Детские дошкольные учереждения
ДДУ включают в себя ясли для детей до 3-х лет и детский сад (3 – 6-7 лет).
В результате интенсивно развивающейся промышленности и переоценки значения деятельности женщин, занятой на производстве, не в пользу ведения ею домашнего хозяйства все больше подрывается заслуженно высокий авторитет семьи, и особенно матери. Все больше усиливается тенденция к коллективному воспитанию маленьких детей. Общественности слишком мало известно об опасностях коллективного воспитания грудных детей и детей раннего возраста (до 3-х лет).
При сравнительной оценки развития «ясельных» и «домашних» детей было обнаружено, что дети, посещающие ясли, значительно чаще и тяжелее болеют.
Также было установленно, что спустя годы бывшие «ясельные» дети, часто перенасимые в первые годы жизни грипп, воспаление легких и другие, в возрасте 15-16 лет имели ограничения функции легких по сравнению с детьми, воспитывавшимися дома.
Кроме этого, постоянное пребывание в группе сверстников вредно воздействует на развитие личности ребенка раннего возраста – такое заключение было сделанно психологами, наблюдавшими за социальным развитием «ясельных» детей.
Некоторые относительно хорошо приспособившиеся к обстановке дети пользовались более или менее заменяющим материнское отношением воспитательниц. Однако у большинства детей обнаруживались значительные нарушения. В раннем возрасте у них отмечались страхи, вызванные ощущением, что родители их бросают. Страхи сопровождались длительным плачем и душераздирающими криками, угнетенным состоянием, чувством тревоги.
В развитии речи «ясельные» дети заметно отставали от своих «домашних» сверстников. У «ясельных» детей наблюдались трудности, связанные с общением, дети испытывали затруднения при игре с другими детьми, позднее они не блистали успехами в школе.
Т.о. родители не должны подвергать своего ребенка ненужным нагрузкам, в том числе и тем, которые связаны с посещением яслей. Далеко не безоазлично, в 1-2 года или после 3 лет ребнок подвергнется воздействию коллективного воспитания.
Даже в сложных семейных обстоятельствах лучше временно доверить грудных и маленьких детей заботам соседки или бабушкеи (лучше квалифицированной няне), чем отдавать их в ясли.
Детский сад ребенок может посещать тогда, когда он в своем социальном развитии достиг такой ступени, что может находиться в обществе других детей в отсутствие матери без вреда для себя и окружающих, и без особых трудностей
Если ребенок может в отсутствие матери 1-2 часа спокойно играть с другими детьми, он достаточно «созрел» для детского сада. Это происходит обычно в возрасте 4 лет, иногда в 3,5, а иногда и после 5 лет
В задачи хорошего детского сада не входит обучение детей основам грамоты, чтению, письму и счету. Самое главное – научить ребенка находить общий язык с другими детьми, избегать ссор и конфликтов. Следует учить детей уважительному отношению к окружающим, навыкам коллективной работы, когда все дети выполняют одно и тоже задание. Если такое обучение общению происходит без трудностей и проблем, то от него выигрывает каждый ребенок.
Детский сад помогает ребенку стать самостоятельным.
При психологической зрелости ребенка детский сад скорее станет для него источником положительных эмоций, что само по себе способствует в борьбе с инфекцией. Важным элементом в подготовке ребенка к ДДУ является закаливание. Длительное пребывание на свежем воздухе, чистый и прохладный воздух в комнатах, бегание босиком по полу и т.д. – должны войти в жизнь ребенка, которому предстоит раннее посещение детского учереждения. Существуют и медикаментозные возможности укрепления иммунитета – рибомунил, IRS-19.
Другие методы – промывание носоглотки ребенка 1% раствором поваренной соли после прихода из детского учереждения, смазывание наружных отделов носовых ходов оксалиновой мазью, витаминизация организма.
Варианты нарушения адаптации ребенка в ДДУ.
· Дизадаптация легкой степени. Появляется временное отрицательное эмоциональное состояние ребенка: плохо спит, теряет аппетит, неохотно играет с детьми. ( 1 месяца.)
· Дизадаптация средней тяжести. Эмоциональное состояние нормализуется более медленно. Ребенок подвержен заболеваниям ОРВИ.
· Дизадаптация тяжелой степни. Характеризуется длительным течением, иногда несколько месяцев. В этот период ребенок переносит повторные заболевания, часто с осложнениями, появляются стойкие нарушения поведения.