Факторы, определяющие развитие интеллекта
Так же, как и в развитии других познавательных способностей человека, при формировании интеллекта тесно переплетаются врожденные особенности и влияние окружающей среды, происходящее в достаточно ранний период жизни ребенка.
Для эффективного развития на начальном этапе имеет значение вес ребенка при рождении. Показано, что при весе новорожденного менее 1,5 кг отставание в развитии особенно существенно и его последствия не зависят от доходов родителей (Petterson, Alber, 2001). Будущие способности ребенка ухудшаются при наличии хромосомных аномалий (например, болезни Дауна, синдрома Тернера и т.д), болезней матери в период беременности.
Показано, что кормление грудью в течение первых 3 месяцев улучшает интеллектуальное развитие ребенка в будущем. Были изучены интеллектуальные навыки и двигательные функции 345 детей сначала в возрасте 13 месяцев, затем — 5 лет. Детей для исследования отбирали случайно по медицинским карточкам их историй болезни. Оказалось, что продолжительность кормления грудью не влияла на развитие у детей двигательных навыков в любом возрасте, но сказывалась на интеллектуальном уровне. Те, кого кормили искусственно, в среднем имели более низкие умственные способностей в 13 месяцев и худшие показатели интеллекта к 5 годам. По-видимому, та близость, которая связывает ребенка и мать при кормлении грудью, не только дает ребенку пищу, но и способствует развитию интеллекта.
Один из поразительных результатов был получен в исследовании Х.М. Скилс (Skeels, 1966), длившемся более 40 лет. Он работал в сиротском пансионате для умственно отсталых детей штата Айова. В нем малыши сутками лежали в одиночестве в кроватках, поскольку не хватало воспитателей. Исследователь забрал из пансионата 13 детей и передал на воспитание умственно отсталым женщинам из другого пансионата, полагая, что эти дети, возможно, не получив необходимого интеллектуального развития, хотя бы получат ласку. Однако весьма скоро, живя со своими приемными мамами, полюбившими своих питомцев, они начали меняться. Дети начали говорить, осуществлять необходимые для своей возрастной группы действия, а интеллект их достиг нормы. Через 40 лет выяснилось, что четверо из них получили высшее образование, многие сформировали семьи и родили детей, и все смогли самостоятельно жить в обществе. Оставшиеся в пансионате 12 детей так и остались умственно отсталыми и продолжали жить на попечении государ-
|ства. Эти данные свидетельствуют о том, что интенсивная стимуляция из-
|вне необходима для развития интеллектуальных способностей.
Объемное исследование 300 семей с приемными детьми обнаружило су-
|щественную зависимость интеллекта ребенка от интеллекта биологической
|матери (Horn, Arnold, 1997).
Другой доказанной закономерностью является влияние порядка рождения на интеллект (Zajonk, Markus,1975). При обследовании почти 400 тысяч голландцев, проходивших военную службу, было обнаружено, что коэффициент интеллекта уменьшается с увеличением детей в семье. Внутри семьи он наибольший в среднем у старшего ребенка и наименьший — у младшего. Полагают, что интеллект, измеряемый типичными опросниками, напрямую зависит от времени, которое ребенок проводит со взрослым. Соответственно, в больших семьях каждому ребенку достается меньше внимания, чем в маленьких. При этом совместные игры детей ведут к улучшению двигательных возможностей ребенка. Более того, в среднем, чем больше детей в семье, тем меньше и сами взрослые посвящают времени интеллектуальными занятиями, поскольку больше времени тратится на уход за большим семейством. Наиболее четко зависимость снижения
I интеллектуального уровня ребенка и улучшения двигательных навыков наблю-
I дается у детей с тремя и более братьями и сестрами (Petterson, Albers, 2001).
