Сравнительное значение волевых качеств в отдельных видах спорта
(по Генову)*
Виды спорта | Ведущие волевые | Ближайшие к ведущим | Следующие за ними |
качества | |||
1-я группа легкоатлетический | Настойчивость, упорство | Самообладание, стойкость | Инициативность, самостоятельность, |
бег, бег на лыжах, | решительность, | ||
плавание, велоспорт, | смелость | ||
конькобежный спорт, | |||
гребной, парусный | |||
спорт | |||
2-я группа спортивная и художе- | Настойчивость, самообладание | Смелость | Инициативность, самостоятельность, |
ственная гимнастика, акробатика, тяжелая | решительность | ||
атлетика, легкоатлети- | |||
ческие прыжки | |||
и метания, фигурное | |||
катание на коньках, | |||
стрельба | |||
3-я группа прыжки на лыжах, | Смелость, "решительность | Настойчивость, самообладание | Инициативность, самостоятельность |
слалом, прыжки | |||
в воду, прыжки | |||
с парашютом, | |||
мотоспорт, конный | |||
спорт, альпинизм | |||
4-я группа спортивные игры | Инициативность, само- | Настойчивость, решительность, | Самообладание, упорство |
стоятельность | смелость | ||
5-я группа бокс, борьба, | Инициативность, само- | Решительность, смелость | Самообладание, настойчивость |
фехтование | стоятельность |
Доп. Информация:К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, рит ма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; высокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распределение); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключен предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению т тикой способствуют развитые специфические мыслительные качества; с собность к мгновенному анализу поступающей информации о дейсгш противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мьпи ления и др.
Психологическая подготовка к тренировочному процессу
Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом аспекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.
Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от
ей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.
в качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.
У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мотивы занятий спортом — быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные вы спортивной деятельности — выполнить спортивный разряд, стать vi спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться высоких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать (чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др. (Ю.Ф. Курамшин, Б. Кретти, Р.А. Пилоян). Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, честолюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.
Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному процессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирование и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощрений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).
Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен формировать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами системы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отношение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, отношение к спортивному режиму и т.п.
Составной частью общей психологической подготовки является волевая подготовка.
Под волей понимается психическая деятельность человека по управлению своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достижения сознательно поставленных целей при преодолении различных трудностей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.
Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъективные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником,
боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные трудности вызваны общими и специфическими условиями спортивной деятельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным характером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприятной погодой, координационной сложностью упражнений и др.
Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настойчивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоятельность, выдержка и самообладание (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик).Психологическая подготовка к соревнованиям
Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяп до соревнования, и непосредственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окончания (рис. 24.7).
Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение информации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурентах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, особенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы действий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревнованиям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку системы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию правильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препятствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с установкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и использование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.
Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состоянием непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-психологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, заключающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борьбы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к максимальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств * предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьшающих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воздействие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанал* (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию вол вых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействИ1 после окончания классификационных выступлений — нормализацию пс: хического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен ке своих возможностей., выработку уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — анализ прошедших выступлений; ориентировочное программирование очередного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьшение психического утомления, снижение напряженности путем применения разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.). Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зависит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед
и в ходе соревнования.
Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревнованиями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):
уровень возбуждения
сверхвысокий
оптимальный
Стартовая лихорадка
боевая готовность/
предоптимальныи
ординарный пониженный
Стартовая апатия
время старта
Рис. 24.8. Динамика эмоционального предстартового возбуждения (по Г.Д. Горбунову)
1) оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;
2) перевозбуждение — «предстартовая лихорадка». В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный исход соревнования (табл. 24.6);
3) недостаточное возбуждение — «предстартовая апатия». В этом состоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение технико-тактических возможностей и др.;
4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.
Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению вьгсоких результатов, а три других — препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре главные задачи:
1. Как можно дольше сохранить состояние «боевой готовности»
2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения — если спопт смен находится в состоянии «предстартовой лихорадки».
3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его актип ности — если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии» "
4. Изменить уровень эмоционального возбуждения — если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.
_, Таблица 24.6