Trichinella spiralis. Систематика, морфология, цикл развития, патогенное действие, диагностика и профилактика трихинеллеза.
● Trichinella spiralis (трихинелла) –возбудитель трихинеллеза, который относится к числу тяжелых болезней (рис.28).
Trichinella spiralis –мелкий червь (самки 2,5 – 3,5 мм, самцы –1,1 мм). Это биогельминт, но цикл развития осуществляется без смены хозяев. В качестве дефинитивного и промежуточного хозяина выступает одна особь (человек, свинья, крыса, медведь и др.). В любой из них происходит один и тот же цикл развития, ни одна из стадий развития не выводится во внешнюю среду.
Инвазионной стадией для человека и любого другого хозяина является инкапсулированная личинка, которая находится в мышцах предыдущего хозяина, съеденного последующим. Для человека основной источник заражения – это мясо свиней, диких кабанов, медвежатина, обычная кулинарная термическая обработка которого не гарантирует гибели личинок.
В просвете кишечника, в основном тощей кишки, личинка освобождается от капсулы, зарывается в слизистую оболочку и через трое суток достигает половой зрелости (рис.29).
Человек или другой хозяин становится окончательным хозяином для гельминта.
После оплодотворения самки вновь проникают в слизистую кишечника и начинают выделять личинок на пятый день инвазии (яйцеживорождение – из яиц личинки выходят еще в матке). Долгое время считалось, что самцы вскоре после копуляции погибают. Однако сейчас установлено, что иногда они паразитируют в кишечнике дольше самок.
В течение всей жизни, а это около 50 дней, самка отрождает до 2 тыс. личинок, после чего погибает. Личинки проникают через стенку кишечника в лимфатическую систему, а позднее в кровеносную и разносятся по всему организму (так человек, как и любой другой зараженный организм становится промежуточным хозяином). Спустя некоторое время личинки могут быть обнаружены в самых различных органах. Однако окончательно они задерживаются только в поперечнополосатой мускулатуре. Личинки начинают оседать в мышцах через 6–9 дней после инвазии.
Личинки первое время ведут себя беспокойно, что служит причиной мышечных болей. На 17–18 день после инвазии они успокаиваются, сворачиваются в спираль и через 3 недели становятся инвазионными.
В течение 2–3 месяцев вокруг личинокк формируется соединительнотканная капсула (рис. 30, 31). Она защищает организм хозяина от паразита и в то же время способствует нормальному существованию последнего, так как стенки капсулы прорастают кровеносными сосудами, через которые паразит получает питательные вещества и О2, а удаляет продукты обмена.
Начиная с шестого месяца, капсула объизвествляется. В такой капсуле личинки сохраняют жизнеспособность и инвазионность многие годы.
Личинки предпочитают мускулатуру хорошо снабженную сетью кровеносных сосудов. Первые группы мышц, где личинки задерживаются и обнаруживается их наибольшее число, – это жевательные мышцы, мышцы языка, глазодвигательные мышцы, ножки диафрагмы, диафрагма. Далее межреберные мышцы, большие грудные, шейные, дельтовидные, икроножные и т.д. В гладких мышцах и сердечной мышце личинки не встречаются. Однако при тяжелых формах инвазии поражение миокарда наблюдается нередко и является основной причиной летальных исходов. Попадающие в миокард личинки трихинеллы обуславливают появление множества воспалительных очагов, но никогда там не задерживаются и не инкапсулируются. В других органах личинки также не развиваются.
При резком снижении сопротивляемости организма, обусловленной разными причинами, продуцируемые самками личинки не начинают миграцию, а проникают в ворсинки слизистой, быстро развиваются, возвращаются в просвет кишечника, достигают стадии половой зрелости и отрождают новые поколения личинок. Такая своеобразная аутоинвазия приводит к резкому увеличению числа паразитов в кишечнике и соответственно к усилению инвазии мышц. Медицинское значение этого феномена исключительно велико.
