С церебральным параличом в первые

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ

С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПЕРВЫЕ

ДВА ГОДА ЖИЗНИ

Изучение детей с церебральным параличом показало, что задерж­ка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит дви­гательным, 'речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей.

Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологи­чески искажается по содержанию.

ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ

Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций.

Только незначительная часть детей может к 5 месяцам удер­живать голову. У них отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. У подавляющего большинства детей отсут­ствует зрительно-моторная координация. Положение тела ребенка в ряде случаев бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка и является одной из причин задержки его психического развития с первых месяцев жизни. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве слу­чаев с тенденцией к его повышению. Уже в этом возрасте задержка двигательного развития сочетается с отставанием в развитии голо­совой активности и ориентировочно-познавательной деятельности ребенка.

К 12 месяцам лишь незначительное число детей удерживают голову, в основном дети не могут самостоятельно сидеть, что отрицательно сказывается на развитии их познавательной деятель­ности. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности.

Только некоторые дети могут стоять у опоры, а у многих от­мечается вынужденное положение тела, невозможность поворотов с боку на бок, патологическая опора при попытке поставить их на ноги.

К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки. В большинстве случаев кисти рук детей сжаты в кулаки, плотно приведен к ладони первый палец, и невозможно его участие при захвате игрушек. Лишь очень немногим детям доступна предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса

Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетаются с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая го­лосовая деятельность в этот возрастной период практически отсут­ствует.

ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ

При изучении доречевой деятельности детей с церебральным параличом важно учитывать время появления и особенности пер­вого крика новорожденного. В анамнезе у многих детей отме­чается отсутствие первого крика при рождении в течение 10-40 минут. В дальнейшем крик у этих детей характеризуется слабостью, непродолжительностью, немодулированностью. У многих детей в первый месяц он напоминает стон, писк, всхлипы.

В первые месяцы жизни, а у некоторых детей и дольше, крик отличается интонационной невыразительностью: отсутствуют диф­ференцированные интонации, выражающие оттенки недовольства, требований, радости и др. По крику ребенка невозможно опреде­лить его состояние и желание. В силу этого крик в первые месяцы жизни у детей с церебральным параличом не является средством выражения состояния ребенка и его желаний и, следовательно, не может служить средством общения с окружающими. Лишь у некоторых детей к 5-12 месяцам крик приобретает коммуникатив­ную функцию, но интонационно он остается маловыразительным.

Развитие гуления.Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3—5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни. Чаще всего дети издают редуцированные гласные звуки и их сочетания: а, э, аэ, эо — спонтанно или при общении со взрослыми. Интонацион­ной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.

Отдельные недифференцированные звуки, возникающие как спонтанно, так и при контакте со взрослым по подражанию, пред­ставляют собой элементы гуления. Если у нормально развивающе­гося ребенка звуки гуления носят певучий характер, то у детей с ДЦП они короткие, лишенные певучести звучания. У большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: а, ы, э, уэ, эо, эм, а заднеязычные звуки г, к, х, отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Активность гуления крайне низкая.

У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей са­моподражания в гулении вовсе не наблюдаются.

В силу того что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отри­цательно сказывается на процессе формирования потребности ре­чевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.

Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового ана­лизаторов.

Развитие лепета.Спонтанный лепет у детей с церебральным параличом появляется лишь к 2—3 годам, что значительно от­стает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.

Чаще всего в лепете детей, страдающих церебральным пара­личом, присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные соглас­ные п, м, б. Преобладание в лепете гласных а, э объясняется тем, что они легки для произнесения, так как требуют лишь ви­брации голосовых связок и раскрывания рта. Для произнесения согласных звуков м, п, б, требуется активизация губной муску­латуры, которая наиболее подготовлена вследствие постоянного совершенствования моторики губ в акте сосания во время приема пищи. Наиболее характерными в лепете детей являются сочета­ния гласных а, э с губно-губными согласными: па, ма, ама,ба, аба.

