С церебральным параличом в первые
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ
С ЦЕРЕБРАЛЬНЫМ ПАРАЛИЧОМ В ПЕРВЫЕ
ДВА ГОДА ЖИЗНИ
Изучение детей с церебральным параличом показало, что задержка в развитии ребенка начинается с первых недель жизни. Большая роль в отклонениях психического развития детей принадлежит двигательным, 'речевым и сенсорным нарушениям. Эти отклонения в основном обусловлены недостаточностью практического опыта детей с ДЦП, а также ограниченностью их коммуникативных связей.
Спонтанное развитие детей задерживается в темпе и патологически искажается по содержанию.
ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ СФЕРЫ
Для детей с ДЦП в первые пять месяцев жизни характерно сильное отставание в развитии их двигательных функций.
Только незначительная часть детей может к 5 месяцам удерживать голову. У них отмечается патологическое состояние кистей рук, характеризующееся приведением первого пальца к ладони и плотным сжатием кулаков. В некоторых случаях кисть бывает паретичной, свисающей. У подавляющего большинства детей отсутствует зрительно-моторная координация. Положение тела ребенка в ряде случаев бывает вынужденным с запрокинутой головой, что ограничивает поле зрения ребенка и является одной из причин задержки его психического развития с первых месяцев жизни. Общий мышечный тонус патологически изменен, в большинстве случаев с тенденцией к его повышению. Уже в этом возрасте задержка двигательного развития сочетается с отставанием в развитии голосовой активности и ориентировочно-познавательной деятельности ребенка.
К 12 месяцам лишь незначительное число детей удерживают голову, в основном дети не могут самостоятельно сидеть, что отрицательно сказывается на развитии их познавательной деятельности. У большинства детей отмечаются патологическое состояние кистей рук, недостаточность или отсутствие зрительно-моторной координации и манипулятивной деятельности.
Только некоторые дети могут стоять у опоры, а у многих отмечается вынужденное положение тела, невозможность поворотов с боку на бок, патологическая опора при попытке поставить их на ноги.
К двум годам некоторые дети еще плохо удерживают голову, не умеют свободно ее поворачивать и разглядывать окружающее. Они не в состоянии поворачиваться и менять положение своего тела, самостоятельно сидеть, захватывать и удерживать игрушки. В большинстве случаев кисти рук детей сжаты в кулаки, плотно приведен к ладони первый палец, и невозможно его участие при захвате игрушек. Лишь очень немногим детям доступна предметная деятельность с помощью взрослого. Во всех случаях отмечается патологическое изменение мышечного тонуса
Лишь некоторые дети могут стоять у опоры, переступать с поддержкой за руки. Как правило, нарушения произвольной моторики сочетаются с выраженной патологией артикуляционного аппарата, голоса, дыхания. Вместе с тем у ряда детей отмечается довольно высокий уровень эмоциональных реакций и познавательной деятельности в целом. У детей с ярко выраженной патологией двигательной сферы и артикуляционного аппарата доречевая голосовая деятельность в этот возрастной период практически отсутствует.
ГОЛОСОВАЯ АКТИВНОСТЬ
При изучении доречевой деятельности детей с церебральным параличом важно учитывать время появления и особенности первого крика новорожденного. В анамнезе у многих детей отмечается отсутствие первого крика при рождении в течение 10-40 минут. В дальнейшем крик у этих детей характеризуется слабостью, непродолжительностью, немодулированностью. У многих детей в первый месяц он напоминает стон, писк, всхлипы.
В первые месяцы жизни, а у некоторых детей и дольше, крик отличается интонационной невыразительностью: отсутствуют дифференцированные интонации, выражающие оттенки недовольства, требований, радости и др. По крику ребенка невозможно определить его состояние и желание. В силу этого крик в первые месяцы жизни у детей с церебральным параличом не является средством выражения состояния ребенка и его желаний и, следовательно, не может служить средством общения с окружающими. Лишь у некоторых детей к 5-12 месяцам крик приобретает коммуникативную функцию, но интонационно он остается маловыразительным.