На число детей в семье накладывается и другой показатель — бедность. Однако эти данные свидетельствует еще и о том, что оценки когнитивного развития не учитывают особенности жизни детей из бедных семей. Безусловно, они плохо адаптированы к школьным знаниям, но у них есть великолепное знание выживания на улице без родителей. В богатых семьях детей менее приучают к труду по
I дому, с особым вниманием относясь к знаниям академическим. Именно поэтому можно сказать, что бедность усиливает знания, необходимые для выживания в условиях той среды, в которой развивается ребенок. Хроническая бедность улуч-
I шает двигательные навыки мальчиков, но ухудшает познавательное развитие, прежде всего девочек. Эти статистические закономерности могут противоречить отдельным случаям, когда в больших семьях родители много занимаются с детьми, а в маленьких — дети не нужны родителям (Petterson, Albers, 2001).
Коэффициент интеллекта коррелирует и с социальным статусом семьи, поскольку семья с высоким социальным статусом в большей мере может создать ребенку насыщенную среду, то есть обеспечить его всем необходимым для развития когнитивных способностей. Показано, что дети, родившиеся в социально неблагополучных семьях, но живущие в привилегированных семьях, имеют более высокий коэффициент интеллекта, чем их братья и сестры, воспитанные родителями (Skarr, Weinberg, 1976).
Однако наиболее существенное влияние на развитие ребенка оказывает депрессия матери. Умеренная депрессия в большей мере влияет на когнитивные способности девочек, тогда как сильная депрессия ухудшает и когнитивное, и двигательное развитие всех детей, хотя для мальчиков последствия были более тяжелые.
Обнаружен существенный кумулятивный эффект депрессии: чем дольше и глубже депрессия матери, тем хуже и двигательные, и когнитивные способности детей, особенно мальчиков. При этом последствия тяжелее в тех
случаях, когда у матери сначала была депрессия, а потом исчезла, чем тогда, когда после рождения ребенка депрессии не было, а потом она возникла. Это свидетельствует о потребности в раннем взаимодействии с матерью и эмоциональном контакте с ней. Хорошее благосостояние может снять последствия умеренной депрессии, но не влияет на последствия сильной.
Когнитивное развитие детей зависит и от образования матери: чем более образована мать, тем лучше познавательные способности мальчиков (Petterson, Albers, 2001).
Познавательные процессы зависят также и от пола испытуемых. Это различие касается не коэффициента интеллекта в целом, а отдельных его характеристик. Так, женщины более эффективно выполняют лингвистические задачи, а мужчины — задачи на мысленное вращение геометрических фигур (Walla,2001). В главе “Психофизиология пола” говорится, что ориентация в пространстве зависит от уровня половых гормонов. Психофизиологической же особенностью мышления женщин является большая заинтересованность обоих полушарий при решении любых задач, тогда как для мужчин характерна более выраженная ла-терализация, зависящая от типа задания (Вольф, 1996).
Креативность
Если интеллект — это способность человека использовать уже имеющиеся знания для решения различных жизненных задач, то креативность (способность к творчеству) — это способность преобразовывать знания, создавая нечто новое (Дружинин, 1999). Изучая интеллект, исследователь сталкивается с проблемой его определения, но не с проблемой его оценки, тогда как при рассмотрении креативности, напротив, определение дается легко, а методы ее выявления крайне затруднены. Уже отмечалось, что метод исследования должен быть того же уровня сложности, что и явление. Предложить тест для фиксации того, что уже известно человечеству, возможно и доступно многим, но оценивать способность создавать то, что еще не известно, весьма затруднительно (рис. 14.1).
Именно поэтому при оценке креативности исследователи идут двумя путями. Они либо исследуют особенности мышления и поведения людей, которые приобрели известность как креативные (например, лауреаты Нобелевской премии), либо в процессе решения задач ищут тех, кто делает это нетривиальным способом.
Дж. Гилфорд (Gilford, 1967), наблюдая за тем, как его студенты решали творческую задачу, ввел понятие дивергентное и конвергентное мышление. Конвергентное связано с потребностью найти единственно правильное решение, тогда как дивергентное предлагает неординарные решения, поиск которых возможен в разных направлениях.
