Лабораторно-воспалительный синдром при заболеваниях органов дыхания.
Методическая разработка для студентов
Курс -III семестр ….6.
Факультет:лечебный
Продолжительность занятия: 2 академических часов
Место проведения:кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4
Пермь 2009
1. Тема занятия. Лабораторно-воспалительный синдром при заболеваниях органов дыхания.
Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности.
Исследование общего анализа крови и диагностика лабораторный воспалительных тестов другими методами являются самыми распространенными дополнительными исследованиями в клинической практики. Абсолютное большинство заболеваний человека связано с механизмами воспалительной реакции. Кровь представляет собой транспортную среду в которой можно определить количество лейкоцитов, других форменных элементов и молекул, участвующих в воспалительных реакциях. Тема настоящего занятия открывает большую страницу клинического применения лабораторных тестов для установления диагноза, определения тяжести его течения и контроля проводимой терапии.
3. Цель занятия:изучить принципы лабораторной диагностики при воспалительных заболеваниях органов дыхания, научиться интерпретировать показатели общего анализа крови.
Студент должен знать:
– клетки крови;
– основные изменения лейкограммы и других ростков кроветворения при основных заболеваниях органов дыхания: пневмонии, вирусной инфекции, раке легкого, туберкулезе органов дыхания, заболеваниях соединительной ткани, аллергических поражениях органов дыхания;
– основные причины нейтрофильного лейкоцитоза и нейтропении;
– основные причины лимфоцитарного лейкоцитоза и лимфопении;
– причины эозинофильных реакций крови;
– диагностическое значение анемии при заболеваниях органов дыхания;
– нарушение количества тромбоцитов при заболеваниях легких.
Студент должен уметь:
– интерпретировать изменения общего анализа крови при основных патологических процессах органов дыхания;
– объяснить изменения в общем анализе крови;
– объяснить участие клеток крови при заболеваниях органов дыхания.
4. Самоподготовка к занятию.
Цель самоподготовки:повторение пройденного материала по методике обследования пульмонологического больного, изучение тематических вопросов.
7. Студент должен знать анатомию и физиологию системы органов дыхания, функцию внешнего дыхания в норме и патологии, механизмы участия воспалительных клеток крови в развитии пульмонологических заболеваний.
8. Студент должен уметь собрать анамнез у больного с патологией органов дыхания, провести осмотр, пальпацию, перкуссию грудной клетки, аускультацию легких, интерпретировать изменения общего анализа крови.
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
· клетки крови;
· костномозговое кроветворение;
· функции клеток крови;
· организация воспалительного процесса, основные закономерности его развития;
· виды воспалительных процессов;
· патологическую анатомию воспалительных процессов.
Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине
пропедевтика внутренних болезней:
1.лекционный материал по теме: лабораторная диагностика заболеваний органов дыхания;
2.методы изучения анамнеза и физического обследования пульмонологического больного;
3.сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме;
4.конспекты работы на практическом занятии по теме.
Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия.
Изучить материал, решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы, выполнить задание в рабочих тетрадях.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
1.Понятие об общем анализе крови, история вопроса.
2.Основные клетки крови, их происхождение и функции.
3.Нормальные значение показателей общего анализа крови.
4.Клинические проявления анемии, основные причины анемии при заболеваниях легких, диагностическое значение.
5.Изменения лейкограммы при бактериальных, вирусных, аллергических и аутоиммунных заболеваниях органов дыхания.