Секс как зеркало русской революции
Кого град молотит по голове, тому кажется, будто все полушарие охвачено грозою и бурей.
Мишель де Монтень
Мы рассмотрели основные моменты истории и современного состояния русской сексуальной культуры.
Русский эрос, со всеми его противоречиями, всегда был и остается неотъемлемой частью русской культуры и общественно-политической жизни. Его противоречия - драматический разрыв "верха" и "низа", "духовности" и "телесности", слова и дела, тяготение, с одной стороны, к анархии, а с другой - к жесткому внешнему контролю, трудности процесса индивидуализации и формирования высокой эротической культуры - неразрывно связаны с общими особенностями российской истории, включая гораздо большую, чем на Западе, разобщенность народных масс и элиты.
Культурная революция Серебряного века, тесно связанная с урбанизацией и индустриализацией России, была первым серьезным ударом по традиционным формам социального контроля и символической оппозиции "секса" и "культуры" у самой интеллектуальной элиты. Но она была относительно изолированным культурным явлением, далеким от повседневной жизни трудящихся и средних слоев, и вызвала острую критику как справа, так и слева.
Октябрь 1917 в сексуальной, как и в других сферах общественной жизни, был попыткой насильственного уничтожения всей прежней нормативной культуры, гендерной дифференциации и системы брачно-семейных отношений. Эта революция выглядела чрезвычайно радикальной, вызывая ликование одних и ужас других. Но в действительности она была верхушечной и в значительной мере словесной. "Свобода от" не превратилась и не могла превратиться в "свободу для". При всем радикализме лево-анархической фразеологии молодежи 1920-х гг., ее глубинные ценностные ориентации и стереотипы не так уж сильно отличались от предреволюционных: тот же примитивный сексизм, те же иррациональные страхи, та же нетерпимость, то же отсутствие высокой эротики. Поэтому большевикам как правящей партии было очень легко подавить и уничтожить слабые ростки сексуальной, как и всякой иной, свободы, восстановив и многократно усилив другую сторону традиционной русской жизни - внешний контроль и государственную регламентацию.
Сталинистская сексофобия была порождением другой "культурной революции" или, точнее, контрреволюции начала 1930-х гг., направленной на уничтожение всех и всяческих социально-культурных различий и установление тотального контроля над личностью. Однако она имела эффект бумеранга. Ликвидация сексульно-эротической культуры и низведение элиты до уровня масс способствовали не столько десексуализации общественной и личной жизни, сколько их обеднению и примитивизации. Загнанная в подполье и низведенная до уровня "полового инстинкта" сексуальность становилась все более дикой и потенциально агрессивной. И если вначале режим мог использовать подавление сексуальности против своих противников (культ вождя, ненависть к врагам народа), то в дальнейшем репрессивность обращается против него самого. Как и предсказывали анти-утопии Евгения Замятина и Джорджа Оруэлла, сексуальность - любая! - стала знаком социального протеста и убежищем от тоталитарного господства. Сначала в официальной пропаганде, а затем и в массовом сознании запрещенная эротика стала мощным антисоветским и антикоммунеистическим символом, ставя людей перед необходимостью выбора, и что бы они ни думали и ни говорили публично, их тела голосовали против режима.
Постепенная либерализация советского режима после смерти Сталина и превращение его из тоталитарного в авторитарный распространилась и на сексуальную жизнью. Грубое отрицание и насильственное подавление сменились неуклюжими попытками приручения, медикализации и педагогизации секса. Но советский сексуальный либерализм провалился так же, как политико-экономические реформы. У него также не было ясных целей, он добивался не освобождения, а смягчения форм социального контроля и апеллировал к тем самым партийно-государственным властям, в руках которых этот контроль находился и которые не желали его ослабления. Как и в остальных сферах жизни, тупая и близорукая партбюрократия оказалась неспособной пожертвовать частью ради спасения целого. Везде и всюду время для либеральных реформ было безвозвратно упущено.
Крушение советского режима принесло людям желанное сексуальное освобождение. Но так же, как в политике и экономике, сексуальная свобода обернулась прежде всего аномией и анархией. Рождение новой сексуально-эротической культуры - долгий и мучительный процесс. Пока что мы находимся в его негативной фазе, для которой характерно не столько рождение нового, сколько выход из подполья подавленного, агрессивного и уродливого старого. Вместо индивидуализации, приватизации и интимизации сексуальности, происходит ее деромантизация, коммерциализация и тривиализация. Дикий секс, как и дикое первоначальное накопление, вызывает растущее разочарование и раздражение, которое консервативные круги используют для разжигания моральной паники и усиления социальной напряженности. Американизация российской сексуальной, как и прочей массовой культуры, способствует развитию антизападных настроений и позволяет фашистам и националистам позировать в роли защитников духовных ценностей, к которым они на самом деле никакого отношения не имеют.
