Патофизиология нервной системы
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ)
«Утверждаю»
_________________
зав. кафедрой
патофизиологии,
клинической патофизиологии
д.м.н., профессор
Л.Н. Рогова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студентов по проведению практических занятий
дисциплины Патологическая физиология по специальности
«Медико-профилактическое дело» по теме:
Патофизиология нервной системы
Разработчик:
ассистент
кафедры
патофизиологии,
клинической патофизиологии
Н.В.Шестернина,
доцент
И.А. Фастова
ВОЛГОГРАД
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов по проведению практических занятий дисциплины Патологическая физиология по специальности «Медико-профилактическое дело» – Волгоград, 20___ г.
Составитель: Н.В.Шестернина, И.А.Фастова
Методические рекомендации для студентов составлены в соответствии с учебным планом, государственным стандартом, рабочей программой и требованиями к минимуму содержания и базовому уровню подготовки по специальности «Медико-профилактическое дело».
Пособие рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры патофизиологии, клинической патофизиологии
«____» ___________20___г. Протокол №
Методическая разработка
к разделу «Патофизиология нервной системы»
Цель: Познакомиться с лабораторными методами диагностики патологии нервной системы.
В результате освоения темы: «Патологии нервной системы» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:
:
общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);
- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).
- Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):общепрофессиональными:
- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);
- владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);
- в диагностической деятельности:
- способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15);
- способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16);
-
- в научно-исследовательской деятельности:
- способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения (ПК-35);
- В результате изучения дисциплины студент должен:
- Знать:
- —понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;
- —функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.
- правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- —основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;
- —химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;
- —строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;
- Уметь:
- — проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
- —интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах человека;
- —обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;
- —самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
- —анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине.
- —пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- —пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
- —работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);
- Владеть:
- —базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
- —простейшими медицинскими инструментами (шпатель, пинцет, скальпель т.п.);
Вопросы:
1. Общая этиология и механизмы повреждения нервной системы.
2. Понятие о неврозах. Значение типа нервной деятельности в развитии неврозов.
3. Расстройства в организме, возникающие при нарушениях парасимпатичского отдела вегетативной нервной системы.
4. Расстройства в организме, возникающие при нарушениях симпатического отдела вегетативной нервной системы.
5. Спинальный шок. Теории патогенеза.
6. Патофизиология боли. Биологическое значение боли как сигнала опасности и повреждения. Вегетативные компоненты болевых реакций.
7. Причины и механизмы развития нейродистрофии. Влияние нейродистрофии на течение патологического процесса.
8. Типовые формы нейрогенных расстройств движения: параличи, парезы, гиперкинезы.
1. Общая этиология и механизмы повреждения нервной системы.
Патология аксона (нервного волокна).
Патология проведения импульса но аксонуможет возникнуть в следующих ситуациях;
· недостаточное поступление Na+ в клетку — имеет место при блокаде Na+-каналов местными анестетиками (новокаин, лидокаин и др.). Специфическим блокатором Na -каналов является тетродотоксин. Этот яд содержится в яичках рыбы-иглобрюха. Тетродогоксин обладает высокой степенью специфичности — он действует на наружную поверхность мембраны, блокируя ее проницаемость для Na+, при этом проницаемость для К+ не нарушается. В результате под влиянием яда нарушается возникновение в нейроне потенциала действия, а значит, и проведение импульсов по нервам. В клинической практике такой механизм, т.е. понижение проницаемости мембран для Na+ и сохранение ее или даже повышение для К+, лежит в основе часто встречающейся патологии — нарушения проводимости в сердечных нервах — в частности, в возникновении периодов Венкенбаха-Самойлова;
· нарушение процесса реполяризации мембраны в результате закрытия Na -каналов, приводящее к стойкой деполяризации мембраны. К веществам, вызывающим такой эффект, относятся инсектициды (например, ДДТ), вератридин, аконитин, батрахотоксин и др.;
· дефицит энергии ведет к нарушению работы Na/К-насоса, что обусловливает неспособность мембраны генерировать потенциал действия и проводить возбуждение. Такой эффект оказывают разобщители окислительного фосфорилирования (например, динитрофенол) и другие метаболические яды, а также ишемия и длительное охлаждение участка нерва. Ингибируют Na+/K+-нacoc и, как следствие, нарушают проводимость сердечные гликозиды (например, строфантин) при применении в больших дозах;
· перехваты Ранвье особенно чувствительны к патогенным блокирующим агентам: кокаин, уретан, ультрафиолетовые лучи, охлаждение и др.;
· повреждение (распад) миелинапри дегенерации мякотного нервного волокна или при демиелинизации его при болезнях (рассеянный склероз, вакцинальный процесс, аллергический полиомиелит и др.) приводят к замедлению проведения возбуждения и к дальнейшему нарушению этого процесса вплоть до полного прекращения проводимости.