Группа губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете детей с ДЦП встречается редко. В их лепете нет или почти нет противопоставлений согласных: звонких глухим, твер­дых мягким, смычных щелевым. Вместе с тем для них характерны недифференцированные гортанные звуки лепета.

Последовательность овладения звуками лепета как нормальными детьми, так и детьми с церебральным параличом определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные уклады уступают место трудным.

Однако снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ДЦП не обеспечивают готовности речевого аппарата к членораздельному произношению. А патологи­ческое состояние артикуляционного аппарата в свою очередь пре­пятствует развитию его моторики и появлению новых звуков.

В связи с этим большинство детей, страдающих церебральным, параличом, не обнаруживают той последовательности этапов развития лепета, которая характерна для лепета здоровых детей. Прежде всего, наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих (I этап развития лепета по В. И. Бельтюкову), у детей с ДЦП выражена слабо или отсутствует вообще. У детей с церебральным параличом не прослеживается или прослеживается как патологический и II этап в развитии лепе­та, т. е. слабо формируется механизм аутоэхолалий, или само­подражания. III этап в развитии лепета, характеризующийся со­четаниями звуковых слоговых комплексов, физиологическими эхолалиями и знаменующий переход к активной речи, у детей с церебральным параличом появляется с большим опозданием и длится значительно дольше, чем у нормальных детей.

Рис. 5. Вялость губ, сглаженность Рис. 6. Массивный, напряженный язык,

Носогубных складок.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис.7. Отклонение языка от средней Рис., 8. Гиперкинезы языка в покое, линий, утолщение его левого края.

Крик монотонный, невыразительный, по которому невозможно определить желание ребенка. Улыбка неадекватная, возника­ет только при тактильных раздражениях. Эмоционального контакта с ребенком установить невозможно. Голосовой активности в период бодрствования не обна­ружено.

Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Период бодрствования протекает вяло. Ребенку доступны недлительная фиксация взора и прослеживание, но поле зрения ограничено резким косоглазием и влиянием тонических рефлексов на мышцы глаз. Зрительные и слуховые раздражители вызы­вают в основном защитные реакции: ребенок вздрагивает, закрывает глаза. Ориен­тировочно-познавательная деятельность не формируется. К игрушкам интереса не проявляет, но мать знает. На тон голоса не реагирует, имени своего не знает, речевых инструкций не различает.

Двигательное развитие. Положение тела ребенка вынужденное. Резко повышен общий мышечный тонус. Голову не держит, не поворачивается, кисти рук плотно сжаты в кулаки, отсутствуют попытки тянуться к игрушкам, вложенную игрушку не удерживает. Опора на ноги с грубым перекрестом ног на уровне бедер. Часты судорожные вздрагивания.

Артикуляционный аппарат, голо с; дыхание. Лицо, маскооб­разное, с открытым ртом. Язык напряжен, в виде жала высовывается изо рта. При оптических и слуховых раздражениях возникают гиперкинезы языка и ораль­ные синкинезии. Спонтанных и произвольных движений языка нет. Позу закрытого рта не удерживает. Голос дисфоничный, сдавленный, тихий, лишенный вырази­тельности. Дыхание аритмичное, стридорозное. Кормление замедленное с поперхиваниями. Пищу во рту не удерживает, поэтому кормится в лежачем положении.

Заключение. Задержка развития ориентировочно-познавательной деятель­ности. Отсутствие голосовой активности в период спокойного бодрствования. Доречевое развитие соответствует I уровню.

II уровень- наличие недифференцированной голосовой актив­ности.

Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмо­циональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посредством недифференцированных дви­жений тела, головы, сопровождающихся неорганизованной вока­лизацией, что соответствует раннему доязыковому уровню разви­тия общения нормальных детей. Дети издают недифференцирован­ные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является средством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулированный. В целом период бодрство­вания у них протекает вяло.

Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недостаточность зрительного внимания, ограничение по­лей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель, которая находит свое выражение в защитных реакциях в виде плача и вздрагивания.

Характеристика ориентировочно- п о з н а в а тельной деятельности. Ориентировочные реакции на вне­шние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равнодушны к игрушкам, не обнаруживают адек­ватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.

Характеристика двигательного развития. Произвольная моторика крайне ограниченна (рис. 9, 10). Дети слабо удерживают голову (рис. 10), кисти рук в порочных поло­жениях (рис. 11,12). У них начинает развиваться зрительно-мо­торная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятельность отсут­ствует. При попытках посадить их дети не удерживают верти­кального положения тела в специальном стуле.

Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы (рис. 13, 14). Наличие оральных синкинезий затрудняет произвольные дви­жения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии (рис. 15, 16). Голос детей слабый, немодулированный. Дыхание в ряде слу­чаев стридорозное. Выражена псевдобульбарная симптоматика. Для иллюстрации II уровня доречевого развития детей с це­ребральным параличом приводим пример № 2.

Саша А. (1 год 6 мес). Детский церебральный паралич в форме спастической диплегии. Поступил на лечение впервые.

Анамнез. Ребенок от второй беременности, вторых родов. Беременность протекала с явлениями токсикоза, в первой половине беременности была травмаживота. Роды преждевременные, вес при рождении 1300 г. К груди не прикла­дывался, вскармливался искусственно.

Голосовая активность и функция о б щ е н и я. С ребенком мож­но установить эмоциональный контакт, но сам ребенок к этому не стремится. Безучастен к окружающему. Спонтанно произносит нечеткие звуки, средние между а и э. Голосовая активность низкая. Крик невыразительный, не несет функции общения. По крику ребенка определить его желания не удается.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 9. Отсутствие опорной функции Рис. 10. Патологическая опора на

рук. ноги, слабое удержание головы.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 11. Порочное положение рук. Рис. 12. Порочное положение кистей

рук.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис, 13. Массивный язык без Рис. 14. Раздвоенность языка.

выраженного кончика, неравномерное

распределение тонуса в мышцах языка.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 15. Язык спастически напряжен, Рис. 16. Вялость губ.

загнут кверху.

Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Ребенок фиксирует взгляд на лице взрослого и игрушках, следит за движущи­мися объектами; реагирует на звучащие игрушки и локализует направление звука. Однако он не использует имеющиеся сенсорные возможности в познавательной деятельности. Сосредоточивает внимание на речи, адекватно реагирует на тон голоса, но не различает речевых инструкций, не знает своего имени.

Двигательное раз в и т и е. Голову не удерживает, не сидит, на ноги не опирается. Пытается тянуться к игрушкам, но кулаки плотно сжаты, первый палец приведен, захватить игрушку не удается. Вложенную игрушку ребенок удерживает, но рассмотреть ее и дотянуть до рта не может.

Артикуляционный аппарат, голос, дыхание. Лицо амимичное, носогубные складки сглажены. Губы вялые, язык широкий, без сформированного кончика, в корне язык напряжен. Отмечаются гиперкинезы языка в пе­редне-заднем направлении. Подвижность языка и губ резко ограничена. Кормле­ние ребенка затруднено. Сохранились сосательные движения языком и губами. Пища подтекает изо рта, так как во рту не удерживается. Во время еды поперхивается. Пить из чашки не может. Голос слабый, дыхание стридорозное.

Заключение. Задержка в развитии ориентировочно-познавательной дея­тельности. Голосовая активность на уровне недифференцированных звуков. Гуление и лепет отсутствуют. Доречевое развитие ребенка соответствует II уровню.

III уровень - гуление. Этот уровень у детей с церебральным па­раличом в форме спастической диплегии характеризуется неравно­мерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной ко­ординации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоцио­нальной сферы и звукового общения с окружающими.

