Лень. Отсуствие мотивации. Отчаяние при длительных неудачах.

Работа над ОС – каждодневный планомерный процесс, который может принести плоды спустя большой промежуток времени после начала практики. Следует изначально запастись терпением. На успех в практике влияет комплекс факторов, поэтому если после длительного времени появляются лишь скромные результаты (после полугода работы у некоторых только начинаются первые осознанные сновидения), не стоит отчаиваться по данному поводу. Многие не доводят данную практику до конца именно по этой причине. Однако это – первое испытание на пути. Испытание на выдержку и волю, поэтому его стоит пройти. Лучше проанализировать свою практику и жизнь, понять, на что растрачивается энергия, почему наше намерение не настолько крепкое. Выполняем ли мы каждый раз намеченные задачи в повседневной жизни или ищем отговорки, чтобы их не выполнить, не занимаемся ли мы самопотаканием?

Чрезмерный фанатизм.

Усердие в практике – это хорошо, но стоит понимать, что данная практика рассчитана на долгосрочную перспективу. При работе с ОС мы не спринтеры, мы стайеры. Поэтому слишком рьяные начинания сначала могут дать хороший результат, а потом привести к переутомлению, что может вызвать нежелательные последствия – нарушения сна, ухудшения самочувствия. Это может отбросить назад, не дав в перспективе желаемого результата. К тому же организм в целях самозащиты создаст энергетическую “блокаду” и на все попытки контроля выскажет свой решительный протест вплоть до появления предоморочного состояния. Поэтому лучше всего подходить к практике ОС как к марафонской дистанции. Я имею опыт бега на длинные дистанции, поэтому знаю, что как и в случае бега, здесь необходим комплексный подход – помимо непосредственного каждодневного бега нужны необходимые (на первый взгляд ненужные!) упражнения, растяжки для позвоночника, соблюдение некоторых правил при самом беге и много чего еще.

Зацикленность на “великой цели”. Чрезмерная серьезность. Ненужные интерпретации на базе религиозной традиции.

Многие мои знакомые, начитавшиеся эзотерических книжек, говорят об ОС не иначе как сакральным шепотом, встречаются “гуру”, глядящие на тебя с многозначительными видом, которые уже узнали великую истину, но эта истина настолько велика в своей истинности, что ее нельзя передать словами и вообще о ней можно только многозначительно молчать, поплевывая на всех сверху.

Чем чревато: при работе с ОС, внетелесным опытом, сонным параличом и прочими состояниями нашим частым спутником станет страх. Это нормально. Очень часто это – защитная реакция организма. Если вас одолевают демоны – это еще не значит, что вы побеспокоили потусторонние силы. Вполне возможно, что вы столкнулись с обычными проявлениями сонного паралича. Многие именно поэтому оставляют работу с ОС – в сети нередки сообщения о “каре божьей”, когда демон или карающий ангел уселся на грудь человека и начал его душить. Давление на грудь, осложнение дыхания, ощущения страха в состоянии ложного бодрствования – симптомы сонного паралича.

Поскольку страх при работе со многими состояниями – дело естественное, то хорошим оружием против страха будет чувство юмора и критическая оценка ситуации. А различные религиозные интерпретации физических процессов зачастую усложняют работу. И так страшно – зачем же еще больше себя пугать. Лучше выработать в себе легкость и непринужденность при работе с ОС, такую как к при работе с обыденными повседневными вещами. Некоторые боятся развития шизофрении на каждом этапе – это тоже не исключается, но если на этом зацикливаться, то она с большей вероятностью навестит. Если уж чего и опасаться – это потери самоконтроля, проявления излишней жалости к самому себе и самопотакания.

Одна из причин съезжания с катушек – скрытое чувство собственной важности, порождающее ощущение нереализованности в состоянии бодрствования. Чтобы компенсировать это, человек может почувствовать себя избранником некоторых астральных существ и вообще заиграться в то, что он - “великий иной”. Если в жизни это еще более-менее допустимо, то при скольжении, сопровождающем переходы в другие состояния, это может привести к нежелательным последствиям

Чрезмерная растрата энергии в повседневной жизни (см выше)

Дневные практики

Шаматха (шине)

Шинэ способствует устойчивости в осознанных сновидениях. Проверено на собственном опыте.

Шинэ - (тиб., санскр. шаматха — спокойствие, покой) - медитация на действительный или воображаемый объект (свет свечи или воображаемый, дыхание, ощущения тела и т.п.), в которой приучают ум не отвлекаясь покоиться в сосредоточении на объекте. Медитирующий таким образом пребывает в состоянии нерушимого покоя и свободы от каких бы то ни было движений сознания.

Практика шинэ по сути очень похожа на практику ОС'ов. И в том и в другом случае практикующий, словно эквилибрист, должен соблюдать балланс между концентрацией и расслаблением. Стоит отпустить контроль в ОС - происходит потеря осознанности. Слишком сильный контроль приводит к пробуждению. Дневная практика шинэ помогает успокаивать ум и делать его однонаправленным, прекратить его блуждания. При входе в ОС из состояния бодрствования одно из препятствий - блуждание ума, заставляющее отвлекаться от своей цели. Другое препятствие - потеря ясности сознания, забывание своей задачи. Приходится лавировать по узкому проливу между Сциллой и Харибдой, чтобы попасть в ОС. Шаматха помогает бороться с этими двумя препятствиями.

Ошибки в практике:

Притупленность

Изначально во многих традициях медитация практиковалась не как средство расслабления, а как возможность усиления концентрации для решения в уме очень сложных задач. Однонаправленная медитация – активная практика сосредоточения. В западном мире есть тенденция воспринимать медитацию как средство релакса, расслабления и освобождения от нежелательных мыслей. Что в результате получается: субъект после получасовой медитации ловит себя на мысли, что ему удалось остановить свой внутренний диалог, что он испытывает удовольствие от ощущения покоя и гармонии. Человек радуется и хвалит себя – как же хорошо я провел медитацию – разум не блуждал, внутренняя болтовня смолкла. Однако, очень часто вместо того, чтобы эти полчаса человек занимался однонаправленной медитацией, он впадает в соноподобное состояние и вместо медитации на (лотос, Будду, и т.п, кому что ближе по традиции), человек медитировал на свой сон. Польза от этого – вы отдыхаете (хотя, может, лучше бы поспали), но цели медитации так и не достигаете. Однонаправленная медитация – штука сложная, особенно на первом этапе, поскольку сопряжена с постоянным выполнением визуализации и контроля. Поэтому если от медитации сразу появляются положительные эмоции, стоит спросить себя – а той ли медитацией я занимаюсь. Поскольку постоянное присутствие на объекте, контроль и периодическая фоновая проверка – не задремал ли я на яву, не впал ли в транс, не ушел ли разум погулять – дело довольно сложное, можно ограничиться недлинными периодами (минута-две).

Какого времени концентрации надо достичь, чтобы входить в осознанный сон из состояния бодрствования? Я полагаю, что это непосредственно связано с тем, сколько времени вам надо удерживать объект, чтобы входить в осознанный сон и не потерять этот объект. Кому-то для засыпания требуется несколько минут, кому-то – минут десять, даже больше. В любом случае, хорошо бы научиться удерживать объект хотя бы 10 минут.

Наши рекомендации