· развитие парабиоза. В клинической практике с парабиозом приходится сталкиваться в следующих ситуациях:
— при травматических повреждениях (в частности, при наличии сдавливающих нерв рубцов) отчетливо наблюдаются уравнительная и парадоксальная стадии парабиоза. Хирургическое удаление рубца сопровождается (иногда прямо на операционном столе) восстановлением нормальной проводимости нерва;
— одним из проявлений парабиоза центростремительных нервов является каузальгия, характеризующаяся жгучими болями. Механизм развития каузальгии объясняется тем, что из травмированного участка нерва по центростремительным путям импульсы распространяются в зону кожной рецепции (ладонь, подошва). В этой зоне возникает вторичный очаг возбуждения, из которого и исходят афферентные импульсы, создающие болевую доминанту в нервных центрах.
— рефлекторная контрактура. В основе данного явления, как и в предыдущем случае, лежит возникновение очага патологической импульсации под влиянием тех или иных причин (во вторую фазу парабиоза) в моторной сфере. При усилении патогенного раздражителя импульсное возбуждение может смениться парабиотическим торможением и развитием рефлекторного паралича;
— парабиоз вследствие нарушения кровоснабжения нерва возникает при перемежающейся хромоте, облитерирующем эндартериите, болезни Рейно, контрактуре Фолькмана, ишемическом неврите;
— ощущения «ползания мурашек», онемения при наложении жгута или сдавлении сосудов (например, при сидении нога на ногу)— обусловлены парабиозом в чувственных нервах;
Патология дендритов
Дендриты, как известно, обеспечивают поступление в нейрон информации. Специализированные выросты— дендритные шипики— создают значительную площадь для синаптических контактов. Дендриты и шипики являются самыми ранимыми структурами нейрона, они появляются и исчезают при различных патогенных воздействиях. При старении шипики редуцируются. Эти процессы обусловлены старческими нарушениями трофики, и с ними связывают упадок мозговой деятельности.
При некоторых дегенеративных заболеваниях мозга (старческое слабоумие, болезнь Альцгеймера), шипики и ветви дендритров вообще не выявляются. Дендритро-шипиковый аппарат повреждается при гипоксии, ишемии, интоксикациях, травмах, электрошоке, сотрясении мозга, стрессорных и невротизирующих воздействиях. Патология дендритов связана также с нарушением их микротрубочек, исчезающих при действии различных патогенных агентов, что, в свою очередь, сопровождается дистрофическими изменениями дендритров и усиленным эндоцитозом, захватыванием фрагментов контактирующих с ними структур. Особой формой изменений дендритров является образование в них везикул, подобных синаптическим.
Значение боли
Боль может иметь сигнальное и патогенное значение.
• Сигнальное значение боли.
Ощущение боли вызывают самые различные агенты, но их объединяет общее свойство — реальная или потенциальная опасность повредить организм. В связи с этим болевой сигнал обеспечивает мобилизацию организма для зашиты от патогенного агента и охранительное ограничение функции затронутого болью органа.
Мобилизация организма для зашиты от патогенного агента. Например, происходят активация фагоцитоза и пролиферации клеток, изменения центрального и периферического кровообращения и др. Важна и защитная поведенческая реакция на боль, направленная либо на «уход» от действия повреждающего фактора (например, отдёргивание руки), либо на его ликвидацию (извлечение из кожи инородного тела и т.п.).
Ограничение функции органа или организма в целом. Например, болевое ощущение при инфаркте миокарда сопровождается страхом смерти. Это заставляет пациента значительно ограничить двигательную активность. А это в свою очередь существенно снижает гемодинамическую нагрузку на повреждённое сердце.
• Патогенное значение боли.
Боль нередко является причиной и/или компонентом патогенеза различных болезней и болезненных состояний (например, боль в результате травмы может вызвать шок и потенцировать его развитие; боль при воспалении нервных стволов обусловливает нарушение функции тканей и органов, развитие общих реакции организма: повышение или снижение АД, нарушение функции сердца, почек).