Но, как в любую кризисную эпоху, не все заявления нужно принимать на веру. Как показывают данные профессиональных опросов, средства массовой информации преувеличивают масштабы негативных изменений в сексуальном поведении и установках молодежи и недооценивают их мнгообразие, рассогласованность и внутреннюю противоречивость. Многое из того, что сегодня кажется новым, в действительности существовало всегда, но раньше замалчивалось, а теперь демонстративно выставлено напоказ. Кроме того, переходный период всегда сопровождается аномией и социальной дезорганизацией, которые трудно пережить, но из-за которых не следует впадать в панику. Главный вопрос: знаем ли мы, куда идем и чего мы на самом деле хотим?
Нынешняя антикоммунистическая революция по своей природе глубоко двойственна. Она является либерально-демократической, поскольку она направлена против авторитарного режима. Но поскольку ее подразумеваемая цель - восстановление ранее существовавшего социального строя и ценностей, она является также консервативной. За этими тенденциями стоят разные социальные силы, имеющие также разные представления о сексуальности.
В случае победы авторитарных сил, страну ожидают новые сексуальные репрессии, под лозунгами защиты моральной чистоты и восстановления семейных ценностей, что вызовет новые социальные и психологические издержки, за которыми неизбежно последует новая волна радикализма. Если победят либерально-демократические силы, развитие пойдет более или менее по Западному пути.
Как ни экзотична, на поверхностный взгляд, советская и постсоветская жизнь, ее фундаментальные проблемы, включая сдвиги в сексуальных ценностях, принципиально те же, что и на Западе. Сексуальная революция, начало которой журнал "Тайм" широковещательно объявил на обложке одного из своих номеров в 1964 г., а конец - в 1984 г., на самом деле была лишь звеном длительного исторического процесса индивидуализации и секуляризации секса. Ее издержки, на которых сосредоточили все внимание консервативные критики, были очень похожи на то, что сегодня происходит в России.
Но означает ли "конец революции", что все вернулось на круги своя и сексуальное поведение стало таким же, каким было до 1960-х? Сексуальная революция 1960-х выполнила свои главные деструктивные задачи и открыла не менее сложный, но более тихий и длительный эволюционный процесс формирования новых сексуально-эротических ценностей. Как бы ни оценивать характер и масштабы этих перемен, "сексуальный мир, какой мы знали в 1950-х, сегодня кажется почти неузнаваемым... За последние пятьдесят лет Америка из общества, в котором сексуальность была покрыта тайной и неназываема, превратилась в общество, где она вездесуща".[333]Причем, по мнению известного социолога Айры Рисса, Америка все еще находится в процессе мучительных родов сексуального плюрализма как необходимого аспекта демократического образа жизни.[334]
То, что США не смогли переварить за полстолетия, в России произошло за какие-нибудь 10 лет, причем на фоне всеобщей дезорганизации и криминализации общественной жизни. Не удивительно, что это вызывает у нас тревогу и подчас панику. Какую проблему ни возьми, будь то подростковая сексуальность, эротика и порнография, сексуальное насилие, проституция, контрацепция или профилактика БППП, всюду мы видим борьбу тех же двух тенденций, что и во всех социально-политических вопросах: вернуться к административно-бюрократическому государственному контролю или дать простор индивидуальной инициативе, хотя это и сопряжено с определенными социальными издержками?
Но не будем преувеличивать.
Да, очень плохо, что место научного сексуального просвещения занимает у нас дешевая эротика и порнография. Но даже это лучше, чем старая большевистская сексофобия, когда всякая сексуальная информация была запретной.
Да, уровень контрацептивной культуры в России чудовищно низок. Но несколько лет назад ситуация была гораздо хуже, и люди этого даже не сознавали.
Нас тревожит социальная, политическая и сексуальная дискриминация российских женщин. Но десять лет назад такое положение казалось соверщенно естественным и слова "сексизм" не было даже в профессиональном языке.
Мы жалуемся на дискриминацию и угнетение сексуальных меньшинств. Но десять лет назад об этом нельзя было даже заикнуться, они были неназываемыми.
Даже новый и опасный рост проституции, сексуального насилия и БППП отчасти связан с новоприобетенной индивидуальной свободой от принудительного государственного, полицейского и медицинского контроля. Как все демократические страны, мы должны научиться сами контролировать свою жизнь и нести за это ответственность.
Перед Россией сейчас стоит выбор: идти ли ей вперед, к XX1 веку, или назад, к XIX-му, а то и к доиндустриальному прошлому. Некоторым людям хотелось бы второго. Но на самом дели пути назад нет.
