Методы исследования строения и функций голосового аппарата
Современные методы изучения голосового аппарата • Цели, задачи и методы фонопедического обследования • Особенности обследования голосовой функции у детей
Основным симптомом нарушений деятельности голосового аппарата являются изменения акустических качеств голоса различной степени — от легкой дисфонии до полной невозможности голосообразования (афонии). Причиной возникновения этих симптомов могут быть расстройства и болезнетворные процессы как в самом голосовом аппарате, так и в других органах и системах. Голосообразование и голосооформление как результат функционирования различных органов, объединенных целенаправленной активностью, должны быть предметом объективной оценки для выявления степени участия отдельных анатомических элементов в реализации этих высокодифференцированных двигательных актов и оценки акустического продукта их деятельности.
Оценка функции голосового аппарата включает в себя следующие направления:
- анализ анатомических и физиологических условий реализации акта голосообразования;
- изучение анатомических и физиологических условий реализации акта голосооформления;
- оценка акустического продукта как результата совместной деятельности голосообразующей и голосооформительной частей голосового аппарата.
Процедура реализации этих направлений обследования предполагает использование инструментальных и электронных методов исследования, а также наблюдений.
Оценка особенностей доставки материала голоса - воздуха осуществляется путем пневмографии (механические и электропневмографы, кимографы), при которой объектами изучения становятся тип дыхания, его механика и динамика. Аэродинамические параметры дыхания (жизненная емкость легких, скорость воздушной струи, экспираторный объем и др.) регистрируются с помощью спирометров, спирографов, пневмотахографов. Важным компонентом исследования является измерение величины подглотиссного давления с помощью прямых и косвенных методов. Анатомическое строение и физиологические особенности дыхательного акта фиксируются с использованием рентгенологических методов.
Наблюдение начинается с момента проведения первичной беседы с пациентом, во время которой надо суметь вызвать его на подробный откровенный разговор. Только в доверительной, спокойной обстановке могут проявиться наиболее скрытые черты характера, свойства личности, знание которых может оказаться важным для установления причины голосового расстройства. Беседы с детьми менее продуктивны, поэтому возникает необходимость в последовательных, внимательных наблюдениях за их поведением и реакциями в процессе различных режимных моментов, на занятиях, в играх, на прогулках. Выявив особенности фонационного и физиологического дыхания пациента, можно сделать выводы о типе дыхания, его глубине, силе, плавности, продолжительности озвученного и неозвученного выдоха.
Для получения более точных объективных данных о характере нарушений голосовой функции рекомендуется проводить следующие исследования:
- измерение частоты и определение частотного диапазона голоса (например, с помощью программы «Видимая речь»);
- определение времени максимальной фонации;
- подсчет коэффициента С/3 (разница между длиной звучания глухого и звонкого звуков);
- уточнение направленности воздушной струи, анализ способности поддержания внутриротового давления.
Рис. 2. Непрямая ларингоскопия гортани
Большинство исследователей рекомендуют также проводить психологическое тестирование пациентов.
Осмотр голосового аппарата дает непосредственное и наглядное представление о его анатомическом состоянии и физиологических возможностях.
Наиболее распространенным и доступным методом осмотра является непрямая ларингоскопия с использованием гортанного зеркала (рис. 2).
Она дает четкую картину видимых элементов гортани в плоском двухмерном восприятии сверху вниз. Недостатками этого метода являются ограниченность зоны осмотра, невозможность длительного наблюдения и фиксации различных фаз движений голосовых складок.
Современными, более информативными модификациями данного метода стали видеоларингоскопия, видеоларингостробоскопия, фиброкабельная ларингоскопия, эпифарингоскопия и микроларингоскопия, позволяющие не только детально обследовать все участки голосообразующей части голосового аппарата и динамику их движения, но и зафиксировать изображение с помощью видео-, фототехники для последующего анализа и хранения.
