Методы нейтрализации стресса.

Психологическая помощь при травматическом

Стрессе. Методики и техники психологической

Коррекции

Учебные цели:

Дать представление о психокоррекционых подходах при стрессе. Совместно со студентами определить основные особенности консультирования семей, где дети испытали ПТСР.

Вопросы, освещаемые в теме

Методы нейтрализации стресса.

Эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Особенности помощи при стрессе в зависимости от времени его наступления.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите физиологические методы снятия стресса.

2. Опишите, в чем состоит сущность аутогенной тренировки.

3. Перечислите когнитивные постулаты рациональной терапии.

4. Какая связь существует между методом нейролингвистического программирования и учением И. П. Павлова?

5. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения стресса, отличающихся по природе антистрессорного воздействия.

Список литературы

1.Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н., Клиническая патопсихология/ руководство для врачей и клинических психологов/, Москва – Воронеж, 2002, с. 512

2.Гремлинг С.Е., Ауэрбах С.М. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002. – 235 с.

3.Гринбер Д. Управление стрессом. СПб., 2002. – 451 с.

4.Собчик Л. Н., Методы психологической диагностики, М, 1990, выпуск 2, с. 88

5.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

6.Щербатых Ю. Психология стресса. - М. : Эксмо, 2006.

Автор фондовой лекции: Доцент каф. психологии, к. псих. н. Гавриленко В.А.

Рецензенты:

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

Лекция обсуждена и одобрена на заседании каф. психологии.

Протокол № от «__» _______________200_г.

Боже, даруй мне

смирение принять то, что я не могу изменить,

мужество изменить то, что могу,

и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Стрессоры, которые вам неподвластны

Многие люди испытывают значительное физическое и эмоциональ­ное напряжение, пытаясь изменить события или управлять теми из них, которые находятся вне их контроля. Некоторые, например, счи­тают, что вождение автомобиля сопряжено с серьезным стрессом, и страшно раздражаются, когда другие водители ведут невнимательно или, по их мнению, не так, как нужно.

Примерами техник, которые могут быть эффективными в фокусирова-нии на эмоциях, являются:

глубокое дыхание;

тренинг прогрессирующей мышечной релаксации;

визуализация.

Психологическая помощь при травматическом

Стрессе. Методики и техники психологической

Коррекции

Учебные цели:

Дать представление о психокоррекционых подходах при стрессе. Совместно со студентами определить основные особенности консультирования семей, где дети испытали ПТСР.

Вопросы, освещаемые в теме

Методы нейтрализации стресса.

Эмоционально-ориентированные и проблемно-ориентированные методы.

Особенности помощи при стрессе в зависимости от времени его наступления.

Вопросы для самопроверки

1. Перечислите физиологические методы снятия стресса.

2. Опишите, в чем состоит сущность аутогенной тренировки.

3. Перечислите когнитивные постулаты рациональной терапии.

4. Какая связь существует между методом нейролингвистического программирования и учением И. П. Павлова?

5. Перечислите четыре основные группы методов уменьшения стресса, отличающихся по природе антистрессорного воздействия.

Список литературы

1.Блейхер В. М., Крук И. В., Боков С. Н., Клиническая патопсихология/ руководство для врачей и клинических психологов/, Москва – Воронеж, 2002, с. 512

2.Гремлинг С.Е., Ауэрбах С.М. Практикум по управлению стрессом. СПб., 2002. – 235 с.

3.Гринбер Д. Управление стрессом. СПб., 2002. – 451 с.

4.Собчик Л. Н., Методы психологической диагностики, М, 1990, выпуск 2, с. 88

5.Тарабрина Н. В. Практикум по психологии посттравматического стресса. СПб., 2001.

6.Щербатых Ю. Психология стресса. - М. : Эксмо, 2006.

Автор фондовой лекции: Доцент каф. психологии, к. псих. н. Гавриленко В.А.

Рецензенты:

1. __________________________________________________

2. __________________________________________________

Лекция обсуждена и одобрена на заседании каф. психологии.

Протокол № от «__» _______________200_г.

Боже, даруй мне

смирение принять то, что я не могу изменить,

мужество изменить то, что могу,

и мудрость, чтобы отличить одно от другого.

Методы нейтрализации стресса.