Как и многие другие аспекты советского образа жизни, сексофобия была порождением маргинальных, деклассированных люмпенов, "выдвиженцев" из крестьян, которые на самом деле не принадлежали ни к деревне, ни к городу. Сейчас эти слои постепенно сходят с исторической сцены. В 1990 г. среди 60-летних россиян доля коренных горожан не превышала 15 - 17 процентов, среди 40-летних их было уже примерно 40 процентов, а среди 20-летних - больше половины. И хотя эти горожане в первом поколении еще несут на себе отпечаток прошлого, они уже отличаются от поколений своих отцов и дедов. Почти 70 процентов всех детей в России рождаются и воспитываются в городах. К 2000 году из каждых ста 40-летних россиян почти 50 будут коренными горожанами, из 30-летних - свыше 60, а из 20-летних - 70.[335]
А городская культура по самой сути своей требует плюрализма. Ведь и в США самые ярые противники сексуальной терпимости - выходцы из сельской местности и маленьких городков; воспитание, полученное в детстве и юности, важнее, чем субъективные психологические качества и личный сексуальный опыт.[336]
Сексуальные ценности и сексуальное поведение россиян сегодня существенно варьирьют в зависимости от их пола, возраста, образования, социального происходения, этнической принадлежности, региона и религии. В ближайшем будущем эта разнородность, вероятно, увеличится, что, при отсутствии достаточной терпимости друг к другу, может порождать конфликты. Но в долгосрочной перспективе, определение того, что хорошо и что плохо в сексуальной жизни, будет принадлежать более молодым, городским и образованным людям. Любые попытки ограничить их сексуальную свободу и регламентировать их поведение и чувства, кто бы их ни предпринимал, государство, церковь или общинные институты, заранее обречены, те, кто попытается это сделать, только потеряют авторитет.
Иррациональные запреты порождают не столько целомудрие, сколько лицемерие или слепой бунт, а также те самые отрицательные последствия нецивилизованного секса (подростковые беременнности, аборты, сексуальное насилие и БППП), которых родители и воспитатели хотели бы в первую очередь избежать.
Однако сексуальная культура сама собой не возникает. Ее надо планомерно создавать, используя при этом также положительный и отрицательный опыт Запада. Если мы этого не сумеем и будем равняться не на лучшие, а на худшие образцы, как это происходит сейчас, мы будем иметь те же самые издержки, только многократно выросшие.
[1]Адам Олеарий. Описание путешествия в Московию и через Московию в Персию и обратно. СПб., 1906, с. 187
[2]C.Carey. Les proverbes erotiques russes. Etudes de proverbes recueШis et non-publics par Dal' et Simoni. The Hague: Mouton, 1972.
[3]К сожалению, в источнике, по которому готовился fb2 файл, в некоторых главах отсутствует связь между текстом и сносками — примечание оформителя
[4]М. Foucault. Histoire de la sexualite. 1. La volonte de savoir. Paris: GaUimard, 1976, p. 139.
[5]См. об этом подробнее: J. Weeks. Sex, Politics and Society. The Regulation of Sexuality since 1980. London: Longman, 1981.
[6]Л. Энгельштейн. Ключи счастья. Секс и поиски путей обновления России на рубеже XIX-XX веков. М.: Терра, 1996, с. 12.
[7]Там же, с. 338.
[8]А.О. Афиногенов. Жизнь женского населения Рязанского уезда в период детородной деятельности женщины и положение деда акушерской помощи этому населению. СПб., 1903, с. 57. Цит. по: Вишневский. Ранние этапы-, с. 127.
[9]В. Милютин. Избранные произведения. М., 1946, с. 93.
[10]Л.Н. Толстой. Полное собрание сочинений, т. 25, М., 1937, с 408.
[11]А.Г. Боряковский. О вреде средств, препятствующих зачатию // Врач. 1893. № 32, с. 886,887. Цит. по: Вишневский. Ранние этапы.., с. 128.
[12]Там же.
[13]Общество русских врачей в память Н. И.Пирогова. Двенадцатый Пироговский съезд. Вып. II, СПб., 1913, с. 88.
[14]См. Л. Энгельштейн. Ключи счастья, гл. 1 -3.
[15]Об истории проституции в царской России см. Г. М. Г[ерценштейн]. Проституция // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона, Т.25А, СПб., 1898, с. 479-486; В. О. Дерюжинский. Полицейское право. СПб., 1903; Б. И. Бентовин. Торгующие телом. Очерки современной проституции, 2-е изд., СПб., 1909; В.М.Броннер, А. И. Елистратов. Проституция в России. М., 1927; Н. Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге, 40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в. М.: Прогресс-Академия, 1994; И. А. Голосенко. Российская социология проституции. 1861-1917. СПб.: Санкт-Петербургский филиал Института социологии РАН, 1997; ILStites. Prostitute and Society in Pre-Revolutionary Russia // Jahrbucher fur Geschichte Osteuropas, vol.31 (1983), pp. 348-364; L. Bernstein. Yellow Tickets and State-Licensed Brothels: The Tsarist Government and the Regulation of Urban Prostitution // Health and Society in the Revolutionary Russia. Ed. by S.G.Solomon and J. F. Hutchinson. Bloomington: Indiana University Press, 1990, pp. 45-54; Л. Энгельштейн. Ключи счастья.
[16]И.А. Голосенжо. Российская социология проституции, с. 45.
[17]Цит. по кн.: Н. Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге, с. 108-109.
[18]А.И. Куприн. Яма // Собр. соч. в 6 томах, т. 5, М.: ГИХЛ, 1958, с 251-252.
[19]Л.Н. Толстой. Крейцерова соната // Собр. соч. в 22 томах, т. 12. М.: Художественная литература, 1982, с. 135.
