Социальная поддержка мигрантов на рынке труда

Трудовые мигранты (легальные и нелегальные) составляют около 70% мирового миграционного потока. Стремление приложить трудовые ресурсы с максимальной выгодой для себя подталкивает людей к поиску работы в экономические развитых регионах.

Сегодня проблемами трудовой миграции занимается значительное число глобальных учреждений и организаций (прежде всего в рамках ООН), Так, Комиссия ООН по народонаселению располагает фондом, часть которого используется на субсидирование национальных программ в области миграции населения. Деятельность Международной организации труда (МОТ) предусматривает в качестве одной из своих целей регулирование межстрановой миграции населения. Ряд международных договоров, принятых Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), содержит специальные нормы, которые касаются физического состояния трудящихся-мигрантов. В документах ЮНЕСКО имеются положения, направленные на лучшие образования трудящихся-мигрантов и членов их семей. Возрастает роль Международной организации по миграции (МОМ), целью которой является обеспечение упорядоченной и плановой межстрановой миграции, ее организация, обмен опытом и информацией по этим вопросам. Кроме того в регионе Западной Европы Межправительственный комитет по вопросам миграции (СИМЕ) своей деятельностью способствует обеспечению и защите прав трудящихся-мигрантов. Нормативно-правовая база, для миграции представлена огромным числом законов и подзаконных актов.

Трудовой мигрант, согласно Конвенции Международной организации труда (МОТ), - это лицо, которое мигрирует или мигрировало из одной страны в другую с целью получить работу. Данное определение включает в себя также любое лицо, законно въехавшее в страну в качестве трудового ресурса. Однако оно не включает в себя пограничных и сезонных рабочих, лиц свободных профессий и некоторые другие категории.

Ежегодно в Россию из дальнего и ближнего зарубежья прибывают значительные контингенты работников главным образом на временные работы. Чаще всего это рабочие высокой квалификации: рабочие-строители, специалисты сельского и лесного хозяйства, промышленности, торговли. Главные страны-экспортеры в ближнем зарубежье - Украина, Молдавия, Грузия и Армения; в дальнем зарубежье - Турция, Китай, страны бывшей Югославии, Вьетнам. В Россию едут в поисках работы граждане более чем из ста стран. Иностранная рабочая сила привлекается практически во все экономические районы страны, но в большей степени в Центральный, Западно-Сибирский и Дальневосточный. В последние годы увеличилось количество и доля рабочих и специалистов, прибывающих из дальнего зарубежья - из развитых стран, в том числе США и Англии.

Важной проблемой для РФ является состояние межрайонной миграции. В оптимальном варианте она соединяет регионы страны в единый экономический комплекс и тем самым укрепляет государство. Сегодня межрайонная миграция становится мощным фактором изменения демографического и трудового потенциала Северных и Восточных регионов, созданных там за предшествующие десятилетия. В России есть территории с одновременно миграционной и естественной убылью населения. Миграция в них количественно дополняет естественные потери населения и тем самым ускоряет сокращение общей численности. Первоочередного внимания к состоянию межрайонной миграции заслуживают районы Севера и приравненные к ним местности и Сибирь. Именно здесь сосредоточены основные природные ресурсы России и за счет этих регионов в перспективе должно прирастать богатство страны. Однако характер миграции в регионе не соответствует развивающимся новым рыночным отношениям - наблюдается интенсивный отток населения, сокращение численности, ухудшение демографической структуры, обострение проблем коренных народов. Многие северные и восточные регионы теряют население моложе трудоспособного. В районах Крайнего Севера очень низкий уровень жизни, и миграционные процессы не приняли обвального характера из-за отсутствия у населения достаточных денежных средств. Миграции в Западной Сибири обусловлены географическим положением региона, наличием богатых природных ресурсов, транспортной доступностью, развитием производительных сил. В совокупности Западная Сибирь наиболее притягательна для мигрантов. Восточная Сибирь за последние годы потеряла свое население в миграционном обмене с другими территориями.

Главенствующую роль в регулировании трудовой миграции в РФ занимает Федеральная миграционная служба. Новыми направлениями деятельности ФМС России в области трудовой миграции называют: установление уведомительного характера учета иностранных граждан и лиц без гражданства по месту пребывания; упрощение процедуры получения разрешения на работу иностранным гражданам, прибывшим в Россию в порядке, не требующем получения визы; установление миграционных квот, что позволяет учитывать количественные и качественные характеристики трудовых мигрантов; дифференцирование санкции за административные правонарушения, связанные с нарушением законодательства в сфере миграции; легализация иностранных граждан, находящихся на территории РФ с целью осуществления трудовой деятельности.