Для острого трихинеллеза характерна следующая триада симптомов: высокая температура (до 40°С), боли в пораженных мышцах и аллергический отек лица.
Основной метод лабораторной диагностики трихинеллеза – иммунодиагностика на основе серологических реакций. Внутрикожная аллергическая проба бывает положительной раньше серологических реакций и сохраняется длительное время (6–10 лет). Возможна диагностическая биопсия, для чего обычно берут участки дельтовидной мышцы.
Патогенное действие Trichinella spiralis обуславливается
- повреждением и раздражением слизистой тонкого кишечника во время пребывания там половозрелых гельмитов;
- интоксикацией мигрирующих личинок;
- разрушением мышечных волокон скелетных мышц при завершении миграции;
- мощной сенсибилизацией организма продуктами обмена и распада гибнущих паразитов.
Трихинеллез – антропозооноз с природной очаговостью. В настоящее время выделяют два типа очагов – природные и синантропные.
Природные очаги(рис.32) поддерживаются дикими плотоядными и всеядными животными (волками, медведями, лисами, енотовидными собаками, барсуками, дикими кабанами).
Всегда в этих очагах присутствуют мышевидные грызуны, среди которых трихинеллез поддерживается благодаря каннибализму. Важную роль в распространении трихинеллы играют хищные птицы. На других континентах природные очаги включают хищников (леопардов, львов, гиен, шакалов).
Личинки трихинелл, оказавшиеся в почве после гибели хозяина, ещё некоторое время сохраняют инвазионность. Они могут быть проглочены и некоторыми беспозвоночными (личинками хищных мух, жуков, взрослыми хищными жуками). В пищеварительной системе этих факультативных хозяев личинка находится около недели и далее в пищевых цепях биоценозов эти насекомые становятся важным эпидемиологическим звеном в распространении паразитов. В Арктике циркуляцию трихинелл обеспечивают моржи, белые медведи, лисы, волки, песцы. Трихинеллёз встречается практически повсеместно, кроме Австралии, где за всю историю зарегистрированы единичные случаи заболевания.
Синантропные очаги в странах с умеренным климатом поддерживают свиньи, в меньшей степени крысы. Некипяченый корм для свиней, содержащий свиную требуху, является основным фактором передачи трихинелл. Крысы могут инвазироваться, поедая пищевые отходы, и вследствие каннибализма. Свиньи в свою очередь могут заражаться, поедая крыс. Человек, как компонент этого очага, – слепая ветвь. Заражается человек, употребляя продукты из свинины, в том числе бифштексы и сосиски. Трихинеллез у свиней встречается широко. В синантропном очаге могут заражаться и кошки, и собаки.
Циркуляция паразитов в очагах этих двух типов осуществляется в какой-то степени независимо и самостоятельно. Синантропные очаги, однако, постоянно пополняются за счет притока паразитов из природных очагов.
Трихинеллез на территории нашей страны распространен повсеместно. В зону стационарных очагов входит Северный Кавказ, Краснодарский край. Инвазия зарегистрирована у 56 видов млекопитающих.
Исследователи проблемы трихенеллеза установили, что у людей, заразившихся от свиного мяса, болезнь протекает с коротким инкубационным периодом, ярко выраженной клиникой и умеренными органными поражениями. При заражении от медвежьего мяса – длительный инкубационный период, умеренно выраженная клиника и тяжелые органные поражения.
Основой общественной профилактикитрихинеллеза является
- обязательная трихинеллоскопия (рис.33) туш всех забиваемых свиней и туш убитых диких животных, мясо которых употребляется человеком в пищу;
- уничтожение (сжигание) всех пораженных трихенеллезом туш;
- систематическая дератизация в местах убоя и содержания свиней с последующим сжиганием трупов грызунов;
- разъяснительная беседа среди населения о недопустимости добавления в корм свиней требухи туш уже забитых животных.
Личная профилактика обеспечивается приобретением свиного мяса, прошедшего ветеринарный контроль.