Высокая частота колебаний голосовых складок и особенности зрительного восприятия человека не позволяют рассмотреть все фазы колебательных движений и оценить их характер. Значимые для определения механизма возникновения нарушения и построения тактики их коррекции сведения можно получить благодаря ларингостробоскопии. Ларингостробоскопия основана на изменении способности к восприятию при подаче световых импульсов определенной частоты. Этот эффект позволяет наблюдать быстрые периодические движения голосовых складок в замедленном темпе или в избранном положении. Рисунок 3 иллюстрирует возможности этого обследования в различных позициях рассматриваемого органа. С помощью этого метода можно получить сведения о направлении, силе, амплитуде, синхронности вибрации и скольжении краев голосовых складок.
Рис. 3. Позиции голосовых складок в момент вдоха (а) и в момент фонации (б)
Глоттография — метод, позволяющий анализировать состояние ларингеальной мускулатуры при изменении высоты тона, силы и регистров голоса, а также оценить степень контакта голосовых складок между собой. Этот метод основан на анализе изменения частоты и силы тока, проводимого через область голосовых складок во время фонации, и достаточно информативен.
При двигательных нарушениях гортани особое значение приобретает электромиографическое обследование, с помощью которого возможен анализ биоэлектрической системы иннервации гортани.
Логопеды в своей повседневной практике наиболее часто прибегают к ларингостробоскопическим, ларингоскопическим и глоттографическим методам исследования, проводимым врачами — фониатрами или оториноларингологами.
Оценка акустического продукта как результата сочетанной деятельности голосообразующего и голосооформительного отделов речевого аппарата — наиболее древний, признанный и высокоинформативный метод исследования.
Слуховая оценка качества голоса проводится с первых же минут общения логопеда с пациентом. В ее процессе определяется соответствие акустических параметров голоса полу, возрасту, размерам тела говорящего; отмечаются характерные особенности силы, тембра, выносливости голоса. Разумеется, слуховая оценка является субъективным методом в связи с вариативностью способностей слухового восприятия специалиста в зависимости от его возраста, эмоционального состояния и опыта. Кроме того, она затруднена из-за непродолжительности слухового восприятия отдельных звуков в речевом потоке. Однако эти недостатки преодолеваются благодаря записи голоса на магнитных и электронных носителях и их последующей обработки электроакустическими методами (методом тоночастотной спектрометрии, тембрового или узкосекторного анализа, методом «Видимая речь» и др.).
В практике работы логопеда применяется стандартизированный метод оценки голоса на слух по таблицам G. Habermann (1978) и десятиступенчатым таблицам D. K.Wilson1.
Описанные методы позволяют провести детальный анализ всех компонентов деятельности голосового аппарата и его акустического продукта. Однако в повседневной практике логопед пользуется более сжатой схемой обследования, позволяющей оценить общую картину голосового нарушения с учетом возрастных, профессиональных и личностных особенностей пациента.
В алгоритм диагностических исследований логопеда входят следующие компоненты.
1. Беседа, сбор анамнеза.
2. Объективное обследование.
3. Анализ результатов инструментальных и электронных методов исследования.
4. Формулировка предварительного заключения, построение прогноза.
5. Разработка стратегии и тактики коррекции нарушений голоса.
В ходе умело организованной беседы открываются возможности получения весьма обширной и разносторонней информации, дающей сведения для решения многих значимых для дальнейшей работы задач: выявления времени появления первых признаков нарушения голосовой функции, их продолжительности, уточнение обстоятельств их возникновения и предполагаемых причин; оценки социально-бытовых условий проживания и профессиональной деятельности больного; в отношении детей проводится оценка уровня речевого развития ребенка и степени влияния голосового нарушения на динамику становления речи. Формируются представления о личностных особенностях пациента, его отношении к нарушению голоса, о значимости голосовой функции для его профессиональной деятельности; уточняются особенности становления голосовой функции в детском и подростковом возрасте, наличие заболеваний голосового аппарата в анамнезе или у родственников пациента. Выносится суждение о методах и средствах, которые уже применялись для коррекции нарушения, их результативности. Выявляется связь данного нарушения с ранее перенесенными или текущими заболеваниями органов надставной трубы и гортани, других органов и систем, особенно дыхательной, сердечнососудистой, эндокринной, ЦНС.
