Основные правила аускультации легких.
1.В помещении, где проводится аускультация, должно быть тихо и тепло.
2.По возможности больной занимает вертикальное положение (если позволяет состояние больного), обнажен до пояса.
3.Стетоскоп плотно и герметично прижимают к грудной стенке.
4.В каждой точке аускультации выслушивают 2-3 дыхательных цикла.
При выслушивании фонендоскоп устанавливается поочередно на симметричных участках грудной клетки справа и слева практически в тех же зонах, что и при проведении сравнительной перкуссии.
Следует помнить, что при проведении аускультации легких в боковых отделах грудной клетки руки больного подняты за голову. При аускультации сзади голова больного слегка опущена, руки скрещены на груди. Перемещение фонендоскопа по грудной клетке следует проводить в последовательности, указанной на рисунках.
Для оценки основных дыхательных шумов проводят выслушивание в указанных зонах на фоне спокойного дыхания больного через нос. При наличии дополнительных дыхательных шумов прибегают к специальным приемам для уточнения характера звуков: просят больного глубоко дышать ртом, выслушивают дыхание на фоне форсированного вдоха и выдоха, после откашливания, лежа на боку или спине, более плотно прижав фонендоскоп, имитируют вдох, используют и другие диагностические приемы.
Обнаруженные изменения дыхания и побочные дыхательные шумы описывают, используя принятые топографические ориентиры на грудной клетке (над-, подключичные области, подмышечные области, над-, меж-, подлопаточные области, уровень соответствующих ребер и т.п.).
Основные дыхательные шумы.В зависимости от физических свойств колеблющихся структур звуковые феномены в норме и патологии имеют различную характеристику. У здорового человека почти над всей поверхностью легких выслушивается везикулярное дыхание.
Механизм возникновения нормального везикулярного дыхания. Мягкий дующий шум, напоминающий звук «Ф-ф», обусловлен вибрацией растягивающихся эластичных альвеолярных стенок, слышимой на всем протяжении вдоха. В первой трети выдоха колебания стенок спадающихся альвеол еще достаточно значительны и доступны для выслушивания, однако последние две трети выдоха спадение альвеол происходит бесшумно.
Механизм возникновения ларинготрахеального дыхания. Грубый и громкий дыхательный шум ларинготрахеального дыхания, похожий на звук «Х-Х», обусловлен турбулентным потоком воздуха и связанными с ним колебаниями прилегающих плотных тканей.
Турбулентный воздушный поток образуется в гортани и верхней части трахеи как во время вдоха, так и на протяжении всего выдоха. Причем продолжительность шума на выдохе несколько больше, чем на вдохе. Это связано, прежде всего, с тем, что во время выдоха голосовая щель уже, чем на вдохе, что усиливает завихрения воздуха, делая их более слышимыми на всём протяжении выдоха.
Колебания альвеолярных стенок во время дыхания у здорового человека при сохраненной эластичности легочной ткани обусловливают возникновение нормального везикулярного дыхания. При снижении эластичности легких происходят уменьшение амплитуды колебательных движений альвеолярной стенки и ослабление везикулярного дыхания. Такую ситуацию можно встретить при эмфиземе легких, а также при воспалительном (начальные стадии воспаления) или гемодинамическом отеке легочной ткани.
Механизм возникновения жесткого дыхания. Жесткое дыхание является разновидностью везикулярного дыхания. В результате сужения бронхов (отек слизистой оболочки, вязкий экссудат в просвете бронхов, бронхоспазм) к обычному шуму везикулярного дыхания, связанного с колебаниями альвеолярных стенок, примешивается звук, обусловленный турбулентным движением потока воздуха по бронхам, стенки которых имеют неровности и шероховатости. Дыхательный шум становится более жестким, чем нормальное везикулярное дыхание, и выслушивается на протяжении всего вдоха и выдоха. Причиной саккадированного (прерывистого) дыхания является неравномерное сужение бронхиол, в результате чего поток воздуха, встречая на своем пути препятствие в виде неодинаково выраженного сужения различных бронхов, вначале проникает в один участок легких, затем в другой и т.д. При этом вдох осуществляется прерывисто, обычно в 2-3 этапа.
