Продукты-источники витамина с
Группа продуктов | |
I . Содержание витамина С выше 100 мг% | Шиповник (сухие плоды) (1500), черная смородина (250), перец красный сладкий (250), облепиха (120), капуста брюссельская (120), укроп (150), петрушка (150), хрен (200). |
II. Содержание витамина С от 50 до 100 мг% | Капуста красная (60), цветная (70), клубника (70), грейпфрут (60), щавель (55). |
III. Содержание витамина С до 50 мг% | Витаминоносители средней активности (до 50 мг%): капуста белокачанная (30), цитрусовые (40-50), яблоки (16), зеленый горошек (25), томаты (22), крыжовник (45),малина (37), картофель (20-30); Витаминоносители слабой активности (до 10 мг%): морковь (5), огурцы (9), свекла (10), арбуз (7), гранаты (5). |
Содержание витамина А и каротина в некоторых продуктах питания приведено в таблице 3.
Таблица 3
Содержание витамина А и каротина в продуктах питания
Содержание витамина А, мг% | Содержание каротина, мг% | ||
Жир печени трески | 19,0 | Перец красный | 10,0 |
Печень говяжья | 14,0 | Морковь красная | 8,0 |
Печень свиная | 6,0 | Лук зеленый | 4,8 |
Печень трески | 3,3 | Шиповник | 8,0 |
Яйца | 0,6 | Абрикосы сушеные | 5,0 |
Масло сливочное | 0,3 | Абрикосы свежие | 1,72 |
Сливки, сметана | 0,3 | Томаты красные | 1,7 |
Молоко | 0,05 | Смородина черная | 0,7 |
10. Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Оценить суточный продуктовый набор по содержанию в нем аскорбиновой кислоты и витамина А (см. результаты предыдущих практических занятий по теме: «Гигиеническая оценка адекватности фактического питания», данные внести в протокол (приложение 8).
2. Провести соматоскопическое обследование на определение микросимптоматики витаминной недостаточности (приложения 4,5).
3. Определить резистентность капилляров (методика проведения изложена в приложении 6).
4. Определить мг/ часовое выделение аскорбиновой кислоты с мочой. Оценить статус питания по степени обеспеченности организма витамином С (приложение 7).
5. Определить содержание аскорбиновой кислоты в настое шиповника. Рассчитать для себя необходимое количество данного настоя шиповника для восполнения суточной потребности в витамине С (при отсутствии других источников аскорбиновой кислоты).
11. Самоконтроль усвоения темы:
Самостоятельное решение ситуационных задач (приложение 9). Основываясь на полученных знаниях поставить и обосновать диагноз заболевания, связанного с витаминной недостаточностью; рассчитать потребность и оценить достаточность содержания витаминов А и С в рационах питания; дать рекомендации по оптимизации фактического питания.
12. Литература:
Основная литература:
1. Минх А.А. Общая гигиена: учебник для студентов стоматологических факультетов. - М.: Медицина, 1984. – с.386-388,с.380-383, с.429-434.
2. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. - М.: Медицина, 1971. – С.408-411, С.483, С.489-49, С.506-509.
3. Лекции по теме.
Дополнительная:
1. Методические рекомендации по оценке состояния питания детей и подростков в учебно- воспитательных учреждениях / МЗ РБ; Сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И. И. Кедрова. - Мн., 1997. - 43 с.
2. Методические рекомендации по мониторингу фактического питания детей школьного возраста / МЗ РБ; Сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И. И. Кедрова. - Мн., 2000. – 30 с.
Приложение 1
Потери пищевых веществ при основных типах тепловой кулинарной обработки, % (Химический состав пищевых продуктов. Справочник/Под ред.И.М.Скурихина, М.Н.Волгарева. –М.:Агропромиздат, 1987.)
Продукты | Витамины | |||||
A | В-каротин | B1 | B2 | PP | C | |
Варка | ||||||
Растительные | ||||||
без слива | - | |||||
со сливом | - | |||||
Мясные | - | |||||
Рыбные | - | |||||
Жарка | ||||||
Растительные | - | |||||
Мясные | ||||||
Рыбные | - | |||||
Котлеты | ||||||
из мяса | - | |||||
Тушение | ||||||
Мясные | ||||||
Припускание | ||||||
Растительные | - | |||||
Рыбные | - | |||||
Пассерование | ||||||
Растительные | - |
Приложение 2
Обобщенные величины потерь пищевых веществ
при тепловой кулинарной обработке продуктов, %
Витамины | ||||||
Продукты | A | В-каротин | B1 | B2 | PP | C |
Растительные | - | |||||
Животные | - | |||||
В среднем |
Приложение 3
Нормы физиологических потребностей детей и подростков в витаминах
(Утв. МЗ СССР, №5786-91)
Показатели | 6 лет | 7-10 лет | 11-13 лет | 11-13 лет | 14-17 лет | 14-17 лет |
мальчики | девочки | юноши | девушки | |||
Витамины | ||||||
А, мкг ретинол.экв. | ||||||
Е, мг токофер.экв. | ||||||
D, мкг | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 |
В1, мг | 1,0 | 1,2 | 1,4 | 1,3 | 1,5 | 1,3 |
В2, мг | 1,2 | 1,4 | 1,7 | 1,5 | 1,8 | 1,5 |
В6, мг | 1,3 | 1,6 | 1,8 | 1,6 | 2,0 | 1,6 |
Ниацин,мг ниац.экв. | ||||||
Фолацин, мкг | ||||||
В12, мкг | 1,5 | 2,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 | 3,0 |
С, мг |
Приложение 4