Развитие гуления.Спонтанные короткие звуки гукания у детей с ДЦП появляются с опозданием в 3—5 месяцев, а у некоторых детей появляются только к концу первого года жизни. Чаще всего дети издают редуцированные гласные звуки и их сочетания: а, э, аэ, эо — спонтанно или при общении со взрослыми. Интонационной окраски эти звуки не имеют. Большинству детей необходимо постоянное стимулирование произнесения звуков гуканья.
Отдельные недифференцированные звуки, возникающие как спонтанно, так и при контакте со взрослым по подражанию, представляют собой элементы гуления. Если у нормально развивающегося ребенка звуки гуления носят певучий характер, то у детей с ДЦП они короткие, лишенные певучести звучания. У большинства детей гуление представлено недифференцированными гласными звуками и их сочетаниями: а, ы, э, уэ, эо, эм, а заднеязычные звуки г, к, х, отсутствуют, так как для их артикуляции необходимо участие корня языка, что у детей с церебральным параличом крайне затруднено вследствие его напряжения и ограничения подвижности. Активность гуления крайне низкая.
У детей с тяжелым поражением артикуляционного аппарата длительное время вовсе отсутствует голосовая активность. Время появления самоподражания в гулении колеблется от пяти месяцев до года, что значительно отстает от нормы. У многих детей самоподражания в гулении вовсе не наблюдаются.
В силу того что у детей с церебральным параличом звуки гуления однообразны и невыразительны, они не могут служить средством общения с окружающими, что в свою очередь отрицательно сказывается на процессе формирования потребности речевого общения и приводит к задержке психического развития в целом.
Следует отметить также, что невысокая активность гуления тормозит ход становления речедвигательного и речеслухового анализаторов.
Развитие лепета.Спонтанный лепет у детей с церебральным параличом появляется лишь к 2—3 годам, что значительно отстает от нормы. При этом лепет характеризуется фрагментарностью, бедностью звукового состава и отсутствием слоговых комплексов.
Чаще всего в лепете детей, страдающих церебральным параличом, присутствуют гласные звуки а, э и губно-губные согласные п, м, б. Преобладание в лепете гласных а, э объясняется тем, что они легки для произнесения, так как требуют лишь вибрации голосовых связок и раскрывания рта. Для произнесения согласных звуков м, п, б, требуется активизация губной мускулатуры, которая наиболее подготовлена вследствие постоянного совершенствования моторики губ в акте сосания во время приема пищи. Наиболее характерными в лепете детей являются сочетания гласных а, э с губно-губными согласными: па, ма, ама,ба, аба.
Группа губно-зубных, передне-, средне-, заднеязычных согласных в лепете детей с ДЦП встречается редко. В их лепете нет или почти нет противопоставлений согласных: звонких глухим, твердых мягким, смычных щелевым. Вместе с тем для них характерны недифференцированные гортанные звуки лепета.
Последовательность овладения звуками лепета как нормальными детьми, так и детьми с церебральным параличом определяется закономерностями развития речедвигательного анализатора: на смену грубым артикуляционным дифференцировкам приходят все более тонкие, а легкие артикуляционные уклады уступают место трудным.
Однако снижение потребности в речевом общении и низкая голосовая активность детей с ДЦП не обеспечивают готовности речевого аппарата к членораздельному произношению. А патологическое состояние артикуляционного аппарата в свою очередь препятствует развитию его моторики и появлению новых звуков.
В связи с этим большинство детей, страдающих церебральным, параличом, не обнаруживают той последовательности этапов развития лепета, которая характерна для лепета здоровых детей. Прежде всего, наследственная программа озвученных артикуляторных движений, реализуемая независимо от слуха детей и речи окружающих (I этап развития лепета по В. И. Бельтюкову), у детей с ДЦП выражена слабо или отсутствует вообще. У детей с церебральным параличом не прослеживается или прослеживается как патологический и II этап в развитии лепета, т. е. слабо формируется механизм аутоэхолалий, или самоподражания. III этап в развитии лепета, характеризующийся сочетаниями звуковых слоговых комплексов, физиологическими эхолалиями и знаменующий переход к активной речи, у детей с церебральным параличом появляется с большим опозданием и длится значительно дольше, чем у нормальных детей.
Рис. 5. Вялость губ, сглаженность Рис. 6. Массивный, напряженный язык,
Носогубных складок.