Виды боли
Различают протопатическую и эпикритическую боль (болевую чувствительность).
• Эпикрнтическая («быстрая», «первая», «предупредительная») боль возникает в результате воздействия раздражителей малой и средней силы.
• Протопатическая («медленная», «тягостная», «древняя») боль возникает под действием сильных, «разрушительных», «масштабных» раздражителей.
Только сочетанная — и протопатическая, и эпикрнтическая — чувствительность даёт возможность тонко оценить локализацию воздействия, его характер и силу.
Механизмы формирования боли
Различают механизмы формирования боли (ноцицептивная система) и механизмы контроля чувства боли (антиноцицептивная система). Чувство боли формируется на разных уровнях ноцицептииной системы: от воспринимающих болевые ощущения чувствительных нервных окончаний до проводящих путей и центральных нервных структур.
• Воспринимающий аппарат.
Считают, что болевые (ноцицептивные) раздражители воспринимаются свободными нервными окончаниями (они способны регистрировать воздействия разных агентов как болевые). Вероятно, существуют и специализированные ноцицепторы — свободные нервные окончания, активизирующиеся только при действии нцииептивных агентов (например, капсаииина).
Сверхсильное (зачастую разрушающее) воздействие на чувствительные нервные окончания других модальностей (механо-, хемо-, терморецепторы и др.) также может привести к формированию ощущения боли.
Алгогены — патогенные агенты, вызывающие боль — приводят к высвобождению из повреждённых клеток ряда веществ (их нередко называют медиаторами боли), действующих на чувствительные нервные окончания. К алгогенам относят кинины (главным образом брадикинин и каллидин), гистамнн, высокая концентрация
• Проводящие пути.
Спинной мозг. Афферентные проводники боли проникают в спинной мозг через задние корешки и контактируют с вставочными нейронами задних рогов. Считают, что проводники эпнкритической боли оканчиваются в основном на нейронах пластинок I и V, а протопатической — в роландовом веществе.
• Центральные нервные структуры
Эпикритическая боль является результатом восхождения болевой импульсации по таламокортикальному пути к нейронам соматосенсорной зоны коры большого мозга и возбуждения их. Субъективное ошушенне боли формируется именно и корковых структурах.
Протопатическая боль развивается в результате активации главным образом нейронов переднего таламуса и гипоталамнческих структур.
Целостное ошушсние боли у человека формируется при одновременном участии корковых и подкорковых структур, воспринимаюших импульсацию о протопатической и эпикритической боли, а также о других видах воздействий. В коре мозга происходят отбор и интеграция информации о болевом воздействии, превращение чувства бали в страдание, формирование целенаправленною, осознанного болевого поведения. Цель такого поведения: быстро изменить жизнедеятельность организма для устранения источника бали или уменьшения ее степени, для предотвращения повреждения или снижения его выраженности и масштаба.
Ситуационные задачи
Задача № 1
Пациент 35 лет обратился с жалобами на боль в полости рта при приеме раздражающей пищи, снижение вкусовой чувствительности. Кровоточивость десен во время чистки зубов. В анамнезе сахарный диабет в течение 15 лет.
Бледность кожных покровов. Красная кайма губ сухая, заеды. Язык умеренно гиперемирован. Сосочки языка атрофированы. Красные пятна на слизистой оболочке щек.
Гигиеническое состояние полости рта неудовлетворительное, обильные отложения мягкого зубного налета и зубного камня (больной щадит слизистую оболочку, плохо чистит зубы). Явления катарального гингивита.
Вопрос: Назовите причину данной патологии полости рта? Дайте патогенетическое обоснование состояния полости рта?
Задача № 2
Пациентка 43 лет обратилась в клинику с жалобами на преходящий зуд, ломоту в области нижних передних зубов, наличие эстетического недостатка- оголение шеек зубов.
При осмотре десны бледной окраски, межзубные десневые сосочки сглажены. Десна плотно прилегает к поверхности зуба, патологическая подвижность зубов отсутствует. Наблюдается равномерная генерализованная рецессия десны до 4 мм.
Вопрос: Назовите патологию? Укажите природу заболевания, этиологию и патогенез?
Задача № 3
Пациентка 25 лет обратилась в клинику с жалобами на болевые ощущения в зубе 35 при употреблении холодной и горячей пищи.
