепций в теории систем является концепция обратной связи (feedback theory), представляющая собою основу всех процессов, по отношению к которым инженеры и специалисты по вычислительной технике использовали термин кибернетические (cybernetic), т. е. самоуправляющиеся, системы. Информация, поступающая из системы по каналам вывода, постоянно возвращается в каналы ввода информации, управляя функционированием всей системы. Отрицательная обратная связь (negative feedback) является существенным условием поддержания устойчивых состояний систем, нейтрализуя или компенсируя воздействие ряда непрерывно протекающих процессов. Так, избыточное поступление сахара в кровь вызывает компенсаторный выброс инсулина, а острое ощущение тревоги побуждает к удалению от ее источника
Положительная обратная связь (positive feedback) служит противоположной цели, увеличивая, а не уменьшая отклонения от устойчивых состояний, и вызывая тем самым изменения, которые могут иметь либо положительные, либо отрицательные последствия. Живые системы находятся в состоянии непрерывного изменения, и именно эта отличительная их черта дает надежду на успех психотерапии и других форм вмешательства, поскольку в основе любого психологического вмешательства, несомненно, лежит способность системы к изменению.
Принятие системного подхода в психологии означает отказ от представления о том, что единственная отдельно взятая причина порождает единичное следствие. Вопрос всегда должен ставиться следующим образом: как изменение одного компонента системы повлияет на функционирование всей системы в целом? Например, пациенты, страдающие тяжелыми психическими расстройствами и долгое время содержавшиеся в психиатрической клинике, смогут жить дома, если самостоятельно овладеют базовыми навыками жизнеобеспечения, такими как принятие пищи, использование туалета и умывание, что позволит им проживать в пансионе или в домашних условиях. Такая возможность может значительно изменить не только жизнь самих этих индивидов, но и окружающих их людей. Семьи таких пациентов, некогда удрученные перспективой вынужденной госпитализации и длительного пребывания своих родных в лечебных учреждениях, теперь смогут оказывать им значительно более активную поддержку. Пациенты же смогут сформировать положительную самооценку, необходимую для успешной адаптации к жизни в обществе.
Кроме того, каждая система, начиная с крошечных одноклеточных организмов и заканчивая крупнейшими общественными организациями, состоит из отдельных подсистем, выполняющих специализированные функции. Наиболее важной из них является подсистема, ответственная за принятие решений, получающая информацию от всех других подсистем и использующая ее для выработки ответной реакции всей системы в целом.
Другим существенным компонентом любой системы является память (memory), обеспечивающая сохранение информации на протяжении коротких или длительных промежутков времени. Любая система должна также находить способы сохранять как свои границы, так и свои взаимосвязи с внешней средой. Хотя общая теория систем слишком сложна для того, чтобы излагать ее здесь подробно, мы можем отметить, что характер функций, выполняемых гуманитарными подсистемами, вынуждает психологов искать ответы на следующие вопросы: каким образом индивид или семья принимают решения? насколько адекватными являются способы хранения информации или память крупных организаций, в каком состоянии содержатся их архивы, уделяется ли должное внимание опыту сотрудников, проработавших в такой организации уже много лет? обладает ли личность или организация возможностями для сохранения своей целостности, отвергая требования, идущие вразрез с ее целями? насколько позволяют индивиду поддерживаемые им информационные каналы предпринять критическую оценку возможных путей преодоления своих проблем или принять решение о необходимости обратиться за социальной или эмоциональной поддержкой к окружающим?