Но этих мер недостаточно. Поэтому с целью оптимизации деятельности в области трудовой миграции руководство ФМС РФ в рамках Совета руководителей миграционных органов государств – участников СНГ создало рабочую группу по разработке проекта концепции организованного привлечения рабочей силы. В некоторых государствах СНГ планируется на базе бывших профтехучилищ создавать центры для подготовки потенциальных трудовых мигрантов. Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 года предусматривает организацию за рубежом центров, способствующих профессиональной подготовке и переподготовке иностранных работников, а также изучению ими русского языка, российской культуры и законодательства.

Таким образом, деятельность ФМС РФ становится, прежде всего, социально ориентированной. Основные задачи, реализуемые сегодня, - формирование оптимального баланса между национальными и иностранными трудовыми ресурсами, толерантное отношение к мигрантам в обществе. Также немаловажно рациональное размещение въезжающего населения на территории страны, использование интеллектуального и трудового потенциала мигрантов.

Регулирование трудовой миграции в России имеет как положительные, так и отрицательные последствия. К положительным последствиям можно отнести следующие: занятость рабочих мест, связанных с непрестижным или тяжелым трудом, на которые не претендуют граждане страны; расширение внутреннего рынка страны за счет спроса на товары и услуги, предъявляемого иностранными рабочими; снижение налоговой нагрузки на государственный бюджет. Трудовые мигранты не только не требуют социальных пособий, но, уплачивая налоги и другие обязательные взносы, снижают относительную налоговую нагрузку на коренное население.

К отрицательным последствиям трудовой миграции относятся следующие: рост нелегальной миграции, особенно за счет работников, у которых истек срок трудового контракта, но они не ходят возвращаться на родину, надеясь опять найти работу в принимающей стране; рост социальной напряженности в связи с ростом нелегальной миграции.

Российская Федерация использует селективный подход при регулировании миграции - государство не препятствует въезду тех категорий, которые нужны в стране, ограничивая въезд всем остальным.

Перечень желательных мигрантов варьируется:

· работники, готовые за минимальную оплату выполнять тяжелую, вредную, грязную и неквалифицированную работу, - строительные, подсобные, сезонные, вахтенные, муниципальные рабочие;

· специалисты для новых и перспективных отраслей - программисты, узкоспециализированные инженеры, банковские служащие, специалисты в области нанотехнологий;

· представители редких профессий - огранщики алмазов, реставраторы картин, врачи, практикующие нетрадиционные методы лечения;

· специалисты с мировым именем - музыканты, артисты, ученые, спортсмены, врачи, писатели;

· крупные бизнесмены, переносящие деятельность в Россию, инвестирующие капитал и создающие новые рабочие места;

· Соотечественники, проживающие за рубежом.

Большое значение для процесса социальной адаптации и интеграции в принимающее общество оказывает правовой статус (легальный - нелегальный) нахождения трудового мигранта. Один из существенных минусов российской политики в области трудовой миграции заключается в сложности трансформации нелегального статуса в легальный, в целом ограничительный характер миграционной политики. При этом трудовые мигранты активно предпринимают усилия для собственной легализации: "фиктивный брак", "приобретение фальшивых регистраций, легализаций" документов.

Нелегальный статус ставит трудового мигранта вне общества. Все его отношения с принимающим обществом приобретают неравноправный и неправовой характер. Это касается всего комплекса отношений "трудовой мигрант - принимающее общество" как в сфере трудовой деятельности, так и в сфере жизнедеятельности. Подавляющее большинство нелегальных молодых трудовых мигрантов в Российской Федерации оформляет трудовые отношения посредством устной договоренности, что нередко выступает основанием и риском для нарушения трудового соглашения. Трудовой контракт является большой редкостью. Часто мигранты сталкиваются с отсутствием техники безопасности, неномированным рабочим днем.

В данном контексте следует рассматривать и проблему, связанную с наличием медицинской страховки и медицинским обслуживанием в случае полученной производственной травмы или болезни. Подавляющее большинство трудовых мигрантов стремится лечиться самостоятельно, не обращаться за помощью к врачу или в медицинское учреждение в стране (городе, территории) пребывания. Это объясняется как нелегальным статусом мигранта, так и высокой стоимостью медицинских услуг.