[20]Статистика Российской империи. XIII. Проституция в Российской империи по обследованию на 1 августа 1889 года. СПб., 1890, с. XXXVI. Цит. по: Б.Ф.Калачев. Взгляд на проблему через-, столетие // Проституция и преступность. М.: Юридическая литература, 1991, с. 39.
[21]Г.М. Г[ерценштейн]. Проституция, с. 482.
[22]В. Stites. The Women's Liberation Movement in Russia. Feminism, Nihilism, and Bolshevism 1860-1930. Princeton University Press, 1978, p. 183.
[23]П.E. Обозненко. Поднадзорная проституция С-Петербурга по данным врачебно-полицейского комитета и Калининской больницы. Дисс. СПб., 1896, с. 21. Цит. по: Калачев, Указ. соч., с 42.
[24]Там же, с 44.
[25]В.В. Воронский. Литературно-критические статьи. М.: Советский писатель, 1956, с. 115.
[26]М.И. Покровская. О жертвах общественного темперамента. СПб., 1902, с 28-29.
[27]Цит. по: Н. Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге, 40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в., с. 114.
[28]Цит. по: Н. Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге, 40-е гг. XIX в. - 40-с гг. XX в., с. 119.
[29]А.И. Елистратов. О прикреплении женщины к проституции: врачебно-полицейский надзор. Казань, 1903, с. 15.
[30]См. Л. Энгельштейн. Ключи счастья, гл. 6.
[31]Там же, с. 240.
[32]М. А. Членов. Половая перепись московского студенчества // Русский врач. 1907. №31-32, с. 1072-1111.
[33]См. Д.Н.Жбанков. О половой жизни учащихся женщин Врачебное дело. 1922. №10-12, с. 225.
[34]Л. Энгельштейн. Ключи счастья, с. 255.
[35]Об этом сложном явлении см. А.Эткинд. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гарант, 1996.
[36]В быту к этому относились спокойно-иронически. Казанова рассказывает о своей встрече с любимчиком статс-секретаря Теплова, белокурым красавцем поручиком Луниным, который "плевал на предрассудки" и старался обольщать всех подряд. "Посему он сел за стол рядом со мной и так кокетничал за обедом, что я, право слово, принял его за девицу, одетую парнем". Оскорбленный таким подозрением поручик "тотчас показал, чем превосходит он слабый пол <...> завладел мною и, решив, что понравился, приступил к решительным действиям, дабы составить свое и мое счастье". Казанова, искушенный и по этой части, ничего не имел против, но дело расстроила присутствовавшая при сем ревнивая француженка, обозвавшая обоих мужчин мужеложниками (Казанова. История моей жизни, с. 565-566).
[37]А.С. Пушкин. В академии наук." // Собрание сочинений, т. 2, М.:ГИХЛ,1959,с.451.
[38]Eros russe. Русский эрот не для дам (Женева, 1879). Исправленное издание, Oakland: Scythian Books, 1988, р. 59.
[39]А.И. Куприн. Яма, с. 248.
[40]См.: S. Karlinsky. The Sexual Labyrinth of Nikolai Gogol. Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 1976.
[41]Л.Н. Толстой. Дневники (1851, 29 ноября) // Полное собрание сочинений, т. 46, с. 237-238.
[42]Самый обстоятельный анализ истории и состояния русского права по этим вопросам см. В.Д.Набоков. Плотские преступления, по проекту уголовного уложения // Вестник права. 1902. №9-10. Эта большая статья включена в книгу Набокова "Сборник статей по уголовному праву" (СПб., 1904). Раздел о гомосексуализме напечатан также в немецком переводе в журнале "Jahibuch fur sexueUe Zwischenstufen" [56 №2 (1903), SS. 1159-1171].
[43]Cм. S. Karlinsky. Russia's Gay Literature and Culture: The Impact of the October Revolution // Hidden from History. Reclaiming the Gay and Lesbian Past Ed. by M.LDuberman, M.Vicinus, and G. Chauncey, Jr. N.Y.: NAL Books, 1991, pp. 347-363; A. Poznan-sky. Tchaikovsky. The Quest for the Inner Man. N.Y.: Schirmer Books, 1991; А. Позианский. Самоубийство Чайковского. Миф и реальность. М.: Глагол, 1993; Л. Энгельштейн. Ключи счастья, гл. 2.
[44]Л. Энгельштейн. Ключи счастья, с. 106
[45]L. Engelstein. Soviet policy toward male homosexuality: Its origins and historical roots // Journal of Homosexuality, vol. 29, №2/3,1995,pp.158.
[46]См. В. М. Тарновскнй. Извращение полового чувства: Судеб-но-психиатрический очерк для врачей и юристов. СПб., 1885; И. М. Тарковский. Извращение полового чувства у женщин. СПб., 1895.
