Сон как особое состояние сознания
Сон — одно из самых обыденных и в то же время таинственных состояний. Каждый человек пребывает в нем почти треть жизни, но знает об этой стороне своего существования намного меньше, чем о других, более редких явлениях. Именно поэтому оно окутано различными мифическими представлениями.
Человек только отчасти контролирует время наступления сна и произвольно не способен от него отказаться. Волевыми усилиями можно осознанно переносить боль, можно не есть, не пить и погибнуть, но произвольно отказаться от сна невозможно: организм возьмет свое, и, несмотря на самоотверженное решение не спать, сон все же наступит. Эту особенность сна иногда используют родители, укладывая маленьких детей со словами: “Ты не будешь спать, только немного полежишь”. После этих слов легко засыпает самый активный ребенок.
Предметом исследования ученых являются как механизмы возникновения сна, так и причины сновидений, хотя анализ последних в значительной степени субъективен и связан с разнообразными мистическими представлениями. Книги по методике предсказания будущего по характеру сновидений, по технике их активации, по разгадке их сюжетов, несмотря на сомнительный характер, имеют неизменный успех, поскольку людей интригует взаимосвязь дневных событий с хитросплетениями ночных сновидений и возможность с их помощью познать себя.
Основными средствами анализа сна являются регистрация ЭЭГ, мышечного тонуса, движений глаз, визуализация структур мозга (например, с помощью ЯМР-томографии) у спящих людей, запись у животных активности отдельных структур мозга с помощью микроэлектродов, введение тех или иных веществ через специальные канюли непосредственно к подкорковым ядрам (Raichle, 1994).
Пионером изучения сна была русская исследовательница Марина Манас-сеина, доложившая в 1892 г. на Международном конгрессе о результатах исследований по депривации (лишению) сна у щенков (Kubota, 1989). В 30-х годах XX века немецкий ученый Р. Клу (R. Klaue), записывая ЭЭГ, обнаружил характерную последовательность смены более легкого сна, сопровождающегося медленными волнами на ЭЭГ, более глубоким сном, во время ко-j торого регистрировалось ускорение ритмов (Jouvet, 1967). Однако эти дан-
ные не нашли отклика в научной среде. Позднее картину ЭЭГ бодрствования на фоне глубокого сна у кошек описал Л.Р. Цкипуридзе (1950), но и его статья, напечатанная на грузинском языке, оказалась незамеченной.
И только в 1953 г., когда аспирант американского исследователя Н. Клей-тмана Е. Азеринский (Aserinsky, Kleitman, 1953) обнаружил быструю дневную активность на ЭЭГ глубоко спящих детей, чередование ритмов ЭЭГ в ночное время привлекло к себе широкое внимание. Период сна с дневными электроэнцефалографическими ритмами был назван парадоксальным сном. Название отражает удивление исследователя, зафиксировавшего внезапное появление на ЭЭГ бета- и гамма-активности на фоне полного расслабления мышц и очень глубокого сна у ребенка. Позднее этому периоду в соответствии с его особенностями дали названия быстрый сон и сон с быстрыми движениями глаз.
Согласно данным Е. Азеринского, из 27 испытуемых, разбуженных во время парадоксального сна, 20 человек сообщили, что видели сновидения. При пробуждении в другое время о снах смогли сказать лишь 4 человека из 23.
Подробное сопоставление ЭЭГ-феноменов с поведенческими реакциями испытуемых и описанием сновидений привело к современному представлению о структуре сна.
Сон — это особое состояние сознания человека, включающее в себя ряд стадий, закономерно повторяющихся в течение ночи. Появление этих стадий обусловлено активностью различных структур мозга.
Стадии медленного сна
Сон, предшествующий быстрому сну, называется медленным сном. Он включает в себя, согласно описанию X. Дэвиса (Davis e. а., 1938), ряд стадий, появление которых можно проследить по рисунку электрической активности на ЭЭГ (рис. 9.1).