А. Ротенберг (Rothenberg, 1983), анализируя способы решения задач лауреатами Нобелевской премии, выявил разновидность познания, которая включает существование двух или более противоположных концепций, идей, образов. Такой тип познания он назвал янусовидным, по имени римского бога Януса, чьи многочисленные лица (два, четыре, шесть и т.д.) были обращены в противоположные стороны. Типичное для нобелевских лауреатов и работников творчес-
ких профессий, такое мышление характеризуется расширением диапазона значимости свойств объекта или явления, многоаспектностью их восприятия, что позволяет вычленять те свойства и взаимосвязи, которые остаются в тени при обычном, шаблонном восприятии действительности. Существенность множества контрастных понятий для творческого озарения побудила Дж. Родари (1978) ввести при описании творческого процесса термин “бином фантазии”. Психофизиологические механизмы адаптации человека в измененной информационной среде лежат в основе процесса усвоения новых знаний. Многоаспектное представление сообщения, вычленение наиболее значимых связей, вовлечение эмоциогенных механизмов, ориентация на предвосхищение результатов решения ускоряют процесс обучения и увеличивают его эффективность. Такое Рис. 14.1. Созидание. Фото п.И. Анофрикова поведение реализуется при интенсив-
ной работе правого полушария (Леугин, Николаева, 1988).
Используя предложенный Дж. Гилфордом способ определения творческого мышления, многие исследователи оценивали особенности мозговых процессов у испытуемых, использующих при решении задач дивергентное и конвергентное мышление, а также предлагали задачи, предполагающие использование того или другого способа. Например, для оценки конвергентного мышления предлагалась арифметическая задача, а для провокации дивергентного мышления следующая. В зоопарке 1000 змей. Как найти длину каждой? При решении арифметической задачи отмечалась десинхронизация альфа-ритма, нарастание когерентности в правом полушарии в диапазоне тета-1. Во время решения дивергентной задачи, напротив, фиксировалось снижение амплитуды и уменьшение когерентности (Razumnikova, 2000).
Расположение фокуса когерентности в правом полушарии связано с автоматизированным исполнением алгоритмических задач (Свидерская, Ко-ролькова, 1994). Была получена билатеральная активация височных областей и правой лобной доли, а также парието-темпоральной области правого полушария. Известно, что височные области и префронтальная кора включены в активность рабочей памяти. Это объясняется тем, что при конвергентном мышлении активируется внутреннее внимание, направленное на исполнение задачи и запоминание промежуточных результатов.
Разделяют направленное внимание при конвергентном мышлении и диф-|ференциальное внимание при дивергентном (Petche,1997). При дифференци-
альном внимании наблюдается мозаичная, а не фокусная активность на ЭЭГ. При дивергентном мышлении на ЭЭГ отмечается усиление когерентности как для близкорасположенных точек, так и дальних в бета-2диапазоне, нарастают многочисленные межполушарные связи. В зависимости от использованных задач и испытуемых в различных исследованиях это усиление когерентности может быть либо в узком диапазоне частот, либо в широком. В то же время бета-диапазон является индикатором более сложных когнитивных процессов.
У людей, которые успешно решают творческие задачи, обнаруживается усиление когерентности более отставленных участков мозга, например, между левой затылочной и правой лобной долями, отмечаются более массивные связи между центрально-париетальными областями обоих полушарий, фиксируется больше связей внутри правого полушария по отношению к группе, не решившей задачу (рис. 14.2). Тесное взаимодействие между центральными париетальными областями обоих полушарий подтверждает функциональную необходимость этих корковых областей для формирования гипотез при нестандартном решении. Изменение региональной когерентности в этих областях согласуется с предполагаемым участием центральной и затылочной областей коры в творческом процессе. Нарастание функциональных взаимосвязей между лобно-затылоч-ными отделами и центрально-париетальными областями связывается с активацией внимания и образной, ассоциативной памятью. Включение эмоций в процесс решения задач ведет к нарастанию когерентности только в бета-2 диапазоне. Успешная генерация гипотез вызывает положительные эмоции, которые усиливают нарастание межполушарной когерентности. Доминантность правого полушария, связь левой затылочной с правой лобной долей характеризует аналитическое мышление, отражает неосознаваемую переработку во время успешного творческого процесса (Razum-nikova, 2000).
