Значение изучаемой темы для последующего обучения в вузе и будущей практической деятельности.
Заболевания, при которых наблюдается инфильтрация легочной ткани, в сочетании с кровохарканьем, бронхитическим и бронхообструктивным синдромами довольно часто встречаются в практике терапевтов, хирургов, фтизиатров, педиатров, инфекционистов. Своевременно и качественно проведенных дифференциальный диагноз между пневмонией, раком легкого, абсцессом легкого, бронхоэктазами, туберкулезом легких, ТЭЛА, эозинофильным инфильтратом позволяет назначить правильное лечение и спасти жизнь пациентов.
3. Цель практического занятия:продолжение изучения темы «бронхиты»,изучение особенностей течения бронхитического синдрома у больных с бронхоэктазами, понятие о раке легкого.
Студент должен знать:
- определение понятия бронхоэктазы, рак легкого;
- этиологию данных заболеваний (предрасполагающие и провоцирующие факторы);
- синдромы при бронхоэктазах, раке легкого;
- план и методы обследования больного с указанными заболеваниями.
Студент должен уметь:
-собрать анамнез у больного с бронхоэктазами, раком легкого;
-провести осмотр больного, пальпацию и перкуссию грудной клетки, аускультацию легких;
- интерпретировать данные дополнительных методов обследования (ОАК, анализ мокроты, спирография, рентгенография);
4. Самоподготовка к занятию.
Цель самоподготовки: повторение пройденного материала по методике обследования пульмонологического больного и теоретическим аспектам темы.
1.Студент должен знать анатомию и физиологию системы органов дыхания, функцию внешнего дыхания в норме и патологии; содержание темы: бронхиты, понятия бронхитического и бронхообструктивного синдромов.
2.Студент должен уметь собрать анамнез у больного с патологией органов дыхания, провести осмотр, пальпацию, перкуссию грудной клетки, аускультацию легких, различать типы дыхания, сухие и влажные хрипы.
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
· строение и функция системы органов дыхания, физиология внешнего и тканевого дыхания;
· строение и функции эпителия бронхов, особенности строения бронхов различных калибров;
· особенностях воспалительных реакций.
Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине
пропедевтика внутренних болезней:
1. лекционный материал по теме: симптомы бронхитов;
2. сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме;
3. конспекты работы на практическом занятии по теме.
Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия.
Изучить материал, решить ситуационные задачи и ответить на тестовые вопросы, выполнить задание в рабочих тетрадях.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
1.Бронхоэктатическая болезнь, определение, основные синдромы, план обследования больного.
2.Бронхоэктазы при других заболеваниях.
3.Рак легкого, синдромы, методы обследования.
4.Дифференциальный диагноз бронхоэктазов, абсцесса легкого, рака легкого, ХОБЛ, пневмонии и бронхиальной астмы.
5.Бронхитический синдром при различных заболеваниях органов дыхания.
6.Принципы лечения острого и хронического бронхита.
1. Бронхоэктатическая болезнь, определение, основные синдромы, план обследования больного.
Бронхоэктазы – это патологическое состояние мелких и средних бронхов, выражающееся в длительном расширении их просвета, в структурных изменениях их стенок (хроническое воспаление слизистой оболочки и атрофия эластических и мышечных элементов). Выделяют врожденные и приобретенные бронхоэктазы. Патогномоничный признак – частые пневмонии одной и той же локализации, которые возникают в периоды обострения заболевания.
Бронхоэктатической болезнью называют заболевание, морфологическим субстратом которого являются врожденные (дезонтогенетические) бронхоэктазы, и характеризующееся рецидивирующим течением в виде обострений, протекающих с кашлем, обильной гнойной мокротой, возможным поражением паренхимы легких.
Основные синдромы:
– Бронхитический (характерные симптомы – кашель с обильным, до 500 мл в сутки, отделением гнойной мокротой «полным ртом»);
– Бронхообструктивный (одышка, эпизоды удушья, сухие хрипы);
– Легочного кровотечения;
– Лабораторно-воспалительный (лейкоцитоз, сдвиг формулы влево, ускоренное СОЭ);
– Рентгенологические признаки только на компьютерной томографии – локально утолщенные бронхи с зоной пневмофиброза, при обострении – инфильтрации.
План обследования: ОАК, микроскопия мокрота, мокрота на микобактерии туберкулеза, СПГ, ФБС, КТ грудной клетки.