Рис.7. Отклонение языка от средней Рис., 8. Гиперкинезы языка в покое, линий, утолщение его левого края.
Крик монотонный, невыразительный, по которому невозможно определить желание ребенка. Улыбка неадекватная, возникает только при тактильных раздражениях. Эмоционального контакта с ребенком установить невозможно. Голосовой активности в период бодрствования не обнаружено.
Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Период бодрствования протекает вяло. Ребенку доступны недлительная фиксация взора и прослеживание, но поле зрения ограничено резким косоглазием и влиянием тонических рефлексов на мышцы глаз. Зрительные и слуховые раздражители вызывают в основном защитные реакции: ребенок вздрагивает, закрывает глаза. Ориентировочно-познавательная деятельность не формируется. К игрушкам интереса не проявляет, но мать знает. На тон голоса не реагирует, имени своего не знает, речевых инструкций не различает.
Двигательное развитие. Положение тела ребенка вынужденное. Резко повышен общий мышечный тонус. Голову не держит, не поворачивается, кисти рук плотно сжаты в кулаки, отсутствуют попытки тянуться к игрушкам, вложенную игрушку не удерживает. Опора на ноги с грубым перекрестом ног на уровне бедер. Часты судорожные вздрагивания.
Артикуляционный аппарат, голо с; дыхание. Лицо, маскообразное, с открытым ртом. Язык напряжен, в виде жала высовывается изо рта. При оптических и слуховых раздражениях возникают гиперкинезы языка и оральные синкинезии. Спонтанных и произвольных движений языка нет. Позу закрытого рта не удерживает. Голос дисфоничный, сдавленный, тихий, лишенный выразительности. Дыхание аритмичное, стридорозное. Кормление замедленное с поперхиваниями. Пищу во рту не удерживает, поэтому кормится в лежачем положении.
Заключение. Задержка развития ориентировочно-познавательной деятельности. Отсутствие голосовой активности в период спокойного бодрствования. Доречевое развитие соответствует I уровню.
II уровень- наличие недифференцированной голосовой активности.
Характеристика голосовой активности и функции общения. С детьми возможно установить эмоциональный контакт, вызвать у них улыбку и оживление. Общение детей осуществляется посредством недифференцированных движений тела, головы, сопровождающихся неорганизованной вокализацией, что соответствует раннему доязыковому уровню развития общения нормальных детей. Дети издают недифференцированные звуки как спонтанно, так и отраженно, но певучего гуления нет. Детям доступно нечеткое произношение гласных звуков о, э, ы. Их крик не является средством выражения своих состояний и желаний. Голос немодулированный. В целом период бодрствования у них протекает вяло.
Характеристика сенсорного развития. Ярко выражены недостаточность зрительного внимания, ограничение полей зрения, косоглазие; слуховое внимание на голос и речь также снижено. Иногда отмечается повышенная чувствительность на любой слуховой раздражитель, которая находит свое выражение в защитных реакциях в виде плача и вздрагивания.
Характеристика ориентировочно- п о з н а в а тельной деятельности. Ориентировочные реакции на внешние раздражители возникают при условии постоянной стимуляции ребенка. Дети равнодушны к игрушкам, не обнаруживают адекватной реакции на новую ситуацию. Познавательная деятельность развита слабо, эмоциональные реакции бедные.
Характеристика двигательного развития. Произвольная моторика крайне ограниченна (рис. 9, 10). Дети слабо удерживают голову (рис. 10), кисти рук в порочных положениях (рис. 11,12). У них начинает развиваться зрительно-моторная координация, они тянутся к игрушкам, но захват удается после многократных попыток. Манипулятивная деятельность отсутствует. При попытках посадить их дети не удерживают вертикального положения тела в специальном стуле.
Характеристика артикуляционного аппарата, голоса и дыхания. Нарушения функций мышц языка приводят к формированию его патологической формы (рис. 13, 14). Наличие оральных синкинезий затрудняет произвольные движения языка и губ. Изменения тонуса мышц органов артикуляции проявляются в виде спастичности, паретичности, дистонии (рис. 15, 16). Голос детей слабый, немодулированный. Дыхание в ряде случаев стридорозное. Выражена псевдобульбарная симптоматика. Для иллюстрации II уровня доречевого развития детей с церебральным параличом приводим пример № 2.
