Глава десятая Хромоментализм

I. Ментальность

"Рассматривая законы видимого света и цвета, мы пребывали во внешнем храме природы. Раскрывая таинственные механизмы одического света и цвета, мы вступили в преддверие внутреннего храма и совершили первые шаги к цитадели самой жизни. Дерзнем ли мы отворить еще одну дверь, ведущую за пределы обычной физической жизни? Более того, приблизимся ли мы к святая святых и предстанем пред светлый лик самого РАЗУМА? Мы с благоговением взираем на великий храм, на гору, на океан, на мир. Но ИНТЕЛЛЕКТ более велик, чем все это, ибо он способен измерить и взвесить целые миры и охватить пространство, в тысячи раз превышающее размах их орбит. Интеллект или Разум — это душа, проявляющая себя через тело, а душа, будучи искрой Бесконечности, и сама столь же бесконечна.

II Красота высших сил

Неизмеримо более поразили меня чудеса Разума, использующего широчайшее разнообразие сил, которые проявляются в еще-более тонкой, чемодическая, градации света и цвета и которые можно назвать цветами психическими, или цветами третьей октавы. Эта разновидность, естественно, образуется колебаниями, частота которых вдвое выше одической и вчетверо выше частоты обычного света.

В 1870 году, подолгу оставаясь в темной комнате с закрытыми глазами, яначал развивать у себя внутреннее зрение, и спустя несколько недель или месяцев обрел способность видеть такое великолепие света и цвета, какого не в силах описать ни один язык и представить ни одно воображение. По-вашему, это было воображение? Но никакое воображение и на полпути не приблизится к реальности виденного мною. Воображение само должно ткать свою ткань из нитей реальности. Искуснейшие мозаики и величайшие произведения искусства ничто по сравнению с этими сокровенными красотами. Я повидал произведения, которыми гордятся дворцы и музеи Европы, но ни одно из них не идет ни в какое сравнение с этими непревзойденными цветами и утонченными формами. Воображение, как правило, более тускло и приглушенно, чем реальность, но эти цвета были настолько ярче и интенсивнее и в то же время настолько нежнее любых цветов внешнего мира, что когда, открывая глаза, я видел небо и землю, они казались мне поблекшими и почти бесцветными. Небо казалось уже не голубым, а голубовато-серым, причем весьма убогого оттенка.

Я видел такое несметное число градаций фиолетового, и термела, и замечательного по глубине индиго, и голубого, и красного, и желтого, и оранжевого, затмевающего яркостью солнце — причем все это в сотнях легко различимых меж собою тонов и оттенков — что поначалу решил, что это цвета совершенно отличные от доступных обычному зрению. Однако в конечном счете я пришел к выводу, что в природе нас окружают лишь первичные основы всех цветов, которые столь слабы, что мы едва ли способны сказать, что такое цвет. Иногда из преисполненных сиянием центров ко мне устремлялись целые фонтаны света, сливаясь по пути в единое радужное великолепие. Иногда потоки лучей исходили от меня самого, постепенно теряясь вдали. Чаще всего в разные стороны мимо меня неслись прямые потоки света, хотя временами флюидические эманации изгибались плавными параболами, словно струи фонтана.

Но замечательнее всего были бесконечные миллионы излучений, эманации и световых потоков, которые временами я видел текущими из, внутрь и сквозь все предметы и заполняющими все пространство дождем искр и вспышек, подобных молниям. Полагаю, что если бы людям внезапно открылись эти изумительные силовые потоки, стремящиеся во все стороны, многих обуял бы дикий страх оказаться разорванными на куски. Несколько раз я видел неисчислимые миллионы поляризованных частиц многоцветной световой материи, десятки раз в секунду, словно в бесконечном калейдоскопе, изменяющих линии своей полярности, и все же никогда не впадая в хаос, ибо, покидая одну линию полярности, частица мгновенно занимала надлежащее ей место в другой. Некоторое время я недоумевал, что бы это могло быть, однако вполне вероятно, что это были люминеллы, заполняющие собой всю атмосферу и составляющие под воздействием солнца основу света.

Железные опилки, приведенные в движение магнитом и увиденные мисс Райхель и Цинкель в более грубом одическом свете, вызвали у последних возгласы восхищения своей необычайной красотой. Мисс Цинкель «увидела на стеклянной пластине миллионы крошечных сверкающих звезд, расположенных вдоль изогнутых линий. Она приходила в восторг, когда я, слегка постучав по стеклу, заставлял звездочки двигаться и подпрыгивать. Во всей северной половине преобладал голубой цвет с красивыми вкраплениями всех прочих цветов; в южной половине с такими же вкраплениями разных оттенков преобладал красный цвет».

