Нарушения функционирования голосового аппарата у детей
4.1. Нарушения голоса у детей
Распространенность нарушений голоса у детей • Причины нарушений голоса в детском возрасте • Органические и функциональные нарушения голоса у детей • Влияние нарушений голоса на общее развитие и личность ребенка
Методы исследования голосового аппарата детей и взрослых практически аналогичны, однако исследователи детского возраста сталкиваются с определенного рода трудностями. Осмотр гортани у детей вследствие малых размеров, прикрытия входа в нее надгортанником и выраженного глоточного рефлекса весьма затруднителен. Несмотря на все более широкое применение в детской практике фиброволоконной оптики, довольно часто врачу приходится прибегать к проведению осмотра гортани под наркозом.
В современной научной литературе имеются весьма разноречивые данные о распространенности нарушений голоса в детском возрасте. Отчасти существенная разница в данных, приводимых исследователями различных стран, обусловлена особенностями гигиены голоса у представителей различных народов; отчасти — несоответствием методических подходов к квалификации нормальной/нарушенной функции голосового аппарата в детском возрасте.
Так, американские ученые обнаруживают нарушения голоса у 6—9% жителей своей страны в возрасте 5—18 лет, что в среднем составило 3 млн. человек. F.B.Wilson (1971) выявил нарушения голоса (от незначительных до затрудняющих общение) у 76 % обследованных им детей.
Японские исследователи (1984) отмечают нарушения голоса не более чем у 1 % японских детей, однако столь невысокая цифра объясняется тем, что скрининг проводился учителями, не имеющими специальной подготовки. A.Zaliouk (1957) установил наличие дисфонии у 21 % израильских школьников.
Для уточнения спорных вопросов о частоте и особенностях детских нарушений голоса Ю.С.Василенко и С.Е.Уланов (2002) провели исследование 2540 детей и подростков в возрасте от 5 до 17 лет. После анализа полученных данных авторы пришли к выводу о довольно значительной частоте таких заболеваний у детей и подростков: ее показатель составил 3,5 % от общего числа обследуемых. Причем для детей — участников хоровых коллективов частота нарушений голоса возрастала до 8,03 %.
Нарушения голоса в детском возрасте могут проявляться в форме функциональных и органических дисфоний. Из функциональных голосовых нарушений в детском и подростковом возрасте чаще диагностируются гипотонусная (17,7%) и мутационная дисфоний (18,1 %), из органических—узелки голосовых складок (29,2%) и ларингит (19,4%).
Среди причин развития таких нарушений у детей большинство исследователей называют перенапряжение голоса, воспалительные заболевания верхних дыхательных путей и психотравмирующие факторы.
Наиболее распространенным заболеванием является дисфония, обнаруживающая себя хронической охриплостью и нарушениями резонанса (чаще — гиперназальностью). Частота выявления дисфоний находится в определенной зависимости от возраста детей. Максимальное число нарушений отмечается в возрастной группе от 5 до 8 лет; по данным Ю. С. Василенко, нарушения голоса в дошкольном возрасте свойственны 23% обследованных. Объясняется это недостаточной зрелостью мышечных и нервных элементов гортани, неправильной фонацией, а также голосовыми злоупотреблениями.
Органические нарушения голоса у детей встречаются чаще, чем функциональные. Установлена определенная взаимосвязь между полом и характером голосовых расстройств: у мальчиков чаще обнаруживаются гипогипертонусные дисфоний, у девочек — психогенные афонии.
Основой возникновения голосовых нарушений служит чрезвычайная хрупкость голосового аппарата у детей. Так, по данным Л. Б.Дмитриева, при осмотре гортани непосредственно после 30— 45-минутного урока пения у большинства детей отмечаются те или иные патологические признаки — розоватая окраска слизистой оболочки по свободному краю голосовых складок, недостаточное их смыкание, нарушение вибрационной функции той или иной степени выраженности. Эти нарушения обнаруживаются в основном у тех школьников, которые жалуются на быструю утомляемость голоса.
Этиологию нарушений голоса у детей следует рассматривать в зависимости от механизмов нарушений фонации и сроков их проявления.
