Специалисты, имеющие степень магистра в сфере охраны психического здоровья
Скажем несколько слов о том, какие услуги может оказывать специалист, имеющий ученую степень магистра. Значительное число магистров, имеющих дипломы специалиста социальных служб, консультанта или психолога, работают в больницах и клиниках частного (частные корпорации), некоммерческого (лечебные центры, не предусматривающие получение прибыли от их деятельности) и общественного (государственные больницы и городские психиатрические центры) секторов. Многие из них работают в школах, религиозных организациях, тюрьмах и других общественных учреждениях. Существуют определенные разногласия, касающиеся того, какие программы подготовки магистров наиболее предпочтительны, и поскольку программы, ориентированные на получение степени магистра, имеющие одинаковые названия, не обязательно содержат одинаковые курсы, абитуриент должен выбрать для себя программу, наиболее соответствующую той специализации, которую он хотел бы выбрать, или рабочему месту, которое он хотел бы впоследствии занять. Независимая практика в сфере социальных услуг или консультирования связана прежде всего с индивидуальной и семейной терапией, и часто требуется направление от врача, с тем чтобы оплата услуг могла быть произведена за счет медицинской страховки. Требования, предъявляемые к лицензированным специалистам, значительно различаются в разных штатах США и провинциях Канады. Иными словами, существует много возможностей для эффективной работы специалистов, имеющих степень магистра. Кроме того, наличие степени доктора философии или психологии вовсе не гарантирует более высокого уровня обслуживания (Christensen & Jacobson, 1994).
Как мы уже говорили, для того чтобы работать клиническим психологом в США (в отличие от большинства других стран), необходимо иметь ученую степень доктора. Это четко определено программой Американской психологической ассоциации • разделе, посвященном клинической психологии: Платная докторантура по программе клинической психологии представляет собой базовый начальный уровень, необходимый для предоставления услуг в области клинической психологии. Для обучения по специальности «клиническая психология» требуется значительный объем курсовой работы по темам «психология личности» и «патопсихология», обеспечивающий глубокое понимание особенностей нормальной и аномальной адаптации, а также нарушений адаптации, имеющих место на протяжение всех этапов жизненного цикла. Американская психологическая ассоциация устанавливает стандарты для обучающих программ по клинической психологии и признает факт соответствия других программ данным стандартам посредством их аккредитации. Во всех штатах для ведения психологической практики требуется получение лицензии (Американская психологическая ассоциация, раздел 12, 1992).
В некоторых штатах психологи, имеющие ученую степень магистра, получают возможность работать в качестве «ассистента» или «помощника психолога» либо занимать другие должности, признаваемые и лицензируемые данным штатом. Однако профессиональная деятельность в этом случае может осуществляться только под наблюдением лицензированного психолога и в рамках клинической практики, проводимой данным психологом. В отличие от США, другие страны, например Австралия, Гонконг, Китай, выдают сертификаты и разрешают работать в качестве клинического психолога лицам, имеющим ученую степень магистра и в некоторых случаях даже бакалавра.
Что касается работы специалистов, имеющих степень магистра по другим трем из перечисленных профессий, то в области психиатрии такая работа невозможна, поскольку для ведения психиатрической практики необходима ученая степень доктора медицины. Наличие ученой степени магистра у представителя среднего медицинского персонала (она присваивается только после получения степени бакалавра) свидетельствует о его высокой квалификации и позволяет ему занимать соответствующие его статусу должности в психиатрических больницах и клиниках. Как правило, карьерное продвижение таких специалистов возможно только в пределах должностей среднего медицинского персонала. Кроме того, в некоторых случаях квалифицированным и опытным работникам разрешается ведение психиатрической практики под руководством наблюдающего психиатра. Специалисты по социальной психиатрической работе, имеющие ученую степень магистра, могут занимать различные должности, связанные с психическим здоровьем и медициной, и проводить профессиональную или физическую терапию. Такие специалисты могут работать консультантами в школах, различных социальных службах, религиозных организациях и других общественных учреждениях. Спектр требований и профессиональных обязанностей, соответствующих всем четырем специальностям, постепенно меняется в зависимости от потребности общества в службах, оказывающих психиатрическую и психотерапевтическую помощь, а также в зависимости от того, какие формы этой помощи признаются легальными законодательными органами.
Резюме
Что представляет собой клиническая психология? Эта гуманитарная профессия возникла и быстро сформировалась в XX в. в Америке и Европе, распространившись затем по всему миру. Дисциплина клинической психологии включает психологические знания, навыки и методы, которые используются практикующими специалистами, помогающими людям разрешать возникающие у них поведенческие и психические проблемы и вести нормальный продуктивный образ жизни. Сфера компетенции клинической психологии постоянно расширяется; в нее включаются новые специальности, категории клиентов и методы работы. В начальный период своей истории, в 20-30-е гг., основные тенденции развития этой дисциплины были связаны с появлением новых теорий, методов исследования, техник и программ. В то время особое влияние на клиническую психологию оказали идеи Фрейда, Адлера, Юнга, Уотсона и других ученых и практикующих психотерапевтов. Были разработаны техники психологического тестирования, появились профессиональные организации и специальные журналы.