Первая стадия.ЭЭГ человека, только что закрывшего глаза, состоит преимущественно из альфа-ритма (частота колебаний 8—12 Гц). По мере засыпания этот ритм постепенно сменяется колебаниями более низкой частоты — тета-колебаниями (3,5—7,5 Гц). Эта стадия подразделяется на две: стадию А, в которой еще сохраняется альфа-ритм, и стадию В, начинающуюся с появлением тета-волн. Поведенчески первая стадия сопровождается чувством дремоты.
Вторая стадия (стадияС) характеризуется наличием сонных веретен — ритмических колебаний с частотой 12—14 Гц. Начиная с этой стадии и на протяжении всего сна они возникают примерно 2—5 раз в минуту и отражают включение механизмов, охраняющих сон и снижающих чувствительность к сенсорным воздействиям. Веретена могут появляться и в конце первой стадии, однако их длительность при этом составляет не более 0,5 сек.
С этого момента повышается порог восприятия внешних стимулов на 30-40 %. Зрачки человека сужаются, что ведет к уменьшению количества света, поступающего в глаза. Даже при открытых веках (как бывает у спящих на посту солдат) человек перестает реагировать на свет. Порог слухового восприятия также повышается, однако на протяжении всей ночи человек ос-
тается чувствительным к значимым для него звукам: мать просыпается на плач ребенка, каждый человек реагирует на свое имя. Из-за большей чувствительности слухового анализатора будильники делают на основе звукового, а не какого-то другого раздражения. По-видимому, именно слуховой анализатор предупреждал предков человека во сне о появлении опасности.
Еще одной электроэнцефалографической особенностью этой стадии является появление К-комплекса — внезапной острой волны высокой амплитуды (рис. 9.1). Этот комплекс присутствует на ЭЭГ только во второй стадии и обнаруживается при-
Тста-ритм Бетя-ритм К ,,
мерно 1 раз в минуту. Частота его по-
Рис. 9.1. ЭЭГ стадии сна (Ноте, 1988). явленИЯ усиливается при шуме, ЧТО
указывает на связь с механизмами, охраняющими сон. Разбуженный на этой и предыдущей стадиях человек обычно утверждает, что еще не спал.
Третья стадия (стадия D)начинается появлением дельта-волн (колебаний с частотой менее 3,5 в секунду). Эта стадия отличается от следующей за ней, четвертой, тем, что дельта-волны в ней составляют менее 50 % всех колебаний.
Четвертая стадия (стадия Е)обнаруживается по увеличению дельта-активности в картине ЭЭГ: такие волны составляют более 50 % всех ритмов. Это наиболее глубокая стадия сна, пробуждение в которой связано с дезориентацией, когда человек некоторое время с трудом воспринимает окружающую действительность и не может понять, что происходит и где он находится. Если кого-либо мучают ночные кошмары, то они появляются именно в эту стадию.
Третью и четвертую стадии иногда объединяют в одну, которую называют дельта-сном. Проснувшийся в этот период человек обычно не оценивает время, прошедшее от начала сна (Латаш, 1974). Это связано не с отсутствием психической активности, а с ее бессознательным характером и существованием в форме, нефиксируемой в памяти или недоступной для извлечения из последней (Латаш, 1978). 80 % сновидений приходятся на этот период, но они не запоминаются.
В медленном сне отмечается возрастание спонтанных КГР, увеличивается выброс гормона роста, что приводит к усилению синтеза белка. Некоторые авторы полагают (хотя это пока невозможно ни подтвердить, ни опровергнуть), что именно в момент экскреции гормона роста и возникает ощущение полета во сне. Считается, что на данной стадии происходит усиленная выработка антител, что дает основание говорить о лечебном значении сна. Именно поэтому врачи рекомендуют во время инфекционных заболеваний больше спать.