Саша А. (1 год 6 мес). Детский церебральный паралич в форме спастической диплегии. Поступил на лечение впервые.
Анамнез. Ребенок от второй беременности, вторых родов. Беременность протекала с явлениями токсикоза, в первой половине беременности была травмаживота. Роды преждевременные, вес при рождении 1300 г. К груди не прикладывался, вскармливался искусственно.
Голосовая активность и функция о б щ е н и я. С ребенком можно установить эмоциональный контакт, но сам ребенок к этому не стремится. Безучастен к окружающему. Спонтанно произносит нечеткие звуки, средние между а и э. Голосовая активность низкая. Крик невыразительный, не несет функции общения. По крику ребенка определить его желания не удается.
Рис. 9. Отсутствие опорной функции Рис. 10. Патологическая опора на
рук. ноги, слабое удержание головы.
Рис. 11. Порочное положение рук. Рис. 12. Порочное положение кистей
рук.
Рис, 13. Массивный язык без Рис. 14. Раздвоенность языка.
выраженного кончика, неравномерное
распределение тонуса в мышцах языка.
Рис. 15. Язык спастически напряжен, Рис. 16. Вялость губ.
загнут кверху.
Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Ребенок фиксирует взгляд на лице взрослого и игрушках, следит за движущимися объектами; реагирует на звучащие игрушки и локализует направление звука. Однако он не использует имеющиеся сенсорные возможности в познавательной деятельности. Сосредоточивает внимание на речи, адекватно реагирует на тон голоса, но не различает речевых инструкций, не знает своего имени.
Двигательное раз в и т и е. Голову не удерживает, не сидит, на ноги не опирается. Пытается тянуться к игрушкам, но кулаки плотно сжаты, первый палец приведен, захватить игрушку не удается. Вложенную игрушку ребенок удерживает, но рассмотреть ее и дотянуть до рта не может.
Артикуляционный аппарат, голос, дыхание. Лицо амимичное, носогубные складки сглажены. Губы вялые, язык широкий, без сформированного кончика, в корне язык напряжен. Отмечаются гиперкинезы языка в передне-заднем направлении. Подвижность языка и губ резко ограничена. Кормление ребенка затруднено. Сохранились сосательные движения языком и губами. Пища подтекает изо рта, так как во рту не удерживается. Во время еды поперхивается. Пить из чашки не может. Голос слабый, дыхание стридорозное.
Заключение. Задержка в развитии ориентировочно-познавательной деятельности. Голосовая активность на уровне недифференцированных звуков. Гуление и лепет отсутствуют. Доречевое развитие ребенка соответствует II уровню.
III уровень - гуление. Этот уровень у детей с церебральным параличом в форме спастической диплегии характеризуется неравномерностью развития сенсорного восприятия, зрительно-моторной координации, ориентировочно-познавательной деятельности, эмоциональной сферы и звукового общения с окружающими.
Характеристика голосовой активности и функции общения.С детьми легко устанавливается эмоциональный контакт, они реагируют на интонации голоса человека. У них ярко выражены «комплекс оживления» и направленность на общение со взрослым. Крик детей на этом этапе уже является средством выражения состояний, желаний и, следовательно, средством общения с людьми. Спонтанно и по подражанию дети произносят звуки гуления: длительные по звучанию гласные, губные и гортанные согласные звуки в сочетании с гласными {бу, пу, ма, ха, ка). В гулении появляются аутоэхолалии, т. е. самоподражание при гулении.
Характеристика сен сорн о го р а з в и т и я. У детей появляются дифференцированные зрительные и слуховые реакции: они узнают мать, отличают знакомых людей от незнакомых, их голоса. Трудности восприятия сильно ограничивают возможности познавательной деятельности детей.
Характеристика ориентировочн о - п о з н а в а тельной деятельности. Дети проявляют интерес к. окружающему, обращают внимание на яркие игрушки, могут совершать с ними элементарные манипуляции. Дети эмоциональны, активны, различают некоторые речевые инструкции в конкретной ситуации.