Патологическое бронхиальное дыхание выслушивается над легкими при возникновении условий для хорошего проведения на поверхность грудной клетки шума ларинготрахеального дыхания, возникающего преимущественно в гортани: при наличии полости в легком, соединенной с бронхом (а), при долевом воспалительном уплотнении легкого (б) и при компрессионном ателектазе (в).
Патологическое бронхиальное дыхание имеет почти те же физические характеристики, что и ларинготрахеальное дыхание: оно грубое, относительно высокочастотное, напоминает звук «Х».
Побочные дыхательные шумы.
В норме побочные дыхательные шумы не выслушиваются. В условиях патологии бронхов, трахеи могут выслушиваться хрипы, патологический процесс на уровне альвеол может сопровождаться появлением крепитации, воспаление и шероховатость листков плевры нередко приводят к появлению шума трения плевры или реже плевроперикардиального шума.
Хрипы могут быть сухими (басовыми, жужжащими или дискантовыми, свистящими) и влажными (мелко-, средне-, крупнопузырчатыми). Низкие (басовые, гудящие, жужжащие) сухие хрипы возникают в трахее и крупных бронхах при наличии в их просвете вязкой мокроты.
Движение потока воздуха во время вдоха и выдоха вызывает низкочастотные колебания нитей и тяжей вязкой мокроты, что и приводит к появлению длительных протяжных звуков (wheezes) – гудящих и жужжащих сухих хрипов. Особенностью басовых сухих хрипов является их непостоянство: они то выслушиваются, то исчезают, особенно после откашливания.
Высокие (дискантовые, свистящие) сухие хрипы возникают в мелких бронхах при наличии в их просвете вязкой мокроты, а также при значительном сужении мелких бронхов за счет отека слизистой оболочки и (или) бронхоспазма. Это также длительные и протяжные звуки (wheezes), которые отличаются непостоянством: они обычно уменьшаются или даже исчезают после откашливания. Впрочем, последняя особенность свойственна сухим дискантовым хрипам в несколько меньшей степени, чем басовым: при кашле из бронха удаляется часть мокроты, но сохраняется выраженный отек слизистой оболочки и бронхоспазм (если он принимает участие в сужении бронхов в данном конкретном случае).
Сухие дискантовые хрипы лучше выслушиваются в горизонтальном положении больного и при форсированном выдохе. В последнем случае резко увеличивается линейная скорость движения потока воздуха по мелким бронхам, а боковое давление на стенки уменьшается (феномен Бернулли).
Кроме того, у пациента с исходно суженными мелкими бронхами и затрудненным процессом выдоха при попытке форсированного выдоха значительно возрастает внутрилегочное давление, способствующее сдавлению мелких бронхов. Все это приводит к еще большему их сужению за счет механизма раннего экспираторного закрытия (коллапса) бронхов.
Влажные хрипы возникают при наличии в трахее, бронхах или полостях, соединенных с бронхами, жидкого секрета (жидкой мокроты, транссудата или крови). Жидкий секрет обычно располагается в дыхательных путях пристеночно. Поток воздуха во время вдоха и (в меньшей степени) во время выдоха как бы вспенивает жидкий секрет, в результате чего появляются короткие звуки, напоминающие лопание пузырьков воздуха или треск (cracles).
Характер влажных хрипов зависит от диаметра тех участков воздухоносных путей, в которых присутствует влажный секрет. Крупнопузырчатые влажные хрипы образуются в трахее, крупных бронхах и больших полостях, соединенных с бронхами, среднепузырчатые влажные хрипы в бронхах среднего калибра (обычно в разветвлениях сегментарных бронхов) и в бронхоэктазах; мелкопузырчатые влажные хрипы возникают в мелких бронхах.
Звучность влажных хрипов – очень важная клиническая характеристика этих дыхательных шумов.
Если влажные хрипы возникают в бронхе, окруженном малоизмененной легочной тканью, которая несколько гасит звуки, рождающиеся в глубине легкого, то хрипы выслушиваются приглушенными, или незвучными (неконсонирующими).