Сейчас, когда я пишу эти строки, я не могу в точности припомнить направление этих линий, но полагаю, что они были либо перпендикулярны, либо под небольшим углом к земной поверхности. Они являлись взору обычно по вечерам между 9 и 11 часами, а их повышенное свечение было, вероятно, обусловлено земными излучениями.

III. Высшее зрение расширяет сферу человеческих представлений

1. Все эти тончайшие сокровенные образы природы и ее энергий говорят не только о существовании в мирах все новых миров, но и о том, что та совокупность вещей и явлений, которую мы населяем, является не подлинной вселенной, но лишь призрачной внешней оболочкой бытия, тогда как истинный космос настолько насыщеннее, стремительнее и мощнее окружающей нас грубой материальности, что последняя в сравнении с первым подобна зыбкому туману в сравнении с твердым веществом. И все же есть люди, полагающие, что низшая вселенная — единственный удел человека, тогда как высшие сферы бытия следует сбросить со счетов как нечто совершенно бесполезное. Даже личинка на своем низком уровне бытия способна выбраться из заточения на яркий солнечный свет, но человек, стоящий на самой вершине природы, этот подлинный властелин всех ее царств, должен, если верить этим теоретикам, кануть в вечное забвение, не успев вникнуть в возможности всего, что его окружает.

2. После созерцания этих изумительно тонких оттенков огней, цветов и форм мои идеалы красоты и совершенства поднялись на значительную высоту, а представления о возможностях человека и природы существенно расширились. Гигантские трансформирующиеся сцены театров Нью-Йорка, Парижа и Лондона, повсюду в мире признанные великолепными, показались мне убогими и грубыми по сравнению с нежным и утонченным сиянием, не имеющим себе ничего равного ни в окружающем мире, ни в чувственных восприятиях, да и во многих произведениях искусства и архитектуры я замечал черты, которые могли быть доведены автором до большего совершенства, будь он знаком с этими высшими проявлениями природы.

IV. Способность многих людей видеть цвета высшего порядка

1. Тысячи людей способны видеть эти высшие градации цветов, причем некоторые гораздо легче и отчетливее, чем я сам.

Иные видят их с широко раскрытыми глазами при ярком свете дня, находясь среди людей или в суматохе повседневных забот. Мекая миссис Минни Мертон из Нью-Йорка сообщает, что с самого детства видит, как они эманируют из всех человеческих существ, и у нее вошло в привычку определять характер человека, глядя на эманации головы. В детстве она некоторое время полагала, что это видят все. Немного спустя один мой друг, известный юрист, поведал мне, что в течение многих лет видел переливы этих цветов во всем их великолепии, но поначалу для этого ему приходилось не только закрывать глаза, но и накладывать на них повязку. Одна дама из Чикаго, с которой я никогда прежде не был знаком, увидев меня, тотчас определила по излучениям моей головы, кто я по профессии, хоть я находился от нее в 15 футах. Известный судья рассказывал мне, что частенько может определить общий характер невысказанных мыслей говорящего по цветам его эманации.

Один известный врач заявил, что видит вокруг головы сверкающие излучения и бесчисленные энергетические вспышки и что ганглиозные центры часто испускают вспышки света, особенно в состоянии возбуждения. Я повидал большое число людей, способных видеть прекрасную игру цветов вокруг людей или предметов, но не знающих, что она означает. Говоря об этом, я не имею в виду всех, кто способен видеть игру цветов с закрытыми глазами, ибо иногда причиной этому могут быть расстройства нервной системы или желчных протоков, а иногда, если закрыв глаза, повернуться лицом к свету, красная кровь век придает обычному свету багровый оттенок. Временами, когда интенсивность такого красного цвета выше обычного, в нем может присутствовать и определенная доля одического света.

