Обычно перверзники пытаются вернуть «сбежавшую» жертву.
«Человек возвращался, были отчетливые попытки запустить все по второму кругу, –пишет в Сети экс-жертва. – Вообще, видимо, держать до последнего – для них характерно. И он сам признавался, что был уверен, что я несмотря ни на что, останусь его в любом случае. И только когда уже все-все доказательства получил – что вообще не его, и никаких вариантов – тогда его волна ненависти накрыла. При том что раньше, когда я говорила, что никаких шансов нет на восстановление – просто мимо ушей пропускал. Типа, ты не видишь своего счастья, я тебе все объясню. Мои «не надо» – в пустоту совсем были».
Случается, что в попытках вернуть вас перверзник теряет остатки самообладания:
«Он меня ударил, и я была ужасно рада! – пишет в Сети экс-жертва. – Потому что он мне отбил кусок зуба, и я его специально сохранила и возвращалась потом как к доказательству того, что мне ничего не привиделось. После этого выгнала сразу же и окончательно. А он потом присылал мне СМС-ки с проклятьями и про то, что я испортила ему жизнь. Нытье и вялые попытки наладить отношения тянулись еще четыре года».
К сожалению, перверзники – мастера по возвращению «добычи». Они могут изобразить перед вами такое безграничное горе, такую вселенскую тоску, такую «поломатую жизнь», что опять вызовут в вас прилив любви и чувство огромной вины за то, что человек, можно сказать, погибает из-за вас. Часто перверзник бывает столь убедителен, играя в «сахарное шоу невыносимой сентиментальности», что жертва дает ему еще один шанс.
“Можете закидать меня камнями, но я вернулась к своему позавчера. Не удержалась. Было что-то сказочное. Кажется, так хорошо никогда не было! Полная идиллия, совместная готовка ужина, прогулка перед сном, спали обнявшись. Просыпался и целовал меня ночью спящую, как будто не верил своим глазам, и опять засыпал – так было раза четыре. В тренажерный зал с собой зовет. Как же сделать, чтобы так было всегда? Закрывать на все глаза?” – пишет в Сети подруга перверзника.
Если жертва не покупается на «сахарное шоу невыносимой сентиментальности», оно сменяется бранью, угрозами и проклятиями вдогонку:
«Он мне писал гадкие СМС-ки: „Меня еще так, как ты не предавали, ты стерва бездушная, обманывала меня все время, не была со мной искренней, так и не смогла меня понять, так и не смогла открыть мне свою душу, а я тебя так любил. Ты эгоистка по жизни, пускай тебя бог накажет за твое предательство, будь ты проклята“ – делится в Сети подробностями расставания со своим Неотразимым экс-жертва.
«Мой стращал тем, что попросит своего друга из полиции подкинуть мне наркотики, и меня арестуют и изнасилуют всем отделением. Потом меня посадят в тюрьму, где я прокляну все на свете, – вспоминает пережитые ужасы другая экс-жертва перверзного.
Иногда наши разобиженные герои не ограничиваются словесным насилием.
«Он насильно вывез меня в другой город и выгнал из машины одну, ночью! – делится экс-жертва в Интернете. – В незнакомой местности, без денег, без всего, в легкой одежде в холод. А на следующий день у подъезда караулил, чтобы убедиться, что я живой вернулась. Потому что я телефон отключила, а он названивал. Видать, совесть загрызла тирана!»
Совесть? Как бы не так. Давайте отучаться рассматривать поступки перверзников с нашей «колокольни». Затвердите себе и повторяйте как мантру: у них нет сердца, у них нет совести.
Кстати, эта история подтверждает, как опасно хоть на секунду дать слабину. Поэтому не ведитесь ни на какие виновато-добрые лица и приглашения пообщаться в машине.
Также у брошенных мучителей нигде не заржавеет угрожать вам самоубийством.
«Полгода я расколдовывала моего закомплексованного «принца», который признавался мне в любви, но отказывал в сексе, – вспоминает респондент Инна. – Я думала, что он перенес какую-то душевную травму и старалась мягко раскрепостить его. Но Олегу все было не так и не эдак. Он упорно тормозил меня на уровне поцелуев и легкого петтинга, по ходу «пиная» за «нимфоманство», «животность» и… несоответствие его типажу! Вдруг оказалось, что ему нравятся худые брюнетки, а мои формы вызывают отторжение. Я пребывала в огромном недоумении, что же, собственно, любителя худых короткостриженых брюнеток привлекло во мне, фигуристой блондинке с косой.
Чашу моего терпения переполнило то, что он начал трезвонить по нашим общим знакомым, что я бесстыдно его домогаюсь, а у него на меня «не стоит», и вообще, он верный муж и прямо не знает уже, куда от меня деться. Узнав об этом, я предложила ему катиться на все четыре стороны.
