Сущность страстной любви (ишк)
То же самое относится и к сердцу, страдающему от этой любви, потому что ему вредит подобная связь, и оно страдает, ощущая ее, либо видя, трогая, слыша, даже думая об этом. И если человек сможет обуздать любовь, тогда сердце будет ранено и огорчено этим, а если он уступит желанию, то болезнь станет сильнее.
Поэтому единственное лекарство для больного заключается в прямом устранении болезни, которого можно достигнуть, удалив объект страстной любви.
Порядочная любовь приходит безболезненно в его сердце. Люди разделены на два мнения относительно страстной любви: одна группа говорит, что это относится к категории намерений и желаний, которые человек собирается воплотить, и это известное мнение. Другая группа говорит, что это попадает в категорию воображения, так как это заставляет изображать того, кого человек любит, иначе, чем он предстает в реальности. Эта группа продолжила:
«И поэтому Аллах не описывается со страстной любовью (ишк), и не говорится, что Он страстно любит, потому что Он далек от этого, и нельзя хвалить того, кто имеет подобные развращенные мысли».
Что касается первой группы, то из них - те, кто сказал: «Он описывается со страстной любовью (ишк), потому что это полная и совершенная любовь». Это высказывание лишь некоторых суфиев, но большинство не применяет это слово к Аллаху, потому что страстная любовь - это любовь, преступающая соответствующие границы, тогда как для Любви Аллаха не существует конца и она не может преступить надлежащих границ. Страстная любовь должна считаться достойной порицания без каких-либо исключений, ее нельзя хвалить, когда она направлена на Творца или творение, потому что это любовь, которая переходит границы.
Это также верно, потому что слово «страстная любовь» используется только в отношении человека, любящего женщину, и не говорится так в случае любви к семье, имуществу или статусу, и не используется в отношении любви к пророкам и праведникам. Обычно вы обнаружите, что это слово упоминается рядом с запретным действием, как любовь к женщине, которая не дозволена этому человеку, а также вместе с запретным взглядом и прикосновением и другими подобными запретными действиями.
Что касается любви мужчины к его жене или рабыне, то подобное то же случается в той мере, что мужчина может притеснять детей, рожденных от старой, «нелюбимой» жены из-за любви к новой, или в той мере, что он будет пытаться сделать ее счастливой настолько, что это навредит его религии и мирской жизни. Например, он выделил ей для наследования то, что она не заслуживает, или что он полностью отдает ей свою семейную власть и собственность, что нарушает границы, установленные Аллахом, или он переходит на излишества в расходах на нее, или он делает что-то, что не приносит ей пользы в религии. Это запрещено, подобно тому, как запрещена страстная любовь между двумя мужчинами. Все это есть развращение, степень которого известна лишь Творцу. Это болезнь, которая развращает религию, разум человека, а затем его тело.
Всевышний сказал:
«О жены Пророка! Вы не таковы, как любая другая женщина. Если вы богобоязненны, то не проявляйте нежности в речах, дабы не возжелал вас тот, чье сердце поражено недугом, а говорите достойным образом». (33:32)
Есть некоторые люди, чьи сердца больны собственными желаниями, и чье нормальное восприятие уходит куда-то глубоко. Когда объект желания подчиняется, болезнь насыщается, и это насыщение еще больше усиливает желание, и еще больше укрепляет болезнь. Это отличается от того случая, когда цель не выполняется, поскольку результаты этого отказа заключаются в том, что насыщение не приходит, желание ослабевает, как и любовь. Это потому, что человек определенным образом намерился совершать определенные действия относительно своих желаний, иначе бы все его желания ему бы нашептывал собственный нафс. Что касается того, кто страдает страстной любовью, но сдерживается и терпит, то Аллах вознаградит его за богобоязненность.
И из свидетельств Шариата известно, что тот, кто удерживает себя от совершения запретного, несмотря на боль, которую ощущает его сердце, как, например, при страстной влюбленности, тогда такой человек получит награду, как и те, кто воздерживается от зависти и всех других болезней сердца.
«Они сказали: «Неужели ты - Йусуф (Иосиф)?» Он сказал: «Я - Йусуф, а это - мой брат. Аллах облагодетельствовал нас. Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро». (12:90)
«Тому же, кто боялся предстать перед своим Господом и удерживал себя от страстей, пристанищем будет Рай». (79:40-41)
Когда душа что-то или кого-то любит, она сделает все возможное для достижения этого, поэтому тот, кто делает это из-за порицаемой любви или ненависти, непременно совершит что-то греховное. Например, он ненавидит человека из-за зависти и тем самым причиняет вред, либо проявлением вражды, либо попиранием прав. То, что заповедано Аллахом, он делает ради своих желаний, а не ради Аллаха. Эти виды болезней обычно встречаются в сердце. Человек может ненавидеть что-то или любить из-за простых прихотей или фантазий.
Один поэт сказал:
«Ради суданской девушки он любил Судан,
А кроме этого еще и черных собак».
Мужчина любил чернокожую девушку и из-за этого полюбил все виды черноты, даже черных собак!
Все это болезнь в сердце в отношении фантазий, желаний и воображения. Просим Аллаха, чтобы он устранил все эти болезни из наших сердец. И у Аллаха мы ищем прибежища.