г. В дельта-сне, как в самом глубоком погружении в бессознательное, у детей возможен энурез. Только на этой стадии у отдельных людей проявляется сомнамбулизм (снохождение, лунатизм), когда человек, не просыпаясь, производит некоторые действия. Обычно лицо его напоминает маску, глаза открыты. У детей это происходит перед каким-то эмоциональным событием. Например, перед поступлением в музыкальную школу ребенок может ночью встать, пропеть гамму и лечь в постель. При более сложных ситуациях человек способен выйти из дому и произвести некоторые действия. После пробуждения он не помнит, что делал во время сна, поскольку находился в сумеречном состоянии сознания.
Поведение сомнамбулы имеет четкий эмоциональный компонент; разбудить человека в этот момент очень трудно, при пробуждении он выглядит оглушенным, часто злобным и полностью отрицает наличие сновидений. Особенно ярко подобная диссоциация проявляется в случае ночных кошмаров детей. На лице у них фиксируется ужас, они издают крик, глаза открыты. Пробуждение в этот момент затруднено, но если ребенок проснется, то скажет, что с ним ничего не происходило. Уже отмечалось, что снохождение возможно лишь на этой стадии, поскольку в более поздний период быстрых движений глаз активность мотонейронов спинного мозга подавляется, что исключает возможность лунатизма.
У людей с плоской ЭЭГ в дневное время (имеющих преимущественно бета-и гамма-волны 13-60 Гц) без альфа-ритма отмечается редукция дельта-сна, т. е. резкое сокращение времени третьей и четвертой стадий. Напротив, у лиц с депрессивными состояниями наблюдается увеличение четвертой стадии сна.
К концу медленного сна состояние человека значительно меняется по сравнению с тем, в котором он находился, когда засыпал: примерно на 1/2 градуса снижается температура тела, расслабляются мышцы, замедляется частота сердцебиения. Возникает “сонное” дыхание. При этом воздухом наполняются не верхние, а нижние отделы легких, что сопровождается расслаблением. Стенка живота поднимается и опускается очень медленно. Чем глубже релаксация, тем ровнее дыхание.
Парадоксальный сон
Вслед за медленным сном наступает парадоксальный сон. Быстрый сон (парадоксальный, или сон с быстрыми движениями глаз) обнаруживается внезапной десинхронизацией на ЭЭГ: вместо медленных дельта-волн появляются быстрые бета-волны. Поведенчески эта стадия начинается угасанием тонуса мышц шеи, когда отмечается биоэлектрическое молчание на ЭМГ (Латаш, 1975). До этого на протяжении всего дня мышцы шеи не расслаблялись, поддерживая голову. Начало парадоксального сна может проявляться легким подергиванием рук или ног у спящего, что обеспечивается подавлением активности двигательных нейронов спинного мозга нейрональны-ми образованиями варолиевого моста. Вслед за этим следует угнетение спинномозговых рефлексов. Пороги восприятия увеличиваются на 400 %.
Сочетание мышечной атонии с быстрой активностью на ЭЭГ представля-тся парадоксальным с точки зрения механизмов обеспечения ЭЭГ бодрство-^ания при отсутствии внешней стимуляции и двигательной активности. Но оно соответствует логике сна, обеспечивая рассогласование между эмоциональными переживаниями при сновидениях и двигательными выражениями эмоциональных переживаний. Люди видят сны, но двигаются у них только глаза под “крытыми веками или слегка подрагивают пальцы рук и ног. Именно поэтому сомнамбулизм, или снохождение, в такое время невозможен.
Кроме тонических изменений отмечают фазические сдвиги на ЭЭГ — пилообразные разряды, сочетающиеся с быстрыми движениями глаз и мышечными подергиваниями (Латаш, 1975). В процессе перехода от состояния бодрствования ко сну в целом наблюдается снижение комплексности ЭЭГ, в то время как уровни фрактальной размерности на стадии парадоксального сна практически соответствуют уровням размерности первой, наиболее поверхностной стадии сна ( Fell e.a., 1996).