И тут началось! Олег прислал длинное полухамское письмо с кучей обвинений и смутными намеками на то, что он никогда не оправится от моего вероломства и лучше ему самому прекратить весь этот кошмар под названием «жизнь». Но когда я попыталась ему ответить, оказалось, что он удалил свой аккаунт. Я позвонила ему – он не взял трубку. Тогда я сбросила ему СМС, что если он немедленно не выйдет на связь, то я «пробью» его жену и расскажу ей и о нашей истории, и о его суицидальном шантаже. Это возымело эффект.
Когда дней через десять он опять написал мне, что покончит с собой, если я к нему не вернусь, я отослала ему список из десяти самых надежных способов суицида. С тех пор прошел год. Известий о его смерти ко мне не поступало».
Вот как советует реагировать на угрозы самоубийством блогер lili_dunkerk:
“Позиция моя по этому вопросу достаточно жесткая: устанавливать контроль над чужой жизнью и мотать нервы, а когда человек не выдержит и уйдет, резать вены, чтобы он вернулся и можно было продолжать издевательства, – это не любовь, никакого отношения к любви не имеет и не достойно даже сочувствия.
Поэтому при угрозах суицида надо не успокаивать, а игнорировать. Если человек предпринимает малоубедительную попытку суицида (питье таблеток, ковыряние вен, стояние на крыше), не нужно приходить в ужас и впредь носить это хрупкое создание на руках и слова поперек не говорить. Но не стоит и прямо уж откровенно издеваться: «В следующий раз доделай до конца».
Правильная реакция: вызвать «скорую», полицию либо оказать медицинскую помощь самостоятельно. Если вам звонят с заявлением: «Я тут на крыше стою, собираюсь прыгнуть», – попробуйте успокоить, но при этом никаких рассусоливаний, крика, слез, признаний в любви и уверений, что вы без него жить не можете. Спросите спокойно, где он находится, и пообещайте приехать. В 90 % случаев такие звонки – вранье.
Если выяснилось, что это ложь, отношения надо прекратить. Если все-таки он реально находится на крыше, вызывайте МЧС. Когда неудавшийся суицидник успокоится, объясните манипулятору, что играть чужими чувствами подло, вы такой игры больше не потерпите.
Если же попытка суицида оказалась убедительной (пробыл в больнице более суток), а вы уже расстались, и партнер пытается вас таким образом вернуть, не приходите к нему и на связь не выходите – это только усугубит стресс».
Не ведитесь ни на патоку, ни на угрозы. Покинутый перверзник не скончается от разбитого сердца и не зачахнет в тоске по вам. Да, он будет рвать и метать, но глубина и содержательность этих страданий совсем не те, что переживаете и еще долго будете переживать вы. О том, что чувствует брошенный нарциссист, рассказывает Отто Кернберг:
«Если их покидают или разочаровывают люди, которые были с ними как-то связаны, они могут проявлять поверхностное чувство, с виду напоминающее депрессию, которое впоследствии превращается в обиду и гнев, наполненные мстительными фантазиями, но при этом не переживают подлинной грусти от потери человека, которого они как-то ценили».
Оставленный мучитель может впасть в другую крайность – относительно безобидную. Он начинает хорохориться, создавая у окружающих видимость, что ведет яркую насыщенную жизнь и стремясь сделать так, чтобы это не ускользнуло от вашего внимания. Так, до вас могут дойти слухи, что у него нереально поперла карьера, пролился золотой дождь, а самое главное – он встретил свою «нежную и удивительную» и вот-вот поведет ее под венец. Порадуйтесь за него и… пожалейте – за необходимость выдумывать такую жизнь, какую вы способны вести и без всяких выдумок.
Перверзник физически не может долго выносить боль, и чтобы поскорее от нее избавиться, торопит момент «гратификации», т. е. получения удовлетворения. Поэтому оставленная Роковая Личность довольно быстро находит себе новую жертву. Либо же начинает перелопачивать свои старые списки на предмет возобновления контакта с кем-то из не до конца «отработанных» вариантов. Либо же приглашает на «вакантное место» ныне действующую «параллельную» жертву, которая до этого была недостаточно хороша, чтобы считаться «фавориткой».
«Незадолго до нашего разрыва Оля наметила себе следующую жертву – безобидного ботаника с мозгами и добрым сердцем, – рассказывает Светлана. – Указав на него, она сказала: «Он будет моим мужем, вот увидишь». Очень скоро так и случилось. Кстати, потом я узнала, что она использовала этого парня, чтобы открыть новую фирму».