В период с 1945 по 1960 г. происходит интенсивное развитие этой дисциплины, ряды клинических психологов быстро растут, а сфера их деятельности значительно расширяется. Психологи успешно занимаются психотерапией, а также консультированием. Стандартным профессиональным требованием к представителям этой дисциплины в США становится получение докторской степени, а спектр должностей, которые имеют право занимать соответствующие требованиям специалисты, постоянно растет. В этот период преобладают оптимистические ожидания, касающиеся перспектив развития клинической психологии. Начиная с 1970-х гг. увеличивается число специалистов, получивших подготовку в независимых (не связанных с университетами) профессиональных школах, программы которых ориентированы на практическую деятельность. Этот рост, вероятно, был вызван тем, что страховые компании признали за клиническими психологами право на предоставление самостоятельных психотерапевтических услуг.
Последние десятилетия XX в. были отмечены сокращением государственного финансирования общественных социальных служб и усугублением проблем, связанных с оплатой услуг в сфере здравоохранения в целом. Расширению масштабов частной практики препятствовали меры по сокращению роста цен на услуги, такие как уменьшение размеров страховых выплат и введение контроля со стороны страховых агентств. Однако клиническая психология по-прежнему сохраняет прочные позиции в ряду эффективных систем здравоохранения и социальных гуманитарных служб. И хотя для самостоятельной терапевтической практики в США необходимо иметь ученую степень доктора, клиническим психологам и специалистам смежных дисциплин, имеющим диплом магистра, предоставляются широкие возможности ведения профессиональной деятельности.
Рекомендуемая литература и источники
Для получения информации по интересующей вас теме или по какому-либо частному вопросу, касающемуся клинической психологии, могут оказаться очень полезными 2 энциклопедических издания: Психологическая энциклопедия Каздина в 8 томах (Kazdin, Encyclopedia of Psychology, 2000) и Психологическая энциклопедия Корзини в 4 томах (Corsini, Encyclopedia of Psychology, 1994). В Психологическом словаре Корзини (The Dictionary of Psychology, Corsini, 1999) широко представлена специальная терминология. История служб по оказанию помощи в различных терапевтических ситуациях представлена в книге Левиных (Levin & Levin, 1970). История клинической психологии изложена в работе Рейсмана (Reisman, History of Clinical Psychology, 1991). В работе Уолкера история клинической психологии представлена в автобиографиях ее представителей (Walker, History of Clinical Psychology in Autobiography, 1991). Ноттерман предлагает обзор эволюционных изменений, затрагивающих один из основных журналов, издаваемых Американской Психологической Ассоциацией, «Американский Психолог» (The Evolution of Psychology: Fifty Years of the American Psychologist, 1997).
Особенно полезными могут оказаться «Ежегодные психологические обзоры», отдельные главы которых посвящены консультированию, психотерапии и другим темам, рассматриваемым в данной книге (Annual Review of Psychology). Существует много журналов по клинической психологии; мы не приводим их полный список, поскольку он является слишком обширным. Укажем лишь на наиболее авторитетные журналы по клинической психологии, к числу которых можно отнести: «Журнал консультационной и клинической психологии» (Journal of Consulting and Clinical Psychology), «Профессиональная психология» (Professional Psychology), «Исследования и практика» (Research and Practice), «Американский психолог» (The American Psychologist) и «Психологический бюллетень» (The Psychological Bulletin). Помимо этого особый интерес представляют «Журнал консультирующей психологии» (Journal of Consulting Psychology), «Журнал абнормальной психологии» (Journal of Abnormal Psychology), «Журнал клинической психологии» (Journal of Clinical Psychology) и «Прикладная и профилактическая психология» (Applied and Preventive Psychology). Можно указать также на журналы, издающиеся за пределами США, наиболее известным из которых является «Британский журнал клинической психологии» (The British Journal of Clinical Phsychology). Некоторые читатели, возможно, имеют доступ к (порталу) PsycINFO — компьютерному источнику, на котором помещаются регулярно обновляемые обзоры книг и журнальных статей. Существует также много возможностей изучения психологии с помощью сети Интернет. В частности, вы можете получать полезную информацию на web-сайтах двух крупнейших психологических организаций США: Американской Психологической Ассоциации (www.apa.org) и Американского Психологического Общества (www/psychologicalscience.org).
ГЛАВА 2