Изменения лейкограммы при бактериальных, вирусных, аллергических и аутоиммунных заболеваниях органов дыхания.

Нейтрофильный лейкоцитоз:

l Л > 8000 в 1 мкл

l Н > 4000 в 1 мкл

l и/или П > 10 % (ИСЯ > 0,1)

l Острая бактериальная инфекция (пневмония, ангина, синусит, отит, энцефалит, пиелонефрит, холецистит, аппендицит, сепсис)

l Тяжелая бактериальная интоксикация (сепсис) часто сопровождается лимфопенией Лф < 900 в 1 мкл или < 9 %

Эозинофильный лейкоцитоз:

l > 300 в 1 мкл

l Аллергические реакции в период активации костно-мозгового эозинофильного лейкопоэза

l Гельминтозы (аскаридоз, описторхоз)

l Синдром Черджа-Стросс

l Гистиоцитоз Х (болезнь Хенда-Шюллера-Крисчена)

l Рестриктивная кардиомиопатия

Моноцитарный или лимфо-моноцитарный лейкоцитоз:

l Лф > 3000 в 1 мкл

l Мн > 600 в 1 мкл

l Вероятный признак вирусного заболевания

l Возможно, нейтропения в сочетании с лимфо-моноцитозом

l С учетом клинической картины заболевания может соответствовать периоду реконвалесценции при бактериальной инфекции

Основные клинические причины лейкопении:

l Угнетение костномозгового кроветворения (метапластическая или апластическя)

l Применение НПВС

l Нейтропения потребления: хронические очаги инфекции (пристеночное стояние нейтрофилов), тромбообразование

l Лейкопения в рамках панцитопении при гиперспленизме, лейкозах или метастазах в костный мозг (снижение Эр., Тр., Лей.)

l Лейкопения inocense

Основные клинические причины лимфопении:

l Тяжелая бактериальная инфекция (инфекционно-токсический шок)

l Терапия ГК

l Терапия цитостатиками

l ВИЧ-инфекция (стадия СПИД)

l Острая лучевая болезнь

СОЭ:

l Зависит от:

l концентрации в сыворотке крови фибриногена и других белков острой фазы

l Содержания эритроцитов

l Заряда эритроцитов

l Критерий острой воспалительной реакции

l Коррелирует с активностью провоспалительных цитокинов ИЛ-1, ИЛ-6

Синдром увеличения СОЭ:

l Острые и хронические бактериальные воспалительные заболевания (ангина, хр. тонзилит, синусит, пневмония, аппендицит, остеомиелит, сепсис и др.)

l Онкологические заболевания

l Диффузные заболевания соединительной ткани (аутоиммунные заболевания: системная красная волчанка, ревматоидный артрит, системная склеродермия и др.)

l Другие хронические воспалительные процессы (хр. гепатит, гистиоцитоз, панкреатит, др.)

Динамика лейкограммы в процессе бактериального инфекционного заболевания:

  1. Нейтрофильный лейкоцитоз со сдвигом лейкоформулы влево до юных форм и миелоцитов; увеличение СОЭ
  2. Нормализация лейкоцитоза, лимфоцитоз, увеличение СОЭ
  3. Моноцитоз, нормализация СОЭ


Динамика лейкограммы в процессе вирусного инфекционного заболевания:

  1. Нейтропения со сдвигом лейкоформулы влево до юных форм; увеличение СОЭ
  2. Лимфо-моноцитоз

Лейкограмма в процессе аллергического заболевания:

  1. Эозинофилия в пределах 300-1000 в 1 мкл
  2. Возможно, лимфо-моноцитоз
  3. Нормальная СОЭ

Лейкограмма при аутоиммунных заболеваниях:

  1. Относительный лимфоцитоз
  2. Возможно, лимфо-моноцитоз
  3. Увеличение СОЭ

Лейкограмма при онкологическом заболевании:

  1. Увеличение СОЭ
  2. При метастазировании в костный мозг – признаки аплазии кроветворения: анемия, лейкопения, тромбоцитопения

Общий анализ крови у больного пневмонией, 3-е сутки:

Эр. (х 1012/л) 3,5 Hb (г/л) ц.п. 1,1 Рет. (%) Тр (х 109)
Л(х 109) 12,6 Б (%) 0 Эо (%) 0 М(%) Ю (%) 3 П (%) 13 С (%) 69 Лф (%) 9 Мн (%) 4
СОЭ (мм/ч) 43 Пл (%) 1 Бл (%) Атипич. кл. (в п/з)
                 

УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):

1.Нарисовать юный, палочкоядерный и сегментоядерный нейтрофилы, лимфоцит, эозинофил, моноцит, базофил, эритроциты и тромбоциты.

2.Перечислить основные показатели общего анализа крови.

3.Перечислить основные причины нейтрофильного лейкоцитоза, эозинофилии, лимфоцитоза при заболеваниях органов дыхания.

4.Перечислить факторы противомикробной защиты нейтрофила, лимфоцита и моноцита.

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка,

2.лекционный материал,

3.ситуационные задачи,

4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

8.Схема клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике (методические рекомендации)/Под общей редакцией проф. М.А. Зубарева- Пермь:ГОУ ВПО Росздрава, 2006.-20с.

9.Белоусов Ю.Б., Омельяновский В.В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания.- М., 1996.

10.Зильбер А.П. Дыхательная недостаточность. М., 1987.

11.Зильбер А.П. Синдромы сонного апноэ.- Петрозаводск, 1994.

12.Внутренние болезни. Болезни органов дыхания / Под ред. Проф. Палеева.- М., 2002.

13.Внутренние болезни / Под ред. Е. Браунвальда и др., 2002.

Содержание занятия.

План проведения занятия:

1.Организационные вопросы – 5 мин.

2.Проверка и коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.

3.Разбор историй тематических больных под контролем преподавателя – 30 мин.

4.Итоговый контроль: анализ полученных при курации больных данных, работа с рентгенограммами – 15 мин.

5.Решение ситуационных задач – 15 мин.

6.Подведение итогов занятия, вопросы деонтологии и этики, задание на дом – 5 мин.

Место проведения:

1.учебная комната,

2.палата.

Оснащенность занятия:

1.тематические больные,

2.стетоскоп,

3.УИРС,

4.список тестовых вопросов, ситуационных задач,

5.компьютер (и/или проектор),

6.таблицы, схемы,

7.тематические слайды из лекционного материала.

Длительность занятия – 2 академических часа.

Форма отчетности:

1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем;

2.результаты тестирования;

3.результат решения ситуационных задач;

4.оценка за практические навыки.

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил д.м.н. Мишланов В.Ю.

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009

Наши рекомендации