2. Сенситивы Рейхенбаха, как мы знаем, часто видели начало психической октавы цветов, а время от времени, возможно, видели и всю эту октаву. Они часто говорили о красоте увиденных языков пламени, используя примерно следующие выражения: «Столбы огня, вздымавшиеся над обоими полюсами, поразили ее своей величиной и красотой»; «Она отметила, что видение отличается чрезвычайной нежностью оттенков и великолепием», «необычайной красотой» и т.д. Мы знаем, что в некоторых случаях они видели две градации красного, о чем указывалось на стр. 393, 431, 436 и т.д. перевода Грегори. Они видели вокруг головы и других частей тела сияющие эманации, из которых одни были, по-видимому, одическими, а другие — психическими.

V. Высшие цвета раскрывают сущность высших законов энергии

1. Сам факт, что все предметы излучают свои особые потоки света и цвета, раскрывая тем самым свой внутренний потенциал, предоставил в мое распоряжение основные принципы всего эфирно-атомарного закона, с помощью которого раскрываются столь многие неразрешенные загадки энергии. Если читатель с первого же взгляда счел мои позиции основанными на голословных утверждениях о механизме действия всего разнообразия эфирных градаций, не имеющих достаточного фактического подтверждения, то теперь ему самое время понять, что подкрепить мои позиции можно было бы громадным количеством фактов, причем не только из моего собственного опыта, но и из опыта других людей. К тому же, не лучше ли самому читателю спросить, как бы мне удалось натолкнуться на основные принципы энергии, которые столь просто и естественно объясняют природу притяжения, отталкивания, сцепления, прилипания, электричества в различных его градациях, тепла в его разнообразных проявлениях, вместе с самим законом движения, необходимого для его возникновения, света в его различных градациях вместе с законом электрических и термальных цветов, хромохимии, хромотерапии и многих других явлений, если бы я не почерпнул всего этого в созерцании и ощущении удивительных эманаций и излучений, которые суть закон всего сущего? По этой причине мне кажется исключительно важным, чтобы этим высшим силам было дано наиболее полное, по возможности, объяснение с изложением не только фундаментальных принципов философии настоящего сочинения, но и всей философии энергии, как в окружающей природе, так и в деятельности разума, ибо, как мы видели, и физическая, и духовная вселенная строятся на принципах абсолютного единства.

VI. Высший свет придает прозрачность непрозрачным субстанциям

1. Однако такого рода прозрачность является лишь взору тех, кто способен войти в гармонический контакт с высшим светом и кого иногда называют ясновидящими или ясновидцами. В главе девятой, VII, мы узнали, что одический свет часто делает предметы прозрачными или хотя бы полупрозрачными в восприятии сенситивов, и вполне естественно ожидать, что еще более тонкий психический свет будет придавать предметам еще большую прозрачность.

2. Д-р Уильям А. Хэммонд и д-р Джеффри М. Бирд из Нью-Йорка со всей решительностью заявили, что ни один человек не способен видеть сквозь субстанции, которые мы называем непрозрачными, или читать с завязанными глазами. Чтобы придать этому заявлению хоть какую-то ценность, мы для начала должны предположить, что оба эти джентльмена всеведущи и способны постигнуть все возможности человека и вселенной, чтобы знать, о чем они говорят; и, во-вторых, мы сами должны признать себя глупцами, игнорируя десятки тысяч фактов, свидетельствующих о том, что помимо внешнего зрения человеку присущи способности к зрению внутреннему. Говоря здесь о десятках тысяч, думаю, что за полгода-год я смог бы собрать добрый миллион достоверных фактов, документально подтвержденных в Англии, Франции, Германии, Италии, России, Америке и других странах мира, и доказать тем самым, что если даже эти джентльмены честны, то в знании достоверных фактов их никак не обвинишь. Оба с необычайной легкостью объявляют глупцами и фиглярами тех, кто хоть немного верит в это явление, однако я всегда находил, что люди, наименее сведущие в чем-либо, решительнее всех осуждают тех, кто знает больше. Говоря все это, я вовсе не называю их бесчестными людьми. Просто разум их действует с таким материалистическим уклоном, что все связанные с тонкими силами явления кажутся им абсурдными, ибо они упорно стремятся разглядеть их сквозь собственные несовершенные очки. По словам доктора Лидса; «факты суть аргументы Господа», но доктор Бирд, отвергая факты, обращается к помощи индукции и вовсю расхваливает лопнувшую систему чистой дедукции. Согласно ей, чем больше мы знаем, тем хуже для нас, и «многое знание есть весьма опасная вещь», и безопасны одни лишь теории. «Единственный способ, — пишет доктор Бирд, — разрешения этого вопроса заключается в дедуктивных рассуждениях». Вот эта дедукция и привела его к следующему умозаключению: «Ни одно человеческое существо никогда не обладало и неспособно обладать никакими иными свойствами, кроме тех, какими наделен весь род человеческий». Разве неизвестно доктору Бирду, что человеческий разум постигает бесконечность и что большая часть человеческих способностей остается нераскрытой, развившись до уровня, лишь едва превышающего животный, тогда как способности, получившие развитие в самое последнее время, связаны именно с тонкими духовными силами? Статистика свидетельствует, что 17 процентов жителей Эдинбурга не различают цветов, а в России их еще больше.

