Обострение крайней степени тяжести
- физическая активность отсутствует;
- больной не разговаривает;
- сознание спутанное, больной вялый, заторможенный;
- парадоксальные торакоабдоминальные движения;
- аускультативно - "немое легкое";
- брадикардия;
- гипоксемия, гиперкапния.
Принципы оказания неотложной помощи при приступе бронхиальной астмы.
Лечение легкого приступа удушья (обострения) начинают с В2-агонистов 3-4 раза в течение 1 часа. В случае хорошего ответа на терапию больной должен быть направлен на консультацию врача для определения тактики лечения. При неполном ответе, что определяется снижением пиковой скорости выдоха до 60-80% в течение 1-2 часов, необходимо добавить перорально глюкокортикоиды, продолжить ингаляции В2-агонистов каждые 4 часа (24-48 часов), консультация врача должна быть осуществлена в течение дня для определения тактики дальнейшего лечения. Прогрессирующее ухудшение и снижение пиковой скорости выдоха менее 60% в течение часа является показанием для госпитализации в клинику.
Лечение обострения средней тяжести начинают с ингаляции В2-агонистов (фенотерол или сальбутамол) через спейсер или небулайзер 3 - 4 раза в течение 1 часа в сочетании с пероральным приемом глюкокортикоидов при мониторинге состояния больного каждые 15-30 минут на протяжении 1-3 часов. В случае хорошего ответа на лечение в течение 1 часа - пиковая скорость выдоха более 70%, отсутствие расстройства дыхания, эффект В2-агонистов сохраняется в течение 4 часов - больного не госпитализируют. Рекомендуется продолжение ингаляций В2-агонистов каждые 4 часа, продолжить прием пероральных глюкокортикоидов, консультация врача для определения тактики лечения и проведения образовательного курса. При неполном ответе на лечение в течение 1-2 часов, снижении пиковой скорости выдоха до 50-70%, сохранении симптомов астмы, показана немедленная госпитализация в клинику. Ухудшение состояния требует неотложной терапии.
Тяжелое обострение требует неотложной интенсивной терапии. Больного немедленно следует госпитализировать в клинику. В2-агонисты ингалируют постоянно через небулайзер, назначают глюкокортикоиды перорально или внутривенно. Мониторинг состояния больного осуществляют каждые 15-30 минут. В случае хорошего ответа на лечение: пиковая скорость выдоха или объем форсированного выдоха за 1 секунду более 70%, нет расстройства дыхания, ответ на В2-агонисты сохраняется в течение 4 часов, продолжают начатую терапию. При неполном ответе на лечение (пиковая скорость выдоха или объем форсированного выдоха за 1 секунду 50-70%, сохраняются симптомы астмы) - пероральные глюкокортикоиды назначают по 2 таблетки каждые 2 часа из расчета 30-60 мг в сутки в пересчете на преднизолон, продолжают ингаляцию В2-агонистов.
Плохой ответ на лечение тяжелого обострения бронхиальной астмы - прогрессирующее нарастание симптомов, снижение пиковой скорости выдоха до 50-30% от наилучшего для больного значения, снижение РаО2 менее 60 мм рт.ст. и увеличение РаСО2 более 45 мм рт.ст. - требует срочной госпитализации больного в отделение интенсивной терапии, ингаляционные В2-агонисты ингалируют до 5 мг через небулайзер с кислородом, следует добавить ингаляционные холинолитики (ипратропиум бромид 0.5-1 мл через небулайзер), глюкокортикоиды 30-60 мг в пересчете на преднизолон в течение суток, оксигенотерапия, решается вопрос о назначении теофиллинов короткого действия (если больной не получает пролонгированные теофиллины). При угрожающем состоянии - проведение искусственной вентиляции легких.
Показания для проведения интубации и искусственной вентиляции легких (признаки угрозы остановки дыхания)
- физическая активность отсутствует;
- больной не разговаривает;
- сознание спутанное, больной вялый, заторможенный;
- парадоксальные торакоабдоминальные движения;
- аускультативно - "немое легкое";
- брадикардия;
- гипоксемия, гиперкапния.
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):
1.Изобразить схему патогенеза бронхиальной астмы.
2.Отразить современную классификацию бронхиальной астмы.
3.Нарисовать таблицу с отображением данных спирограммы в норме и при бронхиальной обструкции.
Обучающие ситуационные задачи:
Задача 1.
У больного приступ бронхиальной астмы.
А) Опишите положение больного.
Б) Охарактеризуйте выражение лица.
Ответ: А) ортопноэ с опорой на руки; Б) испуганное.
Задача 2.
У больного эмфизема лёгких.
А) Охарактеризуйте особенности перкуторного звука.
Б) Назовите условия для его возникновения.
Ответ: А) коробочный или типпанический; Б) коробочный перкуторный звук формируется при перкуссии над крупными буллами, расположенными субплеврально, волна колебания тканей под влиянием удара молоточка о плессиметр достигает ближайшей стенки буллы и отражается. При отсутствии крупных булл возникает тимпанический звук, отражающий колебания плотных стенок гипервоздушных альвеол, трансформированных в воздушные мешочки, с нарушенной газообменной функцией.
Задача 3.
У больного снижена эластичность лёгких и повышена их воздушность
А) Опишите высоту стояния верхушек и нижнюю границу лёгких
Б) Охарактеризуйте подвижность нижнего края лёгких
Ответ: А) высокое стояние верхушек легких (более 4 см над ключицей), опущение нижнего легочного края (ниже VII межреберья по средней подмышечной линии);
Б) снижение подвижности нижнего легочного края (менее 6 см).