Озвучнение влажных хрипов происходит при появлении условий для лучшего проведения на поверхность легочной ткани звуков, особенно их высокочастотных компонентов, возникающих в бронхах: при наличии полости в легком, соединенной с бронхом и заполненной воздухом и частично гноем (а), а также при наличии воспалительного уплотнения легкого вокруг бронха – очаговой пневмонии (б).
Крепитация возникает в альвеолах при наличии в них пристеночно расположенного жидкого секрета (вязкого экссудата, крови или транссудата) и некоторого спадения альвеол, сохраняющих, впрочем, относительную воздушность. Такие условия возникают у больных с начальными стадиями долевого воспаления легких (крупозная пневмония), при компрессионном ателектазе и инфаркте легкого.
В отличие от нормально функционирующих альвеол у здорового человека (а), при перечисленных патологических состояниях на протяжении большей части вдоха альвеолы находятся в спавшемся состоянии; проникновение в них воздуха происходит только на высоте глубокого вдоха, что сопровождается разлипанием стенок альвеол и появлением трескучих звуков, очень напоминающих влажные мелкопузырчатые хрипы (cracles).
Механизм возникновения шума трения плевры. Шум трения плевры возникает при трении друг о друга шероховатых поверхностей воспалительно измененных листков плевры во время дыхания и напоминает хруст снега, скрип кожи, шорох бумаги (rub).
Обычно шум трения плевры свидетельствует о наличии острого воспаления плевральных листков при отсутствии в полости плевры экссудата. Он не изменяется после покашливания и усиливается при давлении фонендоскопом на грудную клетку. Иногда, при наличии сухого плеврита, шум трения плевры можно выслушать даже при имитации глубокого вдоха при закрытой голосовой щели, что используется для дифференцирования этого побочного дыхательного шума от хрипов и крепитации.
Бронхофония.Аускультация легких завершается исследованием бронхофониию Техника метода состоит в следующем. Больному предлагают произнести шепотом слова, содержащие шипящие звуки, например, «чашка чая», «шестьдесят шесть». При этом врач ставит фонендоскоп на симметричные участки грудной клетки и сравнивает слышимые звуки. Метод исследования бронхофонии аналогичен определению голосового дрожания, поэтому сравниваемые зоны аускультации повторяют места пальпаторного определения голосового дрожания.
В норме произносимые слова звучат неразборчиво и слитно. В случаях, когда возникают условия для лучшего проведения колебаний от гортани на поверхность грудной клетки (воспалительное уплотнение легочной ткани, полость в легком, соединенная с бронхом, компрессионный ателектаз и др.), звуки становятся различимыми, а произносимые слова разборчивыми. В этих случаях говорят об усилении бронхофонии на соответствующей части грудной клетки.
Значительное одностороннее ослабление проведения на поверхность грудной клетки шепотной речи наблюдается при экссудативном плеврите, гидротораксе, пневмотораксе, фибротораксе и обтурационном ателектазе. Двустороннее ослабление бронхофонии выявляется при эмфиземе легких.
Вопрос 7. Основные синдромы при заболеваниях органов дыхания.
Бронхитический синдром. Заключается в наличие кашля и отхождении мокроты в различном количестве.
Бронхообструктивный синдром проявляется кашлем, свистящим дыханием, дистантными хрипами или только сухими хрипами, выслушиваемыми при аускультации легких.
Синдром уплотнения легочной ткани проявляется укорочением перкуторного звука, появлением зоны бронхиального дыхания (не всегда), реже отставанием больной половины грудной клетки в акте дыхания. Рентгенологическим эквивалентом уплотнения легочной ткани является затемнение.
Легочно-плевральный синдром представляет собой сочетанное поражение паренхимы легких (в виде синдрома уплотнения легочной ткани) и плевры или изолированное наличие тех или других признаков. Дополнительными признаками могут быть шум трения плевры, полевральные боли или признаки гидроторакса, пневмоторакса, эмпиемы плевры.