В результате обследования выяснено: Глубокая кариозная полость, не сообщающаяся с полость зуба, зондирование болезненно по всему дну. Термодиагностика болезненна, боль быстропроходящая, не иррадиирует.
ЭОД 8-9 мкА.
Вопрос:Поставьте диагноз? Назовите причину развития данной патологии, укажите микроорганизмы играющие ведущую роль и факторы способствующие развитию?
Задача № 4
Пациент 31 год обратился в клинику с жалобами на кратковременные боли при употреблении кислой пищи, а также на эстетический дефект 23 зуба.
В результате обследования выяснено: Кариозная полость средних размеров, не сообщающаяся с полостью зуба, зондирование слабо болезненно по стенкам кариозной полости. Термодиагностика безболезненна. ЭОД 4-5 мкА.
Вопрос:Поставьте диагноз? Объясните механизм возникновения дефекта эмали, дентина (патогенез заболевания)?
Рефераты:
1. Причины и механизмы развития нейродистрофий.
2. Спинальный шок.
Основная литература:
1. Литвицкий П. Ф. Патофизиология [Электронный ресурс] : учебник для мед. вузов / Литвицкий П. Ф. . - 4-е изд., испр. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2010. - 496 с. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
Дополнительная литература
1. Патофизиология. Основные понятия. [Электронный ресурс]: учебное пособие/ Под. ред. А.В. Ефремова. - М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. - 256 с. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
2. Патология [Текст] : учебник для медвузов : в 2 т. Т. 1 / под ред. М. А. Пальцева, В. С. Паукова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 512 с. : ил., цв. ил.
3. Патология [Текст] : учебник для медвузов : в 2 т. Т. 2 / под ред. М. А. Пальцева, В. С. Паукова. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2011. - 486, [2] с. : ил., цв. ил. + 1 СD-ROM.
4. Патология [Электронный ресурс]: учебник. В 2-х т. Т.1 / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 512 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
5. Патология [Электронный ресурс]: учебник. В 2-х т. Т.2 / под ред. М.А. Пальцева, В.С. Паукова.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2011.- 488 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
6. Практикум по патологической физиологии [Текст] : учеб.-метод. пособие для спец. : 060105 - Мед.-профил. дело / [сост. : И. А. Фастова, Л. Н. Рогова, Е. И. Губанова и др.] ; ВолгГМУ Минздрава РФ. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2014. - 119, [1] с. - Библиогр. : с.89-90.
7. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник: в 2-х т. Т. 1 / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 848 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
8. Патофизиология [Электронный ресурс]: учебник: в 2-х т. Т. 2 / под ред. В.В. Новицкого, Е.Д. Гольдберга, О.И. Уразовой. - 4-е изд., перераб. и доп. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2013. - 640 с.: ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
9. Новицкий В. В. Патофизиология [Электронный ресурс] : рук. к практ. занятиям / Новицкий В. В., Уразова О. И., Агафонов В. И. и др. ; под ред. В. В. Новицкого, О. И. Уразовой . - М. : ГЭОТАР-Медиа , 2011 . - 333, [3] с. : ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
10. Патофизиология [Электронный ресурс] : курс лекций : учеб. пособие / под ред. Г. В. Порядина. - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2014. - 592 с. : ил. – Режим доступа: http://studmedlib.ru
Методические пособия:
1. Губанова, Е. И. Тезисы лекций по патофизиологии [Текст] : учеб. пособие по спец. : леч. дело, мед.-профилакт. дело, педиатрия, стоматология / Е. И. Губанова, И. А. Фастова ; ГОУ ВПО ВолгГМУ Минздравсоцразвития РФ ; Каф. патол. физиологии. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2012. - 73 с. - Библиогр.: с.72.
2. Губанова, Е. И. Причины и механизмы развития донозологических и преморбидных состояний [Текст] : (учеб. пособие для студентов) / Е. И. Губанова, С. Ю. Дьячкова ; ГОУ ВПО "ВолгГМУ" Минздравсоцразвития РФ, Каф. патол. физиологии. - Волгоград : Изд-во ВолгГМУ, 2011. - 31 с. : ил.