Представим, что доктора Хэммонд и Бирд очутились на далеком острове, где у всех или почти всех жителей настолько недоразвито цветовосприятие, что все цвета им кажутся одинаковыми. Они показывают жителям красный предмет, говоря, что он красный, а взяв в руку листок, уверяют, что он зеленый. «Вранье! — кричит народ. — Они одинаковы по цвету». — «Но мы видим цвета, которых вы не видите», — восклицают наши визитеры. — «Вы заблуждаетесь! Вы мошенники! — кричат в ответ. — Никому не дано видеть больше, чем остальным!» Таким образом, им платят той же монетой, какой сами они обычно оделяли других, и они оказываются жертвами собственной предубежденности.

Этим и многим другим джентльменам, усвоившим их методы, я бы сказал: «Слепцам надлежит хранить смирение и не указывать тем из нас, кто наделен зрением, но учиться, сидя у наших ног». Мы же, в свою очередь, сев у их ног, станем учиться у них тому, в чем их познания выше наших. Таким всегда должен быть дух философов, для которых истина превыше всего, а едкие эпитеты, применяемые вопреки всякому здравому смыслу, должны подобно бумерангу обрушиться на головы ниспровергателей. Теперь же я приведу лишь несколько фактов из достоверных источников, связанных с высшим зрением, после чего попытаюсь объяснить, каким образом оно обретается.

2. Комиссия Французской королевской академии в составе г.г. Нудуа де ла Momma, Фукье, Гено де Мюсси, Герсана, Итара, Ж.Ж. Леру, Марка, Тилье и Юссона, 1831 г.: «Мы видели, как двое сомнамбул с закрытыми глазами различали помещенные перед ними предметы. Они, не прикасаясь, называли масть и достоинство игральных карт. Они читали слова, по которым проводили ладонью, или случайно открытые строки на страницах книг. Это явление имело место даже в том случае, когда просвет между веками тщательно прикрывался пальцами. У этих двоих сомнамбул мы отметили способность предвидеть более или менее сложные действия живых существ на большем или меньшем удалении».

3. Г. Уильям Б. Грегори, доктор медицины, член Королевского научного общества и профессор химии Эдинбургского университета: (с некоторыми сокращениями). «Ясновидение нередко начинается с того, что спящий видит руку оператора. Если веки спящего приподнять, то видно, что зрачки закатились вверх и назад, так что их обычно не видно вовсе, а если они и видны, то совершенно неподвижны, свидетельствуя о том, что видение вызвано каким-то внутренним зрением».

«Ясновидец, по-видимому, отправляется в то или иное место мысленно или, вернее, некоторое время «парит в воздухе», после чего внезапно восклицает «теперь я там» и начинает описывать далекие, никогда не виданные им города. Он часто путает географические направления, но правильно описывает людей, улицы, дома, цвета и прочее». «Некоторые ясновидцы указывают время суток в тех местах, где они побывали, узнавая его по тамошним часам и отмечая, таким образом, расхождения во времени на разных географических долготах».

«Он часто описывает чудеса внутреннего строения собственного тела. Будучи полным невеждой в анатомии, он видит во всем их великолепии и совершенстве свои мышцы, сосуды, кости, нервы, железы, головной мозг и прочие внутренние органы, а также описывает мельчайшие разветвления нервных окончаний и сосудов с точностью, затмевающей самого искусного анатома. Он прослеживает любой кровеносный сосуд или нерв во всех его сложнейших разветвлениях; все это представляется ему прозрачным, озаренным мягким светом и полным движения и жизни».

