От зла завистника, когда он завидует». (113: 1-5)

Группа ученых тафсира упомянула, что эта сура была ниспослана из-за ревности иудеев к Посланнику Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует), которая была так велика, что они прибегли к колдовству. Колдовство совершил иудей Лябид Бин Аль-Асам.

Итак, тот, кто завистлив, ненавидит блага, дарованные Аллахом кому-то еще, и преступает границы. Что касается того, кто не хочет, чтобы кто-то еще, помимо него был наделен каким-то благом, то это запрещено, кроме как в тех вещах, которые приближают к Аллаху. Поэтому если он возжелает что-то, что имеют другие из числа качеств богобоязненности, то нет в этом проблем. Однако еще лучше, желая себе блага, не смотреть на других людей.

Если бы этот человек действовал, ведомый завистью, он был бы угнетателем, выходящим за пределы дозволенного, заслуживающим наказание, кроме как если он не раскается. Тому, кто завистлив, предписано терпение и боязнь Аллаха.

Следует быть терпеливым относительно вреда, причиняемого вам, и надлежит прощать, как сказал Аллах:

«После того как прояснилась им истина, многие из людей Писания из зависти своей хотели бы отвратить вас от веры, когда вы уже приняли ее. Простите их и будьте великодушны, пока Аллах не явится со Своим повелением. Воистину, Аллах способен на всякую вещь». (2:109)

Действительно, ведь Юсуф (мир ему) стал жертвой ревности своего брата:

«Вот они сказали: «Отец любит Йусуфа (Иосифа) и его брата больше, чем нас, хотя нас - целая группа. Воистину, наш отец пребывает в очевидном заблуждении». (12:8)

Поэтому они завидовали ему, ведь отец выделял его из остальных. Отец сказал Юсуфу:

«О сын мой! Не рассказывай этот сон своим братьям, а не то они замыслят против тебя дурное. Воистину, дьявол - явный враг человеку». (12:5)

Они продолжили притеснять его, замыслили убийство и бросили его в колодец, и он был продан как раб тем, кто привел его в страну неверующих, и впоследствии принадлежал этим неверующим людям. Затем, будучи и без того притесненным, Юсуф был осужден той, которая пригласила его к греху и пыталась соблазнить его, и она обращалась за помощью к любому, кто помог бы ей в этом, но он избежал такого зла для своей души.

Вместо этого он предпочел быть заключенным в тюрьму, а не совершать этот грех, предпочитая наказание этого мира, а не Гнев Аллаха (в будущей жизни). Поэтому он был притеснен теми, кто желал его по причине своих низменных и порочных страстей. Итак, эта любовь, с которой она (знатная женщина) желала его, возникла из-за того, что она уступила низким и порочным желаниям своего сердца, и его (Юсуфа) счастье или печаль заключались в его принятии или отвержении искушения.

Его притеснили те, кто бросил его в колодец по причине своей ненависти, так что он оказался в рабстве, ведь эти люди лишили его свободы и вынудили быть среди тех, кто поклоняется ложным божествам. Это заставило его искать убежища в тюрьме по своей собственной воле. Его терпение в этой ситуации возникло из его выдержки в сочетании со страхом перед Господом, таким образом, его мотивы, естественно, отличались от мотивов тех людей, с которыми он столкнулся. А тот, кто лишен подобного терпения, тот уподобляется простым животным.

Этот второй тип терпения, вытекающий из собственного решения человека, является самым превосходным. Вот почему Всевышний Аллах сказал:

«Они сказали: «Неужели ты - Йусуф (Иосиф)?» Он сказал: «Я - Йусуф, а это - мой брат. Аллах облагодетельствовал нас. Воистину, если кто богобоязнен и терпелив, то ведь Аллах не теряет вознаграждения творящих добро». (12:90)

Подобным образом, верующий порой получает от других людей ущерб по причине своей веры; И неверие, преступление и непослушание требуются от него, и, если он не согласится с этим, тогда ему будет причинен вред и он будет как-то наказан, и он должен выбрать этот вред и наказание, пострадать за свою религию, даже если это приведет к тюремному заключению или изгнанию из его земель - ​​точно так же, как это сделали мухаджиры по собственному выбору, решили покинуть свои поселения, а не оставить свою религию, за которую им причиняли вред и мучения.