Гидроторакс – накопление жидкости в плевральной полости – проявляется асимметрией грудной клетки, выбуханием межреберных промежутков на стороне поражения, изменением границы нижнего легочного края, при этом данная граница располагается по косой линии, нисходящей сзади кпереди, называемой линией Эллиса-Дамуазо-Соколова. Ниже названной линии располагается зона тупого перкуторного звука, выше и кнутри появляется треугольная зона тимпанического звука – треугольник Гарлянда. На противоположной стороне продолжение линии Эллиса-Дамуазо-Соколова ограничивает сверху треугольник притупленного звука, образованный за счет смещения органов средостения. Иногда удается определить смещение срединных структур в здоровую сторону. Аускультативно над зоной гидроторакса дыхание не выслушивается, выше нее – ослаблено, выявляется выраженная асимметрия аускультативной картины.
Пневмоторакс – скопление воздуха в плевральной полости, возникающее спонтанно (наличие субплевральных тонкостенных булл) или при возникновении бронхиальной обструкции, а также при повреждении грудной клетки с нарушением ее герметичности. В плевральной полости воздух располагается в области верхушек легких, если не имеется зоны отграничения спайками. Над зоной скопления воздуха появляется тимпанит, дыхание не выслушивается, возможно смещение органов средостения в противоположную сторону.
УИРС (задание для обязательного письменного ответа в тетради, как итог самостоятельной работы студента):
1.Особенности изучения анамнеза у больных пульмонологического профиля (Лекционный материал, основная и дополнительная литература, рекомендованная к изучению по теме данного занятия).
2.Особенности обследования больных при аномалиях развития легких (Лекционный материал, основная и дополнительная литература, рекомендованная к изучению по теме данного занятия).
3.Описать особенности кашля при бронхитическом и при бронхообструктивном синдромах (Лекционный материал, основная и дополнительная литература, рекомендованная к изучению по теме данного занятия).
4.Предложить решение проблемы отказа от курения у больного с заболеванием легких.
Обучающие ситуационные задачи:
Задача №1. У больного тихий сухой кашель, сопровождающийся болезненной гримасой. При кашле больной щадит правую половину грудной клетки, прижимая её в нижних отделах рукой.
А) Как называется такой кашель (по тембру)?
Б) Укажите заболевания, при которых он бывает.
В) Объясните причину появления симптома боли в момент кашля.
Задача №2. У больного заболевание сердца, осложнённое сердечно-сосудистой недостаточностью. Лицо одутловатое, синюшное, глаза слезятся, рот полуоткрыт, выраженная одышка в покое, анасарка.
А) Дайте оценку общего состояния больного.
Б) Какое он занимает положение?
В) Как называется описанное лицо?
Г) Поясните понятие «анасарка».
Ответ на задачу №1:
А) Сухой, тихий, низкотональный.
Б) Заболевания плевры: сухой фибринозный плеврит, мезотелиома, начальная и конечная стадии экссудативного выпотного плеврита; заболевания органов брюшной полости, сопровождающиеся раздражением диафрагмального нерва; интерстициальные заболевания легких: канцероматоз, интерстициальная пневмония, системная склеродермия.
В) Болевые рецепторы расположены в листках плевры и появление болевого синдрома указывает на заболевание плевры.
Ответ на задачу №2:
А) Состояние больного тяжелое.
Б) Положение вынужденное: ортопноэ.
В) Описанное лицо соответствует выражению "лицо Корвизара" по имени известного французского врача, лейб-медика Наполеона Бонапарта, впервые давшего подробное описание характерных изменений лица больного с выраженной сердечной недостаточностью.
Г) Анасаркой называется состояние больного, имеющего выраженные тканевые и полостные отеки, включая асцит, гидроторакс, возможный выпот в полости перикарда.
Тестовые вопросы для самоконтроля подготовки к занятию
1.Что из перечисленного относится к методологии диагностического поиска?
1.Пальпация
2.Оценка общего анализа крови
3.Формулировка синдромного диагноза
4.Формулировка нозологического диагноза
Ответ: 3.
2.Укажите правильное взаимоотношение понятий:
1.Пропедевтика является частью диагностики
2.Диагностика является частью пропедевтики
3.Диагностика является важным разделом внутренней медицины
4.Диагностика является введением в медицинскую специальность
Ответ: 3.
3.Какое выражение является правильным?
1.Аналоговый метод диагностики всегда позволяет поставить правильный диагноз;
2.Симптомы и синдромы заболевания могут составлять ведущую клиническую проблему;
3.Составление диагностических алгоритмов (арборизационный метод диагностики) определяется патогенетическим механизмом заболевания;
4.Семиотика является наукой о методах клинического обследования больного.
