Гигиеническая оценка обеспеченности
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены
Н.Л. Бацукова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНСК 2002
УДК 613.262 (075.8)
ББК 51. 23 я73
Б 31
А в т о р : ассистент кафедры общей гигиены БГМУ Бацукова Н. Л.
Р е ц е н з е н ты : зав. кафедрой общей гигиены, д-р мед. наук, профессор
Лавинский Х. Х.
нач. кафедры военной гигиены и эпидемиологии
ВМедФ БГМУ, канд. мед. наук, доцент
Дорошевич В.И.
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве методических рекомендаций 27.11.02 г., протокол №3
Бацукова Н.Л.
Б 31 Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С:Метод. рекомендации к практическим занятиям по общей гигиене (для студентов медико-профилактического факультета). – Мн.: БГМУ, 2002. –
20 с.
В методических рекомендациях изложены современные методы гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой. Рекомендации помогут студентам систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С, а также освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов III курса медико-профилактического факультета.
© Белорусский государственный
медицинский университет, 2002
1. ТЕМА:ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С.
2. Общее время занятий -3 учебных часа
3. Мотивационная характеристика темы:
Функционирование систем эндогенной защиты гомеостаза и течение всех физиологических процессов зависит от адекватности и сбалансированности фактического питания, полноценного обеспечения организма эссенциальными питательными веществами, в том числе и витаминами. Недостаточное поступление с пищей витаминов, прежде всего А и С, способствует изменению оптимальных условий ассимиляции пищевых веществ, нарушению механизмов ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании статуса питания. Поэтому, своевременная гигиеническая оценка обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой позволяет диагностировать состояние гиповитаминоза и предотвратить угрозу развития авитаминоза.
4. Цель занятия:
Систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С. Ознакомить студентов с основными методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.
5. Задачи занятия:
· Овладеть методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.
· Освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.
6. Требования к исходному уровню знаний:
Для полного освоения темы необходимо повторить из:
- биохимии: что такое витамины; участие основных водо- и жирорастворимых витаминов в биохимических реакциях организма;
- физиологии : физиологическая роль витаминов.
7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1) Определение и классификация витаминов.
2) Провитамины. Антивитамины.
3) Экзогенные и эндогенные причины гипо- и авитаминозов.
4) Суточная потребность в основных водо- и жирорастворимых витаминах.
5) Биохимические и физиологические методы контроля обеспеченности организма витаминами.
8. Контрольные вопросы по теме занятия:
1) Причины развития витаминной недостаточности.
2) Биологическая роль аскорбиновой кислоты.
3) Проявления недостаточности витамина С.
4) Биологическая роль витамина А.
5) Признаки А-гиповитаминоза.
6) Нормы физиологической потребности в основных витаминах.
7) Продукты – источники аскорбиновой кислоты, каротина и ретинола.
8) Гипервитаминозы: причины и профилактика.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пища является источником энергии для многочисленных процессов жизнедеятельности и служит поставщиком пластических материалов, а также незаменимых питательных веществ для построения структурных элементов, осуществления механизмов ферментативного катализа и регуляции обмена веществ. Одними из незаменимых питательных веществ являются витамины - низкомолекулярные органические соединения, необходимые для поддержания гомеостаза, нормального осуществления обмена веществ, биохимического обеспечения всех жизненных функций организма.
В отличие от других эссенциальных питательных веществ (незаменимые аминокислоты, ПНЖК и др.), витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и включаются в обмен веществ преимущественно как участники биокатализа (каталитическая функциявитаминов) и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов (регуляторная функция).
Контроль за достаточным поступлением с пищей витаминов и удовлетворением физиологических потребностей в них является одной из важнейших задач специалистов в области нутрициологии.
Существуют две основные группы методов оценки витаминной обеспеченности организма:
1. Изучение содержания витаминов в рационах питания обследуемых контингентов населения и фактического потребления витаминов с пищей.
2. Изучение и оценка витаминного статуса организма человека по уровню адекватности функционирования физиологических и биохимических систем, эссенциальными компонентами которых служат данные витамины.
