Сравнительное значение волевых качеств в отдельных видах спорта

(по Генову)*

Виды спорта Ведущие волевые Ближайшие к ведущим Следующие за ними
  качества    
1-я группа легкоатлетический Настойчивость, упорство Самооблада­ние, стойкость Инициатив­ность, самосто­ятельность,
бег, бег на лыжах,     решительность,
плавание, велоспорт,     смелость
конькобежный спорт,      
гребной, парусный      
спорт      
2-я группа спортивная и художе- Настойчивость, самообладание Смелость Инициатив­ность, самосто­ятельность,
ственная гимнастика, акробатика, тяжелая     решительность
атлетика, легкоатлети-      
ческие прыжки      
и метания, фигурное      
катание на коньках,      
стрельба      
3-я группа прыжки на лыжах, Смелость, "ре­шительность Настойчивость, самообладание Инициатив­ность, самосто­ятельность
слалом, прыжки      
в воду, прыжки      
с парашютом,      
мотоспорт, конный      
спорт, альпинизм      
4-я группа спортивные игры Инициатив­ность, само- Настойчивость, решительность, Самооблада­ние, упорство
  стоятельность смелость  
5-я группа бокс, борьба, Инициатив­ность, само- Решительность, смелость Самообладание, настойчивость
фехтование стоятельность    

Доп. Информация:К числу процессов и качеств, способствующих овладению техникой и управлению двигательными действиями, относятся, в частности, тонко развитые мышечные ощущения и восприятия, позволяющие осуществлять контроль над различными параметрами движения; «чувства» времени, рит ма, темпа, расстояния; способность ориентироваться в пространстве; вы­сокоразвитые качества внимания (концентрация, переключение, распре­деление); совершенная идеомоторика; оперативная память; быстрота точность простых и сложных реакций (реакции выбора, переключен предугадывания, реакции на движущийся объект и др.). Овладению т тикой способствуют развитые специфические мыслительные качества; с собность к мгновенному анализу поступающей информации о дейсгш противников и принятию адекватного обстановке решения; гибкость мьпи ления и др.

Психологическая подготовка к тренировочному процессу

Рассматривая подготовку спортсмена в психолого-педагогическом ас­пекте, целесообразно, прежде всего, остановиться на формировании мотивов, определяющих отношение к спортивной деятельности; воспитании волевых качеств, необходимых для успеха в спорте; совершенствовании специфических психических возможностей.

Спортивная деятельность отдельного спортсмена или команды в любом виде спорта всегда обусловлена теми или иными мотивами, которые как личностную, так и общественную ценность. Они выступают в качестве внутренних побудителей человека к деятельности. В отличие от

ей деятельности, которые определяют то, что хочет сделать или чего хочет достичь спортсмен, мотивы объясняют, почему он хочет именно это сделать и именно этого достичь.

в качестве мотивов спортивной деятельности могут быть различные интересы, стремления, влечения, установки, идеалы и т.п.

У юных спортсменов, как правило, преобладают опосредованные мо­тивы занятий спортом — быть сильным, здоровым, ловким, всесторонне физически развитым и др. С возрастом и по мере роста достижений эти мотивы отходят на второй план, на первый выходят непосредственные вы спортивной деятельности — выполнить спортивный разряд, стать vi спорта, войти в состав сборной команды страны, добиться вы­соких результатов во всероссийских и международных соревнованиях, стать (чемпионом мира или Олимпийских игр, получить крупные денежные вознаграждения и др. (Ю.Ф. Курамшин, Б. Кретти, Р.А. Пилоян). Значение конкретных мотивов, которыми руководствуется спортсмен, имеет для тренера и спортивных руководителей большое практическое значение, так как позволяет оценить свойства личности, проявляющиеся в этих мотивах (любознательность, целеустремленность, патриотизм, чес­толюбие, индивидуализм, коллективизм, чувство товарищества и др.), и использовать их для воспитания спортсмена.

Успеху формирования мотивации к длительному тренировочному про­цессу способствуют: постановка далеко отставленных целей, формирова­ние и поддержание установки на успех, оптимальное соотношение поощ­рений и наказаний, эмоциональность тренировочных занятий, развитие спортивных традиций, принятие коллективных решений, особенности личности тренера (Г.Д. Горбунов).

Кроме обеспечения мотивации спортсменов, тренер должен форми­ровать систему отношений к разным сторонам тренировочного процесса, обеспечивающих успешность спортивной деятельности. Элементами сис­темы отношений спортсменов к тренировочному процессу являются отно­шение к спортивной тренировке в целом, отношение к тренировочным и соревновательным нагрузкам, отношение к тренировочным занятиям, от­ношение к спортивному режиму и т.п.

Составной частью общей психологической подготовки является воле­вая подготовка.

Под волей понимается психическая деятельность человека по управле­нию своими действиями, мыслями, переживаниями, телом для достиже­ния сознательно поставленных целей при преодолении различных трудно­стей во имя тех или иных побуждений. Воля развивается и закаляется в процессе преодоления трудностей, возникающих на пути к цели.