Уходя, действуйте решительно и не пускайтесь в объяснения. Вы уже знаете, как ловко перверзник может вас втянуть в «дискуссию» ни о чем и заболтать любую волнующую вас проблему. Да и какой смысл в объяснениях? Вы уже пытались это сделать десятки, а то и сотни раз. Неужели думаете, что на сто первый он вдруг прозреет? Прислушайтесь лучше к совету Сэма Вакнина:
«Вопрос, кто, что, кому и почему сделал, не имеет смысла. Что имеет смысл, так это прекратить горевать о себе, вновь начать улыбаться и любить на менее покорный, безнадежный и болезненный манер».
И да, не пытайтесь напоследок открыть перверзнику глаза на то, что он такое есть.
«Нарциссические личности способны крайне обижаться на тех, кто пытается уличить их в эксплуататорском, эгоистичном поведении, – предупреждают Аарон Бек и Артур Фримен.
Вспоминает ли перверзник о вас? Да, но со злобой. Перебирает ли в памяти ваши лучшие моменты, тоскует ли в ночи по теплу вашей руки и нежности губ? Увы, нет.
«Нарциссу трудно вспомнить и воспроизводить то, что он якобы – хотя бы и напоказ – «чувствовал» совсем недавно по отношению к источнику нарциссического ресурса, как только тот перестает им быть. Воссоздать эти чувства он не может, – неумолимо констатирует Сэм Вакнин.
Круг седьмой. Утилизация
Трусы и рубашка лежат на песке. Никто не плывет по опасной реке.(Сергей Михалков)
«А когда очарованный, перепуганный нищий Бессознательно выполнил гривуазный приказ, Утомленная женщина, отшвырнув голенища,
Растоптала колесами марьонетку проказ».(Игорь Северянин)
Он в шесть поутру был казнён И в семь во рву похоронён,
—А уж к восьми она плясала, Пила вино и хохотала.(Генрих Гейне)
Нарциссист редко бросает сам, и если он все-таки это делает, то обычно потому, что вы измочалены до состояния ветоши, и в ваших «закромах» больше абсолютно нечем поживиться. Поэтому до этапа Утилизации доживают только самые терпеливые жертвы.
«Он выбрасывает людей, если ничего приличного из них уже не выжмешь, – пишет лайф-коуч Наталья Стилсон. – Нарциссическая пища – пищей, зеркала зеркалами, но три корочки хлеба и мутное стекло становятся не нужны».
«Сами нарциссы редко объявляют об окончании отношений. Как правило, они бросают лишь тогда, когда жертва полностью опустошена и уже не в состоянии дать им нарциссический ресурс, – подтверждает и Сэм Вакнин.
Но и этот исход можно считать условно-благоприятным, ведь у вас остаются какие-то шансы вернуться к нормальной жизни, хотя посттравматика будет ого-го и, скорее всего, потребует серьезной помощи специалиста.
Самый драматичный расклад, неуклонно движущий вас к трагической развязке – если отношений не разрываете ни вы, ни он. В этом случае вы рано или поздно (увы, обычно рано) уходите на тот свет, заболев, наложив на себя руки, а то и став жертвой физической агрессии.
«На последней стадии отношений происходит полное разрушение границ партнера, – пишет Наталья Стилсон. – Партнер чувствует свою беспомощность и боится потерять того, кто уже не проявляет никаких чувств и знаков внимания, и кроме всего прочего, проявляет все возможные виды агрессии. Чувствует свою полную никчемность».
«Восьмой год в таком плену пребываю, – пишет в Сети «действующая» жертва перверзника. – Виню во всем себя, подавлена окончательно, тоска по первому безоблачному периоду и надежда на то, что все еще может вернуться. Все понимаю, а сделать с этим ничего не могу. „Оплеухи“ получаю уже еженедельно, и радуюсь, что человек ответил на звонок через две недели игнора. Потом одно неосторожное слово – и снова „оплеуха“. Зависимость тотальная, причем живем не вместе и работаем не вместе, и вообще все у нас не вместе. Нервная система расшатана, здоровье подорвано, личностный рост остановлен, и главное, нет никаких моральных сил выбраться из этого. Друзей нет, те кто был, разбежались, потому что не понимали, по какой причине я „ною“ и не разрываю эту зависимость. Как наркоман, чес слово… силы скоро совсем закончатся… Наверное, скоро он меня сольет. Осторожно, дорогие, не попадитесь. Плачу, что не видела ничего этого раньше».
Вот как «утилизовала» Григория Алина:
«Спустя четыре года, вконец измочаленные, с выжженными душами, после бессчетных схождений-расхождений мы с Алиной оказались в загсе. Накануне у нас был серьезный разговор, мы обливались слезами и просили друг у друга прощения за все. Я еще раз сделал Алине предложение и подарил еще одно кольцо – какое она хотела.
Но при подаче заявления мы разругались вдрызг. Она в ультимативной форме настаивала на том, что свидетельницей будет та самая приятельница, с которой мы были в страшных контрах и которая намеренно сводила ее с тем самым Матвеем, с которым Алина мне и изменила.