Существует много методов коррекции психоэмоционального стресса, и задача состоит в том, чтобы выбрать те из них, которые отвечали бы, с одной стороны, индивидуальным особенностям конкретной лич­ности, а с другой — реальным условиям, существующим в данном месте и в данное время.

♦ аутогенную тренировку;

♦ различные методы релаксации;

♦ системы биологической обратной связи;

♦ дыхательную гимнастику;

♦ включение в жизнь человека положительных эмоций;

♦ музыку;

♦ физические упражнения;

♦ психотерапию;

♦ физиотерапевтические мероприятия (массаж, сауна, электросон); иглоукалывание и др.

Выбор какого-то метода коррекции стрес­са должен определяться той системой организма, показатели которой наиболее сильно отклоняются от нормальных значений.

Американский психолог Джозеф Вольпе в свою очередь пола­гает, что существуют только три, занятия несовместимых с напря­жением: это секс, еда и упражнения на релаксацию.

♦ общение с природой;

♦ музыку;

♦ алкоголь;

♦ сон;

♦ домашних животных;

♦ общение с друзьями;

♦ экстремальные физические нагрузки; -f секс;

♦ хобби;

♦ парную баню;

♦ просмотр хорошего видеофильма;

♦ чтение книги;

♦ занятие спортом и т. д.

Можно выделить, как минимум, две классификации методов нейтрализации стрессов. В основу первой классификации положена природа антистрессорпого воздействия: физическая, химическая или же психологическая, в основу второй классификации — спо­соб внедрения в сознание антистрессорной установки — самостоя­тельный или при помощи другого человека. Рассмотрим их подробнее.

Первая классификация.Если начать с низших уровней организа­ции материи, то наиболее простыми будут физические методы умень­шения стресса — воздействие высокими или низкими температурами, светом различного спектрального состава и интенсивности и т. д. Многочисленные наблюдения доказывают, что закаливание, сауна и русская парная баня являются прекрасными аптистрессориыми ме­тодами, которые веками использовались в народной медицине и не потеряли своего значения и в настоящее время. Солнечные ванны (загар) в умеренных дозах также оказывают благоприятное действие на психическое и физическое здоровье.

Исследованиями последних лет доказано, что не только интенсивность света, но и его спектральный состав также влияют на психическое состояние человека. Так, при наблюдении группой испытуемых красного цвета, полученного с помощью обычных проекционных ламп с дополнительными свето­фильтрами, их восприятие было связано с эмоциями негативного ха­рактера: ограничение, ощущение тесноты, головная боль.

Следующая группа биохимических методов снятия стресса вклю­чает в себя различные фармакологические препараты, лекарственные растения, наркотические вещества, алкоголь и ароматерапию. По­следний метод заключается в управлении психическим состоянием человека при помощи запахов.

Среди множества эфирных масел есть набор веществ, которые об­ладают хорошими седативными и антистрессорными свойствами. Наиболее известными и проверенными успокаивающими свойства­ми обладают запахи валерианы, лаванды, мелиссы, иланг-иланга и нероли, впрочем, при использовании ароматерапии следует учиты­вать индивидуальную переносимость запахов и сформированные ра­нее обонятельные ассоциации.

Физиологические методы регуляции стресса заключаются в непосредственном воздействии на физиологические процессы в организ­ме, в частности, на сердечно-сосудистую, дыхательную и мышечную системы. Они включают в себя массаж, акупунктуру, физические уп­ражнения, мышечную релаксацию и дыхательные техники.

Психологические методы уменьшения стресса будут более подроб­но разобраны ниже, поэтому в настоящий момент мы не будем оста­навливаться на них подробно.

Вторая классификация. Регулировать уровень стресса можно са­мостоятельно, с помощью другого человека или при помощи техниче­ских средств.

Практика показывает, что наиболее эффективным способом регу­ляции уровня стресса является внешний — с участием психолога, психиатра или любого другого позитивно настроенного человека. Сюда относятся все виды психотерапии, эмоциональное участие близкого человека, компетентный совет знающего человека, секс, спортивные игры, массаж и т. д.

Регуляция уровня стресса может проходить с использованием технических средств:

· магнитофона, на который записываются формулы аутогенной тре­нировки;

· видеомагнитофона, с помощью которого воспроизводятся карти­ны природы;

· обучающих компьютерных программ для релаксации;

· разнообразных устройств биологической обратной связи.

Наши рекомендации