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию:
1. ИЗ ПРИВЕДЕННЫХ НИЖЕ 11 ПРИЗНАКОВ ВЫБЕРИТЕ 6, НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫХ ДЛЯ ПРИСТУПА БРОНХИАЛЬНОЙ АСТМЫ:
1) кашель с трудноотделяемой стекловидной мокротой
2) кашель с пенистой серозной мокротой
3) приступ удушья
4) положение ортопноэ
5) тупой перкуторный звук над нижними отделами легких
6) коробочный перкуторный звук над легкими
7) бронхиальное дыхание
8) жесткое дыхание с удлиненным выдохом
9) отеки на ногах
10) сухие свистящие хрипы больше выслушиваются на выдохе
11) увеличение печени
Варианты ответов:
а) 1,3,5,6,9,11
б) 2,4,6,8,10,11
в) 1,2,5,6,9,10
г) 1,3,4,6,8,10
д) 3,5,7,8,9,10
Ответ:г).
2. ДЛЯ КАКОГО ЗАБОЛЕВАНИЯ ХАРАКТЕРЕН ПРИВЕДЕННЫЙ РЕЗУЛЬТАТ АНАЛИЗА МОКРОТЫ?:
1. Количество 15 мл
Запах отсутствует
Цвет "ржавый"
Характер слизистый
Консистенция вязкая
Микроскопия:
эпителий 2-4 в п/зр
альвеолярные макрофаги нет
лейкоциты 20-30 в п/зр
эритроциты 30-40 в п/зр
эозинофилы нет
эластические волокна нет
флора диплококки Френкеля
спирали Куршмана нет
кристаллы Шарко-Лейдена нет
атипичные клетки нет
2. Количество 10 мл
Запах отсутствует
Цвет бесцветная
Характер слизистый
Консистенция вязкая
Микроскопия:
эпителий 3-5 в п/зр
альвеолярные макрофаги нет
лейкоциты 5-7 в п/зр
эритроциты нет
эозинофилы сплошь
эластические волокна ++
флора отсутствует
спирали Куршмана +
кристаллы Шарко-Лейдена +++
атипичные клетки нет
Варианты ответов:
а) очаговая пневмония
б) крупозная пневмония
в) абсцесс легкого
г) бронхиальная астма
д) хронический бронхит
3. Выберете правильную комбинацию мер помощи при приступе бронхиальной астмы:
1. кислородотерапия;
2. инвазивная вентиляция легких;
3. ингаляция бета2-агониста;
4. ингаляция глюкокортикоидного препарата;
5. внутривенное введение глюкокортикоидного препарата;
6. внутривенное введение раствора CaCl2;
7. уложить больного и приподнятыми ногами;
8. уложить больного с приподнятой головой.
Варианты ответов:
а) 1,3,5,8.
б) 2,4,6,7.
в) 1,2,5,6.
г) 1,3,4,8.
д) 3,5,7,8.
Ответ: а).
Блок информации, разработанный на кафедре:
1.методическая разработка,
2.лекционный материал,
3.ситуационные задачи,
4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
8.Чучалин А.Г. Бронхиальная астма. -М., 1997 (тома 1,2).
9.Туев А.В., Мишланов В.Ю. Бронхиальная астма: иммунитет, гемостаз, лечение.- Пермь, 2001.- 220 с.
10.Глобальная инициатива диагностики, лечения и профилактики Бронхиальной астмы. Пересмотр 2006 г. //Национальные институты здоровья США, Национальный институт сердца, легких и крови, 2006 г.- 96 с.
11.Хронические обструктивные болезни легких: дифференциальная диагностика и лечение на курорте "Усть-Качка": методические рекомендации /Мишланов°В.Ю., Туев°А.В., Корюкина°И.П., Сидоров°Д.В.: Пермь, 2002.- 26°с.
12.Мишланов В.Ю. и соавт. Оценка противоинфекционной защиты у больных хроническими заболеваниями легких и реабилитация на курорте Усть-Качка, 2002.- 20 с.
13.Туев А.В. Хронические бронхообструктивные заболевания и сердечно-сосудистая система / А.В. Туев, В.Ю. Мишланов.- Пермь: Пресстайм, 2008.- 184с.
Содержание занятия.
План проведения занятия:
1.Организационные вопросы – 5 мин.
2.Проверка и коррекция исходного уровня знаний – 20 мин.
3.Курация больных бронхиальной астмой, эмфиземой легких под контролем преподавателя – 25 мин.
4.Итоговый контроль: анализ полученных при курации больных данных, работа с рентгенограммами – 25 мин.
5.Решение ситуационных задач – 10 мин.
6.Подведение итогов занятия, вопросы деонтологии и этики, задание на дом – 5 мин.
Место проведения:
1.учебная комната,
2.палата.
Оснащенность занятия:
1.тематические больные,
2.стетоскоп,
3.УИРС,
4.список тестовых вопросов, ситуационных задач,
5.компьютер (и/или проектор),
6.таблицы, схемы,
7.тематические слайды из лекционного материала.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности:
1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем;
2.результаты тестирования;
3.результат решения ситуационных задач;
4.оценка за практические навыки.
Методическая разработка для студентов 3 курса л/ф (семестр…6) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней Думлером Андреем Артуровичем.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю:
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009