Причины, затрудняющие проведение глубокой пальпации.

Выраженный болевой синдром, беременность, асцит, метеоризм.

Задание для самостоятельной работы в альбомах:

1. Перечислить порядок пальпации различных отделов толстого кишечника и большой кривизны желудка.

2. Перечислить четыре момента глубокой методической скользящей пальпации.

3. Перечислить причины, непозволяющие провести глубокую методическую скользящую пальпацию по Образцову-Стражеско.

4. Нарисовать топографию толстого кошечника.

5. Перечислить пальпаторные свойства, при описании каждого отдела толстого кишечника.

Обучающие ситуационные задачи:

Тестовые задания для самоконтроля подготовки к занятию:

1. Какой метод считают наиболее информативным при исследовании органов пищеварения?

А. Расспрос

Б. Осмотр

В. Пальпация

Г. Перкуссия

Д. Аускультация

Ответ: В.

2. Сигмовидная кишка находится

А. В правой подвздошной области

Б. В левой подвздошной области

В. В надлобковой области

Ответ: Б.

3. Какой отдел толстого кишечника урчит при проведении пальпации у здоровых людей?

А. Сигмовидная кишка

Б. Восходящий отдел

В. Нисходящий отдел

Г. Слепая кишка

Ответ: Г.

4. С помощью бимануальной пальпации прощупывают

А. Восходящий отдел ободочной кишки

Б. Сигмовидную кишку

В. Слепую кишку

Ответ: А.

Ответы: 1 – В, 2 – Б, 3 – Г, 4 – А.

Блок информации, разработанный на кафедре:

1.методическая разработка;

2.тестовые вопросы для контроля усвоения материала занятия;

3.ситуационные задачи.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

5. Работа на занятии:

План проведения занятия:

1. Организационные вопросы – 3 мин.

2. Проверка исходного уровня знаний – 5 мин.

3. Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.

4. Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 20 мин

5. Демонстрация преподавателем методики пальпации толстого кишечника – 15 мин

6. Самостоятельная работа студентов по освоению методики глубокой методической скользящей пальпации толстого кишечника – 35 мин

7. Итоговый контроль (тестирование)

8. Подведение итогов занятия – 5 мин.

9. Воспитательные аспекты занятия – знание истории, уважение к отечественной медицинской школе и выдающимся ученым-медикам: В.П. Образцову и Н.Д. Стражеско, которые разработали данную методику.

Место проведения занятия:

учебная комната и больничные палаты.

Оснащение занятия:

1.тематические больные,

2.ситуационные задачи,

3.компьютер лекционными слайдами,

4.тестовые вопросы.

Форма отчетности:

заключение студентов по результатам пальпации, доклады студентов, результаты письменного тестирования, решения ситуационных задач.

Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (Ю.М. Бобылевым)

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав.кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Проф.___________ В.Ю. Мишланов

Симптоматология энтеритов и колитов. Эндоскопическая, рентгенологическая и лабораторная диагностика

Методическая разработка для студентов

Курс – III семестр - 5

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия:2 академических часа

Место проведения:терапевтическое отделение ГКБ № 4

Пермь, 2009

1.ТЕМА ЗАНЯТИЯ: “Симптоматология энтеритов и колитов. Рентгенологическая, эндоскопическая и лабораторная диагностика.”

. 2. Значение изучения данной темы: уметь обследовать больных с заболеванием тонкого и толстого кишечника с выходом на синдромный диагноз и в последующем на нозологический диагноз.

. 3. Цель занятия:

Студент должен знать основные жалобы больных с энтеритами и колитами, анамнез, данные физикальных методов исследований. Лабораторно-инструментальную диагностику данных заболеваний.

Студент должен уметь выделить основные синдромы при этих заболеваниях. Дать правильную оценку данных физикального исследования.

4.Самоподготовка к занятию:

- цель самоподготовки - студент должен знать основные жалобы больных с заболеванием кишечника, анамнез, данные общего осмотра и местного осмотра живота, основные клинические синдромы при заболевании кишечника.

- студент должен уметь проводить поверхностную пальпацию живота, глубокую, методическую, скользящую пальпацию толстого кишечника.

- базисные разделы для повторения – анатомия и физиология кишечника, методы исследования больных с заболеванием тонкого и толстого кишечника.

- Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию

1. Причины и предраспологающие факторы хронического энтерита.

Хронический энтерит – это длительно протекающее заболевание, при котором наблюдаются воспалительные и дистрофические изменения слизистой оболочки тонкой кишки. Причины: перенесенные острые инфекционные заболевания (холера, сальмонеллез и др.), при избыточном росте бактерий, злоупотребление алкоголем, пищевая аллергия, наследственно обусловленные энзимопатии, при заболевании щитовидной железы, желудка, печени, поджелудочной железы.

2. Какие синдромы составляют клиническую картину хронического энтерита.

Синдром мальдигестии и синдром мальабсорбции.

3. Клинические проявления синдрома мальдигестии.

Мальдигестия – нарушение полостного и пристеночного пищеварения. Нарушение полостного пищеварения проявляется синдромом желудочной диспепсии и синдромом кишечной диспепсии. Нарушение пристеночного пищеварения прявляется синдромом кишечной диспепсии и синдромом мальабсорбции.

4. Клинические проявления синдрома мальабсорбции.

Диарея.

Дефицит жирорастворимых витаминов.

Анемия.

Падение массы тела.

Гипопротеинемические отеки.

Расстройство минерального обмена.

5. Критерии диагноза хронического энтерита.

Диагноз подтверждается при эндоскопическом исследовании с морфологическим исследованием биоптатов слизистой оболочки тонкой кишки.

6. Причины и предраспологающие факторы хронического колита.