Пророку (да благословит его Аллах и приветствует) был нанесен ущерб по-разному, но он терпеливо переживал это с тем терпением, которое он сам решил проявлять, и на самом деле ему причиняли столь большой вред, что он мог бы принять какое-то другое решение. Таким образом, это терпение было больше, чем терпение Юсуфа, потому что от Юсуфа требовалось только порочное действие, и он был наказан только тюремным заключением, когда не подчинился. Но от Пророка и его сподвижников требовалось большее, а это неверие, за отказ от которого некоторые из них были убиты, а некоторые подвергались различным мучениям. Затем, когда Абу Талиб умер, они (многобожники) стали более жестокими против Пророка (да благословит его Аллах и приветствует), и, когда ансары присягнули на верность, мушрики узнали об этом, и они попытались помешать ему и его сподвижникам покинуть Мекку и занялись еще более суровым преследованием. Затем все сподвижники переселились тайно, кроме Умара Ибн аль-Хаттаба и таких, как он. Итак, то, что постигло верующих, произошло в результате их выбора послушания Аллаху и Его Посланнику. Таким образом, терпение, которое испытывали верующие, было более благородным из двух типов терпения, и его обладатели больше по своей степени перед Аллахом. Это, несмотря на то, что тот, кто испытывает трудности без желания на то, будет вознагражден за свое терпение, и ему будет оказана милость Аллаха, и его грехи будут искуплены. Что касается человека, которого притесняли и причиняли вред за выбор послушания Аллаху, тогда он будет вознагражден за фактическое испытание, и это будет записано, как праведный поступок. Аллах Всевышний сказал:

«Не следовало жителям Медины и бедуинам из окрестностей оставаться позади посланника Аллаха и отдавать предпочтение собственным жизням перед его жизнью. Это потому, что жажда, усталость и голод, постигающие их на пути Аллаха, и каждый шаг, вызывающий гнев неверующих, и каждое поражение, нанесенное врагу, непременно запишутся им как добрые дела. Воистину, Аллах не теряет вознаграждения творящих добро». (9:120)

Это отличается от того случая, когда человек без собственного выбора сталкивается с трудностями, как болезнь или смерть, или нападения вора – хотя этот человек будет вознагражден за свое терпение. Что касается тех, кто пострадал за веру в Аллаха, повиновение Ему и Его Посланнику, и в результате этого они испытывают боль, или болезни, или заключение в тюрьму, или вынуждены покинуть свою землю, или их собственность и семья отбираются у них, или их богатство уменьшается, то в этом они находятся на пути пророков и тех, кто последовал за ними, как, например, мухаджиры. Поэтому эти люди будут вознаграждены за то, что причинило им вред, и их тяготы будут записаны им как благие дела, как муджахиды вознаграждаются за голод, усталость, которые поражают их, даже если эти вещи не являются тем, чего хотел достичь сражающийся, но они вытекают из его действий, которые он совершает в ходе джихада. В этом люди и отличаются между собой.

Цель этой дискуссии состоит в том, что ревность – это одна из болезней сердца, и эта болезнь затрагивает все человечество, и лишь немногие убереглись от нее, о которых было сказано выше.

Вот почему еще говорят: «Тело никогда не свободно от ревности, но унижение выявляет ее, а благородство скрывает».

Спросили Хасана аль-Басри: «Может ли верующий завидовать?» Тот ответил: «Горе тебе, ты что забыл братьев Юсуфа? Просто сдерживай зависть в своей груди. Пока ты не перенесешь ее на язык или на руки, она не повредит тебе».

Лекарство от зависти

Итак, тот, кто обнаруживает, что у него зависть в душе по отношению к кому-то другому, тот должен проявлять терпение и бояться Аллаха, и не любить то, что присутствует из зависти в его сердце. Многие религиозные люди не относятся к завистникам и не помогают тем, кто желает ущемить права другого, но они также не устанавливают того, что является обязательным в отношении его прав. Когда осуждают кого-то, кто вызывает зависть, они не участвуют в осуждении, но также и не говорят благого об этом человеке. Точно так же, если кто-то хвалит того, кто, возможно, этого не заслуживает, они молчат. Таким образом, эти люди несут ответственность за оставление того, что заповедано в отношении прав того, кто имеет завистников, и они преступили надлежащие границы в этом, даже если они, возможно, не занимали позицию против него. Участь таких людей состоит в том, что, возможно, потом их правами будут пренебрегать, а в некоторых случаях и относиться несправедливо, и не будут помогать им против того, кто их притесняет, как и они не помогли притесняемому. Что касается того, кто на самом деле занимает позицию против своего «объекта зависти», либо словами или действиями, тогда он будет наказан за это, а тот, кто боится Аллаха, проявляет терпение и не становится одним из притеснителей – Аллах наделит его благом за его богобоязненность.

