Вопрос 5. Понятие о синдроме.

Синдром- совокупность патогенетически связанных симптомов.

Например, симптомы- головная боль, «мушки» перед глазами, повышенное АД, смещение кнаруже левой границы ОТС, акцент 2 тона на аорте, увеличение ИММЛЖ патогенетически связаны и формируют синдром артериальной гипертензии.

. В истории болезни необходимо:

-сгруппировать выявленные симптомы в синдромы;

-перечислить симптомы входящие в синдром.

Например, сидеропенический синдром (сухость кожи, койлонихии, ранняя седина, изврщение вкуса, снижение сывороточного железа).

Вопрос 6. Понятие об основном заболевании, сопутствующем заболевании, фоновом заболевании, осложнениях основного заболевания.

Из совокупности синдромов после проведения дифференциального анализа формируется диагноз

Основное заболевание- это заболевание определяющее тяжесть состояния пациента или послужившее причиной обращения пациента за медицинской помощью.

Осложнения основного заболевания – это синдромы, осложняющие течение основного заболевания.

Фоновое заболевание- заболевания, имеющие непосредственное влияние на течение основного заболевания.

Сопутствующие заболевания- заболевания непосредственно несвязанные с основным.

Пример.

Синдромы выявленные при обследовании пациента:

-синдром стенокардии напряжения (симптомы: ___);

-синдром хронической левожелудочковой недостаточности( симптомы:____);

-синдром артериальной гипертензии( симптомы:____);

-болевой синдром в правом подреберье ( из анамнеза);

-синдром желудочной диспепсии (из анамнеза)

Основное заболевание – ИБС. Стенокардия напряжения II ФК.

Осложнение- ХСН 1 стадии( II ФК по NYHA)

Фоновое заболевание - ГБ III стадии, 2 степени, IV группа риска.

Сопутствующее заболевание- Хронический некалькулезный холецистит, стадия ремиссии.

Следует подчеркнуть, что при формировании диагноза необходимо указывать дополнительные характеристики заболевании предусмотренные современными требованиями к номенклатуре заболевания - тяжесть, степень, группу риска, фазу течения - обострение или ремиссия и т.п..

В конце написания истории болезни необходимо обосновать наличие каждого заболевания, а также его дополнительные характеристики. Например, сначала обосновываем наличие ГБ, затем ее стадию, степень и группу риска. При обосновании диагноза необходимо опираться как на данные анамнеза, физикального обследования, так и диполнительных методов обследования

Рекомендованная литература

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Мюллер З. Неотложная помощь. М.: МЕДпресс-информ; 2005, 445 с.

2.В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. Электрокардиография. М.:МЕДпресс-информ,2007.-320с.

3.Горбаченков А.А., Поздняков Ю.М. Клапанные пороки сердца. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 112с.

4.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.

5.Хэмптон Дж. Основы ЭКГ. Легко освоить. М.: Медицинская литература; 2006, 224с.

6.Сыркин А.Л. ЭКГ для врача общей практики. М.: Медицина; 2007, 176 с.

7.Вилкенсхоф У., Крук И. Справочник по эхокардиографии. М.: Медицинская литература; 2007, 240с.

8.Гаджиев Г.Э. Пропедевтика внутренних болезней: вопросы, ситуационные задачи, ответы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс; 2007, 635 с.

9.Чучалин А.Г. Клиническая диагностика: руководство для практикующих врачей. М.: Литтерра; 2006, 308 с.

10.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

11.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

12.Исследование артериального пульса ( методические рекомендации)/М.А.Зубарев, Л.И. Сыромятникова, А.А. Думлер.-Пермь:ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006.-40с.

13.Схема клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике (методические рекомендации)/Под общей редакцией проф. М.А. Зубарева- Пермь:ГОУ ВПО Росздрава, 2006.-20с.

Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) организационные вопросы, - 5 мин;

Б) работа студентов с пациентами– 60 мин;

В) работа с медицинской документацией - 20 минут;

Г) подведение итогов – 5 мин.

Место проведения:

· Палаты пациентов,

Оснащенность занятия:

· схема написания истории болезни,

· фонендоскопы,

· тонометры.

Длительность занятия – 2 академических часа.

Форма отчетности:

· написанная история болезни

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Владимирский В.Е.

