Специфические функции электролитов
Натрий (Nа+). Поскольку концентрации этого иона в плазме наибольшая, то именно от него в основном зависит ее осмотическое давление. Кроме того, Nа+ имеет решающее значение в формировании мембранных потенциалов. Поэтому организм жестко регулирует гомеостатическую константу содержания Nа+ в крови. С другой стороны, по отношению к другим ионам, концентрация которых значительно меньше, чем Nа+ (за исключением Cl-), содержание Nа+ способно колебаться в достаточно широких пределах, регулируя, тем самым, осмотичность плазмы.
Кальций (Са2+). Концентраций Са2+ - одна из наиболее жестких констант организма. Это объясняется, прежде всего, тем, что данный ион принимает участие во многих процессах организма: в деполяризации и реполяризации кардиомиоцитов, в работе саркомеров, в проведении возбуждения в синапсах, в деятельности ЦНС, в системе свертывания крови, в пищеварении, в регуляции эритропоэза и т.д. Учитывая, что нормальное содержание Са2+ в плазме невелико, что даже небольшие изменения его концентрации способны значимо влиять на различные жизненно важные функции, а выраженное изменение концентрации этого иона (менее 2,25 и более 2,75 ммоль/л) может представлять угрозу для жизни, организм «пойдет» на любые регуляторные изменения с целью поддержания концентрации Са2+ в крови в пределах нормы. Основным депо Са2+ в организме является костная система, поэтому при недостатке потребления этого иона с пищей развивается остеомаляция – размягчение костей вследствие вымывания из них Са2+.
Избыток Са2+ чаще всего развивается при передозировке Са2+ - содержащих медикаментов. При этом последствия могут быть самыми тяжелыми – судороги центрального генеза, потеря сознания, нарушения в работе сердца, вплоть до остановки, смерть. Учитывая, что нормальные показатели содержания Са2+ малы, то риск передозировки подобных лекарственных средств оказывается высоким. По этой причине у врача должна постоянно существовать настороженность в отношении препаратов Са2+, которые широко используются в различных областях медицины.
Калий (К+), магний (Мg2+). Также как и Са2+, эти два иона не имеют решающего значения в регуляции осмотического давления плазмы, т.к. их концентрация мала. В отличие от Са2+ и Nа+ увеличение содержания К+ и Мg2+ способствует снижению возбудимости, вызывая гиперполяризацию мембран.
Гидрокарбонатный анион (НСО-3). Его специфической функцией является участие в регуляции рН крови. Увеличение содержания этого иона вызывает защелачивание крови, повышение рН.
Хлор (Сl-). Концентрация Сl- - нежесткая константа, его содержание способно колебаться в широких пределах без значимого влияния на жизненно важные функции. Вспомним, например, что отрицательный заряд мембран возбудимых клеток в большей степени формируется не Сl-, а отрицательно заряженными белками. Поэтому изменение содержания Сl- оказывается «удобным» механизмом поддержания электронейтральности плазмы.
Правило Гембла. Суть его заключается в том, что плазма всегда электронейтральна, общий заряд катионов и анионов равен 0. Только в этом случае возможно поддержание в норме водно-солевого баланса. Электронейтральность плазмы – жесткая к онстанта гомеостаза, понимание которой имеет важное клиническое значение.
Благодаря поддержанию электронейтральности плазмы существует тесная взаимосвязь между регуляцией осмотического, электролитного баланса и регуляцией КОС, одного из наиболее важных параметров в работе организма. Связующим звеном между электролитным и кислотно-основным балансом является содержание в плазме буферных оснований (ВВ) – суммы НСО-3 (20-30 ммоль/л) и анионов белка (15-19 ммоль/л). Соответственно ВВ в норме равно примерно 40 ммоль/л. Уменьшение содержания, например, НСО-3 называется дефицитом буферных оснований (ВD) и приводит к развитию ацидоза. Увеличение концентрации НСО-3, равно как и белковых анионов называется избытком буферных оснований (ВЕ) и вызывает алкалоз, т.е. защелачивание.
В норме рН крови равен 7,35-7,47 при среднем значении 7,37; рН венозной крови ниже артериальной на 0,02. рН равный 6,8 и 7,8 несовместим с жизнью. Но следует учитывать, что при ацидозе (рН ниже 7,35) и алкалозе (рН выше 7,45) значимо изменяется работа всех систем организма.