[47]Tax было, например, с маркизом де Кюстином. Не имея возможности опровергнуть его язвительную книгу о николаевской России, царская охранка сознательно муссировала сплетни о порочности писателя (он действительно был гомосексуалом). См. В. А. Мильчнна, А.Л.Осповат. Маркиз де Кюстин и его первые русские читатели (Из неизданных материалов 1830-1840-х годов) // Новое литературное обозрение, №11 (1995), с. 107-138; они же. Петербургский кабинет против маркиза де Кюстина: нереализованный проект С.С. Уварова // Новое литературное обозрение, №13 (1995). с. 272-285. То же самое делает американский журналист Борис Парамонов, в духе "прикладного психоанализа" изображающий дело так, будто все содержание книги Кюстина обусловлено его гомосексуальностью (Время и мы. 1993. №119, с. 155-176). Почему же тогда она имела такой большой и длительный - до сегодняшнего дня - читательский успех и люди принимали ее, с какими-то поправками, за правдивое изображение России? Или все они были ослеплены теми же самыми комплексами?
[48]См. А. Познанский. Самоубийство Чайковского; В. С Соколов. До и после трагедии. Смерть П. И. Чайковского в документах // Знамя. 1993. №11,с. 144-169.
[49]Ф.Энгельс. Книга откровения // К. Маркс и Ф.Энгельс. Сочинения, Изд. 2, М.: Политиздат, т. 21, с. 8.
[50]В последующем изложении я опираюсь, в частности, на следующие исследования: С.И. Голод. Изучение половой морали в 20-е годы // Социологические исследования, 1986, №2, с. 152-155; S. Fitzpatrick. Sex and Revolution: An Examination of Literary and Statistical Data on the Mores of Soviet Students in the 1920s // Journal of Modem History, June 1978, pp. 252-278; R. Stites. The Women's Liberation Movement in Russia: Feminism, Nihilism, and Bolshevism. 1860-1930, Princeton University Press, 1978; E.Nalman. The Case of Chubarov Alley: Collective Rape, Utopian Desire, and the Mentality of NEP // Russian History/ Histoire Russe, 17, №1 (Spring 1990), pp. 1-30; W.Goldman. "Women, Abortion, and the State, 1917-36" and E. Waters. "The Female Form in Soviet Political Iconography, 1917-32" in: Russia's Women. Accommodation, Resistance, Transformation. Edited by B. E. Qemens, B. A. Engel, С D. Worobec. University of California Press, 1991. Wendy Z. Goldman. Women, the State and Revolution. Soviet Family Policy and Social Life, 1917-1936. Cambridge: Cambridge University Press, 1993. Ценные документы и статьи содержат также сборники Bolshevik Culture: Experiment and Order in the Russian Revolution. Ed. by A. Gleason, P. Kenez, and R. Stites. Bloomington, Indiana University Press, 1985; Sexuaifor-shung und -Politik in der Sowjetunlon seit 1917. Hrsg. von J. S. Hohmann. Peter Lang, 1990.
[51]К. Маркс. Святое семейство // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 2, с. 24.
[52]К. Маркс, Ф. Энгельс. Из ранних произведений, с. 587.
[53]Маркс - Женни Маркс, 21 июня 1856 г. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 29, с. 434,435.
[54]Ф. Энгельс. Книга откровения // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 21, с. 6.
[55]Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения, т. 21, с. 85.
[56]К. Цеткин. Из записной книжки // Воспоминания о Ленине. Т. 5. М.: Политиздат, 1979, с. 435.
[57]В этом разделе я широко опираюсь на работы S. G. Solomon. Social Hygiene in Soviet Medical Education, 1922-30 // journal of the History of Medicine and Allied Sciences, vol. 45, №4 (October 1990), pp. 607-643, и The Demographic Argument in Soviet Debates Over the Legalization of Abortion In the 1920s // Cahlers du Monde Russe et Sovietique, 1992, №7.
[58]Б.Н. Миронов. История в цифрах. Л.: Наука, 1991, с. 133.
[59]См. об этом подробнее: R. Stites. The Women's Liberation Movement in Russia, ch. XI.
[60]В.И. Ленин. Рабочий класс и неомальтузианство // Подн. собр. соч., т. 23, с. 257.
[61]См. W. Goldman. Women, Abortion and me State, p. 248
[62]См. S. G. Solomon. The Demographic Argument in Soviet Debates Over the Legalization of Abortions in the 1920s.
[63]См. С. И. Голод. Изучение половой морали в 20-е годы.
[64]Труд, здоровье и быт ленинградской рабочей молодежи. Вып. 1, Л., 192 5, с. 23.
[65]В. Кетлинская, Вл.Слепков. Жизнь без контроля. М., 1929. Цит. по книге Н. Б. Левина, М. В. Шэгаровсккй. Проституция в Петербурге, 40-е гг. XIX в. - 40-е гг. XX в. М- Прогресс-Академия, 1995.
[66]Данные приводятся по статье Goldman, примеч. 3.
[67]М. А. Вейн. Основные факторы, влияющие на рост и распространение венерических болезней // Венерология и дерматология, 1925, №6, с. 133-136.
[68]Материалы межведомственной комиссии по борьбе с проституцией. Вып. 1. М., 1921, с.7. Цит. по: Н. Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге, с. 142.