Органические нарушения голоса у детей можно разделить на следующие этиологические группы:
- врожденные аномалии строения и функции голосового аппарата;
- травмы гортани;
- новообразования гортани.
Функциональные нарушения преимущественно обусловлены:
- перенапряжением голоса;
- несоблюдением гигиены певческого голоса;
- нарушениями использования голосового аппарата в период мутации;
- психологическими факторами;
- патологическими очагами в органах и системах, не входящих в состав голосового аппарата.
Особую группу составляют нарушения голоса, обусловленные потерей или недостаточностью слухового восприятия вследствие заболеваний органов слуха.
Рассмотрим подробнее каждый из выделенных вариантов нарушений голоса у детей.
Органические нарушения голоса.В этой группе врожденные аномалии оказываются наиболее распространенной причиной нарушений голоса. Как правило, аномалии строения гортани обнаруживаются еще в периоде новорожденное™, так как они обусловливают выраженные нарушения звучания голоса и зачастую сопровождаются отклонениями в функционировании системы дыхания (одышка, цианоз, учащение дыхания). Кардинальным симптомом врожденной патологии гортани является стридор — свистящий шум на вдохе и на выдохе вследствие анатомического или физиологического сужения воздухоносных путей. По особенностям стридора можно судить о локализации патологического процесса.
К распространенным вариантам аномалий строения гортани относятся: асимметрии строения гортани, наличие соединительнотканных перепонок и стенозов, борозд голосовой складки, ларингомаляции.
Значительный процент нарушений голоса у детей обусловлен патологией голосооформительной части голосового аппарата, в частности нёбно-глоточного клапана. Недостаточность нёбноглоточного клапана может вызвать дефекты, которые характеризуются комбинацией гиперназальности, гипоназальности и носовой эмиссии звука (фырканье).
Достаточно часто встречающейся причиной нарушений становятся травмы гортани. У детей до 1,5 года травмы гортани преимущественно вызываются аспирацией инородных предметов или длительной эндотрахеальной интубацией. В возрастной группе от 1,5 до 12 лет среди распространенных причин травм гортани также выступает аспирация инородных тел и последствия дорожно-транспортных происшествий и длительной интубации. Отмечаются случаи травмирования гортани в результате вдыхания токсичных или разъедающих веществ.
Травмы гортани могут сопровождаться повреждениями суставов и мышц или переломами хрящей, а также повреждениями голосовых мышц и слизистой оболочки.
Особого внимания логопедов требуют дети с долговременной трахеостомой (более 2 — 3 недель), в результате ношения которой в большинстве случаев возникает укорочение голосовых складок и соответственно повышение тональности голоса. Трахеостома может стать причиной развития рубцового стеноза гортани.
Во всех случаях травматических повреждений гортани неотъемлемой частью лечения является фонопедическая коррекция голосовых нарушений.
Новообразования гортани представляют собой довольно редкую патологию в детском возрасте. Наиболее часто «узелки» голосовых складок обнаруживаются у мальчиков — в 5 раз чаще, чем у девочек, причем большая распространенность приходится на возрастной период от 7 до 10 лет (Михайлова Г.Д., 1987). A.Yates и H.H.Dedo (1984) считают, что узелки голосовых складок составляют до 17 % всех доброкачественных новообразований гортани. Локализация, форма и размеры подобных образований отличаются от таковых у взрослых. Располагаются они по свободному краю в средней трети голосовых складок и имеют широкое основание. Преимущественно это двусторонние узелки. Весьма настораживающим является наблюдение, свидетельствующее о том, что данный вид патологии отмечается приблизительно у 10% детей, посещающих дошкольные учреждения, и не обнаруживается у детей, находящихся на домашнем воспитании.
Каждого ребенка с узелками голосовых складок необходимо обследовать для выяснения причин их возникновения и разработки плана лечения.
Зачастую трудно установить, почему у одного ребенка узелки возникли, а у другого, который больше говорит и кричит, их нет. В настоящее время отсутствуют точные представления о том, почему голосовой аппарат у одних детей более адаптирован, чем у других. Повышенная активность детей, в силу которой они много кричат, по-видимому, все же служит причиной более частого возникновения узелков в детском возрасте.