Выделяют респираторный и метаболический алкалоз. Основные, наиболее частые причины – гипервентиляция, вдыхание разряженного воздуха (респираторный алкалоз), многократная рвота и промывании желудка, введение избыточного количества НСО-3 или цитрата натрия при переливаниях крови, длительное применение тиазидных мочегонных (потеря Сl-), передозировка стероидных гормонов. Метаболический алкалоз развивается в результате изменения электролитного состава плазмы. Например, у ребенка наблюдается неукротимая рвота. При этом происходит потеря Сl-. Согласно правилу Гембла уменьшение содержания анионов должно компенсироваться уменьшением катионов, прежде всего, Na+ (т.к. содержание Са2+, К+, Мg2+ и др. катионов невелико). Однако, этого обычно не происходит, т.к. содержание катионов это более жесткая константа, чем содержание анионов. Следовательно, для поддержания электронейтральности плазмы на фоне потери Сl- будет происходить нарастание количества НСО-3, т.е. развивается алкалоз.
Противоположная ситуация потери катионов наблюдается, например, при профузном поносе, когда с кишечными соками избыточно удаляется Na+. Компенсаторно будет наблюдаться снижение содержания анионов, в том числе, НСО-3, что соответствует закислению крови, т.е. развитию ацидоза.
Подобные ситуации потери организмом жидкостей и содержащихся в них электролитов, сопряженные с выраженным сдвигом рН крови, оказываются особенно критическими у детей. Причем, чем меньше возраст ребенка, тем более тяжелые последствия могут развиться при выраженных рвоте или диарее. Это связано с двумя основными причинами. Во-первых, у детей развитие различных адаптационных механизмов находится в стадии становления, регуляция водно-солевого обмена осуществляется не столь полноценно, как у взрослого. Во-вторых, потеря ребенком, например, грудного возраста 100-200 мл жидкости (1-1,5 стакана) в процентном отношении к общей массе тела оказывается значительной.
Длительно продолжающиеся рвота или понос, как у детей, так и у взрослых, обязательно должны сопровождаться обильным питьем желательно слегка подсоленной воды. Более оптимальным является питье медицинских солевых растворов, например, регидрона. При значительной выраженности данных патологических состояний необходимо внутривенное введение солевых (электролитных) и осмотически активных растворов – трисоль, гемодез, реополиглюкин, берлитион.
Форменные элементы крови
К форменным элементам относятся эритроциты, лейкоциты, тромбоциты (рис.1).
Рис 1. Форменные элементы крови человека в мазке.
1 – эритроцит, 2 – сегментоядерный нейтрофильный гранулоцит, 3 – палочкоядерный нейтрофильный гранулоцит, 4 – юный нейтрофильный гранулоцит, 5 – эозинофильный гранулоцит, 6 – базофильный гранулоцит, 7 – большой лимфоцит, 8 – средний лимфоцит, 9 – малый лимфоцит, 10 – моноцит, 11 – тромбоциты (кровяные пластинки).
На долю клеточных элементов приходится 44 % общего объема крови.
Эритроциты (красные кровяные тельца) - наиболее многочисленные форменные элементы крови, основное содержание которых составляет гемоглобин. В норме в крови у мужчины содержится 4,0‑5,5∙1012 /л (или 4000 000-55000000 в 1 мкл эритроцитов), а у женщин 3,7-4,9∙1012 /л (37000000‑49000000 в 1 мкл (1мм3). В детском возрасте число эритроцитов постепенно меняется. У новорожденных оно довольно высоко (5,5 млн/мкл крови), что обусловлено перемещением крови из плаценты в кровоток ребенка во время родов и значительной потерей воды в дальнейшем. В последние месяцы организм ребенка растет, но новые эритроциты не образуются, этим обусловлен «спад третьего месяца» (к третьему месяцу жизни число эритроцитов снижается до 3,5 млн./мкл крови). У детей дошкольного и школьного возраста число эритроцитов несколько меньше, чем у женщин. Однако количество форменных элементов крови изменчиво (их увеличение называется эритроцитозом, а при уменьшении – эритропенией). Эритроцитоз бывает относительным и абсолютным. Относительный эритроцитоз (без активации эритропоэза) наблюдается при сгущении крови во время физической работы или действия высокой температуры. Абсолютный эритроцитоз является следствием усиленного эритропоэза при адаптации человека к высокогорью или при развитии болезней крови. Эритропения также может быть относительной и абсолютной. Относительная эритропения обусловлена разжижением крови при увеличении поступления жидкости в организм при сохраненном эритропоэзе. Абсолютная эритропения (анемия) является следствием: 1) повышенного кроверазрушения (аутоиммунный гемолиз эритроцитов, избыточная кроверазрушающая функция селезенки); 2) пониженного эритропоэза (дефицит железа, витаминов (особенно группы В) в пищевых продуктах, отсутствие внутреннего фактора Кастла и недостаточное всасывание витаминов В12 ); 3) кровопотери при травме или ранениях стенок сосудов.