Характеристика голосовой активности и функции общения.С детьми легко устанавливается эмо­циональный контакт, они реагируют на интонации голоса человека. У них ярко выражены «комплекс оживления» и направленность на общение со взрослым. Крик детей на этом этапе уже является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, сред­ством общения с людьми. Спонтанно и по подражанию дети про­износят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные звуки в сочетании с гласными {бу, пу, ма, ха, ка). В гулении появляются аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.

Характеристика сен сорн о го р а з в и т и я. У детей появляются дифференцированные зрительные и слуховые реак­ции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Трудности восприятия сильно ограничивают возможности познавательной деятельности детей.

Характеристика ориентировочн о - п о з н а в а тельной деятельности. Дети проявляют интерес к. окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совер­шать с ними элементарные манипуляции. Дети эмоциональны, ак­тивны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.

Характеристика двигательного развития. У детей, находящихся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координация. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитивные манипуляции, но их движения ограниченны, на­пряженны, крайне неловки (рис. 17); игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоянии удержаться в вертикальном положении в специальном стуле, но самостоятельно не сидят (рис. 18) и не стоят (рис. 19, 20).

Характеристика артикуляционного аппарата та, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления. Четко проявляются такие патологические симптомы артикуляционного аппарата, как спастичность (рис. 21), паретичность (рис. 22), дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно огра­ничена.

Для иллюстрации III уровня доречевого развития детей с цере­бральным параличом приводим пример № 3.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 17. Патологическое положение Рис. 18. Патологическая поза при

руки при захвате игрушки. сидении.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 19. Патологическая опора на ноги. Рис. 20. Патологическая опора на ноги.

Слава М. (10 мес). Детский церебральный паралич в форме спастической диплегии. Ребенок поступил впервые.

Анамнез. Ребенок от второй беременности, первых родов (первая бере­менность закончилась выкидышем). Данная беременность протекала с явлениями токсикоза. Роды преждевременные на 33-й неделе, быстрые, со стимуляцией, весом ребенка при рождении 1900 г. Ребенок рожден в асфиксии, был на аппаратном дыхании. Закричал через 5 минут после оживления. К груди приложен в возрасте I месяца. Сосал плохо с поперхиванием, молоко вытекало через нос. С 4 месяцев фиксирует и прослеживает предметы, игрушки и лица взрослых, с 5 месяцев держит голову, с 7 месяцев тянется к игрушкам, гулит с 4 месяцев. Крик невыразительный, мать не может определить желание ребенка по его крику. Слуховое сосредоточение появилось со значительным опозданием — после 8 месяцев.

Голосовая активность и функция о б щ е н и я. С ребенком возможно установить эмоциональный контакт. Выражен «комплекс оживления» с голо­совыми проявлениями. Голос ребенка выразительный и служит средством общения со взрослым. Ребенок произносит звуки гуления: а-а, ба, га, ня — спонтанно и отраженно, но звуки не имеют певучести и длительности звучания.

Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Зрительное сосредоточение и внимание удовлетворительные. Интересуется игруш­ками, рассматривает их. Различает тон голоса, знает свое имя. Но акустическая установка на речь неустойчивая, речевых инструкций не различает.

Двигательное развитие. Ребенок непродолжительное время сидит самостоятельно, тянется к игрушкам, захватывает их и совершает с ними элемен­тарные манипуляции (стучит, тянет в рот).. На ноги не опирается. В вертикаль­ном положении резко нарастает тонус в нижних конечностях.

Артикуляционный аппарат, голос, дыхание. Наблюдается асимметрия лица. Тонус губ и языка снижен, в связи с этим подвижность языка и губ ограниченна. Рот приоткрыт, углы губ опущены, плотное смыкание губ невозможно. Кормление замедленное, но без поперхиваний. Голос и дыхание без особенностей.