Министерства здравоохранения Российской Федерации
(ГБОУ ВПО ВолгГМУ Минздрава РФ)
«Утверждаю»
_________________
зав. кафедрой
патофизиологии,
клинической патофизиологии
д.м.н., профессор
Л.Н. Рогова
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
для студентов по проведению практических занятий
дисциплины Патологическая физиология по специальности
«Медико-профилактическое дело» по теме:
Патофизиология нервной системы
Разработчик:
ассистент
кафедры
патофизиологии,
клинической патофизиологии
Н.В.Шестернина,
доцент
И.А. Фастова
ВОЛГОГРАД
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для студентов по проведению практических занятий дисциплины Патологическая физиология по специальности «Медико-профилактическое дело» – Волгоград, 20___ г.
Составитель: Н.В.Шестернина, И.А.Фастова
Методические рекомендации для студентов составлены в соответствии с учебным планом, государственным стандартом, рабочей программой и требованиями к минимуму содержания и базовому уровню подготовки по специальности «Медико-профилактическое дело».
Пособие рассмотрено и одобрено
на заседании кафедры патофизиологии, клинической патофизиологии
«____» ___________20___г. Протокол №
Методическая разработка
к разделу «Патофизиология нервной системы»
Цель: Познакомиться с лабораторными методами диагностики патологии нервной системы.
В результате освоения темы: «Патологии нервной системы» у обучающегося должны быть сформированы следующие компетенции:
:
общекультурными компетенциями (ОК):
- владением культурой мышления, способностью к критическому восприятию информации, логическому анализу и синтезу (ОК-7);
- готовностью к самостоятельной, индивидуальной работе, способностью к самосовершенствованию, саморегулированию, самореализации (ОК-8).
- Выпускник должен обладать следующимипрофессиональными компетенциями (ПК):общепрофессиональными:
- способностью в условиях развития науки и изменяющейся социальной практики к переоценке накопленного опыта, анализу своих возможностей, приобретению новых знаний, использованию различных форм обучения, информационно-образовательных технологий (ПК-3);
- владением компьютерной техникой, медико-технической аппаратурой, готовностью к работе с информацией, полученной из различных источников, к применению современных информационных технологий для решения профессиональных задач (ПК-5);
- в диагностической деятельности:
- способностью и готовностью к выявлению причинно-следственных связей в системе «факторы среды обитания человека – здоровье населения» (ПК-15);
- способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний, их распространения (ПК-16);
-
- в научно-исследовательской деятельности:
- способностью и готовностью к формулировке, оценке и проверке гипотез, объясняющих причину, условия и механизм возникновения заболеваний и их распространения (ПК-35);
- В результате изучения дисциплины студент должен:
- Знать:
- —понятия этиологии, патогенеза, морфогенеза, патоморфоза болезни, принципы классификации болезней; основные понятия общей нозологии;
- —функциональные системы организма человека, их регуляцию и саморегуляцию при воздействии с внешней средой в норме и при патологических процессах.
- правила техники безопасности и работы в биологических лабораториях, с реактивами, приборами, животными;
- —основные физические явления и закономерности, лежащие в основе процессов, протекающих в организме человека; характеристики воздействия физических факторов на организм; физические основы функционирования медицинской аппаратуры;
- —химико-биологическую сущность процессов, происходящих в организме человека на молекулярном и клеточном уровнях;
- —строение и биохимические свойства основных классов биологически важных соединений, основные метаболические пути их превращения; роль клеточных мембран и их транспортных систем в обмене веществ в организме человека;
- Уметь:
- — проводить статистическую обработку экспериментальных данных;
- —интерпретировать результаты наиболее распространенных методов лабораторной и функциональной диагностики, термометрии для выявления патологических процессов в органах и системах человека;
- —обосновать характер патологического процесса и его клинические проявления, принципы патогенетической терапии наиболее распространенных заболеваний;
- —самостоятельно формулировать выводы на основе поставленной цели исследования, полученных результатов и оценки погрешностей; прослеживать возможности использования результатов исследования и применения изучаемого вопроса в профилактике заболеваний и патологии;
- —анализировать вопросы общей патологии и оценивать современные теоретические концепции и направления в медицине.
- —пользоваться учебной, научной, научно-популярной литературой, сетью Интернет для профессиональной деятельности;
- —пользоваться физическим, химическим и биологическим оборудованием;
- —работать с увеличительной техникой (микроскопами, оптическими и простыми лупами);
- Владеть:
- —базовыми технологиями преобразования информации: текстовые, табличные редакторы, поиск в сети Интернет;
- —простейшими медицинскими инструментами (шпатель, пинцет, скальпель т.п.);
Вопросы:
1. Общая этиология и механизмы повреждения нервной системы.