[69]Там же, с. 137-138.
[70]С.Я. Голосовкер. Итоги половой анкеты // Молодая гвардия, 1923, №4-5. Цит. там же, с.135.
[71]С.Я. Голосовкер. Итоги половой анкеты // Молодая гвардия, 1923, №4-5. Цит. там же, с.135.
[72]Н.Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге,с.154.
[73]См. подробнее: И. А. Голосешсо. Социология проституции в Советской России 20-х - начала 30-х годов // Социология и социальная антропология. СПб.: Алетейя, 1997, с. 216-235.
[74]S. Fitzpatrick. Sex and Revolution, p. 271
[75]Ibid. pp. 275,277.
[76]А. М. Коллонтай. Дорогу крылатому Эросу! Письмо к трудящейся молодежи // Молодая гвардия, 1923, №3 (10), с. 111-113.
[77]См. подробнее: R. Stites. The Women's Liberation Movement in Russia.
[78]Цит. по: Н. Б. Левина, М. В. Шкаровский. Проституция в Петербурге, с. 186.
[79]См. о нем подробнее А. Эткинд. Эрос невозможного: История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993, с. 328-333.
[80]А. Залкинд. Революция и молодежь. Л., 1924.
[81]Вместо Ленина это сделал Н. И. Бухарин, который так отозвался о заповедях Залкинда: "чушь и мещанская накипь, которая желает лезть во все карманы* (Правда, 12 февраля 1925).
[82]Цеткин. Указ. соч., с. 436.
[83]Там же.
[84]Там же, с. 437.
[85]Там же, с. 435.
[86]См. М. Золотоносов. Мастурбанизация. "Эрогенные зоны" советской культуры 1920-1930-х годов // Литературное обозрение, 1991, №11, с. 93-99.
[87]С.Р. Равич. Борьба с проституцией в Петрограде // Коммунистка, 1920, №1, с. 23. Цит. по: С.И.Голод. Изучение половой морали в 20-е годы, с. 155.
[88]Л. Гинзбург. Литература в поисках реальности. М.: Советский писатель, 1987, с. 156.
[89]А.М. Коллонтай. "Любовь пчел трудовых". Из серии рассказов Революция чувств и революция нравов. М.; Пг., 1923, с. 43-44.
[90]Цит. по М. Золотоносов. Мастурбанизация. "Эрогенные зоны" советской культуры 1920-1930-х годов // Литературное обозрение, 1991, № 11,с. 98.
[91]И. Ильф. Записные книжки (1925-1937) // И. Ильф, Е. Петров. Собрание сочинений в 5 томах. Т. 5, М.: ГИХЛ, 1961, с. 178,2 51.
[92]И. Ильф, Е. Петров. Саванарыло // Собрание сочинений, т. 3, М., 1961, с. 188-189.
[93]М. М. Бахтин. Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса. М.: Художественная литература, 1990, с. 353-354.
[94]Там же, с. 355.
[95]М. Поповский. Третий лишний, с. 404. 7
[96]В. Белов. За тремя волоками. Повесть и рассказы. М.: Советский писатель, 1968, с. 27.
[97]W. Reich. The Sexual Revolution (1935). N.Y., 1969, p. 186.
[98]М. А. Серейский. Гомосексуализм // Большая Советская Энциклопедия. Т. 17, М., 1930, с. 593.
[99]Там же.
[100]Подробная информация о жизни советских гомосексуалов содержится в работах Семена Карпинского. См.: S. Karlinsky. Russia's Gay Literature and Culture: The Impact of the October Revolution // Hidden from History. Reclaiming the Gay and Lesbian Past. Ed. by ML. Duberman a.o., N.Y- NAL Books, 1990. Их хорошо дополняет книга Владимира Козловского "Арго русской гомосексуальной субкультуры" (Benson, Vt Challdze Publications, 1986); эта книга гораздо шире своего названия и содержит данные и документы о всех аспектах гомосексуального образа жизни и его отражении в литературе, дневниках и тд. См. также L. Engelstein. Soviet policy toward male homosexuality: Its origins and historical roots // Journal of Homosexuality, vol.29, №2/3, 1995, pp. 155-178; Joachim S.Hohmann. Zur rechtlichen und sozialen Problem der Homosexualitat // Sexualforschung und -politik in der Sowjet-union seit 1917. Frankftirt am Main; Bern; New Yoric; Paris: Peter Lang, 1990; S.Tornow. Riickschritt gleich Fortschritt Geschichte der Schwulen in Sowjet-Russland // Siegessaule, 1987, №6 и др.
[101]Отчет о докладе Крыленко опубликован в журнале Советская юстиция, 1936, №7 и воспроизведен в книге Козловского.
[102]БСЭ, т. 12,1952, с. 35.
[103]См. А.Боссарт. Сергей-Иосиф: апокрифы // Огонек, 1991, №31,с. 15.
[104]Максим Горький, Леонид Андреев. Неизданная переписка // Литературное наследство, т. 72. М., 1965, с. 288.
