Социальная помощь Русской Православной Церкви военнослужащим
Веками христианская идея любви к ближнему призывала национальное самосознание россиян к милосердию и благотворению. В настоящее время происходит возрождение социального служения Русской Православной Церкви по отношению к населению.
Социальная помощь понимается как забота государства, общества о гражданах, нуждающихся в помощи, содействии в связи с возрастом, состоянием здоровья, социальным положением, недостаточной обеспеченностью средствами существования.
На протяжении веков Россия имела традицию духовного попечения о военнослужащих. C крещением Руси в 988 году князем Владимиром, установилась тесная связь между армией и Православной Церковью, которая благословляла войска и напутствовала их во всех войнах. Русские воины шли в бой с неприятелем, воодушевляясь любовью к Богу, к своему народу и Отечеству. Так, в 1380 году князь Димитрий Донской получил благословение на Куликовскую битву у святого Игумена Земли Русской Сергия Радонежского. Позднее утвердился русский воинский призыв: “За веру, Царя и Отечество”.
До появления полков регулярного строя при Петре I в походах участвовали священнослужители. В каждой дружине имелась своя икона-покровительница.
В 1716 г. впервые в уставах русской армии появились отдельные главы «О священнослужителях», которые определяли их правовое положение в армии, основные формы деятельности, обязанности, но не указывали, кем последние должны быть определены. В апреле 1717 года последовал указ Петра I: «В российском флоте содержать на кораблях и других военных судах 39 священников». С 1721 г. эта обязанность возлагалась на Святейший Правительствующий Синод, центральный орган управления церковными делами и имениями. При этом Св. Синод предписывал епархиальным архиереям назначать в полки священников «искусных» и известных им по своему благонравному поведению, которые должны служить примером для солдат и офицеров. Полковой священник своим служением старался облегчить привыкание к армейской службе рекрутов оторванных от семей, от крестьянского труда, призванных служить на 25 лет. В армии Петра I Православие стало системой нравственного воспитания солдат.
Представители других конфессий в воинских подразделениях появились лишь в XIX веке, когда император Павел I вывел институт военных священников из-под гражданского подчинения. На службе в Царской армии состояли муллы, ксендзы, раввины и пасторы. Окончательно религиозная структура в армии сложилась в 1890 году, когда было утверждено "Положение об управлении Церквами и духовенством военного и морского ведомств". В Морском уставе 1914 года. В частности Статья 920 гласила: «По воскресным и праздничным дням на тех кораблях, где имеется священник, совершается Божественная Литургия, а на прочих кораблях служится обедница. Сверх того, в торжественные дни по утвержденному расписанию бывает молебствие. На всех кораблях служат накануне этих дней с вечера всенощную. Во время постов совершается установленная служба по мере возможности. Все эти службы справляются по церковному уставу». В соответствии со статьей 385 «О говении» Устава внутренней службы «говеющие освобождаются от очередных нарядов, за исключением нарядов на внутреннюю службу». Но в эти дни иногда церковная службы отменялись, если была сильная качка, велись авральные работы или были какие-либо непредвиденные обстоятельства, когда корабль был на ходу.
Большую роль в патриотическом воспитании защитников Отечества играли храмы и соборы, причисленные к военному ведомству. В них хранились боевые знамена, орудия и доспехи военноначальников, увековечивались героически погибшие воины. Духовная работа не ограничивалась богослужебной деятельностью, которая включала в себя освящение знамен и благословение орудий, организацию молитв, проведение литургий и молебнов, проведение крестных ходов и проповедей. Она подкреплялась кропотливой работой священников с приходским активом, индивидуальной работой, проведением занятий по словесности, сбором и обобщением информации о душевном состоянии войск, пастырских беседах, благотворительной деятельностью и другими мероприятиями.
Перед началом Великой Отечественной войны большинство священников, епископов были расстреляны, многие погибли в лагерях, храмы в стране были закрыты, 2/3 священнослужителей, которые оставались в живых, находились в тюрьмах и ссылке.
К 1939 году в России осталось лишь около 100 соборных и приходских храмов. Правда, после возвращения отторгнутых от России в гражданскую войну территорий - Западной Украины, Западной Белоруссии, Бессарабии, Эстонии, Латвии и Литвы, - число приходов многократно увеличилось, но Россия все равно оказалась духовно опустошенной.
В годы Великой Отечественной Войны произошло оживление деятельности Русской Православной Церкви в отношении военнослужащих и членов их семей.
За последнее десятилетие совместными трудами духовенства и военачальников практически во всех соединениях и воинских частях созданы условия для духовного окормления военнослужащих и членов их семей.