Отчасти появление данных новообразований может быть обусловлено сочетанием наследственной предрасположенности и перенапряжения голоса.
Основной тактикой коррекции голоса при данной патологии становится включение ребенка в долговременную фонопедическую работу, рассчитанную на 3 — 6 месяцев, и лишь при ее неэффективности — хирургическое воздействие.
Вторым по распространенности вариантом новообразований гортани у детей является паппиломатоз гортани. Наибольшее значение имеют такие варианты течения болезни, при которых ребе-
нок неоднократно подвергается хирургическому вмешательству и длительное время носит трахеотомическую трубку.
Функциональные нарушения голоса у детей.Наиболее распространенным поводом для возникновения таких нарушений является перенапряжение голосового аппарата. Следует при этом отметить, что оно преимущественно оказывается следствием неправильных речевых навыков, которые формируются у детей под влиянием подражания окружающим людям, имеющим либо нарушения голоса, либо патологическую привычку к использованию твердой или придыхательной атаки, либо чересчур громкий голос. Вместе с тем они могут наблюдаться и у детей с лабильной нервной системой.
Усилению патологического состояния также способствует использование в игре звуковых имитаций нефизиологических звуков (гул самолета, визг сирены и т.п.) или пребывание ребенка в условиях повышенного шума.
Перенапряжение голоса обусловливает возникновение тонусных нарушений в мышцах гортани (преимущественно по типу гипотонуса) или фонастении у детей с врожденной слабостью нервно-мышечного аппарата.
По мнению Л.Б.Дмитриева, Л. М.Телеляевой и некоторых других авторов, многие дефекты голосообразования являются следствием неправильного пения и нерационального режима пользования голосом в детском возрасте, в частности у мальчиков в период мутации, а также в до- и послемутационном периодах. Дети зачастую перенимают у взрослых манеру пения, причем возникающие технические трудности преодолевают путем перенапряжения голосового аппарата или его отдельных частей. При стробоскопическом обследовании гортани у поющих детей часто отмечается неестественный, несвойственный детскому голосу грудной характер колебаний, характерный для голоса взрослых. У поющих детей могут наблюдаться такие же болезненные состояния голосового аппарата, как и у взрослых, начиная от обычного воспаления голосовых складок до типичных «певческих узелков». В большинстве случаев эти заболевания обусловлены неправильным режимом пения, нерациональным голосовым режимом. Соответственно для сохранения функциональной активности голосового аппарата «поющих» детей необходимо строгое соблюдение правил гигиены голоса.
Мутация, как отмечалось ранее (см. гл. 1), — явление физиологическое. Однако при нарушении темпа или динамики ее прохождения возможно возникновение различных вариантов дисфонии той или иной степени выраженности.
Причинами изменения голоса в период мутации считаются нарушения координации функций наружных и внутренних мышц гортани и отсутствие согласованности между дыханием и фонацией. Такие нарушения проявляются в самых различных формах:
- упорно сохраняющемся фальцете;
- болевых ощущениях при фонации;
- неудержимом рефлекторном кашле как результате чрезвычайного раздражения слизистой оболочки голосовых складок;
- сохранении «детского» тембра голоса у взрослых мужчин с нормально сформированной гортанью;
- мутационном ларингите. Коррекционно-педагогическая работа при таких нарушениях
должна быть направлена на обучение методам правильного голосоведения с учетом гормонально обусловленных анатомических изменений в голосообразующей части.
Причиной многих функциональных нарушений голоса у детей, особенно изменений способности к его модификации по высоте тона, громкости и другим качественным характеристикам, являются психические нарушения или плохая приспособляемость к окружающей среде (Curtis M., 1967).