Хронический колит – длительно протекающее заболевание, при котором воспалительные и дистрофические изменения развиваются преимущественно в слизистой оболочке толстой кишки. Причины: перенесенный острый колит, чаще инфекционного происхождения, паразитарные заболевания, длительные интоксикации тяжелыми металлами, другие заболевания, при которых происходит выделение токсических веществ через слизистую оболочку толстой кишки.

7. Какие синдромы составляют клиническую картину хронического колита.

Синдром кишечной диспепсии, астено-вегетативный синдром.

8. Критерии диагноза хронического колита.

Точная диагностика хронического колита возможна при эндоскопическом исследовании (ректороманоскопия и колоноскопия).

9. Лабораторная диагностика хронического энтерита и колита.

Хронический энтерит - общий анализ крови (анемия), биохимический анализ крови (снижение уровня альбуминов и холестерина), кал на перевариваемость (амилорея, креаторея, стеаторея), рентгенологическое исследование (изменение рельефа слизистой оболочки и нарушение моторики), эндоскопическое исследование.

Хронический колит – копрологическое исследование (слизь, эритроциты, яица глист и цисты простейших), посев кишечного содержимого (дисбиоз), ирригоскопия (изменение рельефа слизистой, нарушение моторики), ректороманоскопия и колоноскопия ( отек, гиперемия слизистой, точечные геморрагии, атрофические изменения).

10. Значение эндоскопического и рентгенологического методов в диагностике энтеритов и колитов.

Точная диагностика.

Задание по УИРС

1. Перечислить синдромы, составляющие клиническую картину хронического энтерита.

2. Перечислить синдромы, составляющие клиническую картину хронического колита

3. Перечислить лабораторно-инструментальные методы диагностики заболеваний кишечника.

- Ситуационные задачи.

Задача 1.

Больной М., 34 лет , поступил в клинику с жалобами на боли по всему животу, особенно в левых отделах, урчание, жидкий стул с примесью слизи и крови, а также общую слабость, быструю утомляемость.

Объективно: Кожные покровы и видимые слизистые бледные. Язык чистый, влажный. Живот болезненный при пальпации по ходу толстого кишечника. В общем анализе крови умеренная гипохромная анемия. Живот обычной формы, передняя брюшная стенка участвует в акте дыхания.

1. Какие синдромы можно выделить у данного пациента?

2. Какое обследование надо провести?

Ответ:

1. Болевой синдром.

Синдром кишечной диспепсии.

Общеанемический синдром.

2. План обследования: сывороточное железа, копрограмма, ректороманоскопия, ирригоскопия, колоноскопия.

Тесты для итогового контроля.

1. Назовите основной синдром хронического энтерита

А. Синдром желудочной диспепсии

Б. Синдром раздраженного кишечника

В. Синдром кишечной диспепсии

Г. Синдром мальабсорбции

2. Назовите основной синдром хронического колита.

А. Синдром кишечной диспепсии

Б. Синдром желудочной диспепсии

В. Синдром мальдигестии

3. Назовите ведущий симптом синдрома мальабсорбции

А. Метеоризм

Б. Диарея

В. Похудание

3. В диагностике хронического колита наибольшее значение имеет

А. Ирригоскопия

Б. Колоноскопия

В. Физикальные данные

Ответы: 1 – Г, 2 – А, 3 – Б, 4 – Б.

Рекомендованная литература:

Основная литература:

1. Лекционный материал.

2. Мухин Н.А., Моисеев В.С. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Атлас. Пропедевтика внутренних болезней. Под редакцией Регинова И.М., перевод с английского. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2003, 701 с.

2.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

3.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтера; 2007, 569 с.

4.Струтынский А.В., Баранов А.П., Ройтберг Г.Е., Гапоненков Ю.П. Основы семиотики заболеваний внутренних органов. М.: МЕДпресс-информ; 2004, 304 с.

5.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) “Лечебное дело”. В 2-х частях. Москва. 2006.

6.Руководство по клиническому обследованию больного. Пер. с англ. / Под ред. А.А. Баранова, И.Н. Денисова, В.Т. Ивашкина, Н.А. Мухина.- М.: "ГЭОТАР-Медиа", 2007.- 648 с.

7.Чучалин А.Г. Основы клинической диагностики. Изд. 2-е, перераб. и доп. / А.Г. Чучалин, Е.В. Бобков.- М.: ГЭОТАР-Медиа, 2008.- 584 с.

8.Циммерман Я.С. Очерки клинической гастроэнтерологии. Пермь, 2003 г.

5. Работа на занятии: (общее время 90 мин, в том числе 5 мин перерыв)

1. Организационные вопросы – 2 мин.

2.Проверка исходного уровня знаний – 10 мин.

3.Коррекция исходного уровня знаний – 3 мин.

4.Опрос студентов с использованием контрольных вопросов – 20 мин.

5.Самостоятельная работа студентов в учебной комнате и в палате - 25 мин.

6.Клинический разбор больных – 15 мин.

7.Итоговый контроль – тестирование – 10 мин.

8.Подведение итогов занятия – 5 мин

6.Длительность занятия – 2 академических часа.

7.Место проведения – учебная комната, палата.

8.Оснащенность занятия: тематические больные, УИРС, тесты, ситуационные задачи.

9.Форма отчетности: решение ситуационных задач, тестирование, доклады студентов по курируемым больным.

Методическая разработка для студентов 3 курса лечебного факультета (семестр 5) составлена доцентом кафедры пропедевтики внутренних болезней (Ю.М. Бобылевым)

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав.кафедрой пропедевтики внутренних болезней

Проф.___________ В.Ю. Мишланов

Наши рекомендации