Ответ: 2.
4.Какими достижениями в медицине известен Г.А. Захарьин?
1.Детальной характеристикой, рубрификацией и последовательностью изучения анамнеза.
2.Усовершенствованием техники и методологии объективного обследования больного.
3.Определением правил оформления диагноза.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 1.
5.Какими достижениями в медицине известен С.П. Боткин?
1.Детальной характеристикой, рубрификацией и последовательностью изучения анамнеза.
2.Усовершенствованием техники и методологии объективного обследования больного.
3.Определением правил оформления диагноза.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 2.
6.Какой ученый пермской терапевтической школы опубликовал учебник по семиотике?
1.В.Ф. Симанович
2.П.А. Ясницкий
3.А.С. Лебедев.
Ответ: 1.
7.Дайте определение понятию «синдром».
1.Совокупность симптомов заболевания у конкретного больного.
2.Жалобы и данные объективного обследования пациента.
3.Совокупность симптомов, имеющих единый патогенетический механизм.
4.все перечисленное верно.
Ответ: 3.
8.Что из перечисленного относится к физическим методам выявления симптомов заболевания?
1.ЭКГ.
2.Перкуссия.
3.Применение стандартизированного опросника в виде компьютерной программы.
4.Все перечисленное верно.
Ответ: 2.
9.Укажите правильную последовательность выявления физических симптомов при заболеваниях легких.
1.Аускультация, перкуссия, осмотр грудной клетки.
2.Оценка носового дыхания, осмотр верхних дыхательных путей, осмотр грудной клетки, пальпация, перкуссия, аускультация.
3.Аускультация, осмотр грудной клетки, осмотр верхних дыхательных путей, расспрос, перкуссия, пальпация.
Ответ: 2.
10.Укажите правильную последовательность диагностического процесса.
1.Выявления симптомов, формулировка синдромного диагноза, дифференциальная диагностика по ведущему синдрому, установление нозологической формы.
2.Формулировка нозологической формы, определение ведущих синдромов, описание симптомов заболевания.
3.Определение синдромов, установление нозологического диагноза, дифференциальная диагностика, уточнение механизмов происхождения симптомов болезни.
4.Перечисление признаков поражения органов, дифференциальная диагностика симптомов, формулировка нозологического диагноза, уточнение синдромов заболевания.
Ответ: 1.
Блок информации, разработанный на кафедре:
1.методическая разработка,
2.лекционный материал,
3.ситуационные задачи,
4.тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию.
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
5.Работа на занятии:
План проведения занятия:
А) Организационные вопросы - 5 мин.
Б) Решение тестовых заданий – 15 мин.
В) Решение ситуационных задач или контрольное собеседование со студентами по вопросам обследования пульмонологических больных – 15 мин.
Г) Работа с больными – 25 мин.
Д) Контроль практических навыков – 25 мин.
Е) Подведение итогов занятия – 5 мин.
Место проведения:
1.учебная комната,
2.палата.
Оснащенность занятия:
1.тематические больные,
2.стетоскоп,
3.УИРС,
4.список тестовых вопросов, ситуационных задач,
5.компьютер (и/или проектор),
6.таблицы, схемы,
7.тематические слайды из лекционного материала.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности:
1.устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем;
2.результаты тестирования;
3.результат решения ситуационных задач;
4.оценка за практические навыки.
Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. Мишланов В.Ю.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю:
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009
Симптоматология пневмонии
Методическая разработка для студентов
Курс -III семестр ….6.
Факультет:лечебный
Продолжительность занятия: 2 академических часов
Место проведения:кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4
Пермь 2009
1.Тема занятия: Симптомы пневмонии.
2.Значение изучения данной темы: Заболеваемость пневмониями в развитых странах составляет от 3,6 до 16 на 1000 человек. Продолжительность временной нетрудоспособности составляет в среднем 25,6 дней и может колебаться до 45 дней. В структуре причин смерти пневмонии занимают 4-5 место в мире. При этом ведущей причиной смертности является поздняя диагностика и позднее назначение антибактериальной терапии. Знание пропедевтики пневмоний позволит избежать врачебных ошибок в их диагностике.