Зрелые эритроциты человека – безядерные клетки, имеющие двояковогнутую форму диаметром 7,5 мкм. Эритроциты такой формы называются нормоцитами (рис.2).
Рис. 2. Форма эритроцита. А. Нормальные эритроциты в форме двояковогнутого диска. Б. Сморщенные эритроциты в гипертоническом солевом растворе
С возрастом диаметр несколько уменьшается. Эритроциты у новорожденных больше по размеру и объему. Эритроциты состоят из стромы, заполненной гемоглобином, и белково-липидной оболочки. Мембрана эритроцитов более проницаема для анионов, чем для катионов. Имеют преимущественно форму двояковогнутого диска. Особая форма эритроцитов приводит к увеличению диффузионной поверхности, что способствует лучшему выполнению основной функции эритроцитов - дыхательной. Полноценные зрелые эритроциты обладают пластичностью. Пластичность - способность эритроцитов к обратимой деформации при прохождении через узкие капилляры и микропоры. Они протискиваются через узкие капилляры, меняя свою форму на элепсовидную, что имеет важное значение для гемодинамики и диффузии газов. В процессе старения эритроцитов возникает необратимая агрегация спектрина и гемоглобина, что вызывает нарушение структуры, формы эритроцитов (из дискоцитов они превращаются в сфероциты) и их пластичности. Такие эритроциты не могут проходить через капилляры. Они захватываются и разрушаются макрофагами селезенки, а отдельные из них гемолизируются внутри сосудов. Гликофорины придают гидрофильные свойства наружной поверхности эритроцитов и электрический дзета- потенциал. Поэтому эритроциты отталкиваются друг от друга и находятся в плазме во взвешенном состоянии, определяя суспензионную устойчивость эритроцитов.
Основные функции эритроцитов.
1) дыхательная - перенос кислорода от альвеол легких к тканям и углекислого газа от тканей к легким;
2) регуляция рН крови благодаря одной из мощнейших буферных систем крови – гемоглобиновой;
3) питательная - перенос на своей поверхности аминокислот от органов пищеварения к клеткам организма;
4) защитная - адсорбция на своей поверхности токсических веществ;
5) они являются носителями ферментов (холинэстераза, карбоангидраза, фосфатаза) и витаминов(В1, В2, В6, С);
6) эритроциты несут на своей мембране групповые признаки крови;
7) участие в вводно-солевом обмене;
8) за счет того, что мембрана эритроцитов проницаема для анионов и не проницаема для катионов и гемоглобина, они участвуют в регуляции ионного состава плазмы;
9) участие иммунных реакциях за счет переноса на своей поверхности иммуноглобулинов, иммунных комплексов.
Образование эритроцитов - эритропоэз осуществляется в красном костном мозге, который находится в плоских костях и метафизах трубчатых костей. Эритроциты вместе с кроветворной тканью носят название «красного ростка крови» или эритрона.
Эритропоэтины. У человека эритропоэтин представляет собой термостабильный гликопротеин с молекулярной массой около 34000 и содержанием сахара 30 %. Белковая часть эритропоэтина включает 165 аминокислотных остатков. Главную роль в синтезе эритропоэтина играют почки. В физиологических условиях усиленный эритропоэз происходит при гипоксии - недостатке кислорода в тканях, которая является причиной образования физиологических регуляторов кроветворения - эритропоэтинов, образующихся в почках, печени, селезенке, подчелюстных слюнных железах. При гипоксии почки реагируют на недостаток кислорода синтезом большого количества эритропоэтинов, что приводит к существенному увеличению количества эритроцитов в крови. Синтез эритропоэтина угнетается при различных почечных заболеваниях. Нервные и эндокринные влияния на эритропоэз осуществляются, по-видимому, непрямо, а через эритропоэтины, которые являются специфическими регуляторами эритропоэза. Природа эритропоэтинов (эритрогенов) полностью не изучена и в чистом виде они не получены. Эритропоэтины можно рассматривать, как продукт разрушения эритроцитов и гемоглобина. Следовательно, чем интенсивнее в организме идет разрушение эритроцитов, тем больше образуется эритропоэтинов, и тем интенсивнее они стимулируют эритропоэз. Показано образование эритропоэтина в крови, временно изолированной от организма. Вероятно, этот механизм лежит в основе благотворного влияния аутогемотерапии.