В качестве предрасполагающих факторов в подобных случаях можно выделить: особенности личности, патологию характера, эмоциональную лабильность, нарушения взаимодействия между ребенком и родителями. Эти причины и обстоятельства зачастую тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. Психические воздействия и травмы нередко вызывают расстройства голоса, причинной основой которых являются изменения тонуса голосовых мышц и координации между различными отделами голосового аппарата, в частности охриплость, резкость, придыхание, потеря (или, наоборот, повышение) громкости, ринофония, афония. Так, чрезмерная агрессивность может сказаться в привычке говорить очень громко, охриплость может быть тесно связана с отрицательными эмоциями и психической травмой (Leden H. von, 1958, 1965). Эмоциональные факторы, неосознаваемые конфликты и фрустрация, приводящие к чрезмерному напряжению, могут провоцировать гиперфункциональные нарушения голоса. Психогенная афония у детей часто служит симптомом сильного эмоционального потрясения и в то же время способом ухода от сложной жизненной ситуации.
Особую выраженность голосовые нарушения приобретают у эмоционально неуравновешенных детей с психотическими или невротическими расстройствами. Основными симптомами «беды» в данном случае становятся отклонения от нормального тембра, громкости и высоты тона.
Следует отметить, что не только нарушения функционирования нервной системы могут приводить к возникновениям неполадок с голосом, но и сами по себе нарушения голоса и сопутствующие данному заболеванию факторы могут обусловить появление невротических расстройств. На состояние ребенка оказывает влияние слишком большое число факторов, в частности: астенический синдром, ослабление сопротивляемости и приспособляемости организма, снижение темпа формирования высших психических функций, явления госпитализма.
Е. С.Алмазова (1973) выделяет три группы детей, характеристики которых различаются в зависимости от изменения эмоционально-волевой сферы под влиянием заболевания голосового аппарата:
1-я группа — в нее включены дети, на которых болезнь накладывает особый отпечаток. Они ослаблены физически, угнетенье относятся весьма безнадежно к своему состоянию, воля к выздоровлению и восстановлению голоса отсутствует. Чаще всего они неуравновешенны, раздражительны, плаксивы, склонны к аффектам. Поведение неустойчивое, установление контакта затруднено.
2-я группа — ее составляют дети, которых не угнетают ни болезнь, ни отсутствие голоса. Они безразличны к своему состоянию, стремление выздороветь и восстановить голос отсутствует. Как правило, эти дети недисциплинированны, некритичны. В контакт вступают легко, по характеру, скорее, добродушны. Такие особенности поведения отчасти объясняются меньшей длительностью заболевания гортани.
3-я группа — в нее входят дети, у которых не обнаруживается значительных изменений в эмоционально-волевой сфере. Они терпеливо относятся к медицинским манипуляциям, отличаются уравновешенностью настроения, контактностью, дисциплинированностью, критическим отношением к своему дефекту, желанием выздороветь и восстановить голос.
Данная классификация показывает, что нарушения голоса могут в значительной степени влиять на состояние эмоционально-волевой сферы ребенка, его поведение и формирование личности в целом. Приобретенные изменения в соматической и психической сферах подчас сохраняются на долгие годы, делая этих детей инвалидами, препятствуя самореализации.
Именно поэтому успешность восстановительной работы определяется не только чисто биологическими факторами и методами логопедического воздействия, но и воздействием наличность больного ребенка.
Длительно текущее заболевание голосового аппарата помимо влияния на личность детей значительно сказывается и на их речевом развитии. При отсутствии голоса в сензитивные периоды развития речи вторично нарушается звукопроизношение, искажается динамика становления коммуникативной функции. У детей с заболеваниями гортани нарушение/отсутствие голоса делает невозможным вербальное общение или сильно его ограничивает, что, в свою очередь, снижает, а порой и исключает стимуляцию мышечной активности артикуляционного аппарата. Возникают изменения, проявляющиеся в вялости, неловкости движений. Шепот, образующийся в условиях неточной, вялой артикуляции, слаб, малоразборчив, а при длительном ношении трахеостомы приобретает «квакающий» характер. Наиболее доступными остаются звуки [п], [т], [к].
Речь таких детей монотонна, отрывиста, с примесью шумов, малопонятна для окружающих, неприятна на слух. В ее общем потоке выделяются лишь взрывные глухие переднеязычные; соноры и гласные остаются беззвучными.
Вопросы и задания
1. Перечислите основные причины нарушений функции голосового аппарата у детей.