Характеристика двигательного развития. У детей, находящихся на этом уровне, развивается зрительно-моторная координация. Они могут захватить игрушку, совершить с ней примитивные манипуляции, но их движения ограниченны, напряженны, крайне неловки (рис. 17); игрушки часто выпадают из рук. Дети в состоянии удержаться в вертикальном положении в специальном стуле, но самостоятельно не сидят (рис. 18) и не стоят (рис. 19, 20).
Характеристика артикуляционного аппарата та, голоса и дыхания. Становится сильно заметной псевдобульбарная симптоматика, проявляющаяся в нарушениях голоса, дыхания, процесса кормления. Четко проявляются такие патологические симптомы артикуляционного аппарата, как спастичность (рис. 21), паретичность (рис. 22), дистония, гиперкинезы языка, оральные синкинезии. Подвижность языка, губ значительно ограничена.
Для иллюстрации III уровня доречевого развития детей с церебральным параличом приводим пример № 3.
Рис. 17. Патологическое положение Рис. 18. Патологическая поза при
руки при захвате игрушки. сидении.
Рис. 19. Патологическая опора на ноги. Рис. 20. Патологическая опора на ноги.
Слава М. (10 мес). Детский церебральный паралич в форме спастической диплегии. Ребенок поступил впервые.
Анамнез. Ребенок от второй беременности, первых родов (первая беременность закончилась выкидышем). Данная беременность протекала с явлениями токсикоза. Роды преждевременные на 33-й неделе, быстрые, со стимуляцией, весом ребенка при рождении 1900 г. Ребенок рожден в асфиксии, был на аппаратном дыхании. Закричал через 5 минут после оживления. К груди приложен в возрасте I месяца. Сосал плохо с поперхиванием, молоко вытекало через нос. С 4 месяцев фиксирует и прослеживает предметы, игрушки и лица взрослых, с 5 месяцев держит голову, с 7 месяцев тянется к игрушкам, гулит с 4 месяцев. Крик невыразительный, мать не может определить желание ребенка по его крику. Слуховое сосредоточение появилось со значительным опозданием — после 8 месяцев.
Голосовая активность и функция о б щ е н и я. С ребенком возможно установить эмоциональный контакт. Выражен «комплекс оживления» с голосовыми проявлениями. Голос ребенка выразительный и служит средством общения со взрослым. Ребенок произносит звуки гуления: а-а, ба, га, ня — спонтанно и отраженно, но звуки не имеют певучести и длительности звучания.
Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Зрительное сосредоточение и внимание удовлетворительные. Интересуется игрушками, рассматривает их. Различает тон голоса, знает свое имя. Но акустическая установка на речь неустойчивая, речевых инструкций не различает.
Двигательное развитие. Ребенок непродолжительное время сидит самостоятельно, тянется к игрушкам, захватывает их и совершает с ними элементарные манипуляции (стучит, тянет в рот).. На ноги не опирается. В вертикальном положении резко нарастает тонус в нижних конечностях.
Артикуляционный аппарат, голос, дыхание. Наблюдается асимметрия лица. Тонус губ и языка снижен, в связи с этим подвижность языка и губ ограниченна. Рот приоткрыт, углы губ опущены, плотное смыкание губ невозможно. Кормление замедленное, но без поперхиваний. Голос и дыхание без особенностей.
Заключение. Развитие ориентировочно-познавательной деятельности с незначительным отставанием от возрастной нормы. Задержка доречевого развития. Голосовая активность проявляется в виде гуления, лишенного певучести и длительности. По доречевому развитию ребенок соответствует III уровню.
Рис.. 21. Спастнчность языка. Рис. 22. Вялость губной мускулатуры,
отсутствие позы закрытого рта.
IV уровень - лепет. У детей обнаруживаются диспропорции в развитии отдельных функций; так, уровень развития эмоциональной сферы намного опережает уровень двигательного и речевого развития.