Общее число священников в вооруженных силах составляет 2 тысячи человек, 900 из них несут пастырскую службу в армии и на флоте на постоянной основе. Сейчас в российских военных городках открыто 420 церквей.
Основные цели, направления и формы сотрудничества армии и церкви изложены в договорах между военно-силовыми ведомствами и Русской Православной Церковью. В соответствии с этими документами руководством силовых министерств (ведомств) и священноначалием Русской православной церкви предложено оказывать содействие командованию воинских частей и церковным епархиям и приходам в организации пастырских посещений священнослужителями военнослужащих.
Официальными актами, закрепляющими военно-религиозное сотрудничество стали совместные заявления и соглашения между силовыми министерствами (ведомствами) и их подразделениями, с одной стороны, и некоторыми конфессиями, с другой. Первым таким документом было Совместное заявление о сотрудничестве, подписанное 2 марта 1994 г. министром обороны РФ и Патриархом Московским и всея Руси Алексием II.
Аналогичные соглашения с церковью заключили другие силовые ведомства: Федеральная Пограничная служба (ФПС), Министерство внутренних дел (МВД), Министерство по чрезвычайным ситуациям (МЧС), Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ) и др.
21 апреля 1994 года Синод Русской Православной Церкви постановил считать сотрудничество с армией одним из важнейших направлений служения церкви. На Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви, состоявшемся 29 ноября - 2 декабря 1994 года было принято решение о создании специального синодального учреждения, занятого взаимодействием Церкви с Вооружёнными Силами и правоохранительными структурами. Постановлением Синода Русской Православной Церкви 18 июля 1995 года был образован Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооружёнными Силами и правоохранительными учреждениями.
Отдел строит свою работу на основе подписанных Русской Православной Церковью соглашений с Министерством Обороны, Министерством Внутренних Дел, Министерством по Чрезвычайным Ситуациям, Федеральной Пограничной Службой, Главным Управлением казачьих войск при Президенте Российской Федерации и другими силовыми ведомствами. В настоящее время в штате Отдела состоит 13 сотрудников, из них один — кадровый офицер, на должности Руководителя информационно-аналитической службы. Кроме того, один день в неделю в Отделе безвозмездно трудится в качестве консультанта один офицер от каждой силовой структуры, с которой подписано соглашение. В структуру Отдела входят: Учебно-методический центр, информационно-аналитическая служба и сектор особого пастырского служения (в воинских частях). При Отделе функционирует Координационный совет, в состав которого входят генералы — руководители воспитательных структур всех «силовых» ведомств, заключивших соглашения о взаимодействии с Русской Православной Церковью. Рабочие заседания проводятся раз Координационного совета в полугодие.
В соответствии с Уставом Отдела основными направлениями его работы являются:
— координация взаимодействия священноначалия и духовенства с военным руководством и воспитательными структурами по вопросам реализации соглашений и программ двухстороннего церковно-государственного сотрудничества;
— оказание практической и методической помощи командованию и органам воспитательной работы войск в подготовке и проведении исследований религиозной ситуации в воинских коллективах и районах дислокации войсковых частей;
— забота о пастырском окормлении православных военнослужащих, как в местах их постоянной дислокации, так и во время командировок в районы выполнения служебно-боевых задач, в том числе в составе миротворческих контингентов в Абхазии, на Северном Кавказе и Таджикистане;
— участие в мероприятиях историко-патриотической и религиозно-нравственной тематики в рамках подготовки и проведения Дней воинской славы (победных дней) России, знаменательных и юбилейных дат и событий отечественной истории, истории видов и родов Вооруженных Сил, силовых ведомств;
— представление Русской Православной Церкви в контактах с руководством различных структур Вооруженных Сил и других ведомств, имеющих в своем составе войска и воинские формирования, а также министерств и ведомств, ответственных за правоохранительную деятельность и содержание людей в местах лишения свободы;
— информирование Святейшего Патриарха и Священного Синода о событиях и мероприятиях, происходящих в сфере деятельности Вооруженных Сил и правоохранительных учреждений и представляющих интерес для Русской Православной Церкви.
В рамках взаимодействия с Вооруженными силами Отдел практикует направление православных призывников по рекомендациям из епархий в части, где имеются православные храмы. Командиры многих войсковых частей ежегодно обращаются в Отдел с просьбой ходатайствовать перед военным командованием о направлении в указанные войсковые части через призывные комиссии военкоматов православных призывников, так как с таким контингентом командование не имеет дисциплинарных проблем. Ежегодно через Главное Организационно-Мобилизационное Управление Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ призывается около 300 призывников, которые впоследствии достойно исполняют свой воинский долг.