2. Как дисфонии сказываются на развитии личности ребенка?
3. Охарактеризуйте типичные нарушения в эмоционально-волевой сфере, возникающие у детей под влиянием заболеваний голосового аппарата.
4. Составьте план-конспект беседы с родителями, предусматривающей получение информации о личностном развитии ребенка, степени его зафиксированности на дефекте.
5. Подберите комплекс диагностических упражнений, направленных на выявление особенностей артикуляции у детей с органической афонией.
4.2. Нарушения мутации
Акустическая характеристика нарушений мутации • Виды нарушений мутации • Основные методы коррекции нарушений мутации
Подросток в период мутации частично как бы «теряет контроль» за голосообразованием. Его голос начинает «срываться», прорываются ноты басового тембра грубого «лающего» характера. Зачастую голосовые складки полностью не закрывают голосовую щель, оставляя в задней части «мутационный» треугольник. Могут возникать субъективные ощущения в гортани (першение, сухость). Приблизительно у трети мальчиков нарушения выражаются в регистровой и интонационной нестабильности. У некоторых из них мягкий голос внезапно становится грубым, появляется резкая охриплость, доходящая до афонии. Нередко возникают так называемые мутационные ларингиты, когда голосовые складки приобретают красный или желто-красный оттенок, отекают.
Наиболее выраженные формы патологически протекающей мутации характеризуются сохранением немутированного голоса при нормально проходящем пубертате и появлении всех остальных вторичных половых признаков. И. Максимов выделяет три вида патологической мутации — поздняя, неполная (пролонгированная), преждевременная.
Поздняя мутация наблюдается после двухгодичного срока нормальной физиологической мутации и чаще всего обусловлена эндокринными нарушениями либо невротическими чертами личности. При этом виде патологической мутации гортань соответствует возрастным нормам, однако механизм голосообразования остается детским. Возможно возникновение поздней мутации также и у профессионалов голоса, которые продолжительное время пели в фальцетном регистре.
При наличии эндокринных расстройств фонопедические занятия проводятся на фоне медикаментозной терапии. Коррекция мутации состоит в обучении продолжительному, до полного расходования воздушной струи, продуцированию низких тонов, при этом производят легкое надавливание в передневерхней части щитовидного хряща, не допуская подъема гортани во время фонации. Надавливание на хрящ поддерживается за счет наклона головы, что способствует легкому достижению низкой тональности голоса (Максимов И., 1987).
Возможно также использование приема фонирования с закрытым ртом звука [м...m.-.м...]. В результате повышения возвратного импеданса достигается более легкая, энергетически экономная фонация. Определенную трудность представляет закрепление полученного эффекта.
Неполная (или пролонгированная) мутация встречается у мужчин в возрасте 18—40 лет после нормально протекавшего пубертатного периода и окончательного завершения развития гортани. Нарушения голоса в этих случаях обусловлены выраженной рассогласованностью координации колебаний голосовых складок и дыхания вследствие задержавшегося перехода от детского к взрослому механизму голосообразования. При этом голос отличается необычайно высокой тональностью, иногда писклявым тембром. Отмечаются явления диплофонии. Больные жалуются на слабые боли в области глотки, передней части шеи, повышенную утомляемость, осиплость голоса — признаки, которые усиливаются при напряжении. При ларингоскопии видны гиперемированные голосовые складки. Нередко наблюдаются их парезы с формированием овальной щели при фонации, а также специфической картины «треугольника».
Фонопедическая работа заключается в постановке голоса на более низкой тональности путем повторения предлагаемого музыкального или вибрационного тона. Упражнения выполняются в состоянии расслабления, лежа. Рекомендуется использовать запись голоса больного на различных этапах коррекции.
Преждевременная мутация характеризуется установлением мужского голоса на фоне раннего полового созревания (до 8 лет).
Такой вид мутации обусловлен преимущественно нарушениями функционирования эндокринной системы (гипофиза, половых желез, надпочечников). На фоне эндокринных нарушений преждевременно увеличиваются размеры тела, происходит окостенение хрящей, появление вторичных половых признаков.