Рис. 14.2. Отличия в когерентных связях между группой лиц, успешно справившихся с дивергентной задачей, и не выполнившими ее Рисунок любезно предоставлен Разумнико-войО М |
С этими выводами согласуются данные по оценке фрактальной размерности ЭЭГ. Уровни размерности центральных и задних областей коры были выше при решении дивергентных по сравнению с решением конвергентных задач или состоянием расслабленного бодрствования (Molle е.а., 1999). Введение нейроактивного фрагмента адренокортикотропина (АКТГ 4-10), ухудшающего эффективность механизмов избирательного внимания, приводило к возрастанию оценок фрактальной размерности и ухудшению результативности выполнения вербально предъявляемых конвергентных зданий (Molle е.а., 1997).
В работе Н.П. Бехтеревой с соавто-
Рис 14.3 Исследование мозговой организации творчества (Бехтерева и др., 2001) Области активации лМК и различия ПС ЭЭГ (р < 0,05), выявленные при сравнениях заданий теста. Активация лМК представлены в виде проекций максимальной интенсивности на правую, заднюю и верхнюю поверхности “прозрачного” мозга в стандартном стереотоксическом пространстве атласа Для ЭЭГ показаны связи зон, ПС между которыми больше в первом из заданий контраста
рами (2001) проводилось оценка мозговой организации творческого процесса одновременно двумя способами — с помощью анализа локального кровотока методом позитронно-эмиссионной томографии и ЭЭГ. Ранее эти же авторы обнаружили более высокую межполушарную когерентность лобных структур при лучшем выполнении тестов на креативность. В мозговой организации творческих процессов наиболее существенное значение имеют перестройки в обеих лобных долях (поля 8-11, 44-47 по Бродману). Пространственная синхронизация ЭЭГ свидетельствует о значении функциональных объединений мозговых структур обоих полушарий в реализации творческой задачи (рис. 14.3).
П. В. Симонов (1993а) связывает творчество со сверхсознанием, деятельной основой которого является эмоции. Он ограничивает комплекс мозговых структур, участвующих в творчестве следующим образом: ядра миндалины определяют доминирующую мотивацию. Гиппокамп обеспечивает расширенную актуализацию следов, которые позволяют конструировать гипотезы. Гипотезы же формируются в лобных отделах мозга. Правое полушарие отвечает за их эмоционально-интуитивную оценку. Левые лобные доли критически рассматривают их, отбирая те, которые имеют большую вероятность. Взаимодействие полушарий ведет к диалогу и является нейробиологической основой взаимодействия неосознаваемых и осознаваемых компонентов творческого процесса.
Словарь
Дивергентное мышление —
мышление, предполагающее поиск многих решений задачи.
Инсайт —
озарение, внезапное решение проблемы.
Интеллект —
это способность человека эффективно адаптироваться в окружающей среде. Говоря об интеллекте как механизме адаптации, исследователи имеют в виду ежедневную способность человека менять стратегию поведения вслед за изменением обстоятельств на основ_е ментальной картины мира, гибкость в структурировании материала и его обработки.
Конвергентное мышление —
тип мышления, связанный с поиском единственного решения задачи.
Креативность —
способность к творчеству. •
Мышление —
это деятельность человека по формированию понятий и решению возникающих в жизненных обстоятельствах задач с использованием этих понятий на основе определенных правил.
Понятие —
обобщенное представление об объектах внешнего мира или внутренних процессах, происходящих в человеке.
Формирование понятий —
процесс вычленения отдельных характеристик объекта.
Усвоение понятий —
обучение опознанию специфических признаков объекта.
Глава 15