Первая группа методов ставит своей задачей получение данных о количестве витаминов, поступающих в организм человека с пищей, без учета индивидуальных особенностей физиологических и метаболических процессов.
Вторая группа методов позволяет судить о степени насыщения организма витаминами.
Основные подходы к оценке витаминной обеспеченности человека представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методы изучения витаминной обеспеченности организма.
Изучение витаминной ценности рационов и фактического потребления витаминов с пищей | Изучение витаминного статуса организма. |
1. Методы изучения фактического питания: · анкетно-опросный; · расчетный; · весовой. 2. Химико-аналитические методы определения содержания витаминов в рационах. | 1. Соматометрические методы; 2. Физиометрические методы; 3. Общеклиническое и соматоскопическое обследование с выявлением микросимптомов витаминной недостаточности (гипо - и авитаминозов) 4. Физиолого-биохимические тесты (прямые и функциональные); 5. Гематологические методы; 6. Иммунологические методы; 7. Изучение заболеваемости (морбидности). |
Наиболее значимыми для организма человека являются витамин С (аскорбиновая кислота) и витамин А. Поэтому гигиеническая оценка обеспеченности организма данными витаминами является актуальной задачей нутрициологии.
Таблица 2
Содержание витамина А и каротина в продуктах питания
Содержание витамина А, мг% | Содержание каротина, мг% | ||
Жир печени трески | 19,0 | Перец красный | 10,0 |
Печень говяжья | 14,0 | Морковь красная | 8,0 |
Печень свиная | 6,0 | Лук зеленый | 4,8 |
Печень трески | 3,3 | Шиповник | 8,0 |
Яйца | 0,6 | Абрикосы сушеные | 5,0 |
Масло сливочное | 0,3 | Абрикосы свежие | 1,72 |
Сливки, сметана | 0,3 | Томаты красные | 1,7 |
Молоко | 0,05 | Смородина черная | 0,7 |
10. Задание для самостоятельной работы студентов:
1. Оценить суточный продуктовый набор по содержанию в нем аскорбиновой кислоты и витамина А (см. результаты предыдущих практических занятий по теме: «Гигиеническая оценка адекватности фактического питания», данные внести в протокол (приложение 8).
2. Провести соматоскопическое обследование на определение микросимптоматики витаминной недостаточности (приложения 4,5).
3. Определить резистентность капилляров (методика проведения изложена в приложении 6).
4. Определить мг/ часовое выделение аскорбиновой кислоты с мочой. Оценить статус питания по степени обеспеченности организма витамином С (приложение 7).
5. Определить содержание аскорбиновой кислоты в настое шиповника. Рассчитать для себя необходимое количество данного настоя шиповника для восполнения суточной потребности в витамине С (при отсутствии других источников аскорбиновой кислоты).
11. Самоконтроль усвоения темы:
Самостоятельное решение ситуационных задач (приложение 9). Основываясь на полученных знаниях поставить и обосновать диагноз заболевания, связанного с витаминной недостаточностью; рассчитать потребность и оценить достаточность содержания витаминов А и С в рационах питания; дать рекомендации по оптимизации фактического питания.
12. Литература:
Основная литература:
1. Минх А.А. Общая гигиена: учебник для студентов стоматологических факультетов. - М.: Медицина, 1984. – с.386-388,с.380-383, с.429-434.
2. Минх А.А. Методы гигиенических исследований. - М.: Медицина, 1971. – С.408-411, С.483, С.489-49, С.506-509.
3. Лекции по теме.
Дополнительная:
1. Методические рекомендации по оценке состояния питания детей и подростков в учебно- воспитательных учреждениях / МЗ РБ; Сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И. И. Кедрова. - Мн., 1997. - 43 с.
2. Методические рекомендации по мониторингу фактического питания детей школьного возраста / МЗ РБ; Сост. Х.Х. Лавинский, Н.Л. Бацукова, И. И. Кедрова. - Мн., 2000. – 30 с.
Приложение 1
Потери пищевых веществ при основных типах тепловой кулинарной обработки, % (Химический состав пищевых продуктов. Справочник/Под ред.И.М.Скурихина, М.Н.Волгарева. –М.:Агропромиздат, 1987.)