Заключение. Развитие ориентировочно-познавательной деятельности с незначительным отставанием от возрастной нормы. Задержка доречевого развития. Голосовая активность проявляется в виде гуления, лишенного певучести и дли­тельности. По доречевому развитию ребенок соответствует III уровню.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис.. 21. Спастнчность языка. Рис. 22. Вялость губной мускулатуры,

отсутствие позы закрытого рта.

IV уровень - лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональ­ной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.

Характеристика голосовой активности, функции общения. Средствами общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, моду­лированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных соглас­ных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как пра­вило, не отмечается. Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова про­износятся редко, после длительной стимуляции. Потребность речево­го общения у детей, выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хорошо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инструкции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.

Характеристика сенсорного развития. Нару­шения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограни­чением полей зрения и т. п., приводят к трудностям фиксации взо­ра на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способствует тому, что они приспосабливаются к «недостат­кам» зрительного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взо­ром и т. д.). Нарушения слухового восприятия проявляются в снижении слухового внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп пси­хического развития детей.

Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой актив­ностью познавательной деятельности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоциональном контакте; их эмоции носят дифференцированный характер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У неко­торых детей начинает развиваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно опережает уровень развития экс­прессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к воз­растной норме.

Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле (рис. 23), держать голо­ву, брать игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев (рис. 24). При помощи взрослых дети могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при этом порочное (рис. 25). При поддержке за обе руки дети пере­ступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут само­стоятельно сидеть (рис. 26).

Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата про­является в изменении мышечного тонуса губ (рис. 27, 28), языка, гиперкинезах языка (рис. 29, 30), что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движе­ний и к другим изменениям. Почти у всех детей имеют место повы­шенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.

Для иллюстрации IV уровня доречевого развития детей с це­ребральным параличом приводим пример № 4.

Андрей А. (1 год 2 мес). Детский церебральный паралич в форме спасти­ческой диплегии с мозжечковым синдромом. Поступил впервые. Анамнез. Ребенок от второй беременности (первая беременность закончи­лась выкидышем). Данная беременность протекала с токсикозом в первой поло­вине. Роды в срок. Родовая деятельность слабая, использовались стимуляция и вакуум-экстрактор. Ребенок родился в асфиксии с весом 3400 г. Закричал через несколько минут. Состояние после рождения было тяжелое, сосал слабо, поперхивался, быстро уставал. Следить взором стал с 2 месяцев, улыбаться с 3 меся­цев, гуление появилось с 4 месяцев. Голову слабо удерживал с 3 месяцев. Первые лепетные звуки появились к концу первого года жизни.

Голосовая активность и функция общения. Ребенок спон­танно лепечет ма, 6а, ня, дя, но лепетная активность низкая. В лепете не отме­чались многократные повторения одних и тех же звуков, что характерно для лепета здорового ребенка. Голос маловыразительный и тихий. В моменты эмоционального напряжения ребенок" может менять интонации голоса и выражать свои желания и состояния. Например, по окончании логопедических занятий он голосом выра­жает недовольство прерванной игрой, а при виде интересующей его игрушки голосом просит ее дать.Эмоции ребенка носят адекватный характер, но они нуждаются в постоянном стимулировании.

Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Ребенок вялый, неактивный. Зрительное и слуховое внимание устойчивые, но ра­ботоспособность снижена: усталость наступает через 5—7 минут работы. У него хорошая память. Запас знаний и представлений об окружающем соответствует возрастной норме. Понимает обращенную речь в соответствии с возрастом.

Двигательное развитие. Голову в вертикальном положении держит плохо, опускает ее на грудь. Ребенок сидит в специальном стуле, положив верхнюю часть туловища на стол. Зрительно-моторная координация развита, но движения рук замедленные, некоординированные, неловкие. Ему доступны простые предмет­ные действия с игрушками. При попытке поставить ребенка на ноги резко воз­растает тонус в нижних конечностях, опирается на ноги с перекрестом.