В отличие от перечисленных выше нарушений при данном виде мутации фонопедическая (логопедическая) помощь не требуется.
В мутационный период рекомендуется наблюдать за голосом подростков. При первых проявлениях мутации надо постараться освободить школьника от деятельности, требующей напряжения голоса; нужно прекратить пение (разрешается только врачом), избегать большой речевой нагрузки, противодействовать крикам, излишней болтовне. При этом очень важно доходчиво объяснить подросткам значимость и причинную обусловленность предпринимаемых охранительных действий.
В случае затянувшейся мутации необходимо провести следующие мероприятия.
1. Запретить на несколько дней разговаривать вслух.
2. В течение 5—6 дней выполнять в качестве тренировки (по 5— 10 мин 2—3 раза в день) сильные, утрированные выдохи при раскрытой гортани (своего рода массаж голосовых связок).
3. Медленно, без напряжения произносить на низком тоне звук [а], начиная с простого выдоха и постепенно суживая голосовые связки (тоже массаж и гимнастика). Делать это 5—6 дней по 5— 10 мин 2—3 раза в день.
4. Произносить другие гласные, затем слоги с глубоким предварительным вдохом.
5. При высоком «детском» голосе производить звуки, особенно [у], постепенно снижая их тон («сирена»).
6. Наконец, добиваться снижения тона звучания легким нажатием пальцами на кадык или сжиманием его щипком (опыт показывает, какой прием удобнее в конкретном случае — нажимать или сжимать).
Успех коррекционной работы достигается в среднем в течение месяца.
Вопросы и задания
1. Каковы основные причины, вызывающие нарушения мутации?
2. Перечислите основные виды нарушений мутации.
3. Опишите акустические особенности мутационной дисфонии.
4. Подберите комплекс упражнений для общей релаксации в ходе коррекции мутационной дисфонии.
4.3. Основные направления логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей в условиях образовательных учреждений
Цели и задачи логопедической работы по коррекции голосовых нарушений у детей • Особенности организации специальной помощи в условиях детских образовательных учреждений • Система работы по коррекции нарушений голоса у детей • Критерии оценки эффективности этой работы • Профилактика нарушений голоса у детей и подростков
Несмотря на значительную распространенность нарушений голосовой функции в дошкольном возрасте, осуществление диагностической и коррекционно-педагогической работы в отечественной системе дошкольного и начального образования затруднено рядом факторов. К ним, в частности, относятся следующие.
1. В типовых программах по обучению и воспитанию детей с нарушениями речи в условиях дошкольного образовательного учреждения (ДОУ) коррекция нарушений голоса рассматривается лишь как частный компонент работы над интонационно-мелодической стороной речи.
2. Недостаточно разработана система педагогической диагностики, и теоретически не обоснована методика интерпретации результатов обследования голосовой функции в дошкольном возрасте.
3. Отсутствуют методические указания по планированию, организации и оценке эффективности фонопедической работы в условиях ДОУ и школы.
В зарубежной логопедии диагностика и коррекция нарушений голоса у детей организуются по «бригадному» принципу (Wilson D. К., 1990). Бригада специалистов в составе врача-оториноларинголога, фонопеда, педагога-психолога регулярно проводит мониторинг состояния голосового аппарата у детей, осуществляет их динамическое сопровождение на всех этапах коррекционной работы. Ведущую роль при этом играет логопед-фонопед, который планирует и осуществляет коррекционную работу, проводит тематические занятия с педагогами и родителями.
В нашей стране, как правило, учитель-логопед решает диагностические, коррекционные и психокоррекционные задачи.
В соответствии с коррекционными задачами, стоящими перед логопедом, возможно использование «комбинированной» системы фонопедической работы, в структуру которой можно включать как методы и приемы, разработанные в отечественной логопедии, так и приемы, используемые зарубежными специалистами. Выбор методов и форм коррекционной работы определяется характером и степенью нарушений фонаторной функции, а также числом детей, нуждающихся в помощи.
В ДОУ по результатам исследований (О. Д. Коптева, М. В.Ткачева) выделяются две группы детей, имеющих нарушения функции голосового аппарата.
