Глава вторая: зависть -- это болезнь сердца
Некоторые люди говорили, объясняя значение слова «зависть»:
«Зависть (хасад) - это недовольство, которое постигает кого-то из-за знания о хорошем состоянии и богатстве другого».
Поэтому в соответствии с этим невозможно, чтобы человек, которому даровано благо, ревновал кого-то, кто имеет нечто подобное, потому что этот человек имеет это благо и привык к нему.
Группа людей сказала: «Это желание избавить кого-то, кому завидуют, от блага, даже если тот, кто завидует, не станет обладать им».
Это отличается от другого вида зависти, который также относится к желанию обладать благом, которое у кого-то есть, но без желания лишить его этого блага.
Типы зависти
Строго говоря, зависть (хасад) - это ненависть и неприятие хорошего состояния того, кому завидуют.
Вообще зависть бывает двух типов:
1) Неограниченная неприязнь к благу, дарованному кому-то. Это тип ревности, который заслуживает порицания, потому что тому, кто испытывает подобную ненависть, в сердце причиняется боль, и от потери другим человеком своего блага он получит удовлетворение просто потому, что из его сердца уйдет эта боль. Но эта боль не удаляется на самом деле, кроме как если человек постоянно и непрерывно переполняется завистью. Ведь затем с каждым разом зависть становится серьезней и серьезней, ведь тот человек, которому завидовали, и кто потерял какое-то благо, может снова вернуть его, и тогда зависть по отношению к нему снова вспыхнет.
Вот почему было сказано: «Это желание, чтобы тот, кому завидуют, потерял свое благо».
Ибо действительно тот, кто желает благо, дарованное другим, любит видеть, как другие его теряют.
2) Второй вид (гъибт), когда человеку не нравится превосходство другого, и он хочет быть таким, как он. Это ревность, о которой было сказано:
«Сообщается от ибн Мас’уда, да будет им доволен Аллах, что он сказал: «Сказал Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха: «Нет зависти, кроме как в двух вещах: Человек, которому Всевышний Аллах даровал имущество, и он расходовал его по праву, и человек, которому Аллах даровал мудрость, и он руководствуется ею и обучает ей других». См. Бухари, Муслим».
Так что Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) запретил зависть, за исключением двух случаев, которые подходят под определение «гъибт», что означает, что человек любит состояние кого-то другого и ему не нравится, что этот человек превосходит его (без желания, чтобы тот человек потерял свое состояние).
Поэтому, если спросят: «Почему это называется завистью?», следует ответить, что в данном случае отправной точкой будет то, что человеку не хочется, чтобы другой человек был выше его по положению перед Аллахом. Так что, когда речь идет не о материальных условиях людей, то это не та порицаемая зависть. Вот почему человечество сталкивалось с таким видом зависти, которое так же называется «состязание», потому как люди состязаются в достижении одного желаемого, они пытаются достичь одного и того же блага. Причина их попытки – неприятие каждым того, что кто-то другой, вместо них, это получит.
Подобно как любой из соперников не любит, что другие опережали его.
Соревнование не считается порицаемым в основе, скорее, оно достойно похвалы, если люди соревнуются в праведности, как сказал Всевышний Аллах, перечисляя райские блага:
«Пусть же ради этого состязаются состязающиеся!» (83:26)
Таким образом, было приказано состязаться за блага вечные и не соревноваться в благах этой жизни. Это полностью согласуется с хадисом Пророка (да благословит его Аллах и приветствует) о запрете зависти, за исключением того, кто получил знание и действует в соответствии с ним, и кто обрел богатство и тратит его на пути Аллаха. Что касается того, кто обрел знание, но не стал действовать в соответствии с ним, или получил богатство, но не тратит его на пути Аллаха, то такому не следует завидовать, и пусть он не обольщается своим положением, потому как нет в нем блага и велика вероятность, что он понесет наказание. Допустима также зависть тому, на кого была возложена какая-либо ответственность, он выполняет ее со знанием и справедливостью и оправдывает доверие среди людей Корана и Сунны. Положение такого человека высоко, но приходит это только после большого количества усилий («джихад» -- как перевели некоторые, «наивысшее усердие» -- прим. переводчика). То же самое касается муджахидов на пути Аллаха. Но души не завидуют тому, кто находится в трудности, и поэтому Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) даже не упоминал об этом, хотя муджахиды, сражающиеся на пути Аллаха, превосходят тех, кто тратит средства.
Для расходующего и для обучающего нет физических врагов в этом мире, а если бы у них были враги, против которых им необходимо было бы вести джихад, то их положение было бы выше, чем то положение, которое они имеют без сражения с врагом. Точно так же Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не упомянул того, кто молится, постится и совершает паломничество, потому как люди не видят ощутимой, материальной выгоды от действий этих людей, в отличие, например, от расходующего свое имущество.