Характеристика голосовой активности, функции общения. Средствами общения с окружающими являются выразительные движения головы и глаз, мимика, модулированный крик, лепет, упрощенные слова. Лепет характеризуется бедностью звуков и представляет собой сочетание губных согласных с нечеткими гласными звуками. Слогового лепета, как правило, не отмечается. Спонтанный лепет наблюдается редко, чаще возникает отраженный, односложный лепет. Аутоэхолалии в лепете выражены крайне слабо. Имеющиеся простые лепетные слова произносятся редко, после длительной стимуляции. Потребность речевого общения у детей, выражена слабо, речевая активность низкая. Дети хорошо понимают обращенную речь: как простые ситуативные инструкции, так и сложные двух-трехступенчатые задания.
Характеристика сенсорного развития. Нарушения зрительного восприятия, связанные с косоглазием, ограничением полей зрения и т. п., приводят к трудностям фиксации взора на предмете. Однако высокий уровень психической активности детей способствует тому, что они приспосабливаются к «недостаткам» зрительного анализатора (рассматривают игрушку, повернув голову в сторону так, чтобы можно было фиксировать ее взором и т. д.). Нарушения слухового восприятия проявляются в снижении слухового внимания на речь, в трудностях локализации звука, речи. Все эти сенсорные нарушения задерживают темп психического развития детей.
Характеристика ориентировочно-познавательной деятельности. Дети отличаются высокой активностью познавательной деятельности, устойчивостью внимания. Они заинтересованы в эмоциональном контакте; их эмоции носят дифференцированный характер. Дети проявляют живой интерес ко всему окружающему, длительно используют игрушку. У некоторых детей начинает развиваться предметная деятельность, но тонкие ручные движения у них отсутствуют. Уровень развития импрессивной речи значительно опережает уровень развития экспрессивной речи, а в ряде случаев даже приближается к возрастной норме.
Характеристика двигательного развития. Дети могут сидеть в специальном стуле (рис. 23), держать голову, брать игрушки и манипулировать ими, но при этом часто отмечаются атаксия, гиперкинезы в руках, дизметрии, порочные положения кистей рук и пальцев (рис. 24). При помощи взрослых дети могут стоять и переступать у опоры, но положение ног при этом порочное (рис. 25). При поддержке за обе руки дети переступают, но часто с перекрестом ног. Некоторые дети могут самостоятельно сидеть (рис. 26).
Характеристика артикуляционного аппарата. Патологическое состояние артикуляционного аппарата проявляется в изменении мышечного тонуса губ (рис. 27, 28), языка, гиперкинезах языка (рис. 29, 30), что приводит к ограничению их подвижности, отсутствию произвольных артикуляционных движений и к другим изменениям. Почти у всех детей имеют место повышенная саливация и псевдобульбарные явления, выраженные в большей или меньшей степени. У всех детей отмечаются слабость кусания и жевания.
Для иллюстрации IV уровня доречевого развития детей с церебральным параличом приводим пример № 4.
Андрей А. (1 год 2 мес). Детский церебральный паралич в форме спастической диплегии с мозжечковым синдромом. Поступил впервые. Анамнез. Ребенок от второй беременности (первая беременность закончилась выкидышем). Данная беременность протекала с токсикозом в первой половине. Роды в срок. Родовая деятельность слабая, использовались стимуляция и вакуум-экстрактор. Ребенок родился в асфиксии с весом 3400 г. Закричал через несколько минут. Состояние после рождения было тяжелое, сосал слабо, поперхивался, быстро уставал. Следить взором стал с 2 месяцев, улыбаться с 3 месяцев, гуление появилось с 4 месяцев. Голову слабо удерживал с 3 месяцев. Первые лепетные звуки появились к концу первого года жизни.
Голосовая активность и функция общения. Ребенок спонтанно лепечет ма, 6а, ня, дя, но лепетная активность низкая. В лепете не отмечались многократные повторения одних и тех же звуков, что характерно для лепета здорового ребенка. Голос маловыразительный и тихий. В моменты эмоционального напряжения ребенок" может менять интонации голоса и выражать свои желания и состояния. Например, по окончании логопедических занятий он голосом выражает недовольство прерванной игрой, а при виде интересующей его игрушки голосом просит ее дать.Эмоции ребенка носят адекватный характер, но они нуждаются в постоянном стимулировании.
Сенсорное развитие и познавательная деятельность. Ребенок вялый, неактивный. Зрительное и слуховое внимание устойчивые, но работоспособность снижена: усталость наступает через 5—7 минут работы. У него хорошая память. Запас знаний и представлений об окружающем соответствует возрастной норме. Понимает обращенную речь в соответствии с возрастом.