Одновременно меняется частота сердечных сокращений и дыхания (как резкое замедление, так и учащение), хотя амплитуда спонтанных КГР минимальна (Латаш, 1974). Увеличивается выброс гормона стресса — кортизола, что ведет к разнообразным реакциям: нарастанию кровотока в мозге, выделению сока в желудке, усилению потоотделения (человек просыпается в “холодном поту”). У людей, имеющих язву желудка, иногда в десятки раз возрастает секреция соляной кислоты, у больных астмой возможен приступ удушья, у людей, страдающих ишемической болезнью сердца, может начаться приступ грудной жабы (стенокардии). Такие реакции никогда не возникают в медленном сне.
Под закрытыми веками быстро двигаются глазные яблоки с частотой 60-70 Гц, что и дало этой стадии еще одно название — стадия быстрых движений глаз. Интенсивность этих движений коррелирует с эмоциональностью сновидений. Слепые от рождения люди двигают при этом не глазными яблоками, а кончиками пальцев, как бы ощупывая предметы, которые им снятся. Кроме ощущений таким людям снятся звуки.
На фоне мышечной релаксации во время быстрого сна усиливается тонус мышц, закрывающих веки, и кольцевой мышцы, запирающей мочевой пузырь, фиксируется эрекция пениса и усиливается вагинальная секреция. Эти явления обычно не связаны с эротическим характером сновидений (Fisher e. а., 1965), и они не могут рассматриваться как сексуальная реакция (Лаан, Ив-рард, 1999). Генитальная эрекция бывает и у младенцев в утробе матери, и у девяностолетних старцев. Состояние полового члена на этой стадии является важным в дифференцировании мужской импотенции (Кагасап е. а., 1978). Если во время быстрого сна отмечается эрекция пениса, значит наблюдаемая импотенция является психогенной, если эрекции нет— импотенция имеет физиологический характер, т. е. обусловлена особенностями циркуляции крови или повреждением нервов, иннервирующих эту область.
Пробуждающиеся во время этой стадии люди в 80 % случаев сообщают о том, что видели сновидения. Если спящий человек попадает в стадию быстрых движений глаз, минуя дельта-сон, то сновидения непосредственно связаны с дневной активностью. Если же эта стадия в обычном порядке идет
после дельта-сна, то возникают необычные, странные картины, по-видимому, отражающие особенности мозговой деятельности в это время (Латаш, 1978). Таким образом, сновидения есть каждую ночь у всех людей, но помнят и рассказывают о них лишь те, кто просыпается в стадию быстрых движений глаз. Пробудившиеся в других стадиях полагают, что не видят снов.
Если раньше считалось, что сновидения появляются только в стадии быстрых движений глаз, то теперь существуют доказательства наличия их и в другие периоды, хотя чаще всего они фиксируются в парадоксальном сне. Выявлено различие сновидений, возникающих в быстром и медленном снах.
На стадии быстрых движений глаз человека трудно разбудить, но, просыпаясь, он довольно точно ориентирован во времени и пространстве.
Позы спящих людей
Большинство движений во сне происходит сразу же или перед стадией быстрых движений глаз. Люди могут сменить позы несколько раз. Чем тревожнее сновидения, тем чаще меняется поза. Считается, что наиболее комфортной, т. е. максимально расслабленной, является поза “свастика” (рис, 9.2а).
Особенности засыпания и позы, в которых спят люди (как и дневные позы), отражают их характер. Например, известно, что Чарльз Диккенс во время своего путешествия по Америке всегда спал головой на север, предварительно сверяясь по компасу и затем соответствующим образом передви7 гая мебель. Энрико Карузо предпочитал спать, окруженный восемнадцатью подушками (Данкелл, 1991).
Согласно С. Данкеллу (1991), по наиболее типичным позам во время сна можно судить о наличии у человека тех или иных проблем. Например, люди тревожные могут спать в позе “зародыша” (рис. 9.26). Те, кто стремится к четкой организации своей жизни и не терпит неожиданностей, предпочитают “простертую позу” (рис. 9.2в). Уверенный в себе человек принимает “королевскую” позу (рис. 9.2г). Наиболее типичной является поза “полузародыша” (рис. 9.2д), которая обеспечивает наибольшую маневренность в течение ночи, позволяя поворачиваться с минимальными энергетическими затратами.