Симптоматология бронхиальной астмы.

Методическая разработка для cтудентов

Курс -III семестр ….6.

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия: 2 академических часов

Место проведения:кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4

Пермь 2009

1. Тема занятия. Симптоматология бронхиальной астмы.

Значение изучения данной темы для последующего обучения в вузе и дальнейшей практической деятельности.

Бронхиальная астма – одно из наиболее распространенных заболеваний в пульмонологии, часто нарушающее трудоспособность больных и являющееся причиной их инвалидизации. Своевременное и правильное лечение того заболевания может контролировать симптомы, предупреждает обострения и позволяет сохранить трудоспособность пациентов.

3. Цель практического занятия:изучить основные клинические проявления бронхиальной астмы, этиологию, патогенетические механизмы, клинические проявления и методы диагностики заболевания.

Студент должен знать:

- определение бронхиальной астмы;

- этиологию (предрасполагающие и провоцирующие факторы);

- патогенез бронхиальной астмы, включая патогенез аллергического воспаления в бронхах;

- классификацию;

- синдромы бронхиальной астмы;

- план и методы обследования больного бронхиальной астмой;

- принципы оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.

Студент должен уметь:

-собрать анамнез у больного бронхиальной астмой;

-провести осмотр больного, пальпацию и перкуссию грудной клетки, аускультацию легких;

- интерпретировать данные дополнительных методов обследования (ОАК, анализ мокроты, спирография);

-пользоваться индивидуальным ингалятором и обучить пользованию больного.

4. Самоподготовка к занятию.

Цель самоподготовки: повторение пройденного материала по методике обследования пульмонологического больного и теоретическим аспектам темы.

1.Студент должен знать анатомию и физиологию системы органов дыхания, функцию внешнего дыхания в норме и патологии.

2.Студент должен уметь собрать анамнез у больного с патологией органов дыхания, провести осмотр, пальпацию, перкуссию грудной клетки, аускультацию легких.

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:

· строение и функция системы органов дыхания, физиология внешнего и тканевого дыхания;

· строение и функции эпителия бронхов, особенности строения бронхов различных калибров;

· особенностях воспалительных реакций.

Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине

пропедевтика внутренних болезней:

1. лекционный материал по теме: симптомы бронхитов;

2. сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме;

3. конспекты работы на практическом занятии по теме.

Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия.

Изучить материал, выполнить задание в рабочих тетрадях.

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:

1.Определение понятия бронхиальная астма, распространенность заболевания, медико-социальное значение проблемы.

2.Этиология и патогенез бронхиальной астмы.

3.Симптомы бронхиальной астмы (синдромы бронхиальной обструкции, бронхитический, дыхательной недостаточности).

4.Классификация бронхиальной астмы.

5.Дополнительные методы обследования больного бронхиальной астмой (ОАК, анализ мокроты, спирография, рентгенологическое обследование).

6.Лечение бронхиальной астмы.

Определение понятия бронхиальная астма, распространенность заболевания, медико-социальное значение проблемы.

Астма - хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, в котором принимают участие многие клетки: тучные клетки, эозинофилы и Т-лимфоциты. У предрасположенных лиц это воспаление приводит к повторяющимся эпизодам хрипов, одышки, тяжести в грудной клетке и кашлю, особенно ночью и/или ранним утром. Эти симптомы обычно сопровождаются распространенной, но вариабельной обструкцией бронхиального дерева, которая, по крайней мере, частично, обратима спонтанно или под влиянием лечения. Воспаление также вызывает содружественное увеличение ответа дыхательных путей на различные стимулы.

Распространенность заболевания составляет 3–7% взрослого населения. Отсутствие лечения заболевания может способствовать развитию тяжелой инвалидизации в молодом возрасте.

Наши рекомендации