Выявление перцептивной защиты
Тенденциозность в восприятии информации касается не всего ее потока, а лишь того, что эмоционально связано с личностью, поэтому появилось большое количество работ по восприятию этого рода информации, прежде всего эмоционально окрашенных слов. Предъявляемый испытуемым в течение опыта материал называется стимулом. Когда-то у римлян это слово обозначало палку, которой направляли ослов. Поскольку экспериментальное подтверждение эмоциональной значимости слов до сих пор представляет собой одну из самых больших методических трудностей, основная часть исследователей использовала два типа стимулов, эмоциональность которых казалась очевидной: табу-слова и конфликтогенные слова.
Под табу-словами понимаются те слова, которые не принято произносить в данном социуме. Один из первых авторов, использовавших табу-слова в эксперименте, И.М. Макгиннес, в 1949 г. показал, что для них средние пороги тахистоскопического узнавания выше, чем для нейтральных слов. Если каждое предъявление табу-слова сопровождать измерением амплитуды КГР, то обнаруживается, что она в среднем больше для табу-слов, чем для нейтральных слов. При узнавании табу-слов испытуемые чаще ошибаются, принимая их за бессмыслицу или слова, имеющие семантическую или формальную связь с табу-словом. Автор считал, что эмоциональный контекст, в который с детства включены запретные слова, вырабатывает условную реакцию повышения порога их восприятия в последующей жизни.
Повышение порога узнавания табу-слов при их тахистоскопическом предъявлении показано неоднократно (Lazarus е. а., 1951; Cowen, Beier, 1954; Dixon, 1958) и привело к формированию представления о существовании специального механизма, препятствующего их восприятию, этот механизм был назван перцептивной защитой. Она включала три принципа селективности восприятия (Bruner, Postman, 1947). Принцип резонанса предполагает, что стимулы, соответствующие потребностям или ценностям личности, воспринимаются точнее и эффективнее, чем несоответствующие. Принцип перцептивной защиты непосредственно гласит, что стимулы, противоречащие ожиданиям человека, узнаются хуже и подвергаются наибольшему искажению. Принцип сенсибилизации означает, что стимулы, угрожающие целостности индивида, узнаются быстрее и точнее прочих.
Перцептивная защита и перцептивная сенсибилизация объясняются изменением состояния периферического аппарата той или иной сенсорной системы под влиянием перцептивных гипотез, сформулированных мозгом на основании предшествующего опыта. Таким образом, если предшествующий опыт предполагал наиболее частое подтверждение какой-то гипотезы, то при каждом следующем акте перцепции мозг предожидал нового ее подтверждения. Изменение восприятия зависит также от уровня активации центральных познавательных и мотивационных процессов (Bruner, 1951). И перцептивная защита, и перцептивная сенсибилизация могут быть объяснены в рамках теории психологической защиты, ранее сформулированной классическим психоанализом (Eriksen, Lazarus, 1952; Minard, Mooney, 1969). Согласно этой концепции, защитные механизмы меняют восприятие человеком той информации, которая не соответствует его представлениям о себе. В рамках теории, созданной Д.Н. Узнадзе (1966), понятие защиты аналогично перестройке системы установок.
Гипотезу перцептивной защиты поставил под сомнение анализ экспериментов с табу-словами, проведенный другими исследователями. Полученный эффект может быть объяснен не только перцептивной защитой, но и некорректной постановкой эксперимента — известно, что табу-слова имеют иную частотность по сравнению с нейтральными словами, а следовательно, результат вполне может быть объяснен этим обстоятельством. Трудность возникала и в том, что большинство частотных словарей давали неадекватную встречаемость для табу-слов, поскольку словари составляются преимущественно на основе анализа литературных произведений, где существует цензура, отсутствующая в разговорной речи.