3.Цель практического занятия: изучить основные клинические проявления пневмонии, клинические синдромы, познакомиться с принципами лечения заболевания.
Студент должен знать: симптомы острой пневмонии, получаемые при обследовании больных.
Студент должен уметь: провести расспрос и физическое исследование больного пневмонией, написанию историй болезни.
4.Самоподготовка к занятию:
Цель самоподготовки:
повторение пройденного материала по методике обследования пульмонологического больного и теоретическим аспектам темы.
1. студент должен знать причины развития пневмонии, социально-эпидемиологическое значение проблемы, симптомы заболевания и принципы их диагностики;
2. знать принципы объективного обследования пациента.
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах:
· анатомия сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма человека,
· физиология дыхания,
· патофизиология воспалительного процесса,
· причины развития воспаления,
· основные пневмотропные микроорганизмы,
· организация противомикробной защиты органов дыхания.
Разделы для повторения, полученные ранее по дисциплине
пропедевтика внутренних болезней:
1. лекционный материал по теме: симптомы пневмонии;
2. сведения основной и дополнительной литературы по изучаемой теме;
3. конспекты работы на практическом занятии по теме.
Работа с методической разработкой кафедры по теме занятия.
Изучить материал, выполнить задание в рабочих тетрадях.
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию:
1.Определение.
2.Этиология пневмонии.
3.Патологические изменения органов дыхания.
4.Субъективные (жалобы, анамнез) симптомы пневмонии.
5.Объективные симптомы, выявляемые при физическом обследовании больного.
6.Рентгенологическая диагностика.
7.Воспалительные тесты крови.
8.Основные синдромы при развитии пневмонии.
9.Осложнения.
10.Принципы лечения пневмонии.
Определение
Пневмонии – группа различных по этиологии, патогенезу, морфологической характеристике острых инфекционных (преимущественно бактериальных) заболеваний, характеризующихся очаговым поражением респираторных отделов легких с обязательным наличием внутриальвеолярной экссудации.
Этиология пневмонии.
Этиологические факторы пневмонии разнообразны. Частота выявления различных возбудителей зависит от клинической группы и определяется возрастом больного, условиями возникновения заболевания, наличием фоновых заболеваний или функциональных нарушений других систем организма. Для ориентировочного определения вероятного возбудителя пневмонии в настоящее время используют клинико-эпидемиологическую классификацию, согласно которой выделяют 4 группы больных. 1. Относительно молодые, исходно практические здоровые лица, заболевшие вне лечебного учреждения, образно говоря – в домашних условиях (группа домашней внебольничной пневмонии). 2. Больные, заболевшие в больнице, через 72 часа после госпитализации по поводу другого заболевания (госпитальная пневмония). 3. Больные, у которых пневмония развилась в результате аспирации инородного тела или жидкости (аспирационная пневмония). 4. Пациенты, исходно имевшие иммунодефицитное состояние (иммунодефицитная пневмония). В практической деятельности большинства врачей преобладают случаи «домашней пневмонии». Этиологическими факторами этого заболевания являются Streptococcus pneumoniae (пневмококк) – 50-70% случаев, Haemophilus influenzae (гемофильная палочка) – 20%, атипичные возбудители (Chlamidiphila pneumoniae, Mycoplazma pneumoniae, Legionella pneumophila) – 20%. Госпитальная пневмония чаще вызывается грам (-) микроорганизмами, в том числе анаэробными (Pseudomonas aeruginosae – синегнойная палочка), метициллин резистентным стафилококком. У больных аспирационной пневмонией чаще выявляют анаэробную микрофлору. При иммунодефицитах возбудителем заболевания может быть любой микроб. При Т-клеточных дефектах системы иммунитета выявляются грибки (Candida albicans, Aspergillus fumigatus), пневмоцисту (Pneumocista pneumoniae), вирусы (Herpes viridae). Клиническая картина пневмонии, вызванной различными возбудителями, существенно различается. При этом разные возбудители пневмонии чувствительны в различным антибактериальным препаратам. Поэтому знание возбудителя пневмонии определяет выбор антибактериальной терапии.