Продукты | Витамины | |||||
A | В-каротин | B1 | B2 | PP | C | |
Варка | ||||||
Растительные | ||||||
без слива | - | |||||
со сливом | - | |||||
Мясные | - | |||||
Рыбные | - | |||||
Жарка | ||||||
Растительные | - | |||||
Мясные | ||||||
Рыбные | - | |||||
Котлеты | ||||||
из мяса | - | |||||
Тушение | ||||||
Мясные | ||||||
Припускание | ||||||
Растительные | - | |||||
Рыбные | - | |||||
Пассерование | ||||||
Растительные | - |
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Исследование резистентности
Капилляров кожи (РКК)
РКК зависит от обеспеченности организма аскорбиновой кислотой и рутином, которые участвуют в регуляции коллоидного состояния межклеточных субстанций.
Этот показатель оценивают по появлению мелких кровоизлияний на ограниченном участке кожи в месте механического воздействия (создание избыточного или отрицательного давления).
Обнажив предплечье, на верхнюю треть плеча накладывают манжету тонометра. В манжете создаем давление в 200 мм. ртутного столба в течение 3 мин. РКК оценивается на участке дозированной нагрузки на капилляры кожи (под манжетой). Кровоизлияния подсчитывают с помощью лупы. Если этому мешает гиперемия, то целесообразно участок исследования слегка сдавить предметным стеклом: на анемированной коже геморрагии выступают отчетливее. РКК оценивается по пятибальной шкале:
I с т е п е н ь - до 5 мелких петехий;
II с т е п е н ь - от 6 до 15,
III с т е п е н ь - до 30,
IV с т е п е н ь - более 30 кровоизлияний;
V с т е п е н ь - число кровоизлияний не поддается подсчету, сливная реакция.
При достаточной С- и Р-витаминной обеспеченности у практически здоровых людей обычно регистрируется п е р в а я и в т о р а я с т е п е н ь резистентности капилляров кожи.
Приложение 7
Организма витамином С
Статус питания | Обычный | Оптимальный | Избыточный | Недостаточный | ||
Неполноц | Преморб. | Морбид | ||||
Экскреция вит. С | 0,5-0,6 | 0,8-1,2 | > 1,2 | 0,3-0,5 | 0,3-0,2 | <0,2 |
Приложение 8
Продолжение приложения 8
16. Сухость конъюнктивы, роговицы | - | - | |||
17. Слущивание эпител. в углах глаз (ангулярный пальпебрит) | - | - | |||
18. Васкуляризация роговицы («красный глаз») | - | - | |||
19. Ангулярный стоматит | - | - | |||
20. Болезненные вертикальные трещины губ | - | - | |||
21. Хейлоз | - | - | |||
22. Атрофия десен, обнажение корней зубов | - | - | |||
23. Отечность языка, отпечатки зубов на нем, гипертрофия сосочков («географический язык») | - | - | |||
24. Слущивание эпит. сосочков языка, красный кончик языка | - | - | |||
25. «Лакированный» язык: | - | - | |||
- алый | - | - | |||
- фуксиновый | - | - | |||
26. Ногти: - «ложкообразная» вдавленность | - | - | |||
- исчерченность, слоение | - | - | |||
3. | Резистентность капилляров кожи | ||||
4. | Мг/часовое выделение витамина С с мочой |
Приложение 9
Типовые задачи
Задача № 1
При гигиеническом анализе фактического питания студента (20 лет, масса 65 кг) выявлено, что содержание в рационе витамина С (с учетом потерь при кулинарной обработке) составило 25 мг/сут, а витамина А (в ретиноловом эквиваленте)- 580 мкг. При опросе студент жаловался на общую слабость, быструю утомляемость, частую респираторную заболеваемость, кровоточивость десен. При обследовании у студента выявлено ороговение кожи на локтевых сгибах, сужение поля зрения, нарушение темновой адаптации. Экскреция витамина С с мочой составила 0,1 мг/час.
· Оценить обеспеченность организма витаминами С и А. Обосновать заключение.