Одним из наиболее важных решений, которое должен принять клинический психолог в процессе работы с пациентом, является ответ на вопрос: какая именно система нуждается во внесении изменений? Искалеченная рука и залитое кровью лицо человека, находящегося в пункте скорой помощи местной больницы, не оставляют сомнений относительно того, какая система выступает в качестве объекта для безотлагательного вмешательства. Совершенно очевидно, что травмированные органы требуют немедленной хирургической операции, или, говоря языком теории систем, вмешательства на биологическом системном уровне. Однако когда речь идет о наличии каких-либо психологических проблем, перед психологом стоят более сложные задачи. На заре психотерапии считалось, что система отдельного индивида или личности является именно той системой, которая требует вмешательства при помощи того или иного метода психотерапии. Однако постепенно психологи пришли к пониманию того, что в проблемах индивида участвуют самые различные системы. Тогда они стали выбирать какую-то одну систему для осуществления вмешательства или, иначе говоря, использовать медикаментозный, психотерапевтический либо семейный подход при оказании помощи пациенту. В последнее время все большее число клинических психологов приходят к выводу о том, что следует учитывать взаимозависимость в функционировании различных систем и очень часто возникает необходимость работать с несколькими системами одновременно. Вместо того чтобы задавать вопрос: «Какую систему выбрать в качестве объекта для психологического вмешательства?», лучше сформулировать вопрос следующим образом: «Какое влияние оказывает каждая из систем на жизнь этого человека?» В качестве примера рассмотрим следующий случай. 39-летний Джон уже много лет получает психиатрическую помощь. Терапевтический подход, применяемый при его лечении, может служить примером одновременного воздействия на целый ряд различных систем:
Биологическая система: Соль лития — лекарство, которое принимает Джон, — требует постоянного контроля дозировки. Индивиды отличаются по степени усвоения солей лития в плазме крови и по скорости их выведения из организма, поэтому необходимо постоянно контролировать концентрацию препарата в плазме крови. Личностная система: Джон нуждается в психотерапии с целью совершенствования своих социальных навыков, а также в том, чтобы проявления его сексуальности приобрели более приемлемый характер и не наносили вреда другим людям.
Семейная система: Работа, проводимая с семьей Джона, может ослабить негативное отношение родителей к тому, что их сын привыкает к жизни в пансионе. Когда Джон жил вместе с родителями, они сильно переживали из-за того, что после их смерти за ним будет некому ухаживать, но теперь они никак не могут смириться с его отсутствием.
Организационная система: В банке, где Джон работал в бригаде уборщиков помещений, от сотрудников низшего звена постоянно требовали выполнения дополнительных обязанностей и часто изменяли установленный график работы. От сотрудников банка требовалось осуществлять постоянное согласование и поддерживать контакт с администрацией банка, чтобы перед бригадой уборщиков ставились задачи, с которыми они были в состоянии справиться.
Общественная система: Сотрудник службы социальной помощи, Сэнди Наттинг, регулярно навещал Джона с целью удостовериться в том, что Джон осознает возможности выбора, которые ему предоставляет жизнь в обществе. Джон особенно любит посещать концерты, проводящиеся в парке под открытым небом, но нуждается в помощи, чтобы прийти туда в назначенный для проведения концерта день.
Здесь нам следует сделать одно предостережение. Возможности оказания помощи пациенту или клиенту имеют свои ограничения. К примеру, бывают ситуации, когда может не хватать обслуживающего персонала в психиатрической клинике или финансовых средств, выплачиваемых по страховому полису, или же семьи пациентов могут не считать нужным оказывать необходимую поддержку своим нуждающимся в специальном уходе родственникам.
Поэтому при принятии решения клинический психолог должен принимать во внимание ограничения, накладываемые фактической ситуацией.
Стресс и копинг (преодоление стресса)
С теорией систем тесно связаны имеющие важное для клинической психологии значение понятия стресса и преодоления стресса, которые указывают на взаимосвязь между внутренними физиологическими процессами и условиями внешней окружающей среды. Оба термина имеют отношение к нарушению гомеостаза или динамического равновесия системы. Стресс представляет собой требования, превышающие возможности системы, что влечет за собой напряжение, тревогу, потребность в дополнительной энергии, физиологическом и психологическом усилии, а копинг — это те способы, при помощи которых система пытается справиться с этими требованиями, а также способы преодоления стресса.
