Роль лимбических структур в порождении речи

Вокализация у животных обеспечивается активностью целого ряда мезен-цефалических структур, а не неокортекса, что характерно для речи челове­ка. Другим отличием вокализации от речи является отсутствие четкой асим­метрии в расположении областей, ответственных за эти процессы. Таким образом, можно утверждать, что речевые области у человека не гомологич­ны областям вокализации у животных (Robinson, 1976).

X. Джексон (Jackson, 1915) подчеркивал, что в тех случаях, когда какая-то структура в эволюционном развитии заменяется более новой, более вы­сокоразвитой, функции старой системы резко сокращаются или полностью изменяются. Но они все же сохраняются в измененной форме и служат под­держанию новой системы.

Исходя из этого положения можно утверждать, что лимбическая система у человека не утрачивает своей функции вокализации, а в той или иной фор­ме участвует в процессе порождения речи. Способность говорить в норме, по-видимому, зависит от функционирования двух систем, работающих гармо­нично. Филогенетически более старая лимбическая система подчинена бо­лее новой, расположенной в неокортексе. Старая система опосредует свое влияние на новую через переднемозговые связи. В норме доминирует новая, корковая система, тогда как при стрессе лимбическая может восстанавливать свое преимущество, что объясняет специфические изменения речи, при этом преобладают междометия и затруднена грамматически правильная речь.

Многие афазические эффекты обусловлены повреждением не только ста­рой, но и новой системы. Например, повреждение соседних с корковыми речевыми центрами лимбических областей ведет к отсутствию четкого па­раллелизма и однозначности между глубиной афазии и величиной повреж­денного участка коры. Остаточная лимбическая речь проявляется как селек­тивное сохранение эмоционально нагруженных или привычных слов и фраз У афазиков. Исчезновение лимбического облегчения связано с развитием мутизма, а повышение такового ведет к временному количественному и ка­чественному улучшению при дисфазии и может даже увеличивать скорость и степень восстановления речевых процессов после травматического пора­жения мозга (Robinson, 1976).

Словарь

Аграмматизм —

нарушение речи, проявляющееся в затруднении использования грамматических конструкций.

Аномия —

заболевание, проявляющееся в затруднениях называния предметов, трудности подбора слов. Аномия является первичным симптомом всех афазий, поскольку любая афазия — это либо ут­рата слов, либо неправильное их использование. При афазии Брока отсутствует беглость речи, поэтому аномия проявляется особенно ярко. Вследствие этого в речи отмечается большое ко­личество междометий, которые свидетельствуют о сложности подбора слов больными.

Афазия —

первичное расстройство в понимании или продукции речи, вызванное мозговыми повреж­дениями. Однако не все речевые расстройства являются афазиями. При афазии пациенты могут с трудом понимать, повторять или порождать значимую речь, но эти проблемы не дол­жны вызываться простыми сенсорными или двигательными недостатками, а также отсутстви­ем мотивации. Например, неспособность говорить, вызванная глухотой или параличом ре­чевых мышц, не рассматривается как афазия. Кроме этого, больной афазией понимает, что другие пытаются с ним общаться и представляет себе смысл общения. В зависимости от ме­ста поражения мозга и типа речевого расстройства различают несколько видов афазий.

Афазия Брока —

поражение левой нижней лобной доли (зоны Брока), вызывающее нарушение способности человека говорить. Превращение мыслей, восприятия и воспоминаний в осмысленную речь происходит, по-видимому, в лобных долях. Область Брока содержит моторную память, т. е. воспоминания о последовательности мышечных движений, которые нужны для произнесе­ния слов.

Афазия Вернике

обусловлена повреждением зоны Вернике. Этот вид афазии проявляется прежде всего в пло­хом понимании значимой речи, поэтому ее также называют рецептивной афазией. У больных нет проблем с артикуляцией слов, они их не подбирают. Плавная и беглая, грамматически пра­вильная речь является бессодержательной. Легко убедиться в том, что эти люди понимают то, что они должны сказать. Можно предложить им ответить не словами, а, например, жестом. Жест будет соответствовать вопросу. В отличие от больных с афазией Брока эти пациенты не осознают своего дефекта, т. е. они не понимают, что их речь не имеет смысла. Афазия Верни­ке включает три типа речевых расстройств: нарушение узнавания воспринятых слов, утрата по­нимания значения слов и неспособность превращать собственную мысль в слова.

Вербальное поведение —

латерализованная функция. Большинство языковых расстройств имеют место после повреж­дения левой половины мозга.

Дизлексия — расстройство чтения.

Понимание речи.

Мозг сохраняет запись нервной активности, имевшей место в сенсорной и двигательной коре, при взаимодействии с каждым объектом. Эти записи представлены в виде системы синаптичес-ких связей, которые способны воспроизвести определенные картины активности, соответству­ющие предмету или событию; каждая запись может также стимулировать связанные с ней запи­си. Кроме хранения информации, соответствующей ощущению объектов, мозг также классифи­цирует ее, чтобы отражения связанных между собой событий и понятий — форм, оттенков, про­странственно-временных траекторий и соответствующих им движений тела — могли реактиви-

юваться вместе. Результат этой деятельности записывается в определенной зоне конвергенции различных связей в ассоциативной коре. Активность такой сети служит как для понимания, так и для выражения речи. Она может воспроизводить информацию так, что человек ощущает ее в сознании, или же активировать систему, служащую посредником между понятием и речью, при­водя к генерированию подходящих словоформ и синтаксических структур.

РеЧЬ —

специфически человеческий феномен. Она включает два различных аспекта. С одной сто­роны, это способность произносить слова, формулировать фразы и передавать другим лю­дям те или иные понятия. С другой стороны, речь представляет собой способность понимать слова и фразы, произнесенные другими, и превращать их в понятия. Говорить — значит про­дуцировать осмысленную речь, т. е. человеку нужно иметь, что сказать. С речью в мозге мо­гут быть связаны как минимум три различные области: одна должна отвечать за хранение об­щих знаний, другая — за грамматическую структуру фраз и третья может способствовать пре­вращению грамматически оформленных понятий в определенные движения периферичес­кого речевого аппарата, контролирующего произнесение слов.

Трудности артикуляции

при афазии Брока обнаруживаются в том, что больные неправильно произносят слова, ме­няют в них последовательность звуков. Однако они осознают, что произносят их неправиль­но, и пытаются корректировать свою речь. Это позволяет предположить, что восприятие грамматических форм на слух у таких больных не утрачено.

Чистая словесная глухота

Роль лимбических структур в порождении речи - student2.ru

обусловлена повреждением левой височной доли и вызывает расстройство узнавания слов на слух. Такие люди не глухи в привычном понимании этого слова, поскольку они слышат про­износимые звуки. Однако они не способны понимать речь, воспринимая ее лишь как поток звуков различной интенсивности и высоты.

Контрольные вопросы

Л:

1. Что такое речь? Адаптивная функция речи в процессе эволюции.

2. Функциональная асимметрия и речь.

3. Возможные причины, по которым центр речи находится в левом полушарщ,

4. Процесс произнесения слов. ”*'

5. Типы речевых расстройств. ''

6. Характеристика афазии Брока.

7. Особенность афазии Вернике.

8. Значимость слова с точки зрения психофизиологии. \

9. Роль подкорковых структур в порождении речи.

Глава 17

П. Рубенс. Адам и Ева

Психофизиология пола


Наши рекомендации