Причины двухстороннего и одностороннего уменьшения подвижности нижнего края легких.
– воспаление легочной ткани (пневмония и др.);
– плеврит или другие причины гидроторакса;
– спайки плевры;
– поражение грудной клетки (перелом ребер, кифосколиоз и т.д.);
– эмфизема легких;
– пневмосклероз или пневмоцирроз.
Тесты для контроля исходного уровня знаний студентов:
1. В легких различают поверхности:
а) реберную
б) диафрагмальную
в) междолевую
г) медиальную
д) все названные выше
2. Ворота легких – это:
а) место вступления в легкое легочной и бронхиальной артерий
б) место вступления в легкое бронха и нервов
в) место выхода легочных и бронхиальных вен и лимфатических сосудов
г) все названное выше
3. Ворота легких располагаются на:
а) реберной поверхности легких
б) медиальной (средостенной) поверхности легких
в) междолевой поверхности легких
4. В главных бронхах хрящевой остов занимает:
а) 2/3 окружности бронха
б) 1/2 окружности бронха
в) всю окружность бронха
5. В состав стенки альвеол входят:
а) эластические волокна
б) хрящевая ткань
в) соединительная ткань
Обучающие ситуационные задачи с эталонами ответов:
1. При топографической перкуссии нижние границы легких определяются на I ниже, чем в норме, подвижность легочного края с обеих сторон по средней подмышечной линии – 3 см. Над всей поверхностью грудной клетки коробочный звук. О какой патологии можно думать?
Ответ: эмфизема легких.
2. При рентгенологическом исследовании у больного обнаружена жидкость до VI ребра справа. Каков должен быть характер перкуторного звука в этой области?
Ответ: тупой перкуторный звук.
Тестовые задания для самоконтроля и подготовки к занятию:
УКАЖИТЕ НАИБОЛЕЕ ХАРАКТЕРНЫЕ ВИДЫ ПЕРКУТОРНЫХ ЗВУКОВ ПРИ СЛЕДУЮЩИХ СИНДРОМАХ И ЗАБОЛЕВАНИЯХ:
1. Очаговая пневмония
2. Крупозная пневмония (стадия опеченения)
3. Крупозная пневмония (стадия прилива)
4. Спонтанный пневмоторакс (закрытый)
5. Гидроторакс
6. «Сухой» плеврит
7. Эмфизема легких
8. Вскрывшийся абсцесс легкого
9. Обтурационный ателектаз (полный)
10. Компрессионый ателектаз
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
а) ясный легочной
б) притуплённый или тупой
в) тимпанический
г) коробочный
д) притуплённый с титаническим оттенком
ОТВЕТЫ К ТЕСТОВОМУ КОНТРОЛЮ:
1.А; 2.Б; 3.Д; 4.В; 5.Б; 6.А; 7.Г; 8.В; 9.Б; 10.Д
1. Тимпанический звук бывает при:
а) эмфиземе легких
б) ателектазе
в) пневмотораксе
2. Тупой перкуторный звук бывает при:
а) пневмотораксе
б) гидротораксе
в) сухом плеврите
3. Верхние границы легких подняты вверх, нижние опущены на одно ребро при
а)эмфиземе лёгких
б) пневмотораксе
4. При ателектазах верхней доли справа ширина перешейка полей Кренига
а) уменьшается
б) увеличивается
5. При эмфиземе легких активная подвижность легочного края
а) увеличивается
б) уменьшается
6. При гидротораксе изменяются границы легких
а) нижние
б) верхние
7. Высота стояния верхушек легких сзади в норме находится
а) остистый отросток седьмого щейного позвонка
б) остистый отросток пятого шейного позвонка
8. Ширина полей Кренига в норме равна
а) 5-6 сантиметров
б) 8-10 сантиметров
9. Нижняя граница левого легкого по задней подмышечной линии находится в норме
на уровне
а)десятого ребра
б) одиннадцатого ребра
Рекомендованная литература:
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.
2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.
4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.
5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.
7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.
5. Работа на занятии:
План занятия:
1. Проверка УИРС – 5 мин.
2. Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 20 мин.
3. Показ преподавателем техники и методики топографической перкуссии легких – 15 мин.
4. Самостоятельная работа студентов:
а) упражнения студентов друг на друге в технике и методике топографической перкуссии легких – 20 мин;
б) проведение топографической перкуссии легких на тематических больных – 15 мин.;
в) анализ проделанной студентами работы – 10 мин.
5. Подведение итогов занятия, занятие на дом – 5 мин.
Место проведения занятия:
1. учебная комната;
2. больничные палаты.
Оснащение занятия:
1. альбом УИРС,
2. тематические больные.
3. Тесты
Форма отчетности:
1. доклад студентов.
Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил проф. Мишланов В.Ю. и доцент Варганова В.П.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю:
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009