Схема логопедического обследования
Фамилия, имя ребенка ______возраст _______группа/класс__________
Слух________________________________зрение________________
Артикуляционный____________________________аппарат__________
Оральный праксис___________________________________________
Дыхание (вне речи и речевое)__________________________
Голос (тембр, высота, сила)_________________________________
Ритм, темп, интонация___________________________________
Заикание__________________________________________________
Звукопроизношение_________внятность речи______________
А О У Ы Э Я Ё Ю И Е Б БЬ П ПЬ Д ДЬ Т ТЬ Г ГЬ К КЬ Х ХЬ В ВЬ Ф ФЬ М МЬ Н НЬ Й С СЬ З ЗЬ Ц Ш Ж Ч Щ Л ЛЬ Р РЬ
Звукослоговая структура слов и фраз: простых _____многозвенных ____сложных______
Фонематические представления:_______________________________________________
Фонематическое восприятие: слухо-зрительная дифференциация слов________________ слухо-произносит. дифференциация оппозиционных звуков в слогах ____в словах______
Звукослоговой анализ и синтез:________________________
Импрессивная речь:
Пассивный словарь: объём, качество___________________
Различение: окружающих предметов____________ частей предметов__
действий ______________ признаков____________ обобщений______
Понимание значений грамматич. изменений: глаголов соверш. вида___
ед. – мн. числа существит-х ______________ ед.–мн. числа глаголов___
уменьш.-ласкат. форма сущ-х_____________ приставочных глаголов__
Понимание логико-грамматических конструкций: обращённой речи ___________________ инструкций: простых соц.-бытовых ________ многозвенных ________сложных _________
предложно-падежных конструкций: простых_____сложных_________
простого сравнения________ сложного сравнения ____инверсии______
конструкций, выражающих отношения лиц и предметов между собой (в Тв.п.)_______
простых вопросов___________ сложных вопросов____близких по структуре предложений__________текста_____________понимание скрытого смысла________ переносного смысла________
Экспрессивная речь:
Активный словарь: объём, качество___________________
Грамматические процессы:
Образование: прил-х от сущ-х_________глаголов соверш. вида______
сущ-х Им. п. мн. ч. __________ приставочн. глаголов _______________
сущ-х мн.ч. в косв. п. или Р.п._________ относит. прилагат-х _____
сущ-х в уменьш.-ласкат. форме _____притяжат. прилагат-х ______
детёнышей животных __________ качеств. прилагат________________
согласование (в роде, числе и падеже):
прилагат-х с сущ-ми _________глаголов с сущ___________________
сущ-х с числит-ми___________________________ сущ-х с предлогами_________________
Связная речь:
Фраза ___________________________________________
Спонтанная речь__________________________________
Диалогическая речь____________________________________
Автоматизированная речь: стихи_______ счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Дезавтоматизированная речь: счёт_______ дни недели_______ месяцы_______
Сопряженная речь_____________________________________________
Отраженная речь_______________________________________________
Номинативная речь___________________________________
Составление фразы: а) по картинке_______________________________ с заданным словом ________________________________________
Монологическая речь:
Выделение причинно-следственных связей:
Виды моноло-гических выска- зываний | Пересказ | Составление рассказа по серии сюжетных картинок | Составление рассказа по сюжетной картинке | Составление рассказа на заданную тему (из опыта) |
Структура текста (части) | ||||
Последователь-ность раскрытия микротем | ||||
Полнота раск-рытия | ||||
Смысловая точность | ||||
Тип фразы, сог-ласование слов | ||||
Использование выразит.средств |
Состояние общей и мелкой моторики _______________________
Оптико-пространственный гнозис и праксис______________________
Письмо: тип латерализации, темп, списывание, самостоятельное письмо, диктант Чтение: слов, предложений, текста; темп; чтение про себя; понимание смысла; пересказ
Заключение:_________________________________________________
Логопед:____________________________Дата:____________________
24. Логопедическое заключение. Прогноз и условия его определяющие
Логопедическое заключение– окончательное суждение о глубинном механизме речевого недоразвития или нарушении, указание на коррекционную программу и прогноз дальнейшего развития устной и письменной речи ребенка.
Принципы формулировки логопедического заключения:диагностичность, методическая направленность,прогностичность.
Современное логопедическое заключение состоит из двух частей:
1) первая часть формулируется согласно психолого-педагогической классификации речевых нарушений Р.Е. Левиной;
2) вторая часть формулируется согласно клинико-педагогической классификации и отражает первично нарушенное звено в речевой недостаточности.
Обследование дошкольников с нормальным интеллектом
В логопедическом заключении рекомендуется указать характер нарушений речи на основе обеих классификаций.
Варианты пересечения двух классификаций.
• Фонетическое нарушение речи (ФНР) или нарушение произношения отдельных звуков (НПОЗ): дислалия, дизартрия или стертая дизартрия, нарушения голоса, ринолалия.
• Недоразвитие лексико-грамматического строя речи (ЛГНР): выход из моторной (сенсорной) алалии, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, невыясненного патогенеза.
• Общее недоразвитие речи (ОНР I,II,IIIуровня, НОНР): моторная алалия, сенсорная алалия, сенсомоторная алалия, дизартрия или стертая дизартрия, по типу задержки речевого развития, при ЗПР, невыясненного патогенеза.
Нарушение темпа и ритма речи: заикание, тахилалия, брадилалия,
Примерные формулировки логопедического заключения
Общее недоразвитие речи (Iуровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (Iуровень). Сенсорная алалия.
Общее недоразвитие речи (Iуровень). Моторная алалия, заикание.
Общее недоразвитие речи (Iуровень). Сенсомоторная алалия.
Общее недоразвитие речи. Детская афазия.
Общее недоразвитие речи (IIуровень). Моторная алалия.
Общее недоразвитие речи (IIуровень). Моторная алалия, заикание.
Лексико-грамматическое недоразвитие речи. Выход из моторной алалии.
Фонетико-фонематическое нарушение речи. Стертая псевдобульбарная дизартрия.
Фонетико-фонематическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.
Фонетическое нарушение речи.
Моторная функциональная дислалия.
Фонетическое нарушение речи.
Открытая органическая ринолалия.