Половая дифференцировка мозга
Половая дифференцировка нервных путей осуществляется между четвертым и шестым месяцами внутриутробного развития (Dorner, 1981), когда собственные железы плода начинают вырабатывать половые гормоны. Попадая с током крови в преоптическую область гипоталамуса, они вызывают специализацию мозга соответственно по мужскому или женскому типу, проявляющемуся во взрослом состоянии на морфологическом уровне: преоп-тическое ядро гипоталамуса у мужчин несколько больше по величине, чем у женщин (Gorski e. а., 1978). В 1991 г. были опубликованы данные С. Ле-вэя о том, что у гомосексуально ориентированных людей величина интер-стициального ядра гипоталамуса меньше, чем у гетеросексуально ориентированных мужчин (Кимура, 1992).
Однако половая дифференцировка мозга не исключает его бипотенциаль-ности. В отличие от репродуктивных органов, дифференцировка которых альтернативна, мозг может программировать поведение как по женскому, так и по мужскому типу, реализация которых зависит от условий индивидуального развития. До сих пор точно не известно, как половые различия в психике соотносятся с морфологическими и соматическими признаками.
Психологическая дифференцировка связана, по крайней мере, со следующими понятиями.
1. Половая идентичность, т. е. первичная идентификация человека с тем или
другим полом, внутренняя потребность быть мужчиной или женщиной.
В эволюционном ряду живых существ она отмечена только у человека.
2. Полодиморфическое поведение обнаруживается в различии поведенчес
кой активности представителей разных полов у человека и высших жи
вотных. Например, вне зависимости от воспитания в семье мальчики
чаще предпочитают подвижные игры с возможным проявлением агрес
сии, тогда как девочки выбирают более спокойные игры, где можно ис
полнять те или иные будущие родительские функции.
3. Половые различия в познавательных, когнитивных процессах, скорос
ти психических реакций, обучаемости, специфических интеллектуаль
ных способностях.
4. Сексуальная ориентация — эротическое влечение к представителям того
или иного пола (Ehrhardt, Meyer-Bahlburg, 1981; цит. по: Кон, 1988).
Половая дифференцировка после рождения
После рождения биологические факторы половой дифференцировки дополняются социальными. На основании генитальной внешности новорожденного определяется его гражданский (паспортный) пол, в соответствии с которым ребенок воспитывается, исходя из представлений о половых стереотипах в обществе (Кон, 1988).
Интенсивное физиологическое влияние на индивидуума половые гормоны оказывают в пубертатный период (период полового созревания), начи-
386 *;
на1Ощийся у девочек в возрасте 9-11 лет, у мальчиков несколько позднее — в12-13лет.
В это время под воздействием релизинг-факторов гипоталамуса из гипофиза выбрасываются в кровь два гонадотропных гормона — фолликулости-мулирующий и лютеинизирующий. У девочек периодическое изменение концентрации гонадотропного гормона приводит к циклическому росту фолликулов и выходу яйцеклеток из них, у мальчиков под воздействием этих гормонов яички продуцируют сперму и тестостерон. Тестостерон, в свою очередь, обеспечивает созревание мужских гениталий, продукцию спермы, рост волос, мышц, утолщение связок.
Яичники девочек вырабатывают эстрадиол и гестагены. Эстрадиол обеспечивает рост груди, подкожной жировой клетчатки, рост матки. Гестагены (прежде всего прогестерон) способствуют ежемесячному созреванию верхнего слоя матки.
На формирование половых органов оказывает влияние также андросте-недион, вырабатываемый надпочечниками. У девочек этот гормон связан с ростом волос на лобке и под мышками. У мальчиков результаты его деятельности менее выражены по сравнению с действием тестостерона.
Изменение тела подростка, появление вторичных половых признаков и эротических переживаний сопряжено с формированием половой идентичности взрослого человека (Кон, 1988).
Репродуктивный цикл
Репродуктивный цикл у женщин называется менструальным, в то время как у других млекопитающих есть эстралъный цикл, или эструс, не имеющий месячной периодичности. В менструальном цикле регулярно происходит рост и уменьшение стенки матки. Цикл состоит из последовательности событий, которые контролируются гормонами гипофиза и яичника.
Гонадотропин гипоталамуса через гонадотропный гормон гипофиза в начале цикла способствует росту фолликула в яичнике. Это проявляется в том, что вокруг яйцеклетки разрастаются эпителиальные клетки. Обычно в одном цикле развивается одна яйцеклетка, хотя иногда возможно развитие одновременно двух и более яйцеклеток, что может привести к рождению дизиготных близнецов. Созревая, фолликул секретирует гормон эстрадиол, вызывающий утолщение стенки матки, что подготавливает ее к имплантации яйцеклетки (рис. 17.5).
Возрастающая секреция эстрадиола является сигналом выброса рели-зинг-фактора лютеинизирующего гормона из гипоталамуса. Это вещество вызывает выделение лютеинизирующего гормона из гипофиза, обусловливающего овуляцию, т. е. выход яйцеклетки из фолликула. Фолликул превращается в лютеинизирующее тело (желтое тело), которое вырабатывает прогестерон и эстрадиол. Прогестерон обеспечивает сохранение беременности. Он поддерживает утолщение матки и подавляет рост других фолликулов.
Созревшая яйцеклетка после овуляции движется по фаллопиевым тру-
д
Рис. 17.5. Нейроэндокринный контроль менструального цикла (Carlson, 1992).
бам в сторону матки. Если она за это время оплодотворяется, то, непрерывно делясь, через несколько дней внедряется в стенку матки. Если встречи со сперматозоидом не происходит, то имплантация в стенку матки не осуществляется. В этом случае желтое тело перестает продуцировать эстрадиол и прогестерон, что приводит к отслаиванию стенки матки, т. е. начинается менструация.