[105]М. Горький. Предисловие // С. Цвейг. Смятение чувств. Из записок старого человека. Л., 1927.
[106]А. М. Горький. Пролетарский гуманизм // Собрание сочинений в 30 томах, т. 27, М., 1953, с. 238.
[107]Данные о динамике рождаемости и абортах см. F. Lorimer. The Population of the Soviet Union: History and Prospects. Geneva, 1946; А. Г. Вишневский, А. Г. Волков. Воспроизводство населения СССР. М.: Статистика, 1983; S.G.Solomon. The Demographic Argument in Soviet Debates Over the Legalization of Abortions in the 1920s // Cahiers du Monde Russe et Sovietique, 1992, №1; А. Г. Вишневский. Эволюция семьи в СССР и принципы семейной политики // Семья и семейная политика. Отв. ред. А. Г. Вишневский. М.: Институт социально-экономических проблем народонаселения АН СССР и Госкомтруд СССР, 1991.
[108]Л. С. Выготский, А. Лурия. Предисловие к русскому переводу "По ту сторону принципа удовольствия" // 3. Фрейд. Психология бессознательного. М.: Просвещение, 1989, с. 29.
[109]Цит. поА. Эткинд. Эрос невозможного. История психоанализа в России. СПб.: Медуза, 1993, с. 214.
[110]А. Макаренко. Книга для родителей. М.: Учпедгиз, 1954, с. 233.
[111]Там же, с. 2 56.
[112]А. Платонов. Антисексус // Новый мир, 1989, №9, с. 170.
[113]А. Эткинд. Содом и Психея: Очерки интеллектуальной истории Серебряного века. М.: ИЦ-Гаракг, 1996, с. 134.
[114]На это обстоятельство первым обратил внимание Борис Парамонов (См. Б. Парамонов. "Чевенгур" и окрестности // Континент, 1987, №54, с. 332-372), однако он склонен гипертрофировать эту черту и обнаруживать ее буквально у всех. Особенно бездоказательны его домыслы относительно Макаренко (см. Б.Парамонов. Педагог Макаренко // Новое русское слово, 17-18 августа 1996). См. также Б.Ланнн. Русская литературная антиутопия. М, 1993.
[115] Джордж Оруаял. 1984 // Новый мир, 1989, №3, с. 151.
[116]• Юрий Борев. Сталиниада. М., 1990, с. 84,153-154.
[117]Цит. по: М. Золотоносов. Мастурбанизация. "Эрогенные зоны" советской культуры 1920-1930-х годов, с. 99.
[118]М. Lewin. Society, State, and Ideology during the First Five - Year Plan // Cultural Revolution in Russia, 1928-1931. Ed. by S.Fitz-patrick. Bloomington: Indiana University Press, 1978, p. 52. Подробнее об этих процессах см. Shella Fitzpatrick . The Cultural Front. CorneU University Press, 1990.
[119]R. Stites. Revolutionary Dreams. Utopian Vision and Experimental Life in the Russian Revolution. Oxford University Press, 1985, p. 201.
[120]Ibid., p. 215.
[121]Джордж Оруэлл. Указ. соч., с. 151.
[122]И. Бродский. Меньше чем единица // Формы времени. Стихотворения, эссе, пьесы. В 2 т. Минск, Эридан, 1992, т. 2, с. 333.
[123]Марк Поповский. Третий лишний, с. 119.
[124]С. И. Голод. Стабильность семьи. Социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984, с. 91.
[125]Марк Поповский. Указ. соч., с. 129.
[126]Яркевич. Как я занимался онанизмом. Роман. М.: ИМА-пресс,1994,с. 17.
[127]38. См. И. П. Ильина. Влияние войн на брачность советских женщин // Брачность, рождаемость, смертность в России и в СССР. Под ред. А Г. Вишневского. М.: Статистика, 1977, с.50-61; А. Я. Кваша. Демографическое эхо войны // Проблемы исторической демографии СССР. Отв. редактор Ю. А Поляков. Киев: Наукова думка, 1988, с. 18-26.
[128]В начале 1960-х годов, когда я, по наивности, не зная порядков, написал письмо министру связи, требуя найти и вернуть недошедшие до меня абсолютно невинные и не имевшие никакого отношения к сексу иностранные книги, меня вызвали в райком партии и строго предупредили, ссылаясь на высшие инстанции, что даже простое упоминание, в заказном письме министру связи СССР, существования цензуры является разглашением государственной тайны. После этого я познакомился с Тупицыным, и он популярно мне объяснил, что жаловаться на их ведомство - то же, что ссать против ветра, а вот если вежливо попросить, например, выдать нужную иностранную книгу, после того, как цензура вырежет из нее несколько наиболее одиозных страниц, - то каких-то исключений из общих правил можно добиться. Так я в дальнейшем и делал. В зависимости от времени и обстоятельств, иногда это срабатывало, иногда нет. Например, выпушенный в Англии сборник русских переводов Фрейда, который коллеги посылали мне дважды, оба раза безнадежно оседал на спецхране, а 24-томное английское стандартное издание его сочинений дошло беспрепятственно.