Двигательное развитие. Голову в вертикальном положении держит плохо, опускает ее на грудь. Ребенок сидит в специальном стуле, положив верхнюю часть туловища на стол. Зрительно-моторная координация развита, но движения рук замедленные, некоординированные, неловкие. Ему доступны простые предметные действия с игрушками. При попытке поставить ребенка на ноги резко возрастает тонус в нижних конечностях, опирается на ноги с перекрестом.
Артикуляционный аппарат, голос, дыхание. Резко выражена слабость мимической, губной, жевательной и язычной мускулатуры. Углы губ опущены, носогубные складки не выражены. Рот открыт. Язык без выраженного кончика, находится на дне полости рта по средней линии, малоподвижен, но по просьбе взрослого ребенок может высунуть язык вперед. В вертикальном положении и при эмоциональных переживаниях появляются оральные синкинезии. Постоянное слюнотечение. Голос слабый, тихий. Во время еды изредка поперхивается. Дыхание в покое без видимой патологии. Во время лепета отмечается слабость вдоха и выдоха.
Заключение. Голосовая активность на уровне лепета. Понимает обращенную речь в соответствиис возрастной нормой. Доречевое развитие соответствует IV уровню.
Рис. 23. Умение сидеть в специальном Рис. 24. Патологическая поза кистей
стуле. рук при захвате игрушки.
Рис. 25. Неустойчивая опора, стопы ног Рис. 26. Кратковременное удержание
в патологическом положении. позы сидения.
Рис. 27. Вялость губной мускулатуры. Рис. 28. Асимметрия носогубных
складок.
Рис. 29. Гиперкинезы языка в сочета- Рис. 30. Гиперкинезы языка при
нии с оральными синкинезиями. попытке взять игрушку
Таким образом, изучение детей с церебральным параличом позволило обнаружить у них нарушения голоса, преимущественно его интонационных особенностей. Что касается гуления, то время его появления часто соответствует возрастной норме, но дальнейшее развитие гуления у детей с ДЦП происходит иначе, чем у их здоровых сверстников: слабо выражено отраженное гуление и самоподражание, отсутствует певучесть звуков. Крик детей длительное время не является средством общения в силу недоразвития интонационно-выразительной системы речи в целом. Лепет у большинства детей возникает поздно и характеризуется бедностью звукового состава, отсутствием модуляции голоса, слоговых рядов. Звуковая активность крайне низкая. Дети предпочитают общаться криком, мимикой, жестом. В большинстве случаев в лепете не прослеживается последовательности этапов, характерных для здорового ребенка. Первый этап развития лепета у детей с церебральным параличом выражен крайне слабо. Далее у них не формируется механизм аутоэхолалии, т. е. самоподражания. И наконец, физиологические эхолалии, слоговый лепет, что соответствует третьему этапу развития лепета, появляется поздно и в искаженном виде. Двигательное развитие детей, страдающих церебральным параличом, грубо нарушено; это препятствует процессу становления их восприятия. Хватательная и манипулятивная функции рук также недоразвиты.
Сенсорные нарушения, проявляющиеся в недостаточности зрительного, слухового и кинестетического анализаторов, задерживают развитие познавательной деятельности.
У подавляющего большинства детей отмечается патология артикуляционного аппарата; изменен мышечный тонус, нарушена подвижность языка и губ, наблюдаются гиперкинезы языка и т. д. В результате этого артикуляционный аппарат детей не готов к звукопроизношению. Речедвигательный и речеслуховой анализаторы отстают в своем развитии.
У большинства детей, страдающих церебральным параличом, обнаружен невысокий уровень развития эмоциональной и мотивационно-потребностной сферы, что является одной из причин недостаточности их познавательной деятельности.
Данные нашего исследования помогли четко представить до-речевое развитие ребенка с ДЦП и выявить причины его отставания. При этом следует отметить, что коррекционно-педагогическая работа должна строиться на основе максимального развития сохранных функций ребенка.
В ДОРЕЧЕВОИ ПЕРИОД
Целью коррекционно-педагогической работыявляется последовательное развитие функций доречевого периода, обеспечивающих своевременное формирование речи и личности ребенка.