Алина с садистской жестокостью настаивала на ее кандидатуре. Я робко спорил, но она давила на меня все сильнее и сильнее. Так, она потребовала, чтобы я купил ей свадебное платье за 200 тысяч. Она прекрасно знала, в какое состояние пришли из-за нашего «романа» мои дела, но тем не менее, ставила вопрос ребром: или-или.
Вот тут я окончательно убедился, что Алина никогда не собиралась за меня замуж. Все свои ультиматумы – требование развода, выселение жены и ребенка из квартиры, кольцо с розовым камушком и т. д. – она ставила не за тем, чтобы быть со мной, а чтобы потешиться своей надо мной полнейшей властью. Это было озарение. Когда я ей об этом прямо сказал, Алина глянула на меня с гадливостью и нескончаемым презрением. «Ну что с тебя еще можно взять, ничтожество? Ты никто и звать тебя никак, – процедила она и удалилась из загса и из моей жизни».
Нередко перверзники приурочивают «слив» жертвы к моменту, когда она переживаете какую-то жизненную драму: смерть близкого человека, тяжелую болезнь, проблемы с законом, потерю работы. В этом случае жертве стоит нечеловеческих усилий возродиться буквально из пепла, и получается это не у всех.
В любом случае, будьте готовы, что перверзник «продаст» вас в любой момент, когда это посулит ему выгоду. Вот как обошлась с добрым, покладистым мужем (кстати, военным с высоким званием, служившим в «горячих точках») некая хищная дама. Историю мне рассказал мой виртуальный респондент:
«Его жена была начальницей, на подчинённых так могла матом завернуть, что слышно было на два этажа в здании. Подчинённые в обморок не падали, но на цыпочках передвигались по коридору, что бы их было не слышно. Эта женщина могла сказать любую гадость. Могла рассорить закадычных друзей. Интриганка страшная!
Короче, звонила она своему мужу и моему начальнику каждый час. Или орала в трубку, или давала указания, что ему надо сделать по хозяйству. И если не дай бог, его сотовый не отвечал, следующий человек, которому она звонила, был я. Я невероятно энергично бегал по туалетам и кабинетам в поисках моего начальника. Почему энергично? Потому, что знал: если быстро найду, то он меньше получит.
Начальник мой иногда писал шутливые смс-ки в адрес симпатичных дам. Ну, отдушина же нужна. И вот эти смс-ки госпожа деспот распечатала и сунула ему в лицо. У человека с должностью возможностей контролировать жертву гораздо больше, чем у простых смертных.
Поскольку смс-ки были истолкованы как измена, она потребовала… не развод, нет. Она потребовала, чтобы он доказал свою верность брачным контрактом. Сильно надавила морально. Он сохранил свою честь и в брачном контракте отписал ей всё. В том числе, две квартиры в центре города, одну из которых получил за службу в «горячих точках».
Ну а дальше супруга потребовала развод, мотивируя это тем, что раз он согласился на брачный контракт, то уж точно изменял! Человек лишился семьи, жилья, вынужден был переехать в другой город».
А вот того, что перверзник покинет вас ради кого-то, можете особо не опасаться. Да, если на горизонте нарисуется некто более «сочный», вас могут разжаловать из «любимых» жертв, но навряд ли бросят окончательно. Даже если мучитель сильно отвлечется на «параллельный проект», вас он из виду не выпустит.
«Я «сорвалась с крючка» по случаю, – рассказывает в Сети экс-жертва. – Он обрабатывал очередную, а я в депрессии да по пьяни оказалась в одной постели с человеком, с которым была поверхностно знакома (боже мой, до чего я тогда опустилась, теперь не пью в принципе). Предложить мне этот человек ничего не мог, поскольку был женат, но мне нужно было хотя бы это, чтобы хоть кто-то не размазывал меня по плинтусу, не изничтожал морально.
Через полгода мой мучитель опомнился, что давно я к нему не приползала, и позвал. Ооо… что это был за спектакль… разговоры ночами, я сутками не спала, он тоже. Уговаривал, умолял, обещал все блага на свете, даже расписаться со мной хотел, звал жить вместе. Скажу честно: если бы на тот момент у меня не было других отношений, я не устояла бы. Но к счастью, появился в моей жизни один чудесный человечек, с которым я опять научилась улыбаться».
Вот, кстати, отличная идея для тех, кто никак не решается на разрыв или боится преследований. Дождитесь, когда мучитель отвлечется на охмурение другой жертвы (а это произойдет непременно), и под шумок испаритесь из его жизни. К тому моменту, когда он хватится пропажи, у вас, возможно, уже завяжутся отношения с кем-то более адекватным. И даже если нет, то по меньшей мере, ослабнет ваша зависимость от тирана. Что вернет вам способность рассуждать трезво и хладнокровно.