Сущность социальной работы с замещающей семьей
Присущая нашему обществу нестабильность, прямо или косвенно, влияет на современную семью, влечет за собой ослабление родительской функции. В современных условиях семья – главная и естественная защита ребенка – оказалась в кризисной ситуации, что привело к отрицательным последствиям, таким как: уменьшение рождаемости, распаду каждого третьего брака, социальному сиротству детей.
Многочисленные исследования свидетельствуют, что содержание ребенка, особенно с раннего возраста, в казенных учреждениях, неизбежно приводит к неблагоприятным и трудно обратимым изменениям в его психологическом и социальном развитии, невзирая на то, какие бы при этом комфортные условия государством и обществом для него не создавались.
Анализ зарубежного и отечественного исторического опыта социальной помощи детям, оставшимся без попечения родителей, показывает, что наибольшую эффективность дает воспитание в замещающей семье, поскольку ему, в этом случае, присущи непрерывность, продолжительность, устойчивость, возможность обеспечения безопасности, защищенности ребенка.
Замещающая семья–форма семейного жизнеустройства ребенка, утратившего связи с биологической семьей, приближенная к естественным условиям жизнедеятельности и воспитания, обеспечивающая наиболее благоприятные условия для его индивидуального развития и социализации.
В настоящее время можно выделить следующие сложившиеся в России типы замещающих семей:
1. Семья усыновителей – наиболее перспективная и эффективная, так как именно здесь ребенок получает статус родного ребенка со всеми вытекающими правами и обязанностями в отношении себя и своих приемных родителей.
2. Семьи опекунов /попечителей в связи с тем, что, как правило, при данной форме семейного жизнеустройства нуждающегося в защите ребенка предпочтение отдается кровным родственникам, что в свою очередь, способствует сохранению родственных связей.
3. Приемная семья - форма жизнеустройства детей, оставшихся без попечения родителей, на основании договора об их передаче на воспитание в семью, между органами опеки и попечительства и приемными родителями на определенный срок. При этом, ребенок не получает статус родного, со всеми вытекающими последствиями как для него, так и для приемных родителей.
4. Патронатная семья, при которой ответственность за воспитание и развитие ребенка делится между тремя сторонами: органами опеки и попечительства, учреждением (детским домом, интернатом) и патронатными родителями-воспитателями. Что делает возможным оперативно регулировать отношения между приемным ребенком и замещающими взрослыми, предотвращать конфликты.
Целью замещающей семьи является обеспечение воспитания несовершеннолетних детей, которые вследствие смерти родителей или лишения их родительских прав, болезни или по другим причинам остались без родительского попечения, а также защита личных и имущественных интересов этих детей.
Замещающая семья призвана решать целый комплекс задач:
1.Создание благоприятных условий, способствующих развитию и социализации ребенка в рамках возрастной нормы.
2.Подготовка ребенка к будущей самостоятельной деятельности.
3. Расширение его социальных контактов, налаживание индивидуального общения взрослых с приемным ребенком как основание для всей последующей коррекционно-педагогической работы.
Сегодня в нашей стране отмечается тенденция к увеличению количества замещающих семей. Вместе с тем нередки случаи, когда замещающие родители из-за возникших проблем отказываются от ребенка, что приводит к такому негативному явлению, как вторичное сиротство.
Не зависимо от возраста взрослых, опыта предыдущего воспитания как своих, так и приемных детей, уровня образования и проживания характер затруднений типичен для всех категорий замещающих родителей: незнание особенностей развития детей, имеющих негативных опыт нахождения в биологической семье и в последствии, воспитывающихся в государственном учреждении; неготовность взрослых к трудностям и переменам в семье, которые возникают с появлением в ней нового члена; непонимание задач и целей воспитательной работы, которая является основной в деле адаптации депривированных детей в условиях замещающей семьи, не владение методикой коррекционной работы с такими детьми.
Следовательно, замещающие семьи нуждаются в помощи и поддержке, для того, чтобы полноценно реализовывать предписанные обществом функции.
Социальная работа с замещающей семьей должна быть направлена на решение повседневных проблем, крепление и развитие позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов, стабилизацию достигнутых положительных ресурсов в социально-психолого-педагогическом положении и ориентации на реализацию социализирующего потенциала.
Исходя из этого, социальный работник призван выполнять следующие функции:
- диагностическую, которая предполагает изучение особенностей замещающей семьи, выявление ее потенциалов;
- охранно-защитную, которая включает правовую поддержку замещающей семьи, обеспечение ее социальных гарантий, создание условий для реализации ее прав и свобод;
- организационно-коммуникативную, которая подразумевает организацию общения, инициирование совместной деятельности, совместного досуга, творчества;
- социально-психолого-педагогическую, предполагающую психолого-педагогическое просвещение членов замещающей семьи, оказание им неотложной психологической помощи, профилактическая поддержка и патронаж;
- прогностическую, подразумевающую моделирование ситуаций и разработка определенных программ адресной помощи замещающей семьей в целом и приемному ребенку в отдельности;
- координационную, которая включает установление и поддержание связей, объединение усилий департаментов помощи семье и детству, социальной помощи населению, органов опеки и попечительства, служб сопровождения замещающих семей, отделов семейного неблагополучия органов внутренних дел, социальных педагогов образовательных учреждений, реабилитационных центров и служб;
Конкретное содержание социальной работы с замещающей семьей в каждом отдельном случае обусловлено ее индивидуальными особенностями: структурой, характером внутренних отношений, спецификой проблем, степенью их остроты. Тем не менее можно выделить ряд основных направлений социальной работы с замещающей семьей: диагностическое, профилактическое и реабилитационное.
