Краткая история клинической психологии
Что предшествовало появлению специальности клинического психолога, которую мы описали в этих кратких примерах? Что объединяет всех представителей данной профессии? Чтобы ответить на эти вопросы, мы должны провести обзор основных исторических событий и тех тенденций, которые сформировали этот раздел психологии.
Хотя профессия клинического психолога существует не более ста лет, ее исторические корни уходят далеко в историческое прошлое, о чем свидетельствует рис. 1.1. Люди, жившие в древней Греции и Индии, средневековом Лондоне и колониальной Америке, сталкивались, как и наши современники, с проблемами адаптации к социальной среде и трудностями личного характера. Наследственные факторы и столкновение с внешними опасностями с первых дней жизни вызывали у первобытного человека предрасположенность к расстройствам и стрессам. В каждой культуре существуют традиционные способы преодоления психологических трудностей; при этом, как правило, прибегают к помощи особых людей, которые играют ту же роль, что и современные психологи или представители специальностей, связанных с психическим здоровьем населения (Frank & Frank, 1991). Дельфийский оракул в Древней Греции*(,* Оракул — место, обыкновенно в святилище, где получали ответ божества на заданный вопрос, а также само прорицание божества. Оракулы давались в различных формах: при помощи жребия, знамений, снов, в форме изречений. Существование оракулов было во многом обусловлено культом Аполлона — важнейшего бога-прорицателя. В Греции и Малой Азии Аполлону принадлежало множество храмов. Однако Дельфы на протяжении веков были центром религиозной жизни античного мира. Дельфийский оракул давал информацию по культовым вопросам, устанавливал искупительную кару при очищении от пролитой крови, высказывал советы по законодательству, прорицал возможные будущие политические события. — Прим. ред.)
старейшины-прорицатели индейских племен, знахари в Центральной Африке, священники и пасторы в течение многих веков помогали людям принимать решения о том, каким образом поступать
в тех или иных ситуациях, как воспринимать неумолимые требования окружающей среды и как можно изменить «неадекватные» психологические установки и формы поведения. Даже в наши дни некоторые люди, испытывая трудности, предпочитают обращаться за консультацией к астрологу или предсказателю, а не к клиническому психологу или другому представителю профессиональных служб. Каждый человек усваивает определяемые культурой представления и нормы, и клиницисту при работе с людьми необходимо принимать во внимание эти факторы.
Идеи, легшие в основу клинической психологии, восходят к античному миру и отражены в древних письменных текстах. Как показано на рис. 1.1, древнегреческие философы развивали научные взгляды на мир, включая исследование человеческой природы. Аристотеля (родившегося в 384 г. до н. э.) считают первым психологом. Слово «психология» происходит от двух греческих слов: psyche (дуновение, душа, источник жизни) и logos (речь, слово, причина), однако использование этого слова в качестве названия науки, безусловно, имело место лишь много веков спустя. Гиппократ (родившийся в 460 г. до н. э.) впервые применил медицинский подход к аномальным психическим феноменам, и этот подход постепенно вытеснил бытовавшие ранее метафизические и демонологические концепции. (Более подробное описание биографий ученых, указанных на рис. 1.1, см. в книге Sargent & Mayman, 1959.) Научные представления о человеческой природе с течением веков неоднократно переживали периоды взлетов и падений, но никогда полностью не исчезали с горизонта культуры. Даже в XV-XVI вв., в разгар инквизиторских процессов над ведьмами, находились просвещенные люди, которые выступали против господствовавшего мировоззрения своей эпохи.
I. Период раннего развития
В конце XIX в. в Европе и Америке психология получила признание как самостоятельная наука. Три социальных фактора, вызвавшие значительные изменения в жизни общества, сделали признание психологии как науки возможным и необходимым. Первым из этих факторов явилась промышленная революция, под воздействием которой возрос поток семей переселенцев и происходило формирование нового склада бюрократических и межличностных взаимоотношений во многих сферах общественной жизни. Второй фактор связан с развитием науки и возрастающим доверием к ней, благодаря чему наука стала двигателем человеческого прогресса. Третьим фактором явился новый взгляд на человеческую природу, пробудивший, в дополнение к рационализму и гедонизму XVIII в., интерес к романтизму и мистицизму, к примитивным и иррациональным аспектам психики, каковым является, например, гипноз.