Существенным фактором, влияющим на процесс адаптации и интеграции трудовых мигрантов в принимающее общество, являются жилищные условия, в которых они находятся и проводят определенную часть своей жизни. Подавляющее большинство трудовых мигрантов попадают с ситуацию жилищной неустроенности. Варианты стандартные: снимают квартиру, проживают в общежитии, в гостинице, в оборудованных и необорудованных вагончиках, живут у родственников. Важным компонентом жизни трудового мигранта является питание. Как правило, они стремятся сэкономить на собственном питании. Питание становится не полноценным, некачественным и несистематическим.

Трудовые мигранты имеют негативный опыт социальных взаимодействий и с местным населением. Трудовые мигранты нередко выступают в качестве замкнутой общины, противостоящей принимающему обществу. Данное обстоятельство минимизирует возможность полноценного узнавания мигрантов и принимающего общества, взаимного культурного обмена и кросскультурного поведения, преодоления существующих стереотипов восприятия и поведения. А это затрудняет процессы адаптации и интеграции в новый социум.

Другой существенной причиной, оказывающей влияние на интолерантность принимающего общества, является опасение, что трудовые мигранты отнимают у местного населения рабочие места. Хотя реально проблема конкуренции на рынке труда не столь однозначна. Конкуренция за рабочие места зачастую носит более сложный, иерархизированный характер, исходит из наличия секторов экономики, созданных специально для трудовых мигрантов, где конкуренции для местных работников реально нет. А конкуренция имеет место среди трудовых мигрантов, между старыми и новыми трудовыми мигрантами, как свидетельствует опыт исследований в странах Европейского Союза. В то же время имеются сектора в экономике, где конкуренция с местным населением - реальность. Но эта реальность касается нередко малоквалифицированных категорий рабочей силы. В этих секторах конкуренция между трудовым мигрантом и местным работником часто носит надуманный характер, потому что местный работник изначально не желает включаться в силу различных причин в наличный трудовой процесс. И конкуренция возникает не в силу наличия в этих сегментах рынка труда местных работников, а вопреки этому: - в силу их отсутствия.

Нелегальные трудовые мигранты имеют ограниченные контакты с институтами гражданского общества, кроме правоохранительных органов по вопросам регистрации и легализации пребывания на данной территории. Это объясняется, в том числе и тем, что трудовые мигранты не ожидают помощи ни со стороны государственных органов принимающей страны, ни со стороны структур гражданского общества. Он рассчитывает только на себя, своих ближних.

Государственная социальная поддержка трудовых мигрантов направлена, в первую очередь, на оказание помощи легальным мигрантам, трудоустраивающимся либо на государственные предприятия и организации, либо в те отрасли экономики, которые мало привлекательны для коренного населения. В отношении нелегальных трудовых мигрантов государственная миграционная политика направлена на выявление, контроль и выдворение их из страны. Но, учитывая тот факт, что легально может трудоустроиться лишь незначительная часть трудовых мигрантов (в виду отсутствия соответствующего образования, квалификации, опыта работы), государственные меры социальной поддержки данной категории мигрантов не могут быть названы достаточными.

Функции социальной защиты и помощи трудовым мигрантам, в сложившейся ситуации, часто берут на себя общественные организации и фонды. Велико значение деятельности национально-культурных автономий и объединений. Они в своей деятельности имеют возможность оказания адресной помощи мигрантам-представителям определенных национальностей в процессе социальной адаптации и интеграции.

Примером эффективной деятельности подобных организаций может служить работа коалиции «Ангел», основанной на базе еврейских национально-культурных объединений России. Целью этой коалиции является помощь девушкам и молодым женщинам, попавшим в трудную жизненную ситуацию в процессе работы за рубежом или в крупных городах России. Данная организация оказывает просветительскую, консультационную, посредническую и экстренную социально-психологическую помощь молодым женщинам – жертвам различных видов принуждения и насилия.

Таким образом, отличительными особенностями трудовых мигрантов называют: низкая профессиональная квалификация (либо ее отсутствие); низкая правовая грамотность и компетентность; авантюризм; социальная незащищенность. Данные особенности обостряются при отсутствии у человека статуса легального трудового мигранта. Следовательно, данная категория населения нуждается в социальной помощи и поддержке. Но, к сожалению, они обращаются за помощью лишь в критических случаях, стараясь справиться с возникающими проблемами самостоятельно. На сегодняшний день в России сложились целые сектора экономики, ориентированный на использование рабочей силы нелегальных трудовых мигрантов, но они слабо контролируются государством, поэтому люди, занятые в них, сознательно обрекают себя на марганализацию.

