Обучающие ситуационные задачи по теме.
Задача 1
Больная жалуется на слабость, головокружение, сердцебиение при подъёме на 2-й этаж. Выпадение волос, извращение вкуса (ест уголь, мел), отсутствие аппетита. Страдает запорами, отмечает примесь крови в кале. Находится в послеродовом отпуске – ребенку 6 месяцев, кормит грудью.
Объективно: кожа бледная, волосы тусклые, секущиеся, ногти ломкие, ЧСС -100 в мин (при нагрузке), ЧДД – 20 в мин. АД – 100/70 мм рт.ст., тоны сердца приглушены, на верхушке короткий систолический шум без луча проведения.
А) Выделите основной клинический синдром.
Б) Какое заболевание предполагаете, обоснуйте?
В) Какие дополнительные исследования необходимы для подтверждения диагноза?
Задача 2
Больной предъявляет жалобы на слабость, головокружение, утомляемость, сердцебиение и одышку при физической нагрузке, жжение языка, чувство ползания мурашек, онемения в конечностях, чувство тяжести в эпигастрии, поносы.
Объективно: кожные покровы и видимые слизистые бледные, с желтушным оттенком, температура 37,2°. Тоны сердца приглушены, ритмичны. Пульс 84 в мин, ритмичный.Ад -100/70мм рт.ст. Язык малиновый, гладкий, живот при пальпации мягкий, чувствителен в эпигастрии. Печень выступает из-под края реберной дуги на 1,5-2см. край печени гладкий, эластичный, безболезненный.
ОАК: эритроциты – 1,2*1012/ л, гемоглобин -60 г\л, цветовой показатель -1,5, лейкоциты – 3,8*109/л, соэ -38мм\ч.В мазке крови: пойкилоцитоз. выраженный анизоцитоз с преобладанием макроцитов, мегалобластов.
А) Выделите основной клинический синдром.
Б) Оцените ОАК.
В) Каково ваше мнение о заболевании.
Г) Какие дополнительные исследования следует провести для подтверждения диагноза?
Эталоны ответов
№1 А) Основной клинический синдром - анемический.
Б) Предположительно диагноз – железодефицитная анемия – поставлен на основании: жалоб на слабость, сердцебиение, одышку, извращение вкуса; данных анамнеза – геморроидальные кровотечения, период лактации: объективных данных - бледность кожи, ломкость волос,ногтей, склонность к тахикардии, гипотонии, приглушенность тонов, короткий систолический шум на верхушке без луча проведения.
В) Дополнительные исследования: ОАК, содержание сывороточного железа, ферритина в крови.
№2 А) Синдром анемии ( имеются симптомы гипоксии мозга и сердца).
Б) В ОАК: снижено количество эритроцитов, гемоглобина, увеличен цветовой показатель (гиперхромная анемия), СОЭ ускорено.
Картина мазка характерна для мегалобластной анемии, связанной с дефицитом витамина В12 и фолиевой кислоты.
В) На основании наличия у больной анемического синдрома, симптомов поражения желудка (возможно атрофический гастрит) и нервной системы( парастезии, онемение в конечностях), ощущения жжения и изменения языка, характерных для дефицита витамина В12, увеличения печени, результатолв ОАК можно думать о В12 дефицитной анемии.
Литература
1.Пропедевтика внутренних болезней / Под ред. В.Х. Василенко с соавт. М., 1989г.
2.Клинические лекции.
3.Методические рекомендации для самостоятельной работы студентов « Семиотика заболеваний системы крови» / Под ред. М.А. Зубарева,2006г
4.Окороков А.Н. Диагностика болезней внутренних органов.Т.1 Диагностика болезней системы крови: - М: мед. лит, 002-560с.
5.Руководство по гематологии /Под ред. Воробьева А.И. М, 1985г, ТI,II.
6.Срутынский А.В. Баранов А.П. Ройтберг Г.Е. Галоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. Учебное пособие – М: МЕД пресс –информ, 2004г – 2-е изд, перераб. и доп. – 304с.
7.Внутренние болезни по Тинсли Р. Харрисону. Под ред. Э.Фаучи, Ю. Браунвальда и др. Т2- Пер. с англ – М, Практика – Мак – Гроу – Хилл, 2005 – 764- 891с.
.Работа на занятии:
План проведения занятия:
А) организационные вопросы, проверка УИРС - 5 мин.
Б) тестирование студентов для определения исходного уровня знаний – 10 мин.
В) опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 15-20 мин.
Г) демонстрация методики общего осмотра преподавателем на студенте в учебной комнате - 15 мин;
Д) самостоятельная работа студентов у постели тематических больных: собирание анамнеза, проведение общего осмотра, исследование кожи, степени питания, костно-мышечной системы аускультация сердца, пальпация печени, селезенки, анализ ОАК, биохимического анализа крови. – 20 мин;
Е) обсуждение полученных в результате расспроса данных – 10 мин;
Ж) итоговое тестирование – 10 мин;
З) подведение итогов и задание на дом – 5 мин.
Длительность занятия - 2академических часа.
Место проведения занятия: учебная комната и палата
Оснащенность занятия: таблицы, схема истории болезни, тесты, ситуационные задачи
Форма отчетности
-устный ответ студента при опросе, оцениваемый преподавателем
-результаты тестирования
-результат решения ситуационных задач
-результаты обследования больного, анализ ОАК, биохимического анализа крови, определение того или иного синдрома.
Методические разработки для студентов
III курса подготовила ассистент кафедры
Зорина Г.А.
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ « ПЕРМСКАЯ ГОСУДАРТСВЕННАЯ МЕДИЦИНИСКАЯ АКАДЕМИЯ МИНИСТЕРСТВА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ИМЕНИ АКАД. Е.А. ВАГНЕРА»
«УТВЕРЖДАЮ»
Зав.кафедрой,профессор
_________В.Ю.Мишланов
«___»__________2009г.