Вопрос 4. Физикальное обследование сердечно-сосудистой системы в норме и патологии.

Физикальные симптомы необходимо описывать в соответствии с требованиями, которые доводились до студентов на предыдущих занятиях, пользоваться отработанными алгоритмами изложения информации, схемой написания истории болезни. Обследование проводится в определенной последовательности осмотр-пальпация - перкуссия - аускультация.

Рекомендованная литература

Основная литература:

1.Лекционный материал.

2.Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.

Дополнительная литература:

1.Мюллер З. Неотложная помощь. М.: МЕДпресс-информ; 2005, 445 с.

2.В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. Электрокардиография. М.:МЕДпресс-информ,2007.-320с.

3.Горбаченков А.А., Поздняков Ю.М. Клапанные пороки сердца. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 112с.

4.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.

5.Хэмптон Дж. Основы ЭКГ. Легко освоить. М.: Медицинская литература; 2006, 224с.

6.Сыркин А.Л. ЭКГ для врача общей практики. М.: Медицина; 2007, 176 с.

7.Вилкенсхоф У., Крук И. Справочник по эхокардиографии. М.: Медицинская литература; 2007, 240с.

8.Гаджиев Г.Э. Пропедевтика внутренних болезней: вопросы, ситуационные задачи, ответы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс; 2007, 635 с.

9.Чучалин А.Г. Клиническая диагностика: руководство для практикующих врачей. М.: Литтерра; 2006, 308 с.

10.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.

11.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.

12.Исследование артериального пульса ( методические рекомендации)/М.А.Зубарев, Л.И. Сыромятникова, А.А. Думлер.-Пермь:ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006.-40с.

13.Схема клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике (методические рекомендации)/Под общей редакцией проф. М.А. Зубарева- Пермь:ГОУ ВПО Росздрава, 2006.-20с.

Работа на занятии:

План проведения занятия:

А) организационные вопросы, - 5 мин;

Б) работа студентов с пациентами– 60 мин;

В) работа с медицинской документацией - 20 минут;

Г) подведение итогов – 5 мин.

Место проведения:

· Палаты пациентов,

Оснащенность занятия:

· схема написания истории болезни,

· фонендоскопы,

· тонометры.

Длительность занятия – 2 академических часа.

Форма отчетности:

· написанная история болезни

Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Владимирский В.

ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава

Кафедра пропедевтики внутренних болезней

Утверждаю:

Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009

Симптоматология синдромов поражения митрального клапана (митральные пороки сердца).

Методическая разработка для студентов

Курс -III семестр ….6.

Факультет:лечебный

Продолжительность занятия: 2 академических часов

Место проведения:кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4

Пермь 2009

ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Симптоматология синдромов поражения митрального клапана (митральные пороки сердца).

Мотивация (значение изучения темы). Болезни, при которых происходит поражение структуры митрального клапана являются и в настоящее время самыми частыми среди пороков (дефектов) клапанного аппарата сердца. В последние годы «уходит со сцены» ревматический вальвулит как причина порока сердца, но дегенеративные изменения створок и относительная их недостаточность у больных гипертонической болезнью, ишемической сердца с декомпенсаций и дилатацией левых камер сердца прогрессивно нарастают. В будущей практической деятельности терапевта общей практики знание проблемы крайне актуально.

Цель практического занятия. Студент с использованием ранее освоенных теоретических знаний и практических умений обследования больных. К концу занятия должен знать основные клинические и инструментальные симптомы, их семиотику при синдромах митральной регургитации и обструкции, уметь при обследовании тематического больного диагностировать синдромы поражения митрального клапана.

САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ

Цель.Студент на основании материала данной методической разработки должен знать анатомию и физиологию митрального клапана в норме и его поражении при синдромах регургитации и обструкции (структурно-функциональную перестройку гемодинамики) с объяснением механизмов каждого возможного симптома, входящего в синдром). Уметь выбирать правильные решения тестовых ситуационных задач.

Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах.

· структура и функция митрального клапана (см. краткий текст)

Площадь митрального отверстия составляет 4-6 см2. Клапан состоит из двух частей, которые условно передней и задней створками. Эти створки посредством хорд прикрепляются к соответствующим папиллярным мышцам (передней и заднелатеральной). Митральный клапан напоминает парашют, на котором роль строп выполняют хорды). Площадь створок избыточна по отношению к площади прикрываемого ими отверстия.

Передняя створка закрывает 2/3 площади митрального отверстия и, будучи в закрытом состоянии, имеет 3-4 пологих возвышения, разделенных бороздами. Она является продолжением фиброзной ткани, идущей с аортального клапана.

Задняя створка прикрывает 1/3 митрального отверстия. Само это отверстие окружено фиброзно-мышечным кольцом, сокращающимся во время систолы желудочков.

Папиллярные мышцы, которые являются составной частью левого желудочка, сокращаются и раслабляются вместе с ним. Сокращаясь во время систолы, они удерживают створки митрального клапана от забрасывания их в левое предсердие.

Наполнение левого желудочка через митральное отверстие в начале диастолы осуществляется за счет градиента давления между ЛП и ЛЖ, а в конце диастолы за счет сокращения ЛП (ЛЖ – левый желудочек, ЛП – левое предсердие).

Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию

Наши рекомендации