Первая психологическая лаборатория была основана Вильгельмом Вундтом в Лейпциге в 1879 г., а первые практические приложения количественных и статистических измерений к психическим характеристикам людей, свидетельствовавшие о возросшем влиянии науки, были предприняты в 1880-х гг. Фрэнсисом Голтоном. В то же самое время Уильям Джеймс в США исследовал другие аспекты психологии, формируя философские понятия, укреплявшие позиции научного подхода. Зигмунд Фрейд начал свою психотерапевтическую практику в Вене и в 1900 г. опубликовал одну из первых своих книг «Толкование сновидений*, которая вызвала большой интерес к психологическим аспектам психических заболеваний и их клиническому пониманию.
Термин «клиническая психология» был введен научный лексикон Лайтнером Уитмером, американским учеником Вундта. Уитмер основал первую психологическую клинику, которая была открыта ври университете Пенсильвании в 1896 г. Уитмер отстаивал необходимость тщательного обследования пациентов, которое нужно проводить до начала лечения, и был глубоко предан своей еще только зарождающейся профессии (McReynolds, 1996). Его работа с детьми из беднейших кварталов Филадельфии явилась одним из первых примеров профилактической терапии. Вскоре круг клинических психологов значительно расширился, а психиатрические клиники стали включать в свой штат психологов, а также работников различных социальных служб.
Лайтнер Уитмер (1867-1956) в мантии академика. Именно Уитмер основал первую психологическую :линику, ввел в научное обращение термин «клиническая психология» и стоял у истоков этой дисциплины |
Начало XX в. явилось бурным периодом реформ, связанных с появлением новых идей, перспектив развития науки и новых технологий. Большинство людей верили в научный прогресс и надеялись, что психология во многом сможет ему содействовать. В США и некоторых других странах появились законы, ограничивавшие детский труд и предоставлявшие женщинам право голоса; изменились налоговая .• правовая системы.
Бывший пациент психиатрической клиники Клиффорд Бирс (Clifford Beers) написал книгу «Разум, нашедший себя» (The Mind That Found Itself, 1908), в которой дал научное описание своего заболевания. Позднее Бирс основал первое.
Общество психогигиены. В этот же период влиятельные психологи — Фрейд, Макдаугал, Дьюи, Адлер, Юнг, Уотсон и другие исследователи — публикуют важнейшие из своих работ. В этих работах были заложены основы концептуальных систем, объединявших вокруг себя различных ученых. Психология разделилась на несколько отдельных школ, которые полемизировали друг с другом по многим существенным вопросам. Острейший и наиболее глубокий из этих теоретических конфликтов, сохранивший свою актуальность и до наших дней, связан с ответом на вопрос: считать ли психологию наукой о сознании или наукой о поведении. Лишь спустя многие десятилетия возникли тенденции к синтезу различных концепций. Сейчас большинство ученых соглашаются с тем, что психология — это наука о человеческом опыте (experience) — понятии более общем по сравнению с понятием сознания (mind), и человеческой деятельности (action) — понятии более общем по сравнению с понятием поведения (behavior). Мы надеемся, что клиническая психология поможет людям добиться заметных улучшений в сфере мышления, практической деятельности и в эмоциональной сфере.