[129]См.: С.И. Голод. Стабильность семьи: социологический и демографический аспекты. Л.: Наука, 1984; С.И. Голод. Личная жизнь: любовь, отношения полов. Л.: Знание, 1990; А.Г. Харчев, С.И. Голод. Молодежь и брак // Человек и общество, вып. VI. Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1969, с. 125-142; С. И. Голод. XX век и тенденции сексуальных отношений в России. СПб„ Алетейя, 1996 и др.
[130]Демографический энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1985, с. 359.
[131]М.Сонин. Демографические аспекты службы брака // Молодая семья. М.: Статистика, 1977, с. 73-87.
[132]П. Вайль, А. Генис. 60-е. Мир советского человека. Ann ArboR Ardis,1988,c.ll3-114.
[133]И. Бродский. Меньше чем единица // Формы времени. Стихотворения, эссе, пьесы. В 2 т. Минею Эридан, 1992, т. 2, с. 229.
[134]См. об этом подробнее I. S. Коп. Identity Crisis and Postcommu-nist Psychology // Symbolic Interaction, 1993, Fall, 16 (4), pp. 395-410; I.S.Kon. Moral culture // Russian Culture at the Crossroads: Paradoxes of the Postcommunist Consciousness. Ed. by Dmitri Shalin. Boulder: Westview Press, 1995.
[135]См. В.В.Нагаев. Социально-гигиенический и психологический анализ формирования полового поведения молодежи, проблемы его коррекции и психогигиенического воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора медицинских наук. М.: Всесоюзный научно-исследовательский институт социальной гигиены и организации здравоохранения им. Н. А. Семашко, 1987, с. 8.
[136]М. Поповский. Указ. соч., с. 220-221.
[137]И.Бродский. Меньше чем единица, с. 327.
[138]В.Н. Колбановский. Вступительная статья. Половая любовь как общественная проблема // Р.Нойберт. Новая книга о супружестве. Проблема брака в настоящем и будущем. Перевод с немецкого. М.: Прогресс, 1969, с. 20,22-23.
[139]И. Яркевич. Как я занимался онанизмом. Роман. М.: ИМА-пресс, 1994, с. 16.
[140]Садистские стишки (Из коллекций А.Ф. Белоусова, К.К. Немировича-Данченко и А.Л. Топоркова) // Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Учебный материал по русскому фольклору. Таллинн, Таллиннский пединститут им. Э. Вильде, 1992, с. 139.
[141]М.Л.Лурье. О школьной скабрезной поэзии // Школьный быт и фольклор. Ч. 1. Учебный материал по русскому фольклору, с.151-161.
[142]Цит. по книге М. Поповского, с. 213.
[143]А.Г. Хришсова, Д.В. Колесов. Девочка - подросток - девушка. М.: Просвещение, 1981, с. 84,87,73.
[144]А.Г. Хришсова, Д.В. Колесов. Мальчик - подросток - юноша. М.: Просвещение, 1982, с. 19,75,76.
[145]И.Ф. Юнда, Л.И. Юнда. Социально-психологические и медико-биологические основы семейной жизни. Киев, 1990, с.138,147,160,224,225.
[146]Характерно в этом смысле название книги Д. В. Колесова и Н.Б. Сельверовой "Физиолого-педагогические аспекты полового созревания" (М.: Педагогика, 1978). Межцу физиологией и педагогикой должна, по логике вещей, стоять психология, а ее как раз и нет...
[147]См. И. С. Кон. Эпоху не выбирают // Социологический журнал, 1994, №2, с. 173-185.
[148]• S. Cohen. Folk Devils and Moral Panics. London: MacGibbon and Kee,1972,p.9. 2 CM.J.
[149]• Weeks. Sex, Politics and Society. The Regulation of Sexuality since 1800. London: Longman, 1981.
[150]Прокуратура Союза ССР. Прокурорам республик, краев, областей. Информационное письмо. 17.04.89. №12-4д-89 <0 практике применения уголовного законодательства об ответственности за распространение порнографических предметов и произведений, пропагандирующих культ насилия и жестокости".
[151]Lynne Attwood. Sex and the Cinema // Sex and the Russian Society, Ed. by I. Kon and J. Riordan. Bloomington: Indiana University Press, 1993, p. 64.
[152]В. Ерофеев. Выступление на беседе "Эротика и литература" Ц Иностранная литература, 1991, № 9, с. 226.
[153]Там же, с. 2 27.
[154]См. В.А. Геодакян. Эволюционная логика дифференциации полов в филогенезе и онтогенезе. Автореферат на соискание ученой степени доктора биологических наук. М., 1987.
[155]В.А. Геодакян. Теория дифференциации полов в проблемах человека // Человек в системе наук. Отв. ред. И. Т. Фролов. М.: Наука, 1989, с. 171-188.
[156]В.П. Багрунов. Половые различия в видовой и индивидуальной изменчивости психики человека. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук Л., 1981, с. 15.
[157]Подробнее о деятельности Ц<