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики

внутренних болезней

__________________ В.Ю. Мишланов

«_____» ______2009

Разбор студенческих историй болезни. Заключительный контроль практических навыков по всем методам обследования внутренних органов

Методическая разработка для студентов

Курс –III, 6 семестр

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия: 2 академических часа

Место проведения:кафедра пропедевтики внутренних болезней

Пермь

1.Тема занятия: Разбор студенческих историй болезни. Заключительный контроль практических навыков по всем методам обследования внутренних органов.

2.Значение данной темы. Данные два занятия подводят итог обучению на кафедре пропедевтики внутренних болезней, студент на пациенте демонстрирует свое умение обследовать, анализировать полученные данные и обобщать.

3.Цель занятия:провести анализ историй болезни, оценить знание практических навыков, умение проводить объективное обследование пациента.

Студент должен знать:

а) общий осмотр больного;

б) исследование сердечно-сосудистой, дыхательной систем;

в) исследование желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря, селезенки;

г) исследование почек, эндокринной системы.

Студент должен уметь:

а) общаться с пациентом, провести общий осмотр;

б) оценить состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем;

в) провести исследование желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря, почек.

4.Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

· студент должен знать нормальную и патологическую анатомию, гистологию, физиологию, патофизиологию;

· знать принципы проведения объективного обследования пациента;

· знать проведение исследования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, печеночной, мочевыделительной систем;

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: нормальная и патологическая анатомия,

нормальная и патологическая физиология.

Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней:

исследование сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, печеночной, мочевыделительной систем.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

  1. Оценить общее состояние больного.
  2. Определить состояние кожных покровов.
  3. Определить состояние видимых слизистых оболочек.
  4. Оценить придатки кожи.
  5. Определить конституциональный тип больного.
  6. Определить состояние питания больного.
  7. Определить состояние периферических лимфатических узлов.
  8. Определить состояние суставов.
  9. Определить состояние мышечной и костной систем.
  10. Провести осмотр области сердца и прилегающих к нему областей.
  11. Определить свойства верхушечного толчка.
  12. Определить свойства пульса.
  13. Измерить артериальное давление.
  14. Определить относительную тупость сердца.
  15. Определить границы абсолютной сердечной тупости.
  16. Определить талию сердца, ширину сосудистого пучка.
  17. Определить конфигурацию сердца.
  18. Провести аускультацию сердца.
  19. Провести осмотр живота.
  20. Провести поверхностную пальпацию живота.
  21. Провести пальпацию сигмовидной кишки.
  22. Пропальпировать слепую кишку.
  23. Определить нижнюю границу желудка.
  24. Провести пальпацию поперечно-ободочной кишки.
  25. Провести осмотр грудной клетки
  26. Провести пальпацию грудной клетки
  27. Провести сравнительную перкуссию легких
  28. Определить высоту стояния верхушек и ширину полей Кренига.
  29. Определить нижние границы легких.
  30. Определить подвижность нижнего края легких.
  31. Провести выслушивание легких.
  32. Определить границы печени.
  33. Определить ординаты Курлова.
  34. Провести пальпацию печени.
  35. Провести пальпацию селезенки.
  36. Провести пальпацию почек.

Пример формирование билета:

Билет №1

  1. Оценить общее состояние больного, кожные покровы и видимые слизистые.
  2. Определить относительную тупость сердца.
  3. Провести поверхностную пальпацию живота.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

3.Методические разработки кафедры пропедевтики по объективному исследованию систем.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.

4.Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с.

5.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

6.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

7.Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора В.В. Щекотова. Ростов-н/Д: Феникс; 2007, 592 с.

План проведения занятия:

А) организационные вопросы - 5 мин.

Б) разбор историй болезни 20 мин.

В) подготовка студента к ответу по билету в палате пациента – 10 мин.

Г) опрос студентов –40 - 50 мин.

Д) обсуждение полученных в результате объективного обследования данных, анализ полученного ответа, краткое заключение по ответу студента, работавшего в паре – 20 мин;

Е) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.

Место проведения:

· учебная комната

· палата.

Оснащенность занятия:

· тематические больные

· стетоскоп

· список вопросов для проверки знаний студентов

· таблицы

· схемы

· лекционный материал в электронном варианте.

Длительность занятия – 2 академических часа.

Форма отчетности:

· устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем

· устный ответ-заключение студента об ответе

Подготовила доцент Сыромятникова Л.И.

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики

внутренних болезней

____________________ В.Ю.Мишланов

«_____» ______2009

Заключительный контроль практических навыков по всем методам обследования внутренних органов

Методическая разработка для студентов

Курс –III, 6 семестр

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия: 2 академических часа

Место проведения:кафедра пропедевтики внутренних болезней

Пермь

1.Тема занятия: Заключительный контроль практических навыков по всем методам обследования внутренних органов.