В 1900-1920-е гг. изменились методы и инструменты, которыми пользовались психологи и специалисты других гуманитарных служб. Наиболее важную роль среди них приобрел тест интеллекта (intelligence test), имевший большое значение не только потому, что обеспечивал научный подход к измерению основных личностных характеристик, но также потому, что на его основе были созданы разнообразные методы оценок, которые используются и совершенствуются и в наши дни. Работа Бине (Binet), в которой описывалась первая шкала интеллекта, была опубликована в 1905 г. Вскоре в Европе и США появились переводы этой работы и отзывы на нее, а сама шкала и ее модификации стали использоваться на практике. В период Первой мировой войны американские психологи разработали групповые тесты интеллекта, явившиеся результатом развития оригинальных идей Бине в новых направлениях. Первая серия этих тестов (серия: Армейский тест Альфа, Army Alpha) позволяла успешно тестировать детей и взрослых как индивидуально, так и в группах. Вторая серия (серия: Армейский тест Бета, Army Beta) представляла собой невербальные тесты, которые могли использоваться для тестирования групп испытуемых, не знавших английского языка или не умевших писать. В 1920-е гг. психологи ввели в научный обиход понятия надежности (reliability), валидности (validity) и сформулировали нормы, определившие общие принципы тестирования.
В начале XX в. появились также личностные тесты. В 1904 г. Юнг предложил тест словесных ассоциаций для исследования сферы бессознательного. В 1917 г., когда другие психологи работали над тестами интеллекта, Вудворт (Woodworth) составил вопросник, названный им «Таблица личностных данных» (Personal Data Sheet), который использовался для выяснения характера психических отклонений у призывников. Этот инструмент исследования личности стал первым из многочисленных личностных вопросников. Именно в эти годы клиническая психология была признана как самостоятельная дисциплина. Хотя в 1892 г. была организована Американская психологическая ассоциация (American Psychological Association), в которую входило 30 человек (сейчас она объединяет более 100 000 человек), до 1919 г. в ее рамках не существовало секции клинической психологии. В 1907 г. Уитмер подготовил первый выпуск журнала «Психологическая клиника» (The Psychological Clinic), который появился вскоре после основания в 1906 г. «Журнала абнормальной психологии» (Journal of Abnormal Psychology). Фотография обложки первого выпуска «Психологической клиники» приводится в модуле (вставке) 1.1. Во многом именно благодаря деятельности Уитмера современные психологи имеют возможность входить в профессиональные организации и публиковать статьи, в которых излагают свои точки зрения на проблемы клинической психологии
II. Период консолидации
Двадцатые-тридцатые годы явились периодом стремительного роста количества научных исследований, накопления психологических научных знаний и формирования стандартной структуры психологических служб. В сфере идей и концепций доминировала психоаналитическая школа Фрейда, хотя Адлер, Юнг и другие «диссиденты», отколовшиеся от этой школы, также имели своих последователей. Бихевиористские идеи Джона Уотсона оказывали значительное влияние на научные психологические исследования, хотя в области клинической психологии это влияние проявилось несколько позже.
Однако клиническая практика того времени была лишь отдаленно связана с теоретической психологией. Деятельность большинства клиник, в которых работали клинические психологи, была сосредоточена на проблемах детской психологии, в то время как господствовавшие тогда теории личности касались преимущественно психологии взрослого человека. Вслед за открытием первой Детской консультационной клиники (Child guidance clinic) Уильямом Хели в Чикаго в 1909 г. появилось много подобных медицинских учреждений. В их штат входила терапевтическая группа, состоявшая из психиатра (он являлся руководителем группы), психолога и работника социальной службы, за каждым из которых закреплялись строго определенные обязанности. Психолог занимался тестированием детей, проводил интервью и помогал в разрешении проблем, связанных со взаимоотношениями в школе. Психологов считали специалистами преимущественно в области образования, а не медицины. Психотерапией занимались лишь немногие специалисты того времени, за исключением тех, кто прошел практическую подготовку в области психоанализа и имел возможность вести частную практику с кредитоспособными взрослыми людьми, платившими за лечение крупные суммы. К тому же в США для получения лицензии на открытие частной психоаналитической практики стали все чаще и чаще требовать получения медицинской
степени, несмотря на то, что Зигмунд Фрейд возражал против этого ограничения (Freud, 1950).
Командная работа клинических специалистов не вызывала особых трений между ними, отчасти, вероятно, потому, что большинство клинических психологов того времени имели ученую степень магистра, и лишь немногие из них имели ученую степень доктора*.( Ученая степень магистра, промежуточная между ученой степенью бакалавра и доктора, присваивается после годичного обучения в аспирантуре или интернатуре. Степень доктора позволяла вести частную практику. — Прим. ред.