Причины зависти

Один случай произошел с Зейнаб бинт Джахш (да будет доволен ею Аллах), поскольку она была соперницей Аиши (да будет доволен ею Аллах), одной из жен Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Ревность, которую одни женщины выражают другим, велика, и особенно это касается тех, кто замужем за одним мужем. Женщина ревнует в большей степени, чтобы получить больше отводимого ей времени, которое иногда может быть упущено по причине пребывания мужа с другими женами.

Подобная зависть обычно встречается среди тех, кто делит власть или собственность, в случае, когда некоторые получают бОльшую долю, а другие не получают вовсе ничего. Это также может возникнуть между людьми из-за того, что их соперник стал в чем-то лучше них не из материального, как ревность братьев Юсуфа или зависть между двумя сыновьями Адама. Кроме того, иудеи в свое время завидовали мусульманам. Поэтому иногда говорится, что первыми грехами были: страсть, по причине которой Адам ослушался Аллаха, высокомерие, проявленное Иблисом, и зависть Кабиля, когда он убил Хабиля.

Передают со слов Я’иша ибн аль-Валида о том, что вольноотпущенник аз-Зубайра рассказывал ему о том, что аз-Зубайр ибн аль-‘Аввам рассказывал ему, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Подступает к вам болезнь, которая была присуща общинам, живших до вас: зависть и ненависть. Эта (ненависть) сбривающая. Я не говорю, что она сбривает волосы, но она сбривает религию! Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа, вы не войдете в Рай, пока не уверуете, и вы не уверуете, пока не полюбите друг друга. Так не указать ли мне вам на то, что укрепит в вас все это? Распространяйте между собой салям /приветствие/!» Этот хадис передали Ахмад 1/164, 167, ат-Тирмизи 2510, ‘Абд бин Хумайд 97, аль-Байхакъи в «Шу’аб аль-иман» 6613.

Сказал Всевышний Аллах:

«Воистину, твой нрав превосходен». (68:4)

Ибн Аббас, Ибн Уейна и Ахмад ибн Ханбаль в комментариях к этому сказали, что под превосходством понимается «великая религия», формулировка Ибн Аббаса – «религия ислам». Это было также сказано Аишей (да будет доволен ею Аллах): «Его нравом был Коран».

Что касается различных тщеславных желаний, то они – временное ненормальное явление, а болезни – несчастья, которые наносят вред сердцу и развращают его. В хадисах зависть упоминается вместе с ненавистью. Это связано с тем, что людям сначала не нравится Щедрость, даруемая Аллахом, тому, кому они завидуют, а затем они начинают ненавидеть этого человека. Это потому что ненависть к даруемой вещи ведет к ненависти того, кому она дарована. Поэтому завистники – ненавидящие, и не желают видеть какие-либо блага у других. Зависть обязательно ведет к ненависти.

«Воистину, религией у Аллаха является ислам. Те, кому было даровано Писание, впали в разногласия только после того, как к ним явилось знание, по причине зависти и несправедливого отношения друг к другу. Если кто не уверовал в знамения Аллаха, то ведь Аллах скор на расчет». (3:19)

Даже зная истину, люди Писания ненавидели верующих.

Сообщается со слов Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:«Не завидуйте друг другу, не обманывайте друг друга, не ненавидьте друг друга, не поворачивайтесь спиной друг к другу, не перебивайте торговли друг другу и будьте братьями, о рабы Аллаха. Ведь мусульманин мусульманину брат, и поэтому не должен никто из мусульман ни притеснять другого, ни оставлять его без помощи, ни обвинять его во лжи, ни относиться к нему с презрением, а богобоязненность скрыта здесь!”, — и посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, трижды указал (рукой) себе на грудь, после чего сказал: “Достаточно будет вреда тому человеку, который презирает своего брата в исламе, и для каждого мусульманина (должны быть) неприкосновенными жизнь, имущество и честь другого мусульманина!” — [Муслим, 2564].