Внешние раздражители, вызывающие стресс или чрезмерное напряжение систем, вне зависимости от того, имеют ли они физическую, психологическую или социальную природу, часто называют стрессорами (stressors). Как животные, так и люди на протяжении всей своей эволюции нуждались в выработке мгновенных и энергичных реакций в случае опасности. На опасность человек реагирует либо
бегством от ее источника, либо попыткой с этой опасностью справиться; такой способ реагирования получил название «агрессии или бегства» («бей или беги»). Например, если женщина, управляющая автомобилем, видит перед собой внезапно появившуюся на дороге машину, она нажимает на педаль тормоза и поворачивает руль, пытаясь избежать столкновения; при этом она, как правило, громко вскрикивает. В тот же самый момент многие физиологические функции ее организма претерпевают мгновенные изменения: сердце начинает биться быстрее, в кровь выделяется дополнительное количество адреналина, происходят изменения в пищеварительной системе. Если даже ей удается избежать столкновения, она испытывает сильное волнение и, для того чтобы успокоиться, может заговорить с пассажиром, находящимся в ее машине, или включить автомобильный радиоприемник. Способы преодоления стресса носят название копинга. Переживание стресса представляет собой общераспространенное явление в современном американском обществе. Так, например, исследование с участием 8000 человек, среди которых были ученики средней школы и молодые люди в возрасте до 20 лет, проведенное в Мичигане, показало, что почти 2/3 опрощенных сообщали о том, что переживают стресс по меньшей мере раз в неделю. Каждый третий из опрошенных учеников средней школы сообщил, что испытывает стресс ежедневно (по данным агентства Рейтер от 30.10.99 [www.psychwatch.com]). Степень подверженности стрессу неодинакова в индустриально развитых странах мира. Японские дети в меньшей мере подвержены стрессу, несмотря на напряженную учебную программу в общеобразовательных школах. Макгарви (McGarvey, 1999) указал на возможную взаимосвязь между модернизацией общества и физиологическим стрессом. К примеру, у коренных жителей островов Самоа*,- испытавших на своем собственном опыте «несовместимость различных стилей жизни», наблюдалось повышенное кровяное давление в результате попыток достичь более высокого жизненного статуса путем приобретения большего количества европейских товаров. Доступность алкоголя и наркотиков, ввозимых из европейских стран, также вызывала изменения в образе жизни коренного населения, приводившие к стрессу. Таким образом, изменения на всех системных уровнях могут быть вызваны изменением условий жизни.
В одной из первых и наиболее значительных работ Ганса Селье «Жизненный стресс» (Selye, The Stress of Life, 1956) высказывается предположение о существовании общего адаптационного синдрома — реакции организма на стресс, протекающей в несколько стадий. Сначала возникает реакция тревоги, и немедленно вслед за этим организм отвечает на возникшую опасность по принципу «бей или беги». Если, действуя таким образом, организм не справляется с опасностью в течение непродолжительного промежутка времени, его силы истощаются. Однако если напряжение слишком велико и продолжается
слишком долго, это может привести к необратимым физиологическим изменениям в организме и даже к его гибели. Одним из интересных направлений исследований в области здравоохранения является изучение связи между стрессом и иммунной системой, предохраняющей организм от различных заболеваний. Многие стрессоры имеют социальную или психологическую природу. Попросите нескольких людей перечислить стрессоры, воздействию которых они подвергаются в повседневной жизни, и вы получите самые разнообразные ответы, например: выпускные экзамены, разрыв любовных отношений, беременность, несчастные случаи, усталость от тяжелой работы. Восприятие возможных источников опасности носит строго индивидуальный характер. Фактор, являющийся сильным стрессором для одного человека, может восприниматься как пустяк другим. Существует также положительный стресс, названный Селье эвстрессом (eustress), который играет роль стимулирующего фактора, позволяющего приобретать навыки разрешения жизненных проблем и содействующего развитию личности. Известное выражение «через тернии к звездам» выражает именно эту идею.