1-я группа — дети, у которых голосовые нарушения выступают как самостоятельный вид речевой патологии:
- функциональной дисфонии с гипертонусом мышц голосового аппарата (гипертонусные дисфонии);
- функциональной дисфонии с гипотонусом мышц голосового аппарата (гипотонусные дисфонии);
- выраженных дискоординаторных расстройств;
- органически обусловленной дисфонии (узелки голосовых складок, рубцовые стенозы, папилломатоз гортани в постоперационном периоде и др.).
2-я группа — дети, у которых голосовые нарушения входят в структуру других нарушений речи:
- общего недоразвития речи (преимущественно нарушений способности к динамическому изменению таких акустических параметров голоса, как сила и высота);
- ринофонии в структуре ринолалии;
- дисфонии в структуре заикания (преимущественные трудности регуляции силы голоса и продолжительности фонации);
- дисфонии в структуре дизартрии.
Логопед в работе с детьми, имеющими нарушения голосовой функции, как мы уже отмечали, решает целый комплекс задач — диагностических, коррекционных, просветительских, а также задач сопровождения.
Диагностическая работа осуществляется на основании анализа результатов медицинского обследования, бесед с родителями, педагогами, собственно логопедического обследования и наблюдений.
Заключение оториноларинголога позволяет решить вопрос об органическом или функциональном характере нарушения. Беседа с родителями и педагогами дает сведения о психологических особенностях ребенка, вскрывая возможную взаимосвязь между голосовым нарушением и его психическим состоянием. Наблюдения свидетельствуют о ситуационной обусловленности нарушения, обнаруживают привычный для ребенка тип голосовой атаки, свойственные ему способы голосоведения и наиболее характерные признаки нарушений.
Организация и направленность диагностической и коррекционной работы зависят от варианта проявления голосового нарушения, а потому имеют определенные отличия. В связи с этим представляется удобным распределение детей на подгруппы, объединенные характером нарушения:
А — дисфония как самостоятельный вид речевого нарушения;
Б — дисфония в структуре речевых нарушений;
В — органически обусловленная дисфония в постоперационном периоде.
Во всех группах фонопедическую работу рекомендуется организовывать в четыре этапа.
Подготовительный этап предусматривает подготовку функционального базиса постановки голоса. В этот этап желательно включать специальные занятия по формированию сознательного отношения к гигиене голоса и коррекционной работе. Рекомендуется в доступной форме объяснить детям сущность голосообразования и причины нарушений. Кроме того, необходимо заниматься развитием слухового восприятия, учить детей опознавать как в собственной речи, так и в голосе других признаки нарушений. Тренировка слухового восприятия имеет четыре стадии:
1-я стадия — формирование способности различать дефекты голоса других людей;
2-я стадия — развитие умения опознавать выраженные нарушения;
3-я стадия — обучение навыкам различения незначительно выраженных нарушений;
4-я стадия — развитие способности слышать собственный голос.
Постановочный этап ставит своей целью обучение ребенка наиболее физиологичному и эргономичному механизму голосообразования и голосоведения. Рекомендуется применять как традиционные фонопедические методы (ориентированные на характер голосового нарушения и индивидуальные особенности ребенка), так и задания, направленные на устранение привычки негативного речевого поведения.
Д.К.Вильсон разработал десяти ступенчатую систему голосовой терапии1. Коррекционные занятия проводятся с детьми в две стадии в индивидуальной и групповой формах. В течение 1—2 недель желательно заниматься ежедневно.
1-я стадия — 10 пробных сеансов голосовой терапии по 30—45 мин каждый и 10—20 тренировок в день по 2—5 мин. каждая.
2-я стадия — основной курс голосовой терапии (длится от 2 до 5 месяцев). Для реализации коррекционной программы и постоянного контроля за ее прохождением заводится специальная тетрадь, в которую заносятся описания каждого сеанса и задания на дом (3—4 вида заданий).
Десятиступенчатая схема голосовой терапии представлена в виде ступенек, из которых первая представляет собой начало терапии, десятая — ее завершение.
1 – я знаю правила, касающиеся моего голоса.