Объективное исследование включает в себя: прослушивание акустических свойств голоса в изменяющихся, задаваемых логопедом условиях с целью определения типа нарушения; установление типа дыхания и способности дыхательной системы к эффективному энергетическому обеспечению акта голосообразования; изучение крепитации с целью выявления подвижности хрящей гортани и исключения опухолевых процессов как источников нарушения фонации; проведение пробы Н. Gutzmann для уточнения адаптационных возможностей нервно-мышечного аппарата гортани; определение времени максимальной фонации (ВМФ) для анализа функциональных возможностей голосового аппарата и коэффициента С/3 для выявления физиологических характеристик активности голосового аппарата при озвученном и неозвученном выдохе.
С целью уточнения диагноза могут быть использованы данные инструментального осмотра (непрямая ларингоскопия, микроларингоскопия), рентгенографии гортани, электроларингостробоскопии и компьютерной томографии.
При изучении голоса детей основными методами являются педагогическое наблюдение за речью ребенка, анализ документации и проведение исследовательской беседы с ним самим и затем с его родителями. Предлагаемый в процессе обследования речевой материал должен соответствовать возрасту ребенка, быть доступным для его понимания и интересным. Для детального обследования состояния голосового аппарата у детей дошкольного и младшего школьного возраста могут быть рекомендованы таблицы системы Баффало.
По результатам диагностики логопед разрабатывает план коррекционных мероприятий, осуществляемых параллельно с лечебным или психотерапевтическим воздействием. Количество и продолжительность логопедических занятий определяются индивидуально в каждом конкретном случае и зависят от медицинского Диагноза, возраста больного, его физического состояния.
Вопросы и задания
1. Опишите методы изучения функциональных возможностей дыхания.
2. Перечислите основные составляющие логопедического обследования голосовой функции.
3. Какие дополнительные методы исследования применяются в диагностической работе логопеда?
4. Обозначьте, какие составляющие обследования наиболее значимы для построения стратегии и тактики коррекционной работы.
5. Составьте план обследования голоса ребенка 5 лет. Подберите дидактический и речевой материал для его проведения.
6. Составьте план-конспект беседы с родителями для выявления характера и степени проявлений нарушений голоса.
1.6. Понятие о нарушении функционирования голосового аппарата. Классификация нарушений голоса
Понятие о нарушениях голоса. Их акустические признаки • Влияние общих закономерностей нервно-мышечной патологии на механизм возникновения и феноменологию нарушений голоса • Акустические, двигательные проявления нарушений голосовой функции. Классификация нарушений голоса по степени выраженности, по патогенетическому принципу • Классификация по локализации и характеру — центральные и периферические, органические и функциональные нарушения
К нарушениям голоса принято относить отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Наиболее заметным их признаком является изменение акустических свойств голоса. По степени выраженности нарушения голоса разделяют на дисфонии — искажение акустических характеристик голоса — и афонии — отсутствие способности к голосообразованию, т.е. отсутствие голоса.
Нарушения голоса могут проявляться как признак самостоятельного заболевания или как составляющая речевых расстройств других видов — дизартрии, ринолалии, заикания.
О нарушении можно говорить при изменении одной или нескольких составляющих «хорошего голоса».