Диагностика замещающей семьипредусматривает сбор и анализ информации о ней, приемном ребенке и других ее членах, выявление существующих проблем. Это длительный процесс, который не допускает непродуманных поступков и выводов. Диагностика подразделяется на первичную, углубленную и проблемную и осуществляется по двум направлениям: диагностика замещающих родителей и диагностика ребенка.
Диагностика взрослых направлена на изучение истинных мотивов принятия неродного ребенка, личностных черт потенциального замещающего родителя-воспитателя, уровня психолого-педагогической компетентности, имеющихся у них проблем, которая предполагает сбор общей информации о ребенке; ознакомление с особенностями его развития; определение уровня интеллектуального развития, адаптивных способностей, его характерологических особенностей, ценностных ориентаций, трудностей в становлении, развитии и взаимоотношениях в замещающей семье.
Для диагностики семейной ситуации развития могут быть использованы такие методы работы, как наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование. Достаточную информацию для принятия решения, разработки коррекционных программ помощи дают шкальные, карточные, проективные, ассоциативные, экспрессивные методики. Много полезной информации специалист по социальной работе получает, применяя биографический метод и проводя анализ документации, касающиеся семьи и ее членов, их прошлого и настоящего, представлений о будущем.
На основании полученного диагностического материала можно составить социальную карту семьи, в которой будут содержаться сведения о ее членах, их возрасте, образовании родителей и детей, их специальностях, месте работы мужа и жены, доходах семьи; состоянии здоровья, жилищных условиях, основных проблемах взаимоотношения в семье. Причем важно, установить, к какому фактору группы риска ее можно отнести. В этой карте желательно сделать прогноз экономического развития семьи, предложить вариант помощи (экстренная, стабилизирующая, профилактическая) и аргументировать необходимость реабилитации. Для составления карты семьи можно использовать данные, содержащиеся в социально-педагогическом паспорте.
Комплексом превентивных мер, способствующих полноценному функционированию замещающей семьи, предотвращению возможных проблем среди ее членов является профилактика. Один из путей профилактики — разработка специальных обучающих и просветительских программ. Изучение проблем замещающей семьи и семейного воспитания показывает, что приемные родители все больше нуждаются в помощи специалистов в вопросах накопления и освоения необходимых знаний и навыков регулирования взаимоотношений, создании таких условий, которые позволят удовлетворять в достаточной мере и на необходимом качественном уровне физиологические, эмоциональные, интеллектуальные потребности приемного ребенка.
В основу программ просвещения замещающих родителей закладываются концепция и модели, выходящие за рамки простого воспитания. Логика программы складывается из теоретического курса и практической отработки умений и навыков, включает следующие модули: подготовка замещающих родителей – воспитателей, который включает два основных направления: юридическое и психолого-педагогическое и консультирование - предполагает привлечение к работе с замещающими родителями специалистов разного профиля: психолога, социального педагога, специалиста по социальной работе, психотерапевта, юриста, при необходимости - специалиста более узкой направленности, что обусловлено спецификой детей-сирот, которые имеют нарушения как медицинского, так и социального характера, нуждаются в ресоциализации; требует, чтобы замещающие родители владели коррекционными методами воспитания и обучения.
Организационные формы обучения в ходе подготовки замещающих родителей включают сочетание лекций, рассказов, бесед, базирующихся на продуманной последовательности вопросов, побуждающих приемных родителей включаться в обсуждение проблемы, рассуждать, делать выводы и обобщения, соотносить их с уже известными теоретическими положениями; дискуссий; круглых столов с привлечение экспертов; групповых обсуждений, выполнения упражнений, которые могут требовать совершения действий по образцу; применения знаний, умений, выходящих за пределы известного образца, поиска новых способов решения и обоснования их целесообразности, изучения теории, использования иного оборудования, подготовки дополнительной систематизированной информации; экспериментирование (вовлечение в исследовательскую деятельность); участие в проектах; тренингах (мотивационном, поведения, общения в типичных ситуациях и деловых отношениях; психологической защиты, перемотивации); клубные формы работы.
Профилактика предполагает также использование мер, разработанных для того, чтобы предотвратить возникновение и развитие каких-либо отклонений в развитии, обучении, воспитании детей. Профилактика возникновения конфликтных ситуаций между взрослыми и приемными детьми, между супругами, между ближайшими родственниками, помощь в конструктивном разрешении конфликтов и их успешной адаптации к новым ролям и позициям замещающих родителей и их приемных детей, не сводится к одному формальному посещению семьи, краткой беседе, не подкрепленной длительным наблюдением или поверхностному ознакомлению с материально-бытовым обеспечением ребенка.
Системой мер, позволяющих восстановить утраченное благополучие в семейных отношениях или сформировать новые, является реабилитация. В отношении замещающих семей реабилитация рассматривается как процесс формирования у приемного ребенка и других членов семьи качеств личности, обеспечивающих адекватное взаимодействие внутри семьи, а также семьи с социальной средой. Преобладающим методом реабилитации в этом случае является консультирование межпрофессиональной командой, в котором координатором выступает специалист по социальной работе. Кроме того могут использоваться: работа тренинговых групп, методики снятия напряжения, индивидуальное и групповое консультирование, патронаж.