2 – я могу сказать, когда люди неправильно используют свой голос.
3 – я могу сказать, когда люди правильно используют свой голос.
4 – я знаю, когда я неправильно использую свой голос.
5 – я знаю, когда я правильно использую свой голос.
6 – я знаю, в каких ситуациях я неправильно использую свой голос.
7 – я знаю, в каких ситуациях я правильно использую свой голос.
8 – я могу правильно использовать свой голос некоторое время.
9 – я правильно использую свой голос большую часть времени.
10 – я могу всегда правильно использовать свой голос.
В ходе реализации данной схемы возможно применение различных методов устранения нарушений голосового поведения.
Негативная методика состоит в сознательном подчеркивании нежелательных голосовых навыков у обучаемого и у окружающих, разыгрывании ролей отрицательных персонажей и анализе негативных признаков их голосов.
Метод проб и ошибок основывается на фиксировании случаев правильного и неправильного использования голосового аппарата и подсчете их количества. Результаты анализируются в конце каждого рабочего дня.
Метод поощрения имеет два варианта: а) позитивное поощрение — дети набирают баллы за правильное голосовое поведение; б) негативное указание — при неправильном выполнении задания либо снижаются уже полученные позитивные баллы, либо набираются отрицательные баллы.
«Самотерапия» –здесь процессом руководит сам ребенок: он выбирает какое-либо из качеств голоса и принимает самостоятельное решение улучшить его на следующем сеансе, составляя (с помощью логопеда) план занятия. Этот метод приемлем, начиная со старшего дошкольного возраста.
В программе занятий предусмотрены задачи взаимного выявления нарушений голосового поведения; организуются также мероприятия с использованием голоса и без него; отрабатываются дистанции и методы правильного голосоведения.
Этап введения в речь навыков правильного голосообразования и голосоведения и их закрепления — это подведение итогов проделанной огромной работы. На данном этапе рекомендуется использовать вокальные приемы (пропевание отдельных звуков, их сочетаний, несложных мелодий и т.д.), чтение вслух (повторение вслед за логопедом). Чрезвычайно важны постоянный контроль за качеством голоса, своевременная коррекция неправильного использования голосового аппарата, профилактика перенапряжения голоса. Программу закрепления навыков следует составлять таким образом, чтобы ребенок мог пользоваться новым голосом сначала в течение 50—70% времени, затем 80 — 90%, и далее в течение всего дня. Нельзя разрешать детям заниматься самостоятельно до тех пор, пока осваиваемый навык не будет усвоен достаточно прочно. Процесс закрепления может считаться завершенным, когда сам ребенок и его окружение сообщат, что правильные голосовые навыки используются постоянно.
Для детей с самостоятельно проявляющимися голосовыми нарушениями (1-я группа) логопедическая работа должна организовываться как отдельный вид занятий 2—3 раза в неделю на коррекционном этапе и раз в неделю при дальнейшем наблюдении, вплоть до стабильного улучшения или нормализации фонаторной функции. С детьми, у которых голосовые нарушения входят в структуру речевых дефектов (2-я группа), фонопедическая коррекция на основном этапе проводится раз в неделю как самостоятельный вид логопедических занятий и ежедневно как компонент индивидуальных и фронтальных занятий.
Для детей, имеющих нарушения голоса вследствие хирургических вмешательств в области гортани (3-я группа), коррекционная работа строится на основании рекомендаций врача-фониатра или оториноларинголога, как правило, 3 раза в неделю в виде самостоятельных занятий. Также может быть рекомендовано взаимодействие с другими специалистами ДОУ в форме специальных упражнений по заданию логопеда ежедневно 2—3 раза в день.
Этап сопровождения — состоит в постоянном динамическом наблюдении за качеством голосовой функции в различных условиях — в критические периоды, во время заболеваний верхних дыхательных путей, при повышенной нагрузке. Этот этап предусматривает оценку результатов коррекционной работы по следующим параметрам: данные ларингологического обследования, аудиологические и физиологические показатели, оценка самим ребенком и его родителями качества голоса, субъективные ощущения ребенка. Важно учитывать требования, кото