Изменения лейкограммы при бактериальных, вирусных, аллергических и аутоиммунных заболеваниях органов дыхания.
Нейтрофильный лейкоцитоз:
l Л > 8000 в 1 мкл
l Н > 4000 в 1 мкл
l и/или П > 10 % (ИСЯ > 0,1)
l Острая бактериальная инфекция (пневмония, ангина, синусит, отит, энцефалит, пиелонефрит, холецистит, аппендицит, сепсис)
l Тяжелая бактериальная интоксикация (сепсис) часто сопровождается лимфопенией Лф < 900 в 1 мкл или < 9 %
Эозинофильный лейкоцитоз:
l > 300 в 1 мкл
l Аллергические реакции в период активации костно-мозгового эозинофильного лейкопоэза
l Гельминтозы (аскаридоз, описторхоз)
l Синдром Черджа-Стросс
l Гистиоцитоз Х (болезнь Хенда-Шюллера-Крисчена)
l Рестриктивная кардиомиопатия
Моноцитарный или лимфо-моноцитарный лейкоцитоз:
l Лф > 3000 в 1 мкл
l Мн > 600 в 1 мкл
l Вероятный признак вирусного заболевания
l Возможно, нейтропения в сочетании с лимфо-моноцитозом
l С учетом клинической картины заболевания может соответствовать периоду реконвалесценции при бактериальной инфекции
Основные клинические причины лейкопении:
l Угнетение костномозгового кроветворения (метапластическая или апластическя)
l Применение НПВС
l Нейтропения потребления: хронические очаги инфекции (пристеночное стояние нейтрофилов), тромбообразование
l Лейкопения в рамках панцитопении при гиперспленизме, лейкозах или метастазах в костный мозг (снижение Эр., Тр., Лей.)
l Лейкопения inocense
Основные клинические причины лимфопении:
l Тяжелая бактериальная инфекция (инфекционно-токсический шок)
l Терапия ГК
l Терапия цитостатиками
l ВИЧ-инфекция (стадия СПИД)
l Острая лучевая болезнь
СОЭ:
l Зависит от:
l концентрации в сыворотке крови фибриногена и других белков острой фазы
l Содержания эритроцитов
l Заряда эритроцитов
l Критерий острой воспалительной реакции
l Коррелирует с активностью провоспалительных цитокинов ИЛ-1, ИЛ-6
Синдром увеличения СОЭ:
l Острые и хронические бактериальные воспалительные заболевания (ангина, хр. тонзилит, синусит, пневмония, аппендицит, остеомиелит, сепсис и др.)
l Онкологические заболевания
l Диффузные заболевания соединительной ткани (аутоиммунные заболевания: системная красная волчанка, ревматоидный артрит, системная склеродермия и др.)
l Другие хронические воспалительные процессы (хр. гепатит, гистиоцитоз, панкреатит, др.)
Динамика лейкограммы в процессе бактериального инфекционного заболевания:
- Нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево до юных форм и миелоцитов; увеличение СОЭ
- Нормализация лейкоцитоза, лимфоцитоз, увеличение СОЭ
- Моноцитоз, нормализация СОЭ
Динамика лейкограммы в процессе вирусного инфекционного заболевания:
- Нейтропения со сдвигом лейкоформулы влево до юных форм; увеличение СОЭ
- Лимфо-моноцитоз
Лейкограмма в процессе аллергического заболевания:
- Эозинофилия в пределах 300-1000 в 1 мкл
- Возможно, лимфо-моноцитоз
- Нормальная СОЭ
Лейкограмма при аутоиммунных заболеваниях:
- Относительный лимфоцитоз
- Возможно, лимфо-моноцитоз
- Увеличение СОЭ
Лейкограмма при онкологическом заболевании:
- Увеличение СОЭ
- При метастазировании в костный мозг – признаки аплазии кроветворения: анемия, лейкопения, тромбоцитопения
Общий анализ крови у больного пневмонией, 3-е сутки:
Эр. (х 1012/л) 3,5 | Hb (г/л) | ц.п. 1,1 | Рет. (%) | Тр (х 109) | ||||
Л(х 109) 12,6 | Б (%) 0 | Эо (%) 0 | М(%) | Ю (%) 3 | П (%) 13 | С (%) 69 | Лф (%) 9 | Мн (%) 4 |
СОЭ (мм/ч) 43 | Пл (%) 1 | Бл (%) | Атипич. кл. (в п/з) | |||||
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):
1.Нарисовать юный, палочкоядерный и сегментоядерный нейтрофилы, лимфоцит, эозинофил, моноцит, базофил, эритроциты и тромбоциты.
2.Перечислить основные показатели общего анализа крови.
3.Перечислить основные причины нейтрофильного лейкоцитоза, эозинофилии, лимфоцитоза при заболеваниях органов дыхания.
4.Перечислить факторы противомикробной защиты нейтрофила, лимфоцита и моноцита.
Блок информации, разработанный на кафедре:
1.методическая разработка,
2.лекционный материал,
3.ситуационные задачи,
4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
8.Схема клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике (методические рекомендации)/Под общей редакцией проф. М.А. Зубарева- Пермь:ГОУ ВПО Росздрава, 2006.-20с.
9.Белоусов Ю.Б., Омельяновский В.В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания.- М., 1996.
10.Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. М., 1987.
11.Зильбер А.П. Синдромы сонного апноэ.- Петрозаводск, 1994.
12.Внутренние болезни. Болезни органов дыхания / Под ред. Проф. Палеева.- М., 2002.
13.Внутренние болезни / Под ред. Е. Браунвальда и др., 2002.
Содержание занятия.
План проведения занятия:
1.Организационные вопросы – 5 мин.
2.Проверка и коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.
3.Разбор историй тематических больных под контролем преподавателя – 30 мин.
4.Итоговый контроль: анализ полученных при курации больных данных, работа с рентгенограммами – 15 мин.
5.Решение ситуационных задач – 15 мин.
6.Подведение итогов занятия, вопросы деонтологии и этики, задание на дом – 5 мин.
Место проведения:
1.учебная комната,
2.палата.
Оснащенность занятия:
1.тематические больные,
2.стетоскоп,
3.УИРС,
4.список тестовых вопросов, ситуационных задач,
5.компьютер (и/или проектор),
6.таблицы, схемы,
7.тематические слайды из лекционного материала.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности:
1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем;
2.результаты тестирования;
3.результат решения ситуационных задач;
4.оценка за практические навыки.
Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил д.м.н. Мишланов В.Ю.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю:
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009