2. Понятие о неврозах. Значение типа нервной деятельности в развитии неврозов.
3. Расстройства в организме, возникающие при нарушениях парасимпатичского отдела вегетативной нервной системы.
4. Расстройства в организме, возникающие при нарушениях симпатического отдела вегетативной нервной системы.
5. Спинальный шок. Теории патогенеза.
6. Патофизиология боли. Биологическое значение боли как сигнала опасности и повреждения. Вегетативные компоненты болевых реакций.
7. Причины и механизмы развития нейродистрофии. Влияние нейродистрофии на течение патологического процесса.
8. Типовые формы нейрогенных расстройств движения: параличи, парезы, гиперкинезы.
1. Общая этиология и механизмы повреждения нервной системы.
Патология аксона (нервного волокна).
Патология проведения импульса но аксонуможет возникнуть в следующих ситуациях;
· недостаточное поступление Na+ в клетку — имеет место при блокаде Na+-каналов местными анестетиками (новокаин, лидокаин и др.). Специфическим блокатором Na -каналов является тетродотоксин. Этот яд содержится в яичках рыбы-иглобрюха. Тетродогоксин обладает высокой степенью специфичности — он действует на наружную поверхность мембраны, блокируя ее проницаемость для Na+, при этом проницаемость для К+ не нарушается. В результате под влиянием яда нарушается возникновение в нейроне потенциала действия, а значит, и проведение импульсов по нервам. В клинической практике такой механизм, т.е. понижение проницаемости мембран для Na+ и сохранение ее или даже повышение для К+, лежит в основе часто встречающейся патологии — нарушения проводимости в сердечных нервах — в частности, в возникновении периодов Венкенбаха-Самойлова;
· нарушение процесса реполяризации мембраны в результате закрытия Na -каналов, приводящее к стойкой деполяризации мембраны. К веществам, вызывающим такой эффект, относятся инсектициды (например, ДДТ), вератридин, аконитин, батрахотоксин и др.;
· дефицит энергии ведет к нарушению работы Na/К-насоса, что обусловливает неспособность мембраны генерировать потенциал действия и проводить возбуждение. Такой эффект оказывают разобщители окислительного фосфорилирования (например, динитрофенол) и другие метаболические яды, а также ишемия и длительное охлаждение участка нерва. Ингибируют Na+/K+-нacoc и, как следствие, нарушают проводимость сердечные гликозиды (например, строфантин) при применении в больших дозах;
· перехваты Ранвье особенно чувствительны к патогенным блокирующим агентам: кокаин, уретан, ультрафиолетовые лучи, охлаждение и др.;
· повреждение (распад) миелинапри дегенерации мякотного нервного волокна или при демиелинизации его при болезнях (рассеянный склероз, вакцинальный процесс, аллергический полиомиелит и др.) приводят к замедлению проведения возбуждения и к дальнейшему нарушению этого процесса вплоть до полного прекращения проводимости.
· развитие парабиоза. В клинической практике с парабиозом приходится сталкиваться в следующих ситуациях:
— при травматических повреждениях (в частности, при наличии сдавливающих нерв рубцов) отчетливо наблюдаются уравнительная и парадоксальная стадии парабиоза. Хирургическое удаление рубца сопровождается (иногда прямо на операционном столе) восстановлением нормальной проводимости нерва;
— одним из проявлений парабиоза центростремительных нервов является каузальгия, характеризующаяся жгучими болями. Механизм развития каузальгии объясняется тем, что из травмированного участка нерва по центростремительным путям импульсы распространяются в зону кожной рецепции (ладонь, подошва). В этой зоне возникает вторичный очаг возбуждения, из которого и исходят афферентные импульсы, создающие болевую доминанту в нервных центрах.
— рефлекторная контрактура. В основе данного явления, как и в предыдущем случае, лежит возникновение очага патологической импульсации под влиянием тех или иных причин (во вторую фазу парабиоза) в моторной сфере. При усилении патогенного раздражителя импульсное возбуждение может смениться парабиотическим торможением и развитием рефлекторного паралича;
— парабиоз вследствие нарушения кровоснабжения нерва возникает при перемежающейся хромоте, облитерирующем эндартериите, болезни Рейно, контрактуре Фолькмана, ишемическом неврите;
— ощущения «ползания мурашек», онемения при наложении жгута или сдавлении сосудов (например, при сидении нога на ногу)— обусловлены парабиозом в чувственных нервах;