Вопрос 4. Физикальное обследование сердечно-сосудистой системы в норме и патологии.
Физикальные симптомы необходимо описывать в соответствии с требованиями, которые доводились до студентов на предыдущих занятиях, пользоваться отработанными алгоритмами изложения информации, схемой написания истории болезни. Обследование проводится в определенной последовательности осмотр-пальпация - перкуссия - аускультация.
Рекомендованная литература
Основная литература:
1.Лекционный материал.
2.Мухин Н.А. Пропедевтика внутренних болезней: учебник для вузов. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 848 с.
Дополнительная литература:
1.Мюллер З. Неотложная помощь. М.: МЕДпресс-информ; 2005, 445 с.
2.В.В. Мурашко, А.В. Струтынский. Электрокардиография. М.:МЕДпресс-информ,2007.-320с.
3.Горбаченков А.А., Поздняков Ю.М. Клапанные пороки сердца. М.: ГЭОТАР-Медиа; 2007, 112с.
4.Ивашкин В.Т., Султанов В.К., Драпкина О.М. Пропедевтика внутренних болезней. Практикум. М.: Литтерра; 2007, 569 с.
5.Хэмптон Дж. Основы ЭКГ. Легко освоить. М.: Медицинская литература; 2006, 224с.
6.Сыркин А.Л. ЭКГ для врача общей практики. М.: Медицина; 2007, 176 с.
7.Вилкенсхоф У., Крук И. Справочник по эхокардиографии. М.: Медицинская литература; 2007, 240с.
8.Гаджиев Г.Э. Пропедевтика внутренних болезней: вопросы, ситуационные задачи, ответы: учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс; 2007, 635 с.
9.Чучалин А.Г. Клиническая диагностика: руководство для практикующих врачей. М.: Литтерра; 2006, 308 с.
10.Гребцова Н.Н. Пропедевтика в терапии: учебное пособие. М.: Эксмо, 2008. – 512 с.
11.Типовые тестовые задания для итоговой государственной аттестации выпускников высших медицинских учебных заведений по специальности 060101 (040100) «Лечебное дело». В 2-х частях. Москва. 2006.
12.Исследование артериального пульса ( методические рекомендации)/М.А.Зубарев, Л.И. Сыромятникова, А.А. Думлер.-Пермь:ГОУ ВПО ПГМА Росздрава, 2006.-40с.
13.Схема клинического обследования больного и написания истории болезни в пропедевтической терапевтической клинике (методические рекомендации)/Под общей редакцией проф. М.А. Зубарева- Пермь:ГОУ ВПО Росздрава, 2006.-20с.
Работа на занятии:
План проведения занятия:
А) организационные вопросы, - 5 мин;
Б) работа студентов с пациентами– 60 мин;
В) работа с медицинской документацией - 20 минут;
Г) подведение итогов – 5 мин.
Место проведения:
· Палаты пациентов,
Оснащенность занятия:
· схема написания истории болезни,
· фонендоскопы,
· тонометры.
Длительность занятия – 2 академических часа.
Форма отчетности:
· написанная история болезни
Методические рекомендации для студентов 3 курса подготовил ассистент кафедры пропедевтики внутренних болезней Владимирский В.
ГОУ ВПО ПГМА им. ак. Е.А. Вагнера Росздрава
Кафедра пропедевтики внутренних болезней
Утверждаю:
Зав. кафедрой пропедевтики внутренних болезней, д.м.н. ______ В.Ю. Мишланов 01.09.2009
Симптоматология синдромов поражения митрального клапана (митральные пороки сердца).
Методическая разработка для студентов
Курс -III семестр ….6.
Факультет:лечебный
Продолжительность занятия: 2 академических часов
Место проведения:кардиологическое отделение МУЗ ГКБ№4
Пермь 2009
ТЕМА ЗАНЯТИЯ. Симптоматология синдромов поражения митрального клапана (митральные пороки сердца).
Мотивация (значение изучения темы). Болезни, при которых происходит поражение структуры митрального клапана являются и в настоящее время самыми частыми среди пороков (дефектов) клапанного аппарата сердца. В последние годы «уходит со сцены» ревматический вальвулит как причина порока сердца, но дегенеративные изменения створок и относительная их недостаточность у больных гипертонической болезнью, ишемической сердца с декомпенсаций и дилатацией левых камер сердца прогрессивно нарастают. В будущей практической деятельности терапевта общей практики знание проблемы крайне актуально.
Цель практического занятия. Студент с использованием ранее освоенных теоретических знаний и практических умений обследования больных. К концу занятия должен знать основные клинические и инструментальные симптомы, их семиотику при синдромах митральной регургитации и обструкции, уметь при обследовании тематического больного диагностировать синдромы поражения митрального клапана.
САМОПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ
Цель.Студент на основании материала данной методической разработки должен знать анатомию и физиологию митрального клапана в норме и его поражении при синдромах регургитации и обструкции (структурно-функциональную перестройку гемодинамики) с объяснением механизмов каждого возможного симптома, входящего в синдром). Уметь выбирать правильные решения тестовых ситуационных задач.
Базисные разделы для повторения, полученные студентом на смежных дисциплинах.
· структура и функция митрального клапана (см. краткий текст)
Площадь митрального отверстия составляет 4-6 см2. Клапан состоит из двух частей, которые условно передней и задней створками. Эти створки посредством хорд прикрепляются к соответствующим папиллярным мышцам (передней и заднелатеральной). Митральный клапан напоминает парашют, на котором роль строп выполняют хорды). Площадь створок избыточна по отношению к площади прикрываемого ими отверстия.
Передняя створка закрывает 2/3 площади митрального отверстия и, будучи в закрытом состоянии, имеет 3-4 пологих возвышения, разделенных бороздами. Она является продолжением фиброзной ткани, идущей с аортального клапана.
Задняя створка прикрывает 1/3 митрального отверстия. Само это отверстие окружено фиброзно-мышечным кольцом, сокращающимся во время систолы желудочков.
Папиллярные мышцы, которые являются составной частью левого желудочка, сокращаются и раслабляются вместе с ним. Сокращаясь во время систолы, они удерживают створки митрального клапана от забрасывания их в левое предсердие.
Наполнение левого желудочка через митральное отверстие в начале диастолы осуществляется за счет градиента давления между ЛП и ЛЖ, а в конце диастолы за счет сокращения ЛП (ЛЖ – левый желудочек, ЛП – левое предсердие).
Вопросы для повторения и изучения при подготовке к занятию