«Майор Бакли развил у 89 человек способность читать спрятанные в ореховых скорлупках или шкатулках записки, не погружая их в магнетический сон и никак не воздействуя на сознание. Большей частью эти люди принадлежали к высшему образованному классу общества. Самая длинная из прочитанных таким способом записка содержала 98 слов. Многие испытуемые читали одну записку за другой без единой ошибки. Так были прочитаны записки, упрятанные в 4860 ореховых скорлупках. Часть из них действительно была прочитана людьми в состоянии гипнотического сна, но большинство — людьми в полном сознании, многие из которых никогда не подвергались гипнотическому воздействию. В шкатулках было прочитано более 36000 слов; в одной записке было 371 слово. Общее число тех, кто способен читать такие записки, включая тех, кто делает это во сне, составляет 148 человек».

«Некая дама, одна из бодрствующих ясновидцев майора Бакли, без каких-либо гипнотических пассов прочла за один день 103 записки, упрятанные в ореховые скорлупки. В этом и во многих других случаях пробужденная способность читать записки в ореховых скорлупках, шкатулках и конвертах сохранялась примерно в течение месяца, после чего исчезала. Спустя три месяца та же дама ничего не могла прочесть без гипнотических пассов». «В этом состоянии испытуемый нередко приобретает новые виды ощущений, природа которых неизвестна, но с помощью которых он способен видеть вблизи или в отдалении предметы или людей, не прибегая к внешним органам зрения» и т.д. «Записки о животном магнетизме».

5. Из письма преподобного И. Б. Холла из г. Провиденс г-ну Т. К. Хартсхорну, переводчику «Животного магнетизма» Делюза, во втором – речь идет о некоей слепой женщине: «Она описывала отдаленные предметы, чье местоположение я в ряде случаев изменял, а о существовании других даже не подозревал, причем настолько достоверно и чудесно, что мне оставалось только изумляться. Иной раз она точно так же описывала мой дом и дома в других городах и штатах. Я убежден, что она видит с помощью какого-то другого органа зрения либо с помощью только таких световых лучей, которые проникают сквозь все вещества, если они вообще существуют в природе. Я видел запечатанный конверт с письмом, обернутым в свинцовую фольгу. Это письмо она у меня на глазах поднесла на какое-то мгновение к голове, после чего вернула сто написавшему и сама написала прочитанное. Письмо было вскрыто в моем присутствии, и оба текста совпали до последнего слова лишь с двумя небольшими расхождениями в орфографии». Текст письма гласил: «И в наши дни, как в былые времена, слепые прозревают». (Приложение к Делюзу).

6. Доктор Альфонс Тест из Парижа приводит текст несколько записок, прочитанных мадам Ортанс, после того как они были заперты в опечатанной шкатулке. Первым был отрывок из Ламартина, гласивший: «Le reel est etroit; le possible est immense». Мадам прочла «le possible est immense», пропустив остальное. Затем Амеде Латур, написав несколько слов, поместил записку в шкатулку и опечатал ее своей печатью. Шкатулка была ему возвращена с нетронутыми печатями и запиской, гласившей: «L'eau est composee d'hydrogene et d'oxygene». «Что ж, либо вы сущий дьявол, — воскликнул он, — либо есть на свете магнетизм».

7. Великий немецкий метафизик Кант сообщает следующий доподлинный факт о Сведенборге, замечая попутно, что «этим вне всякого сомнения подтверждается необычайный дар Сведенборга». Как-то субботним вечером, находясь в Гетеборге, он увидел, что в его родном Стокгольме, находящемся в 300 милях, разбушевался огромный пожар. В воскресенье утром он официально сообщил об этом губернатору, и только прибывший во вторник королевский курьер полностью подтвердил эту новость. Можно привести и другие примеры его поразительных способностей.

8. Алексис, пользующийся широкой известностью в Европе и столь часто изумлявший ученых своими визионерскими способностями и ментальным восприятием окружающего, завязывал глаза толстыми слоями ваты, после чего садился за карты с опытными игроками и всегда выигрывал. Обладая способностью видеть карты противника, он всегда имеет преимущество.

9. В 1856 году в Нью-Йорке мисс Джей в присутствии достопочтенного Джошуа Р. Гиддингса и Стивена Дадли, эсквайра, воскликнула: «Я вижу широко раскинувшееся предо мною море света, неугасимого света. Этот свет не от солнца, луны или звезд. О, если бы ямогла его описать! Ядолжна назвать его Божественным светом. Он никогда не потускнеет. Я вижу беспредельный простор света. Солнце меркнет по сравнению с ним. Его источник выглядит как свет, порождающий свет».