Одна из важных задач, стоящих перед родителями, заключается в том, чтобы обеспечить ребенку достаточную нагрузку, способствующую развитию полезных навыков; но в то же время эта нагрузка не должна быть чрезмерной, превратившись в постоянный источник стресса.
Модель диатеза-стресса (Diathesis-Stress Model). Суть этой концепции заключается в том, что отдельные индивиды имеют врожденную или физическую предрасположенность к развитию тех или иных отклонений, однако фактически это происходит только в том случае, если человек подвергается воздействию сильного и продолжительного стресса, с которым он не в состоянии справиться. Психологи довольно часто используют эту концепцию для обоснования более общей биопсихосоциальной теории, заявляя, что предрасположенность к различным отклонениям может быть обусловлена не только генетически и биологически, но и являться следствием ранних психологических и социальных переживаний. Например, можно предположить, что у ребенка, здорового от рождения, но лишенного достаточно тесного контакта с родителями или воспитателями, проявляющими лишь формальную заботу о нем, по мере взросления может развиться предрасположенность к застенчивости или не будет навыков, необходимых для взаимодействия с другими людьми. В значительной степени теория травмы {trauma theory) основывается на представлении о том, что сильный эмоциональный шок, пережитый в раннем детстве в результате жестокого обращения, изнасилования, инцеста, несчастного случая или войны, накладывает отпечаток, оказывающий влияние на всю последующую жизнь индивида.
Преодоление стресса (копинг). Под термином копит понимаются когнитивные и поведенческие попытки индивида адаптироваться к изменениям жизненных ситуаций, в особенности тех, которые вызывают стресс. Копинг можно связать с предложенной Фрейдом концепцией защитных механизмов (defense mechanisms). На это указывают Сомерфельд и Маккрей (Somerfeld and McCrae, 2000) в своем обзоре наиболее объемных научных трудов, посвященных проблеме стресса. Защитные механизмы представляют собой бессознательные процессы, используемые людьми в попытке справиться с нервным напряжением и тревогой; к их числу относятся вытеснение (мотивированное забывание) и перенос (выражение своего гнева по отношению к человеку, не являющемуся источником отрицательных эмоций: например, разгневанный ребенок наносит удар брату или сестре вместо одного из своих родителей). Выяснилось, что эти бессознательные защитные механизмы крайне трудно поддаются изучению посредством эмпирических методов. Однако развитие когнитивной психологии в конце XX столетия привело к разработке надежных методов оценки уровня адаптации и связи сознательных реакций человека с интрапсихическими процессами. Термин копинг начал применяться для исследования сознательных методов, используемых людьми в процессе адаптации к стрессу. Методы копинга варьируют от крайне неадекватных до высокоэффективных — начиная с отрицания самого существования проблемы или проекции своей проблемы на других людей и заканчивая попытками рационального решения проблемы или сублимации (удовлетворения влечения в социально приемлемой форме, такой как разрядка агрессивности с помощью игры в теннис или футбол). Нередко подчеркивается важное отличие проблемно-ориентированного копинга от копинга эмоционального, хотя оба подхода имеют непосредственное отношение к психологическому вмешательству. Крупный теоретик и исследователь Ричард Лазарус (Lazarus, 2000), много лет занимавшийся изучением проблем стресса, в своем обзоре, посвященном современным научным представлениям о стрессе и методам копинга, высказывает оптимизм в отношении перспектив дальнейшего изучения этой темы, несмотря на неудачи многих ее исследователей. Он настоятельно доказывает необходимость проведения большего числа наблюдений за повседневной жизнью индивидов с целью выявления поддерживаемых ими взаимосвязей с окружающей средой. Он также призывает к проведению большего количества долгосрочных исследований, связанных с психологией индивидуального развития, и указывает на то, что следует уделять больше внимания изучению позитивных методов копинга.