Артикуляционный аппарат, голос, дыхание. Резко выражена слабость мимической, губной, жевательной и язычной мускулатуры. Углы губ опущены, носогубные складки не выражены. Рот открыт. Язык без выраженного кон­чика, находится на дне полости рта по средней линии, малоподвижен, но по просьбе взрослого ребенок может высунуть язык вперед. В вертикальном поло­жении и при эмоциональных переживаниях появляются оральные синкинезии. Постоянное слюнотечение. Голос слабый, тихий. Во время еды изредка поперхивается. Дыхание в покое без видимой патологии. Во время лепета отмечается слабость вдоха и выдоха.

Заключение. Голосовая активность на уровне лепета. Понимает обращен­ную речь в соответствиис возрастной нормой. Доречевое развитие соответствует IV уровню.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 23. Умение сидеть в специальном Рис. 24. Патологическая поза кистей

стуле. рук при захвате игрушки.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 25. Неустойчивая опора, стопы ног Рис. 26. Кратковременное удержание

в патологическом положении. позы сидения.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 27. Вялость губной мускулатуры. Рис. 28. Асимметрия носогубных

складок.

с церебральным параличом в первые - student2.ru

Рис. 29. Гиперкинезы языка в сочета- Рис. 30. Гиперкинезы языка при

нии с оральными синкинезиями. попытке взять игрушку

Таким образом, изучение детей с церебральным параличом по­зволило обнаружить у них нарушения голоса, преимущественно его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей дли­тельное время не является средством общения в силу недоразвития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у боль­шинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью зву­кового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети предпочитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здо­рового ребенка. Первый этап развития лепета у детей с цере­бральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не фор­мируется механизм аутоэхолалии, т. е. самоподражания. И наконец, физиологические эхолалии, слоговый лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие детей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук так­же недоразвиты.

Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зри­тельного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной деятельности.

У подавляющего большинства детей отмечается патология ар­тикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нарушена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии.

У большинства детей, страдающих церебральным параличом, обнаружен невысокий уровень развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, что является одной из причин не­достаточности их познавательной деятельности.

Данные нашего исследования помогли четко представить до-речевое развитие ребенка с ДЦП и выявить причины его отста­вания. При этом следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа должна строиться на основе максимального развития сох­ранных функций ребенка.

В ДОРЕЧЕВОИ ПЕРИОД

Целью коррекционно-педагогической работыявляется последо­вательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.

Основные принципы системы коррекционно-педагогической ра­боты.

1. Раннее начало коррекционно-педагогической работы с деть­ми, страдающими церебральным параличом, т. е. с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных фун­кций доречевого периода приводят к вторичной задержке раз­вития других функций и педагогической запущенности.

2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он нахо­дится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне его ближайшего развития».

3. Использование кинестетической стимуляции в развитии мото­рики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, т. е. кинестезии, при­водит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц.

В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной аф-ферентации в формировании компенсаторных механизмов, разра­ботанный П. К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной мото­рики, учитывалось положение Н. И. Жинкина о том, что отсут­ствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую воз­можность накоплений опыта для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи.

4. Принципы советской дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют твор­ческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечис­ленные дидактические принципы, но с учетом специфических осо­бенностей детей, страдающих церебральным параличом.

5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ре­бенка.

6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусма­тривающее проведение как педагогических, так и медицинских ме­роприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физио­терапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.

Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться еже­дневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной ин­струкции проводит несложные упражнения для закрепления по­лученных на логопедических занятиях навыков.

Учитывая, что начиная с первых дней жизни под влиянием пато­логических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально поло­жения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе либо проявлялись минимально. Эти поло­жения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлекс запрещающие позиции», необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедического занятия и сохранять во время занятия.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуля­ционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопеди­ческого занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается по­вышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.

Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом раз­глаживания:

1) в направлении от середины лба к вискам

Наши рекомендации