Предоставление, в соответствии с Законом Российской Федерации «О воинской обязанности и военной службе в мирное время» от 28 марта 1998 г. N 53, отсрочек от призыва гражданам Российской Федерации, посвященным в священный сан, принявшим монашеский постриг и несущим послушание в Русской Православной Церкви, также проходит при участии Отдела по ходатайствам епархиальных архиереев.
Наиболее эффективно организована работа духовенства в Московской, Екатеринбургской, Тверской, Владимирской, Костромской, Смоленской, Калужской, Тульской, Архангельской, Мурманской, Екатеринбургской, Ростовской, Екатеринодарской, Ставропольской, Астраханской, Самарской, Оренбургской, Омской, Иркутской, Тобольской, Хабаровской, Владивостокской и Петропавловской епархиях. Здесь регулярно проводятся личные встречи Преосвященных архиереев с военачальниками; проходят конференции и семинары с участием епархиального духовенства, начальников военно-учебных заведений, командиров соединений и воинских частей. Такие семинары на высоком методическом уровне состоялись: в Твери — Высокопреосвященнейший Виктор, архиепископ Тверской и Кашинский, и во Владимире — Высокопреосвященнейший Евлогий,
В 2003 г. успешно завершено строительство храмов во всех военных гарнизонах Ядерно-технического комплекса Вооруженных Сил. По ходатайству командования построенные храмы все чаще стали входить в состав подворий монастырей, что способствует более эффективной работе с военнослужащими. В настоящее время продолжается строительство новых гарнизонных храмов.
Дальнейшим шагом в развитии сотрудничества было подписание в 1996 году Соглашения о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и Министерством обороны РФ в лице Святейшего Патриарха Московского и всея Руси и Министра обороны РФ.
Оно содержит договоренности в области:
- социальной защиты воинов и их семей: всемерно оказывать социальную, моральную и духовную поддержку военнослужащим, членам их семей, ветеранам войны, труда и Вооруженных Сил, использовать помощь православного духовенства в психологической реабилитации воинов, получивших ранения и травмы, оказывать содействие в организации пастырских посещений священнослужителями православных верующих, находящихся на излечении в госпиталях и лазаретах, проводить совместные благотворительные акции и ритуальные мероприятия с целью оказания помощи семьям погибших воинов, оказывать попечение оставшимся без родителей несовершеннолетним детям военнослужащих, погибших при исполнении воинского долга;
- патриотического и духовно-нравственного воспитания военнослужащих, христианского просвещения: развивать взаимодействие в деле возрождения православных традиций Российской армии и флота, содействовать воспитанию у воинов нравственной мотивации военной службы, способности к самоотдаче, к подвигу на благо России, оказывать помощь командованию воинских частей (кораблей) в формировании морально-психологической устойчивости военнослужащих в боевой обстановке и чрезвычайных ситуациях, содействовать обеспечению верующих военнослужащих духовной литературой, церковными периодическими изданиями, кинофильмами, аудио- и видеоматериалами, использовать возможности средств массовой информации на поднятие общественного престижа военной службы;
- восстановление культовых сооружений: силами воинов армии и флота, добровольно выразившими желание, в свободное от службы время, оказывать содействие Русской православной церкви в проведении реставрации, ремонта и восстановления храмов и других культовых сооружений, одержать в достойном состоянии захоронения погибших воинов.
Представители церкви участвуют в мероприятиях, связанных с пропагандой воинской службы, в проведении Дней призывника и др. Церковь вносит религиозный элемент в воинский ритуал принятия присяги и поминовения погибших воинов. К примеру, совершаются панихиды по воинам, погибшим в Афганистане и Чечне, по морякам-подводникам подводных лодок «Комсомолец» и «Курск», возрождена панихида по русским гренадёрам, павшим в русско-турецкой войне (XIX в.) под болгарским городом Плевной и т.д. Например, интересные концертные программы для частей Морской пехоты в Дагестане и Чечне организовал Союз христиан-военнослужащих. Военно-Морской Флот, в свою очередь, помог в организации гастролей, доставке самодеятельных артистов в расположение войск (сил). Кроме того, в Северо-Кавказском военном округе монахини работают сёстрами милосердия в госпиталях, где ухаживают за ранеными и больными.
Имеется также опыт военно-религиозного сотрудничества в социальной сфере на международном уровне. Например, христианские семьи моряков-подводников Великобритании пригласили к себе на отдых детей российских подводников, погибших на атомной подводной лодке «Курск». Организацию поездки взяло на себя Управление воспитательной работы ВМФ и Союз христиан-военнослужащих.
В целом, обобщая опыт Русской Православной Церкви по социальной помощи военнослужащих, можно отметить многообразие форм и методов такой деятельности.