Традиционно выделяют несколько типов акустических проявлений, которые можно рассматривать как нарушения: нарушения тембра или резонанса, изменения высоты тона и громкости. Однако в крайне редких случаях нарушения голоса проявляются патологическими изменениями лишь какого-то одного параметра. Так, хриплый голос может иметь низкий тон, а голос с придыханием быть хриплым и тихим и т.п. (Riper С. van, Irwin R.B., 1958). Кроме того, многие качества, желательные для одних голосов, могут быть неприемлемыми для других. Например, С. W. Vaughan (1982) относит к дисфониям наличие таких акустических параметров, которые ухудшают свойственные данному конкретному человеку качества голоса.
Анализ множества наблюдений за деятельностью голосового аппарата в условиях нормы и патологии показывает, что механизм возникновения и особенности протекания нарушений голоса подчиняются общим закономерностям нервно-мышечной патологии.
Нарушения фонации как сложного нервно-мышечного акта включают в себя следующие компоненты (Wyke В.,- 1978).
1. Снижение способности к настройке вокальных мускулов и элементов резонаторной системы, соответствующей оптимальному импедансу.
2. Потеря ларингеальной мышечной активности, которая регулируется афферентными импульсами, идущими из рецепторной системы слизистой оболочки мышц и суставов.
3. Нарушения слуховой обратной связи и коррекции продуцируемого голоса через слуховой самоконтроль.
Как дисфонии, так и афонии могут рассматриваться в качестве проявлений органических изменений или нарушений функционирования одного или нескольких звеньев нервно-мышечного акта, в частности на уровне периферического органа (гортани), нервно-мышечного аппарата и проводящих путей (афферентных и эфферентных) различных отделов ЦНС. Каждое их них может характеризоваться акустическими феноменами, такими как утрата силы звучания, искажения тембра, и субъективными патологическими ощущениями — першением, чувством комка в горле, давлением, болью и т.д.
Акустические параметры голоса могут искажаться вследствие нарушений как в голосообразующей, так и в голосооформительной частях фонаторного аппарата, а также при нарушении их взаимной настройки.
Основной причиной нарушений деятельности голосообразующей части фонаторного аппарата в большинстве случаев оказываются патологические изменения двигательной способности голосовых складок, выражающиеся преимущественно в искажении фазы смыкания в момент фонации.
Можно выделить три варианта нарушений акта голосообразования (по патогенезу):
1) собственно нарушения двигательной активности голосовых складок:
- ритмичности колебательных движений, несинхронность колебаний;
- силы (чрезвычайное повышение или, наоборот, понижение амплитуды колебательных движений) вследствие искажения колебательных способностей голосовой мышцы;
2) нарушения способности к реализации фазы смыкания голосовых складок;
- неполное смыкание (визуально наблюдается в виде щели различной формы, остающейся между голосовыми складками во время фонации), чрезмерное смыкание (возможный эффект наползания одной голосовой складки на другую);
- полное несмыкание (при отсутствии одной или обеих голосовых складок);
3) дискоординаторные расстройства, проявляющиеся в нарушении регуляции и координации всех компонентов фонаторной системы.
Каждый из перечисленных вариантов нарушений может иметь как органическую, так и функциональную природу.
Органические нарушения голоса — это патологии, обусловленные анатомическими изменениями голосового аппарата или хроническими воспалительными процессами. К ним относятся дисфонии, возникшие вследствие повреждений голосовой мышцы (травматических, опухолевых, сосудистых, воспалительных), отсутствия одной или обеих голосовых складок в результате травмы, хирургического вмешательства или анатомических дефектов гортани, что влияет на ее конфигурацию и функциональные возможности.
Весьма распространенными причинами органических дисфоний являются нарушения сократительной способности голосовых мышц на фоне дефектов генерации импульсов в ЦНС и их проведения по возвратному нерву и периферическим корешкам в толще голосовой складки.
В голосооформительной части голосового аппарата к органической патологии относится искажение условий преобразования первичного гортанного звука вследствие нарушений нормальной конфигурации системы резонаторов (расщелины твердого и мягкого нёба, особенности строения твердого нёба и зубочелюстного ряда, аденоидные разращения и т.п.).