Основные принципы системы коррекционно-педагогической работы.
1. Раннее начало коррекционно-педагогической работы с детьми, страдающими церебральным параличом, т. е. с первых недель и месяцев жизни, так как нарушения развития отдельных функций доречевого периода приводят к вторичной задержке развития других функций и педагогической запущенности.
2. Поэтапное развитие всех нарушенных функций доречевого периода. При работе учитывается не столько возраст ребенка, сколько тот уровень доречевого развития, на котором он находится. При этом коррекционно-педагогическая работа строится на основе тщательного изучения нарушенных и сохранных функций. Дифференцированный подход во время занятий предусматривает учет возможностей ребенка и построение системы упражнений, находящихся в «зоне его ближайшего развития».
3. Использование кинестетической стимуляции в развитии моторики артикуляционного аппарата, сенсорных и речевых функций. Это связано с тем, что при ДЦП недостаток ощущений движения, положения частей тела и мышечных усилий, т. е. кинестезии, приводит к моторным, речевым и интеллектуальным расстройствам. Одним из типов нарушений кинестезии является недостаточность или отсутствие следового образа движения, в том числе и движения артикуляционных мышц.
В основу разработанной системы коррекционно-педагогической работы был положен принцип активного участия обратной аф-ферентации в формировании компенсаторных механизмов, разработанный П. К. Анохиным. При разработке системы упражнений, направленных на коррекцию и развитие артикуляционной моторики, учитывалось положение Н. И. Жинкина о том, что отсутствие обратной связи (кинестезии) прекратило бы всякую возможность накоплений опыта для управления движениями речевых органов, человек не смог бы научиться речи, а усиление обратной связи (кинестезии) ускоряет и облегчает обучение речи.
4. Принципы советской дидактики. Коррекция и развитие доречевых функций детей с церебральным параличом требуют творческого использования таких дидактических принципов, как индивидуальный подход, систематичность и последовательность в преподнесении материала, активность, наглядность. Эти принципы обучения связаны друг с другом и взаимообусловлены. В коррекционно-педагогической работе широко используются все перечисленные дидактические принципы, но с учетом специфических особенностей детей, страдающих церебральным параличом.
5. Организация занятий в рамках ведущей деятельности ребенка.
6. Комплексное медико-педагогическое воздействие, предусматривающее проведение как педагогических, так и медицинских мероприятий, направленных на восстановление нарушенных функций. Медицинское воздействие предполагает медикаментозное и физиотерапевтическое лечение, лечебную физкультуру, массаж и др. Организация логопедической работы предусматривает активное участие в ней как медицинского персонала, так и родителей ребенка.
Коррекционно-педагогическая работа должна проводиться ежедневно в специально оборудованном кабинете, индивидуально. В течение дня мать или медперсонал после предварительной инструкции проводит несложные упражнения для закрепления полученных на логопедических занятиях навыков.
Учитывая, что начиная с первых дней жизни под влиянием патологических тонических рефлексов (характерный симптом детского церебрального паралича) у ребенка формируются патологические установки рук, ног, положения туловища и головы (кривошея), необходимо подбирать для каждого ребенка индивидуально положения тела, при которых патологические тонические рефлексы не проявлялись бы вовсе либо проявлялись минимально. Эти положения туловища, конечностей, головы, носящие название «рефлекс запрещающие позиции», необходимо придавать ребенку до начала проведения логопедического занятия и сохранять во время занятия.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
С детьми I и II уровня доречевого развития логопедический массаж проводится с целью нормализации тонуса мышц артикуляционного аппарата. После выбора позы, адекватной для логопедического занятия, проводят дифференцированный массаж лицевых и артикуляционных мышц, который направлен как на нормализацию тонуса мышц, так и на стимуляцию кинестетических ощущений. В первые недели жизни ребенка, как правило, не отмечается повышенного тонуса в артикуляционных мышцах, и лишь к концу первого месяца тонус в артикуляционной мускулатуре нарастает, в связи с чем проводятся следующие приемы расслабления.
Расслабление лицевой и губной мускулатуры методом разглаживания:
1) в направлении от середины лба к вискам