Соответствие физиологических изменений психологическим переживаниям
Анализируя физиологические параметры, такие как ЭЭГ, ЭКГ, частоту дыхания, амплитуду кожно-гальванической реакции, биохимические показа-
Рис. 13.4. Эмоциональная экспрессия жителей Новой Гвинеи: а — счастье, б — горе, в — голод л готовность к борьбе, г — отвращение (Ekman, 1980).
тели, можно в лучшем случае определить только пять эмоций (гнев, страх, агрессию, возбуждение, спокойную радость). Оценивая поведение человека, его жесты, позы и мимику, можно выделить до десяти различных эмоциональных состояний (рис. 13.6). В то же время спектр психологических ощущений, связанных с эмоциональными переживаниями каждого человека, огромен, зависит от конкретных условий его развития в детстве и, по данным некоторых психологов, достигает 10 тысяч.
Это свидетельствует об отсутствии прямого соответствия между психическим состоянием и физиологически фиксируемой реакцией в виде гормонального и вегетативного ответа. Спектр психологических переживаний не охватывается языковыми средствами. Так, слово “любовь” включает в себя гамму переживаний столь широкого диапазона, что произносящие его люди редко имеют в виду одно и то же, что часто ведет к дополнительным эмоциональ-
Рис. 13.5. Дети рано начинают реагировать на эмоции других людей (фото слева), однако их интерес к другим людям еще недолговечен, и они быстро устают (фото справа) (Бауэр, 1974).
Рис. 13.6. Мимика, сопровождающая разговор (из фильма “Экспериментальные исследования по вопросу экспрессивности”). Движение головы, мимика лица и жесты вместе с вокальной мимикой непрерывно подчеркивают аффективное и идейное содержание речи, которая, таким образом, становится нюансированной и экспрессивной и тем самым легко понятной (Гицеску, 1966).
ным переживаниям (рис. 13.7). Человек говорит “я люблю” своим детям, супругу (супруге), родителям, друзьям, родственникам. Однако в каждом случае он имеет в виду совершенно конкретное, отличное от других переживание.
Известно, что на Таити вообще нет слова, обозначающего горе. Если у матери, проживающей на острове, умирает ребенок, то испытываемым ею чувствам нет языкового эквивалента, поэтому она определяет их как болезнь.
Несмотря на отсутствие прямого соответствия между психологическим и физиологическим компонентами эмоций, они не могут существовать друг без друга. Возникновение эмоции обусловлено не только изменением физиологического состояния, но и наличием у испытуемого знания о том, что он переживает.
Стремясь доказать значимость физиологического компонента эмоции, Г. Мараньон в 1924 г. вводил добровольцам адреналин, но говорил им, что они получили дозу витамина. В этом исследовании только 1/3 испытуемых со-
общили, что пережили ожидаемые от них эмоции. Остальные участники эксперимента проявляли их только в том случае, если с ними начинали говорить о значимых событиях.
Рис. 13.7. Е. Бендер. Без слов. |
Позднее С. Шахтер (Schachter, Singer, 1962) провел более глубокое исследование. В его эксперименте испытуемым также вводили адреналин и сообщали достоверную информацию о проводимых процедурах. Испытуемые контрольной группы получали плацебо и точную информацию о происходящем. Однако
психологические ощущения испытуемых разных групп были одинаковы. Тогда в следующей части исследования экспериментальной группе, разделив ее на три подгруппы, вновь ввели адреналин. Одной подгруппе было сказано, что произведены инъекции адреналина, другой не сообщили ничего, третья получила ложную информацию.
Затем каждого из испытуемых провоцировали на агрессивную реакцию с помощью подставных лиц, изображающих неумелых и невнимательных сотрудников. Оказалось, что спокойнее всего вели себя правильно информированные, а самыми агрессивными были испытуемые третьей группы, получившие ложную информацию о своем состоянии. По-видимому, люди, знающие в том, что им введен адреналин, в большей мере контролировали свое состояние.
Подобные эксперименты свидетельствуют о том, что для формирования эмоции одних только изменений физиологического состояния недостаточно, и психологическое знание является обязательной составляющей эмоционального переживания.