Передают со слов Анаса ибн Малика, да будет доволен им Аллах, о том, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Откажитесь от ненависти по отношению друг к другу, не завидуйте друг другу, не поворачивайтесь спиной друг к другу, и будьте братьями, о рабы Аллаха! Не разрешается мусульманину покидать брата своего (на срок,) превышающий три дня!»

Этот хадис передали аль-Бухари 6076 и Муслим 2559.

Передают со слов Анаса, да будет доволен им Аллах, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Не уверует никто из вас до тех пор, пока не станет желать своему брату /в Исламе/ того же, чего желает самому себе».

Всевышний сказал:

«Воистину, среди вас есть такой, который задержится, и если вас постигнет несчастье, то он скажет: «Аллах оказал мне милость тем, что я не присутствовал рядом с ними». Если же вас постигнет милость от Аллаха, то он непременно скажет, словно между ним и вами никогда не было никакой дружбы: «Вот если бы я был вместе с ними и добился великого успеха!» (4:72-73)

И эти люди, которые задержались, не желали своим братьям-мусульманам того же, чего желают себе, скорее, если бы мусульмане пострадали, они бы обрадовались, а если бы преуспели, то они бы огорчились. Они желали, чтобы часть блага этого мира была и у них, или какое-то зло этого мира было отведено. Ведь они не любили Аллаха и Его Посланника, не желали успеха в будущей жизни, потому как если бы это было так, они бы полюбили своих братьев и то, что те имеют, и они страдали бы от того, что причиняет страдание их братьям. Что касается того, кто не радуется тому, что сделало мусульман счастливыми, и не печалится от того, что заставило их скорбеть, то он не из них.

Сообщается, что пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«В своем милосердии, любви и сочувствии по отношению друг к другу верующие подобны единому телу: когда одну из частей его поражает болезнь, все тело отзывается на это бессонницей и горячкой». Этот хадис передали аль-Бухари 6011 и Муслим 2586.

Передают со слов Абу Мусы, да будет доволен им Аллах, что (однажды) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Поистине, (в отношениях) друг с другом верующие подобны строению, отдельные части которого укрепляют друг друга», — и (,сказав это,) он переплёл между собой пальцы (своих рук). Этот хадис передали аль-Бухари 2446, Муслим 2585, ат-Тирмизи 1928, ан-Насаи 5/79, Ибн Хиббан 231, ат-Табарани в «Му’джам аль-Аусат» 6/35. См. «Сахих аль-джами’ ас-сагъир» 6654, «Сахих ан-Насаи» 2559, «Мушкилятуль-факър» 104.

Между завистью и скупостью

Жадность – это болезнь, близкая к скупости, а зависть хуже, чем скупость. Это связано с тем, что скряга только лишь воздерживается от расходования для других, а завистник ненавидит блага, дарованные другим. Может быть так, что человек ниже по уровню тех, кто помог бы ему достичь каких-то целей, но кроме этого он еще завидует и тем, кто находится с ним на одном уровне. Может быть и так, что человек жадный, но не завистливый. Вообще скупость является основой многим вещам, как сказал Всевышний Аллах:

«А те, которые жили в доме (Медине) и обрели веру до них, любят переселившихся к ним и не ощущают никакой нужды к тому, что даровано им. Они отдают им предпочтение перед собой, даже если они сами нуждаются. А те, кто уберегся от собственной скупости, являются преуспевшими». (59:9)

Передают со слов Джабира, да будет доволен им Аллах, о том, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал:

«Бойтесь несправедливости, ибо, поистине, несправедливость (обернётся густым) мраком в День воскресения, и бойтесь скупости, ибо, поистине, скупость погубила живших до вас, побудив их проливать кровь (друг друга) и позволять себе (делать то, что было) для них запретным». Этот хадис передали Ахмад 3/323, аль-Бухари в «аль-Адабуль-муфрад» 483 и Муслим 2578.

Сообщают, что Абдурахман ибн Ауф обходил дом Аллаха и постоянно повторял одну и ту же мольбу: "О мой Господь, убереги мою душу от скупости. О мой Господь, убереги мою душу от скупости". Когда его спросили: "Почему ты не обращаешься с другими молитвами?", он ответил: "Если я уберегу свою душу от скупости, то преуспею".

И зависть, и скупость обязательно приводят к притеснению…

Наши рекомендации