10. Миссис Меттлер из Хартфорда в течение первых пятнадцати лет своей практики осмотрела с помощью ясновидения около 40000 человек, причем многие случаи отмечены триумфальными успехами ее высшего зрения. Доктор Т. Ли Смит из Гамильтона, что на Бермудских островах, приводит изложение беседы с нею, в которой, по его словам, она в точности описала его дом на острове и указала на растущую там в изобилии траву, объявив, что эта трава излечивает желтую лихорадку. В своем письме из Гамильтона от 29 октября 1856 года доктор Смит пишет: «Последние три месяца на Бермудах свирепствует жестокая лихорадка, которой не видно конца. Особенно пострадали от нее войска. Однако с радостью могу сказать, что из 200 пациентов, которых лечили по предписаниям миссис Меттлер, умерло всего четверо!» В другой раз он сообщает о том, как она прочла надпись на одном из надгробий кладбища в Гамильтоне. Следовательно, она сумела с помощью этого высшего света бросить взгляд примерно за тысячу миль и открыть истинные, не распознанные местными медиками свойства растения, которое считалось бесполезным сорняком.

В другом случае, который был описан доктором С. Б. Бриттеном в книге «Человек и его взаимосвязи», миссис Меттлер, осмотрев огнестрельное ранение некоего Чарльза Баркера в Джексоне, штат Мичиган, от которого тот страдал вот уже несколько месяцев, обнаружила в ране кусочек меди, который,но ее словам, не позволит ране зажить, пока не будет удален. Но юный Баркер уверенно заявил, что в момент получения раны у него в кармане не было никакой меди; и поскольку лекарь также ничего не нашел, было решено, что ясновидица просто ошиблась. Однако некоторое время спустя инородное тело, о котором шла речь, обнаружилось, и мать Баркера с помощью рукодельных ножниц извлекла из раны медный пенни! В этом случае наука оказалась безмозглым, незрячим поводырем и безусловно должна признать свое поражение. Мичиганские врачи, широко раскрыв глаза, не разглядели монеты, бывшей у них перед носом; а ясновидица обнаружила ее на расстоянии в 1000 миль с закрытыми глазами!» (стр. 400).

11. Доктор Уильям Б. Карпентер из Англии недавно написал разгромный труд о ясновидении, месмеризме и т.д., на который дал блестящий ответ профессор Альфред Р. Уоллес в лондонском журнале «Квортерли джорнел оф сайенс», приводя множество поразительных фактов, подтверждающих реальность ясновидения.

Я лишь приведу из него следующие строки: «Я обращаюсь к свидетельству Робера Удэна, величайшего из современных фокусников, на чьи трюки ссылается доктор Карпентер, когда это ему на руку (стр. 76,111). Он был непревзойденным мастером карточных фокусов и знал все их возможности. Маркиз де Мирвиль как-то попросил его посетить Алексиса, что он и сделал дважды. Взяв собственную новую колоду карт, он сам их сдал, но Алексис назвал их, едва они легли на стол, а козырную карту даже до того, как она была выложена. Все это повторялось несколько раз, и Удэн объявил, что ни случай, ни ловкость не могут дать такого удивительного результата. Затем, достав из кармана книгу, он попросил Алексиса прочесть что-нибудь на восьмой странице от того места, где она была раскрыта, на заранее определенной строке. Алексис наметил место булавкой и прочел четыре слова, обнаруженные затем в месте прокола на девятой странице. После этого он рассказал Удэну множество подробностей касательно его сына, причем Удэн несколько раз безуспешно пытался сбить его с толку. Когда же все было закончено, Удэн объявил увиденное «ошеломляющим» и на другой день подписал декларацию о том, что отчет о происходившем совершенно точен, добавив «чем больше я над этим задумываюсь, тем более невозможным полагаю отнести эти явления к трюкам, составляющим предмет моего ремесла». Оба письма Робера Удэна были в то время (в мае 1847 года) опубликованы в Le Siecle и с тех пор цитировались во многих сочинениях».

12. Перечисленные выше примеры — это лишь капля в море того, что можно было бы привести касательно прекрасного закона видения, но и этого вполне достаточно, чтобы опровергнуть скороспелые выводы докторов Хэммонда и Бирда. Нечего удивляться тому, что доктор Бирд счел за благо не ссылаться на факты в вопросе, и без того перегруженном их поразительным изобилием. Я и сам временами способен не только видеть предметы, но и видеть сквозь них другие предметы, обычно недоступные внешнему зрению, и мне известно большое число людей с такими, же способностями. Одна дама из Чикаго, в семье которой я жил некоторое время, в любой момент могла внезапно умолкнуть и спустя одну-две минуты заглянуть в любой дом в городе и даже в других штатах и сказать, дома хозяева или нет. При мне она ни разу не ошибалась, а джентльмен, испытывавший ее способности в течение одного-двух лет, сказал, что также не помнит ни одной ее ошибки.