2.Значение данной темы. Данные два занятия подводят итог обучению на кафедре пропедевтики внутренних болезней, студент на пациенте демонстрирует свое умение обследовать, анализировать полученные данные и обобщать.

3.Цель занятия:сдать зачет по практическим навыкам студентов, продемонстрировать свое умение проводить объективное обследование пациента.

Студент должен знать:

а) общий осмотр больного;

б) исследование сердечно-сосудистой, дыхательной систем;

в) исследование желудочно-кишечного тракта, печени и желчного пузыря, селезенки;

г) исследование почек, эндокринной системы.

Студент должен уметь:

а) общаться с пациентом, провести общий осмотр;

б) оценить состояние сердечно-сосудистой, дыхательной систем;

в) провести исследование желудочно-кишечного тракта, печени, желчного пузыря, почек.

4.Самоподготовка к занятию:

Цель самоподготовки:

· студент должен знать нормальную и патологическую анатомию, гистологию, физиологию, патофизиологию;

· знать принципы проведения объективного обследования пациента;

· знать проведение исследования сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, печеночной, мочевыделительной систем;

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах: нормальная и патологическая анатомия,

нормальная и патологическая физиология.

Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине пропедевтика внутренних болезней:

исследование сердечно-сосудистой, дыхательной систем, желудочно-кишечного тракта, печеночной, мочевыделительной систем.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1.Оценить общее состояние больного.

2.Определить состояние кожных покровов.

3.Определить состояние видимых слизистых оболочек.

4.Оценить придатки кожи.

5.Определить конституциональный тип больного.

6.Определить состояние питания больного.

7.Определить состояние периферических лимфатических узлов.

8.Определить состояние суставов.

9.Определить состояние мышечной и костной систем.

10.Провести осмотр области сердца и прилегающих к нему областей.

11.Определить свойства верхушечного толчка.

12.Определить свойства пульса.

13.Измерить артериальное давление.

14.Определить относительную тупость сердца.

15.Определить границы абсолютной сердечной тупости.

16.Определить талию сердца, ширину сосудистого пучка.

17.Определить конфигурацию сердца.

18.Провести аускультацию сердца.

19.Провести осмотр живота.

20.Провести поверхностную пальпацию живота.

21.Провести пальпацию сигмовидной кишки.

22.Пропальпировать слепую кишку.

23.Определить нижнюю границу желудка.

24.Провести пальпацию поперечно-ободочной кишки.

25.Провести осмотр грудной клетки

26.Провести пальпацию грудной клетки

27.Провести сравнительную перкуссию легких

28.Определить высоту стояния верхушек и ширину полей Кренига.

29.Определить нижние границы легких.

30.Определить подвижность нижнего края легких.

31.Провести выслушивание легких.

32.Определить границы печени.

33.Определить ординаты Курлова.

34.Провести пальпацию печени.

35.Провести пальпацию селезенки.

36.Провести пальпацию почек.

Пример формирование билета:

Билет №1

1.Оценить общее состояние больного, кожные покровы и видимые слизистые.

2.Определить относительную тупость сердца.

3.Провести поверхностную пальпацию живота.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

3.Методические разработки кафедры пропедевтики по объективному исследованию систем.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.

4.Манджони С. Секреты клинической диагностики. Вопросы, которые вам зададут…на экзамене, на врачебном обходе, в клинике. М.: Бином; 2004, 608 с.

5.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

6.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

7.Дифференциальная диагностика внутренних болезней. Учебное пособие под редакцией профессора В.В. Щекотова. Ростов-н/Д: Феникс; 2007, 592 с.

План проведения занятия:

А) организационные вопросы - 5 мин.

Б) подготовка студента к ответу по билету в палате пациента – 10-15 мин.

В) опрос студентов –60 - 70 мин.

Г) обсуждение полученных в результате объективного обследования данных, анализ полученного ответа, краткое заключение по ответу студента, работавшего в паре – 20 мин;

Д) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.

Место проведения:

· учебная комната

· палата.

Оснащенность занятия:

· тематические больные

· стетоскоп

· список вопросов для проверки знаний студентов

· таблицы

· схемы

· лекционный материал в электронном варианте.

Длительность занятия – 2 академических часа.

Форма отчетности:

· устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем

· устный ответ-заключение студента об ответе

Подготовила доцент Сыромятникова Л.И.

Наши рекомендации