· Рассчитать суточную потребность данного студента в аскорбиновой кислоте.
· Дать рекомендации по устранению данных проявлений гиповитаминозов.
Задача №2
В суточном рационе преподавателя (50 лет, масса 65 кг) содержится 180 г свежей капусты. При отсутствии других источников витамина С, содержание его в капусте составляло 50 мг/%. При кулинарной обработке теряется, в среднем 60 %. Выделение витамина С с мочой составило 0,3 мг/час. Отмечается снижение резистентности капилляров кожи.
· Оценить обеспеченность организма преподавателя витамином С.
· Рассчитать суточную потребность преподавателя в аскорбиновой кислоте.
Задача №3
Рабочая кондитерской фабрики (28 л, масса 55 кг) обратилась к врачу с жалобами на чувство слабости и боли в ногах, быструю утомляемость ног при ходьбе. В беседе с больной были установлены существенные недостатки в ее питании: ежедневно употребление кондитерских изделий, регулярное использование в питании пшеничного хлеба из муки высшего сорта, манной каши и каши из полированного риса. При пальпации выявлена болезненность икроножных мышц. Мг/часовое выделение витамина С с мочой составило 0,2 мг/час. Выявлена повышенная ломкость капилляров кожи.
• При недостаточном содержании какого витамина в питании может наблюдаться приведенная выше симптоматика?
• Рассчитать суточную потребность рабочей в аскорбиновой кислоте.
• Какую коррекцию в питании больной следует внести?
Задача №4
Служащая банка (35 лет, масса 70 кг) обратилась к врачу с жалобами на учащение у нее респираторных заболеваний и резкое ухудшение способности видеть предметы в сумерках. При сборе анамнеза выяснилось, что больная строгая вегетарианка. При обследовании выявлен фолликулярный гиперкератоз и нарушение нормального цветоощущения.
· Картина гиповитаминозного состояния по какому витамину приведена выше. Обосновать заключение.
· Какие дополнительные исследования можно назначить больной для подтверждения диагноза?
· Дать рекомендации по устранению проявлений гиповитаминоза.
Учебное издание
БацуковаНаталья Леонидовна
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА
МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общей гигиены
Н.Л. Бацукова
ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ
ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
МИНСК 2002
УДК 613.262 (075.8)
ББК 51. 23 я73
Б 31
А в т о р : ассистент кафедры общей гигиены БГМУ Бацукова Н. Л.
Р е ц е н з е н ты : зав. кафедрой общей гигиены, д-р мед. наук, профессор
Лавинский Х. Х.
нач. кафедры военной гигиены и эпидемиологии
ВМедФ БГМУ, канд. мед. наук, доцент
Дорошевич В.И.
Утверждено Научно-методическим советом университета
в качестве методических рекомендаций 27.11.02 г., протокол №3
Бацукова Н.Л.
Б 31 Гигиеническая оценка обеспеченности организма витаминами А и С:Метод. рекомендации к практическим занятиям по общей гигиене (для студентов медико-профилактического факультета). – Мн.: БГМУ, 2002. –
20 с.
В методических рекомендациях изложены современные методы гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой. Рекомендации помогут студентам систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С, а также освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.
Методические рекомендации предназначены для самостоятельной работы студентов III курса медико-профилактического факультета.
© Белорусский государственный
медицинский университет, 2002
1. ТЕМА:ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ОБЕСПЕЧЕННОСТИ ОРГАНИЗМА ВИТАМИНАМИ А и С.
2. Общее время занятий -3 учебных часа
3. Мотивационная характеристика темы:
Функционирование систем эндогенной защиты гомеостаза и течение всех физиологических процессов зависит от адекватности и сбалансированности фактического питания, полноценного обеспечения организма эссенциальными питательными веществами, в том числе и витаминами. Недостаточное поступление с пищей витаминов, прежде всего А и С, способствует изменению оптимальных условий ассимиляции пищевых веществ, нарушению механизмов ферментативного катализа и биохимических процессов всех жизненно важных функций организма, что неблагоприятно отражается на формировании статуса питания. Поэтому, своевременная гигиеническая оценка обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой позволяет диагностировать состояние гиповитаминоза и предотвратить угрозу развития авитаминоза.