Трудности в спорте делятся на субъективные и объективные. Субъек­тивные трудности зависят от особенностей личности данного спортсмена (характера, темперамента и т.д.). Эти трудности чаще всего проявляются в отрицательных эмоциональных переживаниях (страх перед противником,

боязнь получить травму, смущение перед публикой). Объективные труд­ности вызваны общими и специфическими условиями спортивной дея­тельности: строгим соблюдением установленного режима, публичным ха­рактером соревновательной деятельности, интенсивными тренировочными занятиями, участием в большом количестве соревнований, неблагоприят­ной погодой, координационной сложностью упражнений и др.

Основные волевые качества в спорте — целеустремленность, настой­чивость и упорство, решительность и смелость, инициатива и самостоя­тельность, выдержка и самообладание (А.Ц. Пуни, П.А. Рудик).Психологическая подготовка к соревнованиям

Психологическая подготовка к конкретным соревнованиям делится на раннюю, начинающуюся примерно за месяп до соревнования, и непос­редственную, перед выступлением, в ходе соревнования и после его окон­чания (рис. 24.7).

Ранняя предсоревновательная подготовка предполагает: получение ин­формации об условиях предстоящего соревнования и основных конкурен­тах; получение информации об уровне тренированности спортсмена, осо­бенностях его личности и психического состояния на настоящем этапе подготовки; определение цели выступления, составление программы дей­ствий в предстоящих соревнованиях (с учетом имеющейся информации); разработку подробной программы психологической подготовки к соревно­ваниям и поведения, включая и этап самих соревнований; разработку сис­темы моделирования условий предстоящих соревнований; стимуляцию пра­вильных личных и общественных мотивов участия в соревнованиях в соответствии с поставленной целью, задачами выступления и намеченной программой подготовки; организацию преодоления трудностей и препят­ствий в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, с уста­новкой на совершенствование у спортсмена волевых качеств, уверенности и тактического мышления; создание в процессе подготовки условий и исполь­зование приемов для снижения психической напряженности спортсмена.

Непосредственная психологическая подготовка к соревнованию и в ходе его включает психическую настройку и управление психическим состояни­ем непосредственно перед выступлением; психологическое воздействие в перерывах между выступлениями и организацию условий для нервно-пси­хологического восстановления; психологическое воздействие в ходе одного выступления, психологическое воздействие после окончания очередного выступления. Психологическая настройка перед каждым выступлением должна предусматривать интеллектуальную настройку на выступление, зак­лючающуюся в уточнении и детализации предстоящей спортивной борь­бы, и волевую настройку, связанную с созданием готовности к макси­мальным усилиям и проявлению необходимых волевых качеств * предстоящей спортивной борьбе, а также систему воздействия, уменьша­ющих эмоциональную напряженность спортсмена. Психологическое воз­действие в ходе одного выступления предусматривает: краткий самоанал* (в перерывах) и коррекцию поведения во время борьбы; стимуляцию вол вых усилий, уменьшение напряженности; психологическое воздействИ1 после окончания классификационных выступлений — нормализацию пс: хического состояния, устранение эмоций, мешающих объективной оцен ке своих возможностей., выработку уверенности в своих силах; психологическое воздействие в перерыве между отдельными выступлениями — ана­лиз прошедших выступлений; ориентировочное программирование очеред­ного выступления с учетом сил соперников, восстановление уверенности; организацию условий для нервно-психического восстановления (уменьше­ние психического утомления, снижение напряженности путем примене­ния разных средств активного отдыха, отвлечения, самовнушение и т.п.). Успешность выступления спортсмена в соревнованиях во многом зави­сит от умения спортсмена управлять своим психическим состоянием перед

и в ходе соревнования.

Психическое состояние, возникающее у спортсменов перед соревно­ваниями, обычно подразделяют на четыре основных вида (рис. 24.8):

уровень возбуждения

сверхвысокий

оптимальный

Стартовая лихорадка

боевая готовность/

предоптимальныи

ординарный пониженный

Стартовая апатия

время старта

Рис. 24.8. Динамика эмоционального предстартового возбуждения (по Г.Д. Горбунову)

1) оптимальное возбуждение — «боевая готовность». Это состояние характеризуется уверенностью спортсмена в своих силах, спокойствием, стремлением бороться за достижение высоких результатов;

2) перевозбуждение — «предстартовая лихорадка». В этом состоянии спортсмен испытывает волнение, панику, тревогу за благоприятный ис­ход соревнования (табл. 24.6);

3) недостаточное возбуждение — «предстартовая апатия». В этом со­стоянии у спортсмена наблюдается вялость, сонливость, понижение тех­нико-тактических возможностей и др.;

4) торможение вследствие перевозбуждения. В этом случае наблюдается апатия, психическая и физическая вялость, иногда возникают невротические состояния. Спортсмен осознает ненужность навязчивых мыслей, боязни не показать планируемый результат, но не может от этого избавиться.

Как правило, состояние боевой готовности способствует достижению вьгсоких результатов, а три других — препятствуют. В связи с этим перед тренером и спортсменом перед соревнованиями могут стоять четыре глав­ные задачи:

1. Как можно дольше сохранить состояние «боевой готовности»

2. Уменьшить уровень эмоционального возбуждения — если спопт смен находится в состоянии «предстартовой лихорадки».

3. Увеличить эмоциональный тонус спортсмена и уровень его актип ности — если спортсмен находится в состоянии «предстартовой апатии» "

4. Изменить уровень эмоционального возбуждения — если спортсмен находится в состоянии торможения вследствие перевозбуждения.

_, Таблица 24.6

Наши рекомендации