Роль лимбических структур в порождении речи
Вокализация у животных обеспечивается активностью целого ряда мезен-цефалических структур, а не неокортекса, что характерно для речи человека. Другим отличием вокализации от речи является отсутствие четкой асимметрии в расположении областей, ответственных за эти процессы. Таким образом, можно утверждать, что речевые области у человека не гомологичны областям вокализации у животных (Robinson, 1976).
X. Джексон (Jackson, 1915) подчеркивал, что в тех случаях, когда какая-то структура в эволюционном развитии заменяется более новой, более высокоразвитой, функции старой системы резко сокращаются или полностью изменяются. Но они все же сохраняются в измененной форме и служат поддержанию новой системы.
Исходя из этого положения можно утверждать, что лимбическая система у человека не утрачивает своей функции вокализации, а в той или иной форме участвует в процессе порождения речи. Способность говорить в норме, по-видимому, зависит от функционирования двух систем, работающих гармонично. Филогенетически более старая лимбическая система подчинена более новой, расположенной в неокортексе. Старая система опосредует свое влияние на новую через переднемозговые связи. В норме доминирует новая, корковая система, тогда как при стрессе лимбическая может восстанавливать свое преимущество, что объясняет специфические изменения речи, при этом преобладают междометия и затруднена грамматически правильная речь.
Многие афазические эффекты обусловлены повреждением не только старой, но и новой системы. Например, повреждение соседних с корковыми речевыми центрами лимбических областей ведет к отсутствию четкого параллелизма и однозначности между глубиной афазии и величиной поврежденного участка коры. Остаточная лимбическая речь проявляется как селективное сохранение эмоционально нагруженных или привычных слов и фраз У афазиков. Исчезновение лимбического облегчения связано с развитием мутизма, а повышение такового ведет к временному количественному и качественному улучшению при дисфазии и может даже увеличивать скорость и степень восстановления речевых процессов после травматического поражения мозга (Robinson, 1976).
Словарь
Аграмматизм —
нарушение речи, проявляющееся в затруднении использования грамматических конструкций.
Аномия —
заболевание, проявляющееся в затруднениях называния предметов, трудности подбора слов. Аномия является первичным симптомом всех афазий, поскольку любая афазия — это либо утрата слов, либо неправильное их использование. При афазии Брока отсутствует беглость речи, поэтому аномия проявляется особенно ярко. Вследствие этого в речи отмечается большое количество междометий, которые свидетельствуют о сложности подбора слов больными.
Афазия —
первичное расстройство в понимании или продукции речи, вызванное мозговыми повреждениями. Однако не все речевые расстройства являются афазиями. При афазии пациенты могут с трудом понимать, повторять или порождать значимую речь, но эти проблемы не должны вызываться простыми сенсорными или двигательными недостатками, а также отсутствием мотивации. Например, неспособность говорить, вызванная глухотой или параличом речевых мышц, не рассматривается как афазия. Кроме этого, больной афазией понимает, что другие пытаются с ним общаться и представляет себе смысл общения. В зависимости от места поражения мозга и типа речевого расстройства различают несколько видов афазий.
Афазия Брока —
поражение левой нижней лобной доли (зоны Брока), вызывающее нарушение способности человека говорить. Превращение мыслей, восприятия и воспоминаний в осмысленную речь происходит, по-видимому, в лобных долях. Область Брока содержит моторную память, т. е. воспоминания о последовательности мышечных движений, которые нужны для произнесения слов.
Афазия Вернике
обусловлена повреждением зоны Вернике. Этот вид афазии проявляется прежде всего в плохом понимании значимой речи, поэтому ее также называют рецептивной афазией. У больных нет проблем с артикуляцией слов, они их не подбирают. Плавная и беглая, грамматически правильная речь является бессодержательной. Легко убедиться в том, что эти люди понимают то, что они должны сказать. Можно предложить им ответить не словами, а, например, жестом. Жест будет соответствовать вопросу. В отличие от больных с афазией Брока эти пациенты не осознают своего дефекта, т. е. они не понимают, что их речь не имеет смысла. Афазия Вернике включает три типа речевых расстройств: нарушение узнавания воспринятых слов, утрата понимания значения слов и неспособность превращать собственную мысль в слова.
Вербальное поведение —
латерализованная функция. Большинство языковых расстройств имеют место после повреждения левой половины мозга.
Дизлексия — расстройство чтения.
Понимание речи.
Мозг сохраняет запись нервной активности, имевшей место в сенсорной и двигательной коре, при взаимодействии с каждым объектом. Эти записи представлены в виде системы синаптичес-ких связей, которые способны воспроизвести определенные картины активности, соответствующие предмету или событию; каждая запись может также стимулировать связанные с ней записи. Кроме хранения информации, соответствующей ощущению объектов, мозг также классифицирует ее, чтобы отражения связанных между собой событий и понятий — форм, оттенков, пространственно-временных траекторий и соответствующих им движений тела — могли реактиви-
юваться вместе. Результат этой деятельности записывается в определенной зоне конвергенции различных связей в ассоциативной коре. Активность такой сети служит как для понимания, так и для выражения речи. Она может воспроизводить информацию так, что человек ощущает ее в сознании, или же активировать систему, служащую посредником между понятием и речью, приводя к генерированию подходящих словоформ и синтаксических структур.
РеЧЬ —
специфически человеческий феномен. Она включает два различных аспекта. С одной стороны, это способность произносить слова, формулировать фразы и передавать другим людям те или иные понятия. С другой стороны, речь представляет собой способность понимать слова и фразы, произнесенные другими, и превращать их в понятия. Говорить — значит продуцировать осмысленную речь, т. е. человеку нужно иметь, что сказать. С речью в мозге могут быть связаны как минимум три различные области: одна должна отвечать за хранение общих знаний, другая — за грамматическую структуру фраз и третья может способствовать превращению грамматически оформленных понятий в определенные движения периферического речевого аппарата, контролирующего произнесение слов.
Трудности артикуляции
при афазии Брока обнаруживаются в том, что больные неправильно произносят слова, меняют в них последовательность звуков. Однако они осознают, что произносят их неправильно, и пытаются корректировать свою речь. Это позволяет предположить, что восприятие грамматических форм на слух у таких больных не утрачено.
Чистая словесная глухота
обусловлена повреждением левой височной доли и вызывает расстройство узнавания слов на слух. Такие люди не глухи в привычном понимании этого слова, поскольку они слышат произносимые звуки. Однако они не способны понимать речь, воспринимая ее лишь как поток звуков различной интенсивности и высоты.
Контрольные вопросы
Л:
1. Что такое речь? Адаптивная функция речи в процессе эволюции.
2. Функциональная асимметрия и речь.
3. Возможные причины, по которым центр речи находится в левом полушарщ,
4. Процесс произнесения слов. ”*'
5. Типы речевых расстройств. ''
6. Характеристика афазии Брока.
7. Особенность афазии Вернике.
8. Значимость слова с точки зрения психофизиологии. \
9. Роль подкорковых структур в порождении речи.
Глава 17
П. Рубенс. Адам и Ева
Психофизиология пола