4. Цель занятия:
Систематизировать и закрепить знания о гигиенической и биологической значимости витаминов А и С. Ознакомить студентов с основными методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.
5. Задачи занятия:
· Овладеть методиками гигиенической оценки обеспеченности организма ретинолом и аскорбиновой кислотой.
· Освоить решение ситуационных задач по донозологической гигиенической диагностике гиповитаминозных состояний.
6. Требования к исходному уровню знаний:
Для полного освоения темы необходимо повторить из:
- биохимии: что такое витамины; участие основных водо- и жирорастворимых витаминов в биохимических реакциях организма;
- физиологии : физиологическая роль витаминов.
7. Контрольные вопросы из смежных дисциплин:
1) Определение и классификация витаминов.
2) Провитамины. Антивитамины.
3) Экзогенные и эндогенные причины гипо- и авитаминозов.
4) Суточная потребность в основных водо- и жирорастворимых витаминах.
5) Биохимические и физиологические методы контроля обеспеченности организма витаминами.
8. Контрольные вопросы по теме занятия:
1) Причины развития витаминной недостаточности.
2) Биологическая роль аскорбиновой кислоты.
3) Проявления недостаточности витамина С.
4) Биологическая роль витамина А.
5) Признаки А-гиповитаминоза.
6) Нормы физиологической потребности в основных витаминах.
7) Продукты – источники аскорбиновой кислоты, каротина и ретинола.
8) Гипервитаминозы: причины и профилактика.
УЧЕБНЫЙ МАТЕРИАЛ:
Пища является источником энергии для многочисленных процессов жизнедеятельности и служит поставщиком пластических материалов, а также незаменимых питательных веществ для построения структурных элементов, осуществления механизмов ферментативного катализа и регуляции обмена веществ. Одними из незаменимых питательных веществ являются витамины - низкомолекулярные органические соединения, необходимые для поддержания гомеостаза, нормального осуществления обмена веществ, биохимического обеспечения всех жизненных функций организма.
В отличие от других эссенциальных питательных веществ (незаменимые аминокислоты, ПНЖК и др.), витамины не являются пластическим материалом или источником энергии и включаются в обмен веществ преимущественно как участники биокатализа (каталитическая функциявитаминов) и регуляции отдельных биохимических и физиологических процессов (регуляторная функция).
Контроль за достаточным поступлением с пищей витаминов и удовлетворением физиологических потребностей в них является одной из важнейших задач специалистов в области нутрициологии.
Существуют две основные группы методов оценки витаминной обеспеченности организма:
1. Изучение содержания витаминов в рационах питания обследуемых контингентов населения и фактического потребления витаминов с пищей.
2. Изучение и оценка витаминного статуса организма человека по уровню адекватности функционирования физиологических и биохимических систем, эссенциальными компонентами которых служат данные витамины.
Первая группа методов ставит своей задачей получение данных о количестве витаминов, поступающих в организм человека с пищей, без учета индивидуальных особенностей физиологических и метаболических процессов.
Вторая группа методов позволяет судить о степени насыщения организма витаминами.
Основные подходы к оценке витаминной обеспеченности человека представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Методы изучения витаминной обеспеченности организма.
Изучение витаминной ценности рационов и фактического потребления витаминов с пищей | Изучение витаминного статуса организма. |
1. Методы изучения фактического питания: · анкетно-опросный; · расчетный; · весовой. 2. Химико-аналитические методы определения содержания витаминов в рационах. | 1. Соматометрические методы; 2. Физиометрические методы; 3. Общеклиническое и соматоскопическое обследование с выявлением микросимптомов витаминной недостаточности (гипо - и авитаминозов) 4. Физиолого-биохимические тесты (прямые и функциональные); 5. Гематологические методы; 6. Иммунологические методы; 7. Изучение заболеваемости (морбидности). |
Наиболее значимыми для организма человека являются витамин С (аскорбиновая кислота) и витамин А. Поэтому гигиеническая оценка обеспеченности организма данными витаминами является актуальной задачей нутрициологии.