13. Одна весьма известная женщина-врач из Нью-Йорка получала от страховой компании годовое жалованье в размере 3000 долларов, поскольку обладала удивительной проницательностью, превосходящей обычные физические чувства, и тем самым сберегала своей компании десятки тысяч долларов. В доказательство я лишь упомяну один случай. Некий чрезвычайно здоровый с виду джентльмен прошел обследование у врачей этой компании и был признан «здоровым, как бык». Он пожелал застраховаться на 10000 долларов. Однако, прежде чем заключать договор, они передали этой даме клочок бумаги с образцом его почерка. Мгновенно войдя в гармонический контакт с пациентом посредством излучаемых бумагой эманации, она объявила, что спустя восемь недель он умрет, и предостерегла компанию от заключения договора. Они вопросили его отложить решение вопроса на два месяца, с чем он охотно согласился. Спустя семь недель и два дня чрезвычайно взволнованный президент компании явился в дом к этой даме и сообщил, что сегодня утром этот джентльмен скоропостижно скончался от болезни сердца на пороге собственного дома! В другом случае один южанин обратился в компанию за страховым полисом на сумму в 10000 долларов. Изучив его собственноручную подпись, эта дама усмотрела в ней определенное меланхолическое и болезненное состояние пациента, которое, по ее словам, доведет его до самоубийства, и отсоветовала им заключать договор. Однако они решили рискнуть и в результате потеряли деньги, поскольку он в том же году покончил с собой в штате Виргиния.

VII. Объяснение природы высшего зрения

1. Философия обычного сна заключается в оттоке обычных витальных флюидов из головного мозга, или сферы умственной деятельности, к мозжечку, или центру физических сил. Витальные флюиды, являющиеся, безусловно, разновидностью одической энергия, стимулируют внешнюю часть или серое вещество мозга, привлекая к нему кровь, и таким образом порождают обычный уровень умственной деятельности. Физиологам отлично известно, что для нормальных процессов сознания и мышления необходима свободная циркуляция чистой, не сгустившейся крови в лобной доле головного мозга. Однако что именно обеспечивает свободную циркуляцию крови, или что выступает здесь в роли активизирующего фактора, они сказать не могут, зная лишь, что кровь должна быть насыщена кислородом, иметь в составе достаточно фосфора и т.д.

Ясновидец, однако, способен видеть не только огненные потоки этого незримого света, воспламеняющего кровь и мозговые ткани, но и то, что, когда химический состав крови в норме, то есть в ней достаточно кислорода, холестерина и т.д., эти животворные потоки нервауры, иногда называемой животным магнетизмом, более стремительны, а умственная деятельность становится яснее и отчетливее.

Доктор медицины Уильям Б. Карпентер, член Королевского научного общества, утверждает, что «хотя масса головного мозга обычно не превышает одной сороковой части общей массы тела, он по некоторым оценкам получает от 1/6 до 1/5 части всего кровотока в организме». «Принципы ментальной физиологии». Он также утверждает, что из четырех крупных артерий, по которым кровь поступает в черепную коробку, можно перевязать три, не отключив при этом сознание, но если перевязать четвертую, то немедленно наступает беспамятство. Человек может погибнуть от удушья, вызванного дурной кровью, в которой больше углерода, чем кислорода, поскольку химическое воздействие витальных сил замедляется и происходит сгущение крови.

Люди с большой силой воли часто способны разжечь в себе эту одическую энергию с помощью тонкого одического фактора и таким образом настолько оживить кровообращение, что им удается избегать многих болезней, даже если кровь более или менее теряет свою чистоту. Если же некая часть животворного эфира отвлекается к затылочной части мозга и спине, она уносит с собой и часть крови, и, следовательно, снижается активность лобной доли мозга, наступает покой, и человек ощущает сонливость. Если вниз отвлекается еще большая часть эфира, наступает легкий сон и с постепенным дальнейшим оттоком эфира церебральные силы слабеют настолько, что мы говорим о крепком здоровом сне без сновидений.