Эритропоэтины усиливают пролиферацию клеток – предшественников эритроидного ряда – колониеобразующая единица эритроцитарная и ускоряют синтез гемоглобина. Они стимулируют синтез информационной РНК, необходимой для образования энзимов, которые участвуют в формировании гема и глобина. Эритропоэтины повышают также кровоток в сосудах кроветворной ткани и увеличивают выход в кровь ретикулоцитов.
Для образования эритроцитов требуются железо, витамин В12, фолиевая кислота и микроэлементы.
Железо. Суточная потребность в железе для эритропоэза составляет 20-25 мг. 95 % этого количества организм получает из гемоглобина разрушенных эритроцитов и 5 % с пищей. Трехвалентное железо пищи благодаря веществу, находящемуся в слизистой кишечника, превращается в двухвалентное железо. С помощью белка трансферрина железо, всосавшись, транспортируется плазмой в костный мозг, где оно включается в молекулу гемоглобина. Избыток железа депонируется в печени в виде соединений с белком – ферритина или с белком и липоидом – гемосидерина. При недостатке железа развивается железодефицитная анемия.
Витамины. Для образования эритроцитов необходим витамин B12 и фолиевая кислота. Витамин B12 поступает в организм с пищей и является внешним фактором кроветворения (или внешним фактором Касла). Его всасывание происходит лишь в том случае, когда он взаимодействует с внутренним фактором кроветворения, внутренний фактор Кастла, который выделяется железами дна желудка. При отсутствии этого фактора всасывание витамина B12 не происходит. По этой причине резекцию дна желудка всегда проводят максимально щадящим образом. При недостатке витамина В12 развивается В12 – дефицитная анемия. Это может быть при недостаточном его поступлении с пищей (печень, мясо, яйцо, дрожжи, отруби).
Для эритропоэза необходим также витамин С, который стимулирует всасывание железа из кишечника, усиливает действие фолиевой кислоты и способствует образованию гема. Витамин В6 оказывает влияние на синтез гема. Витамин В2 необходим для образования липидной стромы эритроцитов. Витамин Е и витамин РР укрепляют липидную оболочку эритроцитов, защищая их от гемолиза.
Микроэлементы. Для нормального эритропоэза необходимы микроэлементы. Медь помогает всасыванию железа в кишечнике и способствует включению железа в структуру гема. Никель и кобальт участвуют в синтезе гемоглобина и гемосодержащих молекул, утилизирующих железо. 75 % цинка в организме находится в эритроцитах в составе фермента карбоангидразы. Селен, взаимодействуя с витамином Е, защищает мембрану эритроцита от повреждения свободными радикалами.
Регуляция эритропоэза осуществляется гуморальными и нервными механизмами. Гуморальная регуляция заключается действие эндогенных и экзогенных факторов. К первым относят Эритропоэз активируется мужскими половыми гормонами (андрогенами), что обуславливает большее содержание эритроцитов в крови у мужчин, чем у женщин. Стимуляторами эритропоэза также являются соматотропный гормон, тироксин, катехоламины, интерлейкины. Торможение эритропоэза вызывают особые вещества – ингибиторы эритропоэза, образующиеся при увеличении массы циркулирующих эритроцитов, например, у спустившихся с гор людей. Тормозят эритропоэз женские половые гормоны (эстрогены).
Симпатическая нервная система активирует эритропоэза, парасимпатическая – тормозит.
Об интенсивности эритропоэза судят по числу ретикулоцитов – предшественников эритроцитов. В норме их количество составляет 1-2 %.
Созревшие эритроциты циркулируют в крови в течение 100-120 дней (3-4 месяца), а затем они погибают, разрушаются в печени, селезенке, в костном мозге. В течение 1 секунды погибает примерно 10-15 млн эритроцитов.
Разрушение эритроцитов происходит несколькими путями. Во-первых, вследствие механического травмирования при циркуляции по сосудам, при этом чаще разрушаются молодые эритроциты. Во-вторых посредством клеток мононуклеарной фагоцитарной системы, которых особенно много в печени и селезенке, фагоцитирующих часть эритроцитов. В-третьих, в результате их гемолиза. При старении эритроциты становятся сферичнее и гемолизируются прямо в циркулирующей крови. Продукты распада эритроцитов также являются стимуляторами кроветворения.