В эксперименты включили дополнительные процедуры. Например, исследователи сами определяли частотность табу-слов по литературе, популярной среди студентов, и предъявляли им эти слова. Точность узнавания нейтральных * слов в этом случае составила 43,1 %, табу-слов — 41,4 %. Хотя это и подтверждало предположение, что вероятность корректного узнавания табу-слов не определяется частотностью (Sandwith, Evans, 1977), преимущество в узнавании для нейтральных слов при этом было менее очевидным (всего лишь 17 %).
К тому же включение защитных механизмов уже на уровне перцепции многие исследователи считают сомнительным, поскольку это противоречит
представлению об адаптивной функции эмоций (Dewey, 1894; Panksepp, 1982; Wolf, 1985), возникновение которых в норме связано с большей эффективностью реакций на стимулы, вызывающие эмоции. Согласно же гипотезе перцептивной защиты, возникающие в таком случае эмоции препятствуют адекватному восприятию стимула.
Экспериментальные данные также не всегда соответствуют этой гипотезе. Эффект сенсибилизации не подтверждают Р. Дж. Жерриг и Дж.Х. Бауер (Gerrig, Bower, 1982). Другие исследователи указывают, что табу-слова запоминаются лучше, чем огорчающие слова, но хуже, чем нейтральные (Manning, Goldstein, 1976).
Дж. Штраб (Strube, 1982), анализируя табу-картины, также не смог подтвердить гипотезу перцептивной защиты. Он предъявлял испытуемым недозволенные картины и не обнаружил корреляции между временем рассматривания и уровнем их непристойности.
Против гипотезы перцептивной защиты свидетельствуют результаты экспериментов, в которых узнавание зависит от условий тестирования. В одном из них были сопоставлены четыре процедуры воспроизведения табу-слов, предъявленных тахистоскопически: устное, произнесение по буквам вслух, письменное и написание по буквам. Максимальное различие в эффективности запоминания табу-слов и нейтральных было при устном воспроизведении, причем оно сильнее у женщин. Если же им разрешалось не говорить непристойное с их точки зрения слово, а произносить его по буквам, то порог узнавания снижался (Nothman, 1962). Следовательно, в данном случае результат определяется не худшим узнаванием слов, а трудностью для участвующих в эксперименте женщин произносить эти слова.
Многие исследователи указывают на то, что результаты экспериментов предопределяются характером инструкции, а не свойствами узнавания (Hochberg, Peterson, 1987). Испытуемые часто просто не ожидают услышать табу-слова, поскольку те являются социально неприемлемыми, и утверждают, что не могут слышать или видеть их в экспериментальной обстановке (Lacy e. а., 1953; Wiener, 1955). При этом уже подчеркивалась существенная зависимость восприятия от ожиданий человека (Paquet, Merive 1988).
Но не все эксперименты столь однозначны. Некоторые авторы (Manning, Goldstein, 1976) считают, что есть иные, нежели подавление, защитные психологические механизмы, хотя сенсибилизация и подавление могут быть первичной перцептивной защитой.
Вся совокупность данных свидетельствует о том, что изменение порогов узнавания табу-слов связано не с перцептивными механизмами, а осуществляется на каком-то этапе их переработки после оценки их субъективной значимости для организма.
Другой тип эмоциональных слов — конфликтогенные слова. Под ними понимаются слова, связанные с конфликтогенной ситуацией у конкретного человека. Выгода использования этих слов обусловлена объективностью их выявления: они имеют большую амплитуду кожно-гальванических реакций, удлиненные латентные периоды реакций и т. д. (Юнг, 1936). Однако предъявлять в эксперименте их можно только людям, имеющим психоло-
1234567 Рис 11.4. Динамика угашения временной связи, выработанной с помощью неосознаваемого “подкрепляющего” слова Цифры 3-7 на оси абсцисс — 1-5 дни угашения. * -р < 0,05;** -р <0,01;*** -р < 0,001 (по Стьюден-ту). Остальные обозначения те же, что и на рис. 11.3 (Костандов, 1997). |
гические проблемы (больным неврозами, психопатам или лицам, находящимся в состоянии глубокого психоэмоционального стресса), что ограничивает возможность объяснять результаты экспериментов.