Функциональные нарушения голоса не сопровождаются видимыми анатомическими изменениями в голосообразующей и голосооформительной частях голосового аппарата. К ним можно отнести следующие дисфонии (афонии):
а) возникшие на основе нарушения способности к произвольной регуляции направления озвученной воздушной струи и ее преобразованию;
б) вследствие нарушений центральной регуляции фонаторного акта;
в) обусловленные длительным перенапряжением и/или неправильным использованием голосового аппарата.
Таким образом, мы видим, что как органические, так и функциональные нарушения могут быть вызваны патологическими состояниями различных уровней голосового акта — периферического, проводящего, бульбарного и церебрального. В случае если нарушена сократительная способность одной или обеих голосовых складок на фоне отсутствия патологии на периферии (непосредственно в голосовых складках), следует считать этот дефект отражением патологических состояний более высокорасположенных уровней фонаторного тракта.
Между органическими и функциональными нарушениям голосового аппарата существует тесная взаимосвязь, так как при длительном течении функциональные дисфонии, как правило, «обрастают» комплексом органических наслоений. (Например, при гипертонусной дисфонии зачастую формируются «узелки» голосовых складок.)
В то же время органические повреждения отдельных частей голосового аппарата могут обусловить нарушение функций других отделов.
Традиционно в практике пользуются несколькими классификациями нарушений голоса, в основе которых лежит клинический подход к определению патологического состояния фонаторного аппарата.
1. Классификация по степени выраженности нарушений голоса, в структуре которой выделяют афонию и дисфонию.
2. Классификация на основе оценки уровня поражения фонаторного аппарата, в структуре которой отражены и центральные, и периферические нарушения голоса.
3. Классификация (клиническая) на основе наличия/отсутствия органических повреждений голосового аппарата и их характера, которые, согласно их структуре делятся на органические и функциональные.
Органические нарушения голоса в свою очередь классифицируются по этиологии и подразделяются на нарушения голоса:
- при ларингитах и трахеитах (острых, хронических, аллергических);
- вследствие кровоизлияний в голосовые складки;
- в результате парезов и параличей (нейрогенных и миопатических);
- при монохордитах;
- при новообразованиях и состояниях после их удаления, в том числе после ларингэктомии (удаления гортани);
- при рубцовых стенозах гортани.
Функциональные нарушения голоса классифицируются на основе оценки характера расстройства двигательной функции гортани и типа тонусных изменений в мышцах голосовых складок и подразделяются на:
- гипотонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое снижение тонуса мышц гортани и нарушение двигательной активности голосовых складок во время фонации;
- гипертонусные (гипофункциональные) — неконтролируемое Повышение тонуса мышц гортани и голосовых складок во время фонации;
- спастические — дискоординация дыхания, фонации и артикуляции с крайне выраженным неконтролируемым повышением тонуса мышц гортани во время фонации;
- фонастении — дискоординация дыхания, фонации и артикуляции с резко выраженным снижением способности к полноценному выполнению голосовой нагрузки;
- функциональные (истерические) афонии — функциональная недостаточность голосовых мышц, связанная с отсутствием возможности к произвольной фонации при сохранности способности к непроизвольному голосообразованию (смех, кашель). Обычно они обусловлены нарушениями центрального генеза.
Используется также классификация нарушений голоса по степени участия в акте голосооформления резонаторов, согласно которой выделяют нарушения по типу гипоназальности и по типу гиперназальности.
При классификации нарушений мутации пользуются следующими характеристиками — поздняя мутация, неполная и пролонгированная.
Вопросы и задания
1. Назовите основные виды классификации нарушений голоса.
2. Перечислите виды нарушений голоса согласно классификации, отражающей степень их выраженности.
3. По какому принципу классифицируют органические нарушения голоса?
4. Какими терминами обозначают нарушения резонанса?