В 1860 году доктор Дарэм доказал, что во время сна в мозгу циркулирует гораздо меньше крови, чем в часы бодрствования. На черепных срезах животных сосуды мозговой оболочки, наполненные кровью во время бодрствования, сужались и бледнели во время сна. Контраст был весьма разительным. Не следует все же полагать, что сама кровь является непосредственным фактором умственной деятельности, однако ее свободная циркуляция в мозгу порождает химическое сродство и представляет собой отличный проводник для тонких сил.

Пока мозг пребывает в покое, весь остальной организм проявляет удвоенную активность, развивая все новые клетки и ткани, восполняющие то, что сгорает в часы бодрствования. Итак, обычный сон может вызываться любой силой, создающей отток витальной ауры, а с нею и крови от лобной и верхней долей головного мозга, как, например, пассы от головы вниз, приложение ладони к спине, голове или затылку, согревание позвоночника, ног и т.д. Но если обычный сон притупляет и отключает умственные способности, приводя человека к почти полному провалу памяти, то каким же образом, так называемый месмерический или просветленный магнетический сон раскрывает столь новые и удивительные способности интеллекта, что позволяет спящему с удвоенной энергией вникать в события прошлого, настоящего и будущего и наделяет его зрением, проникающим, сквозь все вещества и раскрывающим, самое душу вещей? Я не вижу четкого ответа на этот вопрос, и до получения этого ответа в психологии всегда будет оставаться белое пятно.

2. Сновидение, или просветленный магнетический полусон, временами называемый искусственным сомнамбулизмом, заключается не только в оттоке крови и витальных эфиров, которые обычно возбуждают активность органов головного мозга, но и в задействовании более глубинных, высших, стремительных и могущественных психических эфиров, являющихся непосредственными подручными самого духа. Иначе говоря, отсекая грубые силы, мы с большей легкостью можем войти в гармонический контакт с тонкими, подобно тому, как в затемненной комнате сенситивы лучше видят одический свет. Внешняя оболочка и серое мозговое вещество суть непосредственные вместилища обычных физических ощущений и умственной деятельности, тогда как более глубинные силы, ускоренные химическим сродством между внутренней поверхностью красно-серого вещества и внешней поверхностью внутреннего бело-голубого мозгового вещества, будучи призваны ближе к поверхности, порождают более высокий уровень умственной деятельности, чем обычно преобладающие грубые и замедленные силы. Когда же они призываются еще дальше наружу и приводятся в еще большее движение, пока весь мозг не заполняется этим Божественным светом, сливающимся воедино с аналогичной градацией света во внешнем мире, тогда возникает высшее зрение и наступает чудесное просветление разума. Я проиллюстрирую это на примере обычного зрения. Схема происходящего такова: лучи света, попадая на сетчатку, оставляют на ней отпечаток того или иного образа, а этот образ переносится к внешним чувствительным центрам соответствующей разновидностью витального электричества, в результате чего мы получаем эффект зрения. По тому же принципу действует и телефон Белла, благодаря которому человеческий голос передается на многие сотни миль. На одном конце провода звуковые колебания воздействуют на искусственную мембрану, преобразуясь в электрические сигналы, которые передаются на другую мембрану и достигают человеческого слуха на другом конце провода в виде тех же звуковых колебаний. Если говорить о человеческом зрении, то первой мембраной является сетчатка, проводником выступает зрительный нерв, второй мембраной являются внешние нервные окончания серого мозгового вещества при содействии очищающих процессов, а в роли внимающего уха выступает сам человеческий дух, осознающий все, что вокруг него происходит. В определенных гипнотических состояниях глаза бывают широко раскрыты, однако обычный свет неспособен вызывать такие ощущения, поскольку отвечающее им внутреннее витальное электричество в этот момент пребывает в других частях тела. Зато тонкие психические эфиры, получив полную свободу действий, воспринимают высший свет, эманирующий либо пронизывающий все субстанции, и передающий его сигналы во внутренний чувствительный центр, ключевая точка которого, в соответствии с самим магнетическим зрением, находится, по-видимому, на границе между серым и белым мозговым веществом, и мозг получает переданные таким способом образы высшего порядка, совершенствуя высшее зрение. С помощью обычного света мы видим сквозь все прозрачные тела, так как свет пронизывает их насквозь, но с помощью психического света взор человека может про

Наши рекомендации