Вследствие этого они рассматривали себя скорее как технический персонал, а не как независимых практикующих специалистов. Однако такая организация зарождающейся профессии таила в себе ряд проблем, особенно остро вставших на повестку дня в 40-50-е гг., когда уровень подготовки клинических психологов в США резко возрос и возникло значительное пересечение функций психиатров и психологов.
Серьезные изменения произошли во время и непосредственно после Второй мировой войны. Американские психологи принимали активное участие в работе военных госпиталей, где проходили лечение многие ветераны. Теперь психологи чаще работали со взрослыми, чем с детьми, и вынуждены были заниматься психотерапией столь же часто, как и тестированием или консультированием. Деятельность клинических психологов становилась все более тесно связанной уже не столько с обучением, как это наблюдалось в предшествующие десятилетия, сколько с медициной. Во время войны для любого человека, имевшего хоть какое-то психологическое образование, находилось очень много работы, но теперь психологи, выполнявшие те же обязанности, что и психотерапевты, не хотели мириться с более низким статусом. Этот конфликт стал особенно острым в послевоенные годы и отчасти не устранен до сих пор.
В 1930-е гг. возникла и другая группа психологов, считавших психологию прикладной и практической дисциплиной, которые попытались открыть консультативные студенческие центры при университетах и колледжах. Это движение возглавлял университет Миннесоты. Здесь конфликта с медиками и психиатрами с самого начала удалось избежать, поскольку психологам отводилась роль организаторов всего терапевтического процесса. В течение военных и послевоенных лет консультирующие психологи значительно расширили сферу своей деятельности, сотрудничая с психотерапевтами и специалистами других медицинских профессий и предоставляя свои услуги взрослым людям, среди которых было много ветеранов и участников войны. Теперь консультирование не ограничивалось только проведением тестов в школах и университетах и оказанием помощи в выборе профессии, но было связано также с терапией и реабилитацией людей, страдавших от различных физических и психических проблем; таким образом, специальности психолога и психотерапевта все более перекрывались.
В 20-40-х гг. психологи разработали и ввели в практику много новых методов диагностики и тестирования. На основе оригинальных тестов Бине были разработаны многочисленные тесты, которые использовались в различных целях и для различных групп людей. Появились новые личностные опросники, такие как Миннесотский многопрофильный личностный опросник (Minnesota Multiphasic Personality Inventory, MMPI), полные версии которого были опубликованы в 40-х гг. Широкое применение получили новые техники исследования личности, среди которых одной из наиболее популярных стала проективная техника (projective technique). Использование этой техники базируется на предположении о том, что в интерпретации субъектом неоднозначных или неопределенных стимулов находит отражение бессознательная психическая деятельность и структура личности индивида. Эта идея особенно импонировала психологам, придерживающимся психоаналитической ориентации, и приверженцам психодинамического подхода*.( * Психодинамический подход берет начало от методов и принципов психоанализа, исходящего из динамического понимания психических явлений «как проявления борьбы душевных сил, как выражения целенаправленных тенденций, которые работают согласно друг с другом или друг против друга» (3. Фрейд). - Прим. Ред)
Проективный тест Роршаха, включавший анализ 10 чернильных пятен, до сих пор является одним из наиболее популярных и широко используемых тестов, в основе которых лежит психодинамический подход. Разработанный в процессе исследований личности, проводившихся в Гарвардском университете, Тест тематической апперцепции (ТАТ, также проективный тест), состоит из 20 картинок, изображающих различные сцены и жизненные ситуации, по каждой из которых испытуемый должен сочинить рассказ. Психологи разрабатывали также нейропсихологические тесты для диагностики различных типов когнитивных изменений, связанных со структурными и функциональными нарушениями мозга. Кроме того, в этот период был разработан Опросник устойчивых профессиональных интересов (Strong Vocational Interest Blank), при создании которого учитывались обширные данные многочисленных исследований, описывавших различия между представителями разных профессий с точки зрения их склонностей, антипатий и предпочтений, касавшихся различных видов деятельности и условий труда.