11.3. Социальная поддержка молодых мигрантов, получающих образование

Миграции с целью получения образования являются одним из государственно поддерживаемых миграционных потоков. Данные миграции имеют свои особенности. Во-первых, распределение их по территории государства жестко задано. Большое число студентов-мигрантов сосредоточено в крупных городах, где находятся средне специальные и высшие учебные заведения. Во-вторых, данные миграции имеют строгие ограничения по времени – на период обучения. В-третьих, мигранты примерно равны по возрастным показателям. Следовательно, эти миграционные движение в большинстве своем носят легальный и легко контролируемый характер, а студенты-мигранты испытывают круг сходных проблем, в решении которых им организуется целенаправленная помощь и поддержка.

Социальный собирательный образ студента-мигранта можно представить как совокупность некоторых черт. Во-первых, в ситуациях, которые не являются экстремальными, студенты- мигранты стремятся к безопасности, обеспечивающей охрану достигнутого и возможность дальнейших достижений. Это связано, помимо всего прочего, с тем, что психическая деятельность имеет ярко выраженный адаптивный характер. Однако не следует забывать, что на пути к цели нормальному человеку свойственно по возможности минимизировать напряжения, избегать страданий, стремиться к радости, т.е. избирать оптимальные варианты своей социальной жизни.

Во-вторых, студенты-мигранты тяготеют к такому уровню уверенности, который дает им возможность предвидеть будущее. Иными словами, возникает требование четкой перспективы становления себя как специалиста и уверенности в том, что требования, предъявляемые в процессе обучения в вузе, повлекут большее, быть может, предельное напряжение его интеллектуальных и нравственных сил, однако, будут соответствовать его возможностям.

В-третьих, студенты-мигранты стремятся к обладанию чувством собственного достоинства и значимости. Удовлетворение этих потребностей, основанное на объективной оценке достижений, - едва ли не кратчайший путь к росту знаний студента, его добросовестности.

В-четвертых, студенты-мигранты стремятся достигнуть внутренней эмоциональной гармонии. Это, в свою очередь, требует трактовать процесс учения в вузе не только как сообщение определенных фактов науки, но и как деятельность, формирующую способность творчески мыслить, чувствовать, оценивать, действовать - словом, направленную на выработку активных жизненных позиций будущего специалиста с высшим образованием.

Для организации социальной поддержки различным категориям студентов в вузах и сузах создаются специальные подразделения – отделы социальной работы. Их деятельность определяется уставом учебного заведения и включает в себя несколько направлений: планирование и организация социальной защиты и социальной помощи различным категориям студентов, аспирантов, профессорско-преподавательского состава и административно-управленческого персонала; координация деятельности различных государственных и негосударственных организаций и учреждений по оказанию помощи нуждающимся категориям студентов, аспирантов и сотрудников университета; контроль, учет и комплексный анализ деятельности по защите прав, предоставления льгот и преимуществ, компенсационных выплат различным категориям нуждающихся; оказание консультативной помощи по различным вопросам социальной защиты студентам, аспирантам и сотрудникам университета; организация помощи в трудоустройстве выпускникам и студентам университета. Кроме этого, права студентов защищает студенческий профсоюз.

Важным видом социальной поддержки студентов - мигрантов является их жилищное обеспечение на период учебы в вузе или сузе. Студенческие общежития являются обязательным атрибутом учебных заведений профессионального образования. Правила заселения и проживания в общежитии составляются каждым учебным заведением РФ самостоятельно на основании Постановления Правительства РФ №4 от 31.05.1995 года и письма Госкомвуза РФ №407 от 28.04.1994 года.

Другой формой социальной поддержки студентов можно назвать введение компенсаций за транспортные расходы в виде льготных проездных билетов на городские и пригородные (для студентов, включенных в маятниковые миграции) маршруты. Месячные льготные именные проездные билеты студентов дают право проезда на автомобильном (в некоторых регионах РФ и на железнодорожном) транспорте общего пользования (кроме такси) городского и пригородного сообщения между указанными в нем пунктами. Для организации обеспечения студентов льготными проездными билетами учебное заведение перед началом учебного года обязано предоставить списки студентов, нуждающихся в данном виде услуг в транспортную компанию региона, выигравшую в данный период времени тендор на осуществление подобных перевозок. Студент может приобрести месячный льготный именной проездной билет в кассах вышеуказанной транспортной компании при предъявлении им студенческого билета в сроки, оговоренные компанией-перевозчиком.

Одной из важных форм социальной поддержки студентов-мигрантов является их социально-экономическая поддержка, осуществляемая в форме стипендиального обеспечения. Стипендия является денежной выплатой студентам, назначаемой успешно обучающимся по очной форме обучения. На сегодняшний день в Российской Федерации установлены следующие виды стипендий: Стипендии Президента РФ и специальные государственные стипендии Правительства РФ; государственные (муниципальные) стипендии для аспирантов и докторантов; государственные (муниципальные) академические стипендии; государственные (муниципальные) социальные стипендии; именные стипендии.

Стипендии Президента РФ и специальные государственные стипендии Правительства РФ назначаются студентам и аспирантам, достигших выдающихся успехов в учебной и научной деятельности. Государственные (муниципальные) академические стипендии назначаются студентам, обучающимся по очной форме обучения, в зависимости от успехов в учебе и научной деятельности. Государственные (муниципальные) социальные стипендии назначаются студентам, нуждающимся в социальной помощи (детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей; лицам, признанным в установленном порядке инвалидами 1 и 2 группы; лицам, пострадавшим в результате аварии на Чернобыльской АЭС и других радиационных катастроф; студентам, являющимся инвалидами и ветеранами боевых действий). Именные стипендии учреждаются органами государственной власти, органами местного самоуправления, университетом и другими юридическими и физическими лицами и назначаются студентам, аспирантам, докторантам.

Размер государственной (муниципальной) академической стипендии устанавливается по решению Ученого Совета вуза на основании результатов экзаменационной сессии и в пределах стипендиального фонда (формируется за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов) и выплачивается по приказу ректора при согласовании с профсоюзным комитетом студентов, но не может быть меньше размера стипендии установленного федеральным законом. Размер государственной (муниципальной) социальной стипендии устанавливается по такой же процедуре и не может быть меньше полуторакратного размера стипендии, установленной законом для учреждений соответствующего уровня профессионального образования.

Кроме стипендии студенты-мигранты имеют право на другие формы материальной социальной поддержки. Студентам очной формы обучения (в первую очередь остронуждающимся) один раз в год может быть выделена единовременная материальная помощь на основании заявления студента и согласия профсоюзного комитета. Студентам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся по очной форме обучения, ежегодно выплачивается пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей. Предусмотрены компенсации в связи с удорожанием питания в студенческих столовых, оплаты льготного проезда на железнодорожном, авиационном, речном и автомобильном транспорте, оплаты санаторно-курортного лечения. Они могут быть выделены студенту по решению администрации учебного заведения, по согласованию со студенческой профсоюзной организацией в зависимости от материального положения студента.

За успехи в учебной, научной, спортивной, культурно-массовой деятельности, победы в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях и других мероприятиях, за активную общественную и организаторскую деятельность в студенческих коллективах, социальной сфере, культурно-массовых мероприятиях, руководство студенческими группами, за успешное выполнение индивидуальных учебных планов и другую деятельность по овладению своей специальностью (согласно Государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования) студентам может быть назначена персональная надбавка или премия по представлению деканатов, общественных организаций, руководителей подразделений по согласованию с профкомом студентов и при наличии бюджетных средств.

Кроме этого студенту-донору, сдавшему безвозмездно в течение года кровь и (или) е компоненты в суммарном количестве, равном двум максимально-допустимым дозам, на основании закона РФ «О донорстве крови и ее компонентов» от 16.04.2001г. №39-ФЗ, в течение шести месяцев выплачивается надбавка к стипендии в размере 25% при условии получения им стипендии. Надбавка назначается на основании справки установленного образца, выданного соответствующим лечебным учреждением.

Новой формой социальной поддержки студентов - вынужденных мигрантов является дополнительное квотирование для них мест в профессиональных учебных заведениях. Приказ Министерства образования и науки РФ, Федерального агентства по образованию №737 от 27.07.2005 «О дополнительном выделении объема государственного задания (контрольных цифр приема) на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием» гласит: утвердить дополнительное выделение объема государственного задания (контрольных цифр приема) высшими учебными заведениями на подготовку специалистов с высшим профессиональным образованием по специальностям и направлениям подготовки в 2005 году по очной форме обучения для организации целевого приема выпускников образовательных учреждений республик Южного Федерального округа. Всего в приказе заявка адресована 131 вузу РФ по специальностям в основном юридических, экономических, технических направлений. В меньшей степени гуманитарные специальности.

Учебные заведения ведут непрерывный поиск форм социальной поддержки студентов-мигрантов, одной из которых является организация социально-психологической поддержки данной категории студентов. В качестве основных целей социально-психологической поддержки студентов-мигрантов выделяют: психологическое обеспечение свободного и гармоничного развития личности в процессе адаптации к изменившимся социальным условиям жизнедеятельности; предупреждение негативных тенденций в психологии студентов-мигрантов, преодолении трудностей личностного роста, коррекции отклоняющегося поведения, устранения конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с окружающими.

Важную роль в социальной поддержке студентов – мигрантов играют общественные объединения и организации, строящие свою деятельности на принципах само- и взаимопомощи. В настоящее время землячества, а также ассоциации студентов являются очень популярной формой взаимопомощи среди студентов-мигрантов. По инициативе иностранных студентов, поддержке вузов и Министерства образования Российской Федерации в мае 1996 года была создана "Ассоциация иностранных студентов" (АИС) в России. Необходимость создания ассоциации связана со стремлением иностранных студентов объединиться для решения ряда проблем, связанных с их учебой, бытом, отдыхом, повышением интеллектуального и культурного уровня, занятием физкультурой и спортом, медицинским обслуживанием, и правовой и социальной защитой и др.

Сегодня Ассоциация иностранных студентов объединяет около 89 тысяч иностранных граждан из 162 стран мира, обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации. Созданы 20 филиалов АИС: в Иваново, Ростове-на-Дону, Твери, Ульяновске, Белгороде, Волгограде, Курске, Санкт-Петербурге, Владимире, Краснодаре, Уфе, Томске, Воронеже, Новосибирске, Омске, Туле, Новомосковске, Самаре, Саратове и Казани.

АИС – самоуправляющаяся, добровольная и не преследующая политических и коммерческих целей, организация. Она осуществляет свою деятельность в соответствии с Всеобщей декларацией прав человека, Конституцией и другими законодательными актами Российской Федерации, уставом Ассоциации. Деятельность АИС носит открытый характер для иностранных студентов, общественных организаций иностранных студентов, а также для государственных, акционерных и других организаций Российской Федерации.

Основными целями и задачами Ассоциации являются:

•содействие укреплению и углублению взаимопонимания между иностранными студентами образовательных учреждений Российской Федерации, их общественными организациями и администрацией, органов управления народным образованием;

•содействие иностранным студентам в их профессиональной подготовке, представительство и защита законных прав и интересов иностранных студентов, обучающихся в Российской Федерации;

•содействие укреплению взаимопонимания и дружбы между народами всех стран.

Для осуществления указанных целей Ассоциации решает следующие задачи:

•организует объективное информирование российских граждан и мировой общественности о положении иностранных студентов, деятельности их организации через средства массовой информации;

•оказание материальной и правовой помощи иностранным студентам в Российской Федерации, представление им стипендий;

•предоставление от имени Ассоциации стипендии для обучения молодежи из зарубежных стран в образовательных учреждениях России.

•осуществление экскурсий и других мероприятий с целью ознакомления иностранных студентов с историческими, культурными традициями народов России, содействие культурному и гуманитарному обмену между студенческой молодежью России и зарубежных странах;

•содействие усовершенствованию нормативных актов и документов определяющих правовое положение иностранных студентов Российской Федерации;

•установление и развитие контактов с организациями и объединениями иностранных студентов, обучающихся в других странах, а также с неправительственными международными организациями;

•установление и развитие связей с ассоциациями выпускников российских учебных заведений.

В числе приоритетных направлений деятельности Ассоциации выделяют информирование российских граждан и мировой общественности о положении иностранных студентов, работе их организаций через средства массовой информации, а также оказание материальной и правовой помощи иностранным студентам в России, предоставление им стипендии. АИС проводит различные культурные и спортивные мероприятия, оказывает помощь вузам при подготовке и наборе студентов, содействует усовершенствованию нормативных актов и документов, определяющих правовое положение иностранных студентов в Российской Федерации.

Ассоциация активно содействует набору студентов на учебу по гослинии и на контрактной основе, устанавливает контакты с организациями и объединениями иностранных учащихся, обучающихся в других странах, а также с неправительственными международными организациями. Большое внимание в работе Ассоциации уделяется установлению и развитию связей с ассоциациями выпускников российских учебных заведений, созданию собственного банка данных, социологическим опросам.

И так, социальной работе в отношении студентов-мигрантов уделяется большое внимание, как на федеральном, так и на региональных уровнях, а также на уровне конкретных учебных заведений. В целом категорию студентов-мигрантов в